15:30 31.01.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Михаил Гришанков: Подготовлено решительное наступление на коррупцию

Михаил Гришанков: Подготовлено решительное наступление на коррупцию
Несколько лет назад Владимир Владимирович Путин объявил, что борьба с коррупцией станет одним из важнейших направлений его деятельности как Президента России. Сегодня можно констатировать, что за прошедшее время Россией предприняты шаги, реализация которых создаст надежный плацдарм для решительного наступления на коррупцию. Какие это шаги?

Первое.

В 2006 году Россией ратифицированы важнейшие международные документы антикоррупционного характера – Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Хотелось бы отметить, что среди членов большой восьмерки Россия оказалась третьим государством, которая ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции (после Франции и Великобритании).

Ратификацией этих договоров Россия подтвердила политическую волю к борьбе с этим злом и взяла на себя обязательства в сжатые сроки принять конкретные меры правового и организационного характера, чтобы соответствовать весьма жестким требованиям обеих конвенций.

С 1 февраля 2007 года Российская Федерация стала полноправным членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО). В марте 2007 года была сформирована делегация России в ГРЕКО. Начиная с 32-го Пленарного заседания ГРЕКО Россия постоянно участвует в работе данного международного органа. В конце октября Российская Федерация направила в ГРЕКО развернутый доклад, содержащий подробные ответы на вопросники ГРЕКО I и II раундов.

Хотелось бы подчеркнуть, что процесс присоединения России к международному сотрудничеству в сфере противодействия коррупции будет продолжен.

Второе и главное.

После ратификации конвенций Указом Президента была создана межведомственная рабочая группа под руководством помощника Президента Виктора Петровича Иванова, которая в сжатые сроки подготовила пакет предложений, направленных на существенное усиление нашего антикоррупционного законодательства. Многие из них уже прописаны в проекте Федерального закона "О противодействии коррупции". Такого закона с нетерпением ждет все наше общество. Его принятие будет иметь огромное политическое и социальное значение.

Впервые в отдельном специальном законодательном акте будут закреплены правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации, раскрываются такие ключевые понятия, как "коррупция", "коррупционное правонарушение", "противодействие коррупции", излагаются основные принципы противодействия коррупции (необходимо подчеркнуть, что главными из них признаются безусловное обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также принципы неукоснительного соблюдения законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений).

В проекте закона коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, указывается на сущностный признак коррупции – незаконное использование публичным должностным лицом своего властного или служебного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица. Прописанное в проекте закона определение коррупции согласуется с определением коррупции, содержащемся в международных антикоррупционных конвенциях.

В современных условиях коррупция вызывает в нашем обществе обоснованную тревогу, формирует недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и в связи с этим справедливо рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Новаторскими положениями являются нормы, предусматривающие проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции и постоянное совершенствование системы и структуры государственных органов, включая создание механизмов общественного контроля над их деятельностью.

Исключительно важным является также зафиксированное в законопроекте "О противодействии коррупции" положение об образовании отдельного органа, уполномоченного на решение задач в сфере предупреждения, профилактики и противодействия коррупции в России, что отвечает нормам и Конвенции ООН против коррупции, и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Предполагается, что в число его задач, в частности, войдёт:
  • проведение единой государственной политики в области обеспечения противодействия коррупции;

  • осуществление контроля и координации деятельности по противодействию коррупции федеральных, региональных и местных органах исполнительной власти, выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции;

  • организация и координация разработки федеральных, региональных и внутриведомственных антикоррупционных программ и контролирует их выполнение.
Независимость этого органа предполагается обеспечить его подчинением непосредственно Президенту России.

Прописанная в законопроекте система мер противодействия коррупции строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных, в частности, на создание в государственной и муниципальной службе "атмосферы невыгодности" коррупционного поведения. Поэтому основной акцент в проекте сделан на комплекс мер предупредительного, профилактического характера.

В этом разделе важнейшими представляются такие меры, как:
  • введение обязательного декларирования должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членами его семьи;

  • введение обязательного контроля за сделками и финансовыми операциями не только должностных лиц, но и членов их семей;

  • обеспечение прозрачности, конкуренции и объективности при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Важным моментом является предоставление гарантий неприкосновенности лицам, оказывающим содействие в противодействии коррупции. Предполагается закрепить законодательно норму, в соответствии с которой лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства.

Серьёзным фактором в предупреждении и профилактики коррупции может стать введение в практику антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов с цель выявления и устранения коррупциогенных положений. В пилотном режиме институт антикоррупционной экспертизы уже прошёл апробацию в Государственной Думе РФ и подтвердил свою эффективность.

Проект закона "О противодействии коррупции" вводит трёхлетний мораторий на трудоустройство служащего после увольнения с государственной службы в организации, отдельные функции управления которыми входили ранее в должностные обязанности уволившегося.

Также впервые устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные работниками юридических лиц и самими юридическими лицами, вплоть до конфискации их имущества и ликвидации последних. Среди прочего, данные административные нормы направлены на выполнение международных обязательств Российской Федерации об установлении ответственности юридических лиц за коррупцию.

В соответствии с проектом планируется также внести комплекс взаимоувязанных изменений в целый ряд федеральных законов. Эти изменения коснутся уточнения требований к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, депутатам законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, членам избирательных комиссий, Председателю, заместителю Председателя и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации и служащим Банка России.

Уголовный кодекс Российской Федерации планируется дополнить некоторыми положениями, направленными на устранение выявленных пробелов в правовом регулировании конфискации имущества, а также в целях уточнения понятия "лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации", усиления санкций за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации будет дополнен положениями, закрепляющими в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации уголовную ответственность за коррупцию иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций.

Подытоживая сказанное, хотел бы отметить, что за прошедший год Межведомственная рабочая группа превратилась в мощный механизм мобилизации политических, интеллектуальных и организационных ресурсов государства как на совершенствование нашего антикоррупционного законодательства, так и в целом – на формирование всеобъемлющей и эффективной системы предупреждения и противодействия коррупции.

Михаил Гришанков
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности,
глава комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции



Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме