15:30 31.01.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Михаил Гришанков: Подготовлено решительное наступление на коррупцию
Первое.
В 2006 году Россией ратифицированы важнейшие международные документы антикоррупционного характера – Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Хотелось бы отметить, что среди членов большой восьмерки Россия оказалась третьим государством, которая ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции (после Франции и Великобритании).
Ратификацией этих договоров Россия подтвердила политическую волю к борьбе с этим злом и взяла на себя обязательства в сжатые сроки принять конкретные меры правового и организационного характера, чтобы соответствовать весьма жестким требованиям обеих конвенций.
С 1 февраля 2007 года Российская Федерация стала полноправным членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО). В марте 2007 года была сформирована делегация России в ГРЕКО. Начиная с 32-го Пленарного заседания ГРЕКО Россия постоянно участвует в работе данного международного органа. В конце октября Российская Федерация направила в ГРЕКО развернутый доклад, содержащий подробные ответы на вопросники ГРЕКО I и II раундов.
Хотелось бы подчеркнуть, что процесс присоединения России к международному сотрудничеству в сфере противодействия коррупции будет продолжен.
Второе и главное.
После ратификации конвенций Указом Президента была создана межведомственная рабочая группа под руководством помощника Президента Виктора Петровича Иванова, которая в сжатые сроки подготовила пакет предложений, направленных на существенное усиление нашего антикоррупционного законодательства. Многие из них уже прописаны в проекте Федерального закона "О противодействии коррупции". Такого закона с нетерпением ждет все наше общество. Его принятие будет иметь огромное политическое и социальное значение.
Впервые в отдельном специальном законодательном акте будут закреплены правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации, раскрываются такие ключевые понятия, как "коррупция", "коррупционное правонарушение", "противодействие коррупции", излагаются основные принципы противодействия коррупции (необходимо подчеркнуть, что главными из них признаются безусловное обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также принципы неукоснительного соблюдения законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений).
В проекте закона коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, указывается на сущностный признак коррупции – незаконное использование публичным должностным лицом своего властного или служебного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица. Прописанное в проекте закона определение коррупции согласуется с определением коррупции, содержащемся в международных антикоррупционных конвенциях.
В современных условиях коррупция вызывает в нашем обществе обоснованную тревогу, формирует недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и в связи с этим справедливо рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Новаторскими положениями являются нормы, предусматривающие проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции и постоянное совершенствование системы и структуры государственных органов, включая создание механизмов общественного контроля над их деятельностью.
Исключительно важным является также зафиксированное в законопроекте "О противодействии коррупции" положение об образовании отдельного органа, уполномоченного на решение задач в сфере предупреждения, профилактики и противодействия коррупции в России, что отвечает нормам и Конвенции ООН против коррупции, и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Предполагается, что в число его задач, в частности, войдёт:
- проведение единой государственной политики в области обеспечения противодействия коррупции;
- осуществление контроля и координации деятельности по противодействию коррупции федеральных, региональных и местных органах исполнительной власти, выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции;
- организация и координация разработки федеральных, региональных и внутриведомственных антикоррупционных программ и контролирует их выполнение.
Прописанная в законопроекте система мер противодействия коррупции строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных, в частности, на создание в государственной и муниципальной службе "атмосферы невыгодности" коррупционного поведения. Поэтому основной акцент в проекте сделан на комплекс мер предупредительного, профилактического характера.
В этом разделе важнейшими представляются такие меры, как:
- введение обязательного декларирования должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членами его семьи;
- введение обязательного контроля за сделками и финансовыми операциями не только должностных лиц, но и членов их семей;
- обеспечение прозрачности, конкуренции и объективности при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Серьёзным фактором в предупреждении и профилактики коррупции может стать введение в практику антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов с цель выявления и устранения коррупциогенных положений. В пилотном режиме институт антикоррупционной экспертизы уже прошёл апробацию в Государственной Думе РФ и подтвердил свою эффективность.
Проект закона "О противодействии коррупции" вводит трёхлетний мораторий на трудоустройство служащего после увольнения с государственной службы в организации, отдельные функции управления которыми входили ранее в должностные обязанности уволившегося.
Также впервые устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные работниками юридических лиц и самими юридическими лицами, вплоть до конфискации их имущества и ликвидации последних. Среди прочего, данные административные нормы направлены на выполнение международных обязательств Российской Федерации об установлении ответственности юридических лиц за коррупцию.
В соответствии с проектом планируется также внести комплекс взаимоувязанных изменений в целый ряд федеральных законов. Эти изменения коснутся уточнения требований к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, депутатам законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, членам избирательных комиссий, Председателю, заместителю Председателя и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации и служащим Банка России.
Уголовный кодекс Российской Федерации планируется дополнить некоторыми положениями, направленными на устранение выявленных пробелов в правовом регулировании конфискации имущества, а также в целях уточнения понятия "лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации", усиления санкций за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации будет дополнен положениями, закрепляющими в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации уголовную ответственность за коррупцию иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций.
Подытоживая сказанное, хотел бы отметить, что за прошедший год Межведомственная рабочая группа превратилась в мощный механизм мобилизации политических, интеллектуальных и организационных ресурсов государства как на совершенствование нашего антикоррупционного законодательства, так и в целом – на формирование всеобъемлющей и эффективной системы предупреждения и противодействия коррупции.
Михаил Гришанков
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности,
глава комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме