12:30 28.02.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Борис Грызлов: Российская политическая система должна отвечать отечественным традициям

Борис Грызлов: Российская политическая система должна отвечать отечественным традициям
Председатель партии "Единая Россия", Председатель Государственной Думы Борис Грызлов:

- - свидетельство того, что уже далеко позади этап, на котором преимущественно решались задачи латания дыр. Благодаря взвешенному и последовательному курсу государство обеспечило социально-экономическую стабильность, и сейчас пришло время для долгосрочной стратегии.

Сам факт появления такой темы в повестке дня - о стратегии развития России до 2020 года - доказывает, что Россия вышла на вектор устойчивого развития. Сегодня мы можем заглянуть на двенадцать и даже больше лет вперед, можем намечать самые амбициозные задачи. Причем есть все основания утверждать, что они не останутся благими пожеланиями, а будут действительно реализованы - в полном объеме и в срок.

Очевидно, что будет успешной только в том случае, если станет основой и для организации деятельности всех органов государственной власти, и для консолидации общества в решении общенациональных задач.

Сегодня мы уже можем здесь опереться на накопленный опыт - в частности, на результаты шести общероссийских конференций, проведенных во всех федеральных округах в январе-феврале 2008 года партией "Единая Россия" на базе Центра социально-консервативной политики. Тем самым предложен эффективный и опробованный на практике механизм широкого обсуждения в российском обществе планов развития страны, ее будущего.

В выступлении на Госсовете Президент обозначил главные приоритеты, поставил ряд важнейших целевых ориентиров. Это - общие контуры стратегии, которую предстоит наполнить живым содержанием, включая выработку "пошагового плана" по всем направлениям развития.

Жить без планирования - это слишком дорогое и сомнительное удовольствие для страны. Но нам нужен не советский план, который ставил бумажные показатели выше реального качества жизни. Нам необходимо планирование, основанное на экспертном анализе тенденций и рисков, на качественном прогнозе, на знании реальных потребностей и возможностей страны, общества, человека.

Говоря о предстоящем двенадцатилетнем периоде, для оптимизации планирования и контроля, думаю, что целесообразно было бы выделять условные этапы в разработке и реализации пошаговых программ в каждой сфере. В качестве таких этапов можно предложить, допустим, три четырехлетних периода - три четырехлетки. Помимо разбивки на временные этапы в структуре "Стратегии-2020" должны быть отражены следующие элементы - собственно долгосрочные цели, сформулированные Президентом; задачи и промежуточные целевые показатели; конкретные проекты и мероприятия.

Уже сегодня важно обсудить вопросы, как будет координироваться разработка долгосрочной стратегии, ее реализация и контроль за ходом ее реализации. Стратегическое планирование и управление - это амбициозная задача, и поэтому, особенно на первых порах, может потребоваться "ежедневная настройка", которая бы обеспечила последовательность работы, ее опору на достижения восьми прошедших лет.
В целом же разработка стратегии, которую в последующем должно утвердить Правительство России, может осуществляться по ряду ключевых направлений.

    I. Реализация человеческого потенциала ("Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной").
Президент не случайно поставил на первое место в своем выступлении задачу реализации человеческого потенциала. Именно эта задача является фундаментальной для развития страны по всем направлениям. Перейти от сырьевой экономики к экономике знаний возможно лишь в том случае, если в центре внимания государства будет человек.

С началом национальных проектов найден механизм развития социальной сферы. Да, пока нельзя сказать, что этот механизм работает без проблем. Но национальные проекты оказались намного более эффективными, чем более ранние попытки преобразований. Не в последнюю очередь благодаря тому, что было подчеркнуто: развитие человеческого потенциала - та задача, которой обязаны заниматься органы власти всех уровней.

Национальные проекты и расширяются, и получают продолжение. Депутаты уже обеспечили финансированием Фонд содействия реформированию ЖКХ, призванный решить проблему ветхого и аварийного жилья. Все эти механизмы должны стать неотъемлемой частью стратегии - причем проблему массового проживания людей в аварийном жилье мы способны решить не в долгосрочной перспективе, а гораздо раньше.

В стратегии должна найти отражение такая тема, как стандарты жизни граждан России. Убежден, что главные инструменты здесь - обеспечение достойных зарплат тем, кто трудится, в том числе через реализацию программы легализации заработных плат; а также достойных пенсий и пособий тем, кто не работает в силу своего возраста или по другим объективным причинам. Сохранение такого явления, как массовая бедность, - это крайне опасная угроза для будущего России. Уже потому, что она ставит под вопрос главную задачу государства - обеспечить достойную жизнь своим гражданам.

В этой связи важно, что на сегодняшнем этапе мы говорим не просто об уровне жизни, измеряемом рублями зарплаты, а о качестве жизни. То есть об обеспечении качества товаров, качества услуг - тех же услуг ЖКХ. Безусловно, о качестве окружающей среды. Выступление Президента о стратегии развития России до 2020 года прозвучало вскоре после заседания Совета безопасности, посвященного вопросам экологической безопасности. Россия не может и не должна жертвовать качеством окружающей среды ради роста производства. Государство обязано думать не только о наполнении бюджета, но и о качестве жизни граждан. Для меня, как лидера партии "Единая Россия", крайне важно, что наша партия уже имеет конкретные инициативы и необходимый опыт работы в этой сфере - это один из результатов реализации проекта "Чистая вода" и других партийных проектов.

Важно осознавать и верно оценивать имеющиеся возможности, не преуменьшая их. Например, увеличение средней продолжительности жизни в России кому-то может показаться невыполнимой задачей. Но эта комплексная задача должна быть разложена на ряд направлений, у которых есть четкие показатели, - и прогнозные, и плановые. Среди них - сокращение смертности за счет высокотехнологичной медицинской помощи, открытие таких центров уже приносит свой результат. Среди них - улучшение качества питьевой воды. Среди них - сокращение смертных случаев в ДТП и по причине травм на производстве. Здесь механизмы действий тоже достаточно ясны. То есть исполнение даже сложных задач может и должно быть поставлено под контроль как государства, так и общества. Определяющий фактор - это не уровень сложности задачи, а знание, как ее решать, четко поставленные цели и показатели.

Важно, чтобы такие показатели стратегии не превращались в какую-то систему палочной отчетности. Такая палочная система может только загубить дело. Контролируя достижение обозначенных показателей, никогда нельзя забывать, ради чего идет работа. Если об этом забыть, то, например, модернизация системы высшего образования, использование международного опыта развития университетов приведут просто к продолжению "утечки мозгов". Но России нужно готовить молодых специалистов не для того, чтобы тут же и навсегда отправить их за рубеж. Поэтому всегда надо помнить о том, что модернизация системы образования требует одновременных изменений и в промышленной политике, и во многих других областях.

Мы добьемся успеха, если объединим усилия специалистов, работающих в разных сферах. Производство не должно развиваться отдельно от науки, отдельно от образования. И когда эти усилия будут объединены, все мы поймем, что возможностей у России намного больше, чем может показаться на первый взгляд.

Задача реализации человеческого потенциала, безусловно, особая задача. Она требует активного участия не только власти, но и всего общества, каждого гражданина России. Государство, совместно с различными общественными силами, политическими партиями, институтами гражданского общества обязано стимулировать стремление людей к образованию, к занятию спортом, к заботе о своем здоровье. Не хочу сказать, что все эти вопросы должны быть переложены на плечи каждого отдельного человека по принципу "каждый за себя" - это как раз неподходящий принцип, и я против него. Но без активного общественного участия результаты развития страны будут намного скромнее, чем могли бы быть.

Я убежден, что в центре внимания должна быть российская семья. К сожалению, не скажешь, что семейные ценности сегодня не нуждаются в пропаганде. Как раз нуждаются и в пропаганде, и в поддержке государства. Однако при такой поддержке потенциал российской семьи, ее роль в обеспечении устойчивого развития общества раскрывается, достаточно взглянуть на рост числа усыновлений в российских семьях в последнее время. Это обнадеживает, и становится очевидным, что все те меры - налоговые льготы, поддержка жилищного строительства, в том числе малоэтажного, - которые уже предложены к включению в пошаговый план, обязательно дадут эффект.

Когда мы говорим о семье, о человеческом потенциале, о потенциале российского общества, мы говорим не об обществе без корней. Мы, граждане России, добьемся успеха лишь в том случае, если будем опираться на богатейшую национальную культуру, на великую историю своей страны. Россия должна остаться Россией, чтобы занимать достойное место в мире.

На примере социальной сферы необходимость государственного планирования, необходимость долгосрочной стратегии, пошагового плана очевидны. При этом, повторю и подчеркну, развитие социальной сферы невозможно рассматривать изолированно от экономического развития.

    II. Инновационная экономика ("... вхождение России в число мировых технологических лидеров").
Будущее России в XXI веке - за новыми технологиями. Нам необходим переход от сырьевой экономики к экономике знаний, стимулирование внедрения инноваций, кадровое обеспечение процессов развития. И обеспечить это нам удастся не через декларации, а действуя прагматично и последовательно, исходя из реальной ситуации в каждой отрасли, в том числе реализуя национальную промышленную политику.

Для инновационного развития, которое во многом будет обеспечиваться бизнесом, требуются внятные и существенные стимулы. В первую очередь - в налогообложении. Президент обозначил задачу снижения налоговой нагрузки - например, в части унификации и снижения ставки НДС. И в целом необходимо таким образом подходить к развитию российской налоговой системы, чтобы она не просто позволяла, а подталкивала предприятия к переходу на новые технологии. Кроме того, нужно наращивать наш научный потенциал - тогда спрос на новые, наукоемкие технологии будет удовлетворяться не зарубежными, а отечественными разработками.

В модернизации налоговой системы на инновационных принципах, в увеличении вложений в науку и НИОКР, в создании всех условий для честной конкуренции, а также в обеспечении достойных условий труда для работников - ключ к решению задачи кардинального повышения производительности труда.

Если говорить об отдельных отраслях, то в качестве примера приведу энергетику. Здесь необходимость постановки долгосрочных задач особенно очевидна. Понятно, что нефть, уголь, газ еще долго будут основными энергетическими ресурсами. И это, безусловно, наше важнейшее конкурентное преимущество. Но уже сегодня, заглядывая в будущее, мы должны ставить задачи по развитию альтернативной энергетики, проявлять внимание к технологиям, основанным на возобновляемых ресурсах и обеспечивающим экономию энергии. Напомню также, что программа развития российской атомной отрасли уже рассчитывается исходя из двенадцатилетнего срока, - за это время предстоит построить 26 новых блоков, основанных на самых современных технологиях.

    III. Новые требования к государственному управлению ("Чертами завтрашней системы госуправления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперед, следование общей идеологии развития страны... ").
При всей значимости задач консолидации общества, повышении активности и контроля со стороны общественных организаций, признании большой роли бизнеса нужно понимать, что в российских условиях государственный аппарат - это главный инструмент реализации "Стратегии-2020". И требования к нему - особые.

Отсюда вытекают первоочередность и крайняя актуальность борьбы с коррупцией. В этом направлении многое сделано - мы присоединились к ряду международных антикоррупционных документов, есть примеры привлечения к ответственности чиновников, в том числе высокого ранга. Но коррупция - комплексная проблема, и бороться с ней нужно по всем направлениям и на всех уровнях - от федерального до бытового. Поэтому мы продолжим укреплять антикоррупционное законодательство, поэтому мы инициируем разработку национальной программы противодействия коррупции, предполагающей в том числе жесткую регламентацию обязанностей каждого должностного лица.

Одновременно необходимо создавать стимулы для добросовестных госслужащих, проводить целенаправленную кадровую работу, повышать уровень материального обеспечения работников государственного аппарата и всей бюджетной сферы.

    IV. Эффективная региональная политика ("... обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации... ").
Целеполагание, планирование нужно не только для страны в целом, но и для отраслей экономики. Мы считаем, что стратегии по ключевым отраслям могут приниматься в форме федеральных законов. И у нас уже есть такой опыт. Мы добились принятия закона о сельском хозяйстве, в соответствии с которым реализуется пятилетняя программа его развития. Мы создали федеральными законами ряд отраслевых корпораций, тем самым сконцентрировав наши ресурсы и возможности на этих направлениях.

Развитие отраслей нужно сочетать с задачами развития территорий. Сочетание отраслевого и территориального планирования обеспечит гармоничное, устойчивое развитие страны по всем регионам. Сейчас пока отрасли развиваются отдельно, регионы - отдельно. И взаимное влияние этих задач и программ минимально. Отрасли страны и ее регионы - единый организм, который называется - Россия. И развиваться она должна как единый организм.

Кроме того, опыт разработки стратегий развития есть у субъектов Федерации, но территории не должны быть изолированы друг от друга, и Минрегионразвития готовит стратегии для макрорегионов. Для нашей страны необходимы именно межрегиональные программы, дающие наибольший экономический эффект. Новые центры развития в Поволжье, на Урале, на Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, о которых говорил Президент, будут работать не только на себя. Они будут работать на всю нашу страну, на благо каждого гражданина России. Все это позволяет выйти на комплексную программу территориально-отраслевого развития страны в рамках долгосрочной стратегии.

Еще один важный вопрос. Я убежден, что субъектам Федерации необходимы стимулы для постепенного - пошагового - отказа от существующей дотационности. В выполнении своих полномочий регионы должны стремиться к самодостаточности. Эту задачу, конечно, не решить к завтрашнему дню, но это задача, которая должна быть поставлена перед собой самими субъектами Федерации. И каждый значимый шаг в этом направлении - будь то сокращение бюрократического аппарата и расходов на него или успехи в привлечении инвестиций - заслуживает поддержки со стороны федерального Центра. Региональная инициатива крайне важна и с точки зрения диверсификации экономики. Это именно та задача, для решения которой будут особенно востребованы возможности малого и среднего бизнеса.

    V. Развитие политической системы ("... политические партии обязаны сознавать огромную ответственность за будущее России, единство нации, за стабильность развития нашей страны").
Сам факт вынесения на широкое общественное обсуждение "Стратегии-2020" доказывает, что время кулуарного принятия государственных решений больше не вернется, - каждый человек, все институты гражданского общества, политические партии должны увидеть свою сопричастность к определению будущего своей страны, должны иметь реальную возможность внести свои вклад в эту работу.

Особая роль в определении стратегии принадлежит политическим партиям. Это важный инструмент контроля, источник новых идей, новых форм работы на всех уровнях - от федерального до местного.

Задачи развития партийной системы не получится решить "сверху". Государство - через принятие законов - может лишь содействовать процессу. Успех же здесь зависит от гражданской активности, от желания и способности к саморазвитию, от готовности к диалогу с избирателями.

"Единая Россия" как крупнейшая партия страны и партия парламентского большинства уже внедряет новые формы работы. В том числе это программа формирования кадрового резерва, это "праймериз", это предложения к стратегии развития, которые обсуждаются на наших дискуссионных площадках.

Характер российской многопартийной системы определят несколько крупных партий. При этом итоги выборов, логика развития России показывают, что будущее есть лишь у тех партий, которые, во-первых, способны предлагать адекватные и реалистичные программы, во-вторых, стоят на патриотических позициях, опираются на исторические ценности нашего многонационального народа, на богатейшее духовное и культурное наследие России. Я убежден, что российская политическая система должна в полной мере отвечать отечественным традициям и строиться исходя из них.

    VI. Внешняя политика и безопасность ("... самостоятельная, прагматичная и ответственная политика позволит прочно закрепить за Россией международный авторитет надежного и добросовестного партнера").
Стратегия России - это и ответ на глобальные вызовы и угрозы. На примере событий вокруг Косова видно, что во многих странах может возобладать совсем иной подход - с позиции силы, не считающейся с международным правом. Это не просто прецедент признания самопровозглашения, это прецедент нарушения тех принципов, которые способны сохранить международную стабильность. Россия сделает все возможное, чтобы предотвратить продолжение игры без правил, но мы обязаны быть готовыми к тому, что ряд наших партнеров и конкурентов будут и впредь считать такую игру допустимой и выгодной для себя.

Мы видим Россию одним из мировых лидеров, поэтому комплексная стратегия развития должна строиться на анализе глобальных вызовов и угроз. На приоритеты стратегии должна опираться и внешняя политика, выстраивание отношений с единомышленниками и союзниками, прежде всего среди наших соседей. Россия способна объединять вокруг себя страны, заинтересованные в стабильном международном развитии, в более безопасном и устойчивом мире.

А мир в свою очередь объективно заинтересован в России, ставящей задачи на долгосрочную перспективу. Именно такой подход, сформулированный Президентом, положен в основу развития России XXI века.

"Парламентская газета",
28.02.2008


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме