20:30 01.02.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Владимир Путин и Дмитрий Медведев обсудили принципы оптимизации образовательных расходов

Владимир Путин и Дмитрий Медведев обсудили принципы оптимизации образовательных расходов
1 февраля в Новочеркасске под председательством Президента России Владимира Путина прошло первое заседание Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. На заседании обсуждались проблемы дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Президент России Владимир Путин ставит задачу перед местными органами повысить качество дошкольного и дополнительного образования. "Сегодня на первом заседании нашего совета разговор пойдет о развитии на местах сферы образования, и, прежде всего, о повышении качества дошкольного и общего дополнительного образования", - сказал Владимир Путин, открывая заседание Совета.

"Поставленные здесь задачи касаются не только образовательной политики, но и направлены на решение демографических проблем. И мы рассмотрим вопросы работы школ, детских садов и яслей, домов детского творчества и спортивных клубов, - сказал он. - С деятельностью этих учреждений связана жизнь значительного числа наших граждан. В них идет образование и воспитание наших детей. Они являются наиболее массовыми и действительно базовыми для всей сферы образования".

Владимир Путин отметил, что "в России сегодня 57,7 тысяч образовательных школ, в которых учатся более 14 млн российских детей и преподают почти полтора миллиона учителей". "Кроме того, по дошкольным программам работает более 48 тысяч учреждений. Число воспитанников в них ежегодно увеличивается и составляет сейчас 5,4 млн детей", - сказал он. По его словам, "в рамках системы дополнительного образования почти 11 млн детей постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, спортом и другими видами развивающей деятельности".

Президент отметил, что "вопросы организации работы всех этих учреждений находятся преимущественно в ведении местных органов власти". Он подчеркнул, что "здесь есть целый ряд нерешенных вопросов". Глава государства убежден, что "больше должна быть зарплата воспитателей и преподавателей". "Более рациональной по своей структуре сеть учреждений, выше должно быть и качество образовательных услуг, а их номенклатура - более современной, соответствующей интересам наших граждан", - отметил он.

По оценке Президента, "в последние годы удалось несколько продвинуться" в этих вопросах, создав ряд правовых, материальных и финансовых предпосылок. "Во-первых, в результате реализации нацпроекта "Образование" господдержку получили и учреждения, и педагоги, внедряющие современные инновационные технологии обучения", - констатировал он. "По данным экспертов, в результате проектных мер в целом по стране ощутимо улучшились условия обучения около 6 млн учащихся в 15 тысячах государственных и муниципальных школах. Все российские школы компьютеризированы и подключены к сети Интернет. Увеличился парк школьных автобусов", - отметил Владимир Путин.

"Во-вторых, в отрасли начались действительно системные изменения. На территории 21 субъекта уже идут пилотные проекты комплексной модернизации сферы образования. Они позволили улучшить материально-техническую базу учреждений и повысить зарплаты учителям. В итоге, в них улучшилось качество образовательных услуг", - сказал Президент.

Третьим позитивным фактором Владимир Путин назвал то обстоятельство, что "существенно улучшилось и само местное самоуправление". "Совершествуется правовая база работы, создаются стимулы для развития муниципального хозяйства. Увеличилось, к тому же, численность муниципальных служащих. Сегодня в местных органах работает более 320 тысяч человек", - отметил Президент. По его мнению, "это серьезный кадровый потенциал и муниципалитетам надо добиваться большей результативности в осуществлении своих полномочий".

Владимир Путин считает, что "прежде всего, местным органам нужно повысить эффективность бюджетных расходов на цели образовательной политики". "В этом - реальные резервы и для развития сети образовательных учреждений, и для повышения оплаты труда работников образования".

Кандидат в Президенты РФ, первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев заявил на заседании Совета, что власти намерены и впредь проводить меры по повышению эффективности расходования государственных и муниципальных средств на образование. "Мы будем принимать меры по повышению эффективности расходования средств в образовании", - заявил он. По словам Дмитрия Медведева, государство будет руководствоваться двумя принципами. "Во-первых, речь ни в коем случае не должна идти о каком-либо снижении, а тем более изъятии объемов финансирования на цели образования", - подчеркнул он. "Средства, от оптимизации расходов не должны отниматься, а должны направляться на зарплату учителям", - считает Медведев. "Во-вторых, надо создавать особые стимулы для оптимизации расходов", - сказал он.

Дмитрий Медведев констатировал беспрецедентный объем средств, выделенных на образование в России. "Мы на образование тратим по стране очень значительные средства - в 2008-2009 годах совокупные расходы на образование в стране составят существенно больше двух триллионов рублей", - заявил он. Он отметил, что в эту цифру входят и федеральные, и региональные, и муниципальные расходы, а также частные вложения.

"Здесь есть что оптимизировать, и есть в чем наводить порядок: по нашим оценкам, общие неэффективные расходы, выделяемые в рамках тех расходов, которые осуществляются по школьному, дошкольному и дополнительному образованию, составляют до одной трети", - заявил Дмитрий Медведев.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев обнародовал пакет принципов оптимизации расходов регионов в сфере образования.

"Хотел бы несколько слов сказать на тему эффективности расходов в сфере школьного, дошкольного и дополнительного образования",- сказал первый вице-премьер. "Это проблема, откровенно говоря, актуальна для всей социальной сферы в целом, но хотел бы заметить, что вообще-то мы уже реально на образование тратим по стране очень значительные средства. Давайте вдумаемся: в 2008, 2009 году совокупные расходы на образование в стране, совокупные - федеральные, региональные, муниципальные и частные, составят существенно больше 2 триллионов рублей",- отметил он.

По словам Медведева, "еще 5 лет назад об этом и помыслить было невозможно. Поэтому здесь есть, что оптимизировать, есть в чем наводить порядок". "По нашим оценкам, общие неэффективные расходы, выделяемые в рамках тех расходов, которые осуществляются по школьному, дошкольному и дополнительному образованию, достигают одной трети",- утверждал он, уточнив, что "это та цифра, которой мы можем оперировать".

Признав тут же, что "за последнее время было кое-что сделано в рамках национального проекта и такие точечные меры сработали", Медведев вернулся к тревожащим моментам. "При общем увеличении расходов на образование в ряде случаев происходит уменьшение расходов на развитие самой сети (образовательной), на развитие материально-технического оснащения, на развитие кабинетов, то есть собственно той базы, на которой происходит подготовка специалистов",- отметил он.

Поэтому, сказал он, "вопросы оптимизации расходов выходят на передний план" и назвал пять принципов этой оптимизации.

"Первое,- сказал он, - совершенно очевидно, что выгоды от оптимизации, то есть средства от оптимизации не должны отниматься, а должны именно идти на развитие образования, на заработную плату учителям, на поддержку самой сети". Только в этом случае,- полагает первый вице-премьер, "эта мера сработает". Кроме того, добавил он, нужно "подтянуть средний уровень зарплат, которую получают работники в социальной сфере, до среднего уровня заработной платы в регионе".

Второй принцип, по Медведеву, "это создание особых стимулов для оптимизации расходов". "Если мы такие стимулы для школ, для детских дошкольных учреждений, и собственно для воспитателей и педагогов не дадим, то наши попытки каким-то образом упорядочить эту работу, обречены на провал".

Далее он предложил решительнее распространять по стране опыт передовых проектов модернизации. "Основные позиции, которые были подготовлены, все методические рекомендации мы должны шире внедрять и в других территориях, и в других муниципалитетах", - считает Дмитрий Медведев. "У нас было по сути три совсем продвинутых региона, которые с самого начала рассматривались как модельные - это Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область - в которых проходят комплексные проекты и все остальные". "Вот нам нужно выдвигаться ко всем остальным",- считает он.

"Еще одна позиция, очень важная, еще один принцип - это принцип повышения квалификации, непрерывного повышения квалификации всех педагогов, всех воспитателей, которые работают в дошкольной, школьной сети и в сети детских учреждений дополнительного образования",- сказал Медведев. "Мы понимаем, что дополнительные деньги должны приходить к лучшим", - пояснил он.

Пятым принципом Медведев назвал "использование различных моделей в системе дошкольного и школьного образования". "Очень отрадно",- сказал он ссылаясь на выступления участников совета, что "ряд институтов, которые еще некоторое время назад у нас просто рассматривались как бумажные, неработающие организационно-правовые модели, сегодня заработали". "Поэтому и автономные некоммерческие организации, автономные учреждения должны занять свое достойное место при подготовке новой, более оптимизированной систему работы в школьном и дошкольном образовании",- заявил он. И добавил, что не исключает "появление еще одного института - такого как целевой капитал". Этот институт, полагает он, "может быть более крупный, более сложный /одной школы/, но если мы возьмем, допустим, несколько школ, то можно создавать и межшкольные фонды целевого капитала, куда будут вноситься денежные средства, в том числе выпускниками этих школ".

"Мы знаем с вами, что использование этих средств не облагается налогом для самих образовательных учреждений и может послужить достаточно неплохой основой для развития школьной сети",- отметил Медведев. "Эти пять позиций, как мне представляется, могли бы быть положены в основу оптимизации работы по расходам в сети школьного, дошкольного и дополнительного образования",- резюмировал он.

Дмитрий Медведев сообщил, что на программу обеспечения качественного питания школьников за два года планируется выделить не менее 3 млрд рублей. " Вся эта программа будет направлена на обеспечения качественным питанием более 400 тыс. школьников", - заявил он.

Первый вице-премьер сообщил, что накануне были подведены итоги конкурса, касающегося экспериментов в отношении школьного питания. Из 37 регионов, подавших заявки на участие в конкурсе, 14 регионов признаны победителями, сказал Дмитрий Медведев. В их числе он назвал Татарстан, Тамбовскую область, Санкт-Петербург, Калужскую область, Ставропольский край, Оренбургскую область, Алтайский край, Кемеровскую область, Краснодарский край, Липецкую, Ростовскую, Калининградскую области, Красноярский край, Пензенскую область.

"Эти регионы будут получать дополнительную финансовую подпитку как за счет средств федерального бюджета - на два года мы запланировали 1 млрд рублей федеральных средств. И не менее 2 млрд это другие инвестиции -муниципальные, региональные и частные", - сказал Медведев.

Он сообщил, что на основе программы будет проведена реконструкция и замена оборудования столовых, пищеблоков, строительство школьных базовых столовых и современных комбинатов питания.

Справка

Указ о создании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления был подписан Владимиром Путиным 2 ноября 2007 года. Согласно положению, Совет является совещательным органом при Президенте.

Основными задачами Совета являются: подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений ее реализации; рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований; рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам местного самоуправления.

Для решения возложенных на него задач Совет имеет право запрашивать необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных и научных организаций; приглашать на свои заседания должностных лиц всех уровней власти, а также пользоваться банками данных администрации президента РФ и органов власти от федерального уровня до муниципального.

Совет состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.

Председателем Совета является президент РФ Владимир Путин, президиум Совета возглавляет председатель правительства Виктор Зубков.

Состав Совета и его президиума утверждается Президентом РФ. В федеральную часть Совета входят, в частности, руководитель администрации президента РФ Сергей Собянин, министр регионального развития Дмитрий Козак, ряд членов Совета Федерации, Госдумы, Общественной палаты. В региональную часть входят губернаторы ряда российских областей, в муниципальную - главы городских и сельских администраций.

Согласно Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В частности, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения.

Сегодня на территории России насчитывается более 24 тысяч муниципальных образований.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме