15:45 29.11.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"
Сергей Шойгу: Если ты не идешь на выборы, значит, и спрашивать с власти права не имеешь
- "Единая Россия" лидирует в предвыборной гонке. Наверняка именно она будет определять курс развития страны. Какой вы видите экономику России в ближайшем будущем?
- За счет нефти и газа мы накопили серьезные ресурсы. Отдали долги, сформировали мощный трехлетний бюджет, запустили инфраструктурные проекты. Сегодня у страны есть средства для развития несырьевых отраслей экономики. Собственно, этот процесс уже идет - в судостроении, авиастроении, автомобилестроении. Еще из ярких примеров - корпорация по нанотехнологиям, на которую выделяются средства, сравнимые с национальными проектами.
Сырьевое направление в нашей экономике в ближайшее время будет основным. У нас много сырья - это факт. Но давайте смотреть на вещи с другой стороны - это база для неограниченного промышленного роста.
Ни у кого ни в правительстве, ни в "Единой России" не вызывает сомнений, что в обозримом будущем в структуре ВВП доля нефтяных и газовых денег существенно снизится и перестанет быть основной.
- С начала 90-х отечественный бизнес развивался или вопреки государству, или сращиваясь с ним. Не в этом ли суть проблем российской экономики?
- Я бы то время, о котором вы говорите, даже не так охарактеризовал. В начале 90-х сначала совершалось какое-то действие, а потом это действие оправдывалось законами, постановлениями, нормативными актами и так далее. Если вернуться к той же "нефтянке", стояла задача быстрее ее приватизировать. Под это дело были слеплены какие-то законы, которые позволяли определенным людям купить предприятия (капитализация которых потенциально составляла не одну сотню миллионов долларов) за три копейки. И потом все это оправдывалось "партнерством" государства и бизнеса. Конъюнктура чистой воды! Законы работали не на перспективу, не на завтрашний день, а на потребности конкретных людей.
С приходом Владимира Путина произошла естественная реакция государства на этот беспредел. Мы обязаны были привести систему в нормальное общепринятое состояние - на уровне законов, на уровне здравого смысла, исходя из национальных интересов.
Из-за такого скачкообразного развития в 90-х мы сегодня получили огромную разницу между доходами богатых и бедных. Скажу больше, между доходами богатых и очень богатых - тоже космическая разница. Наша задача - этот разрыв сокращать. Но не через деприватизацию, а через взаимодействие государства и бизнеса. Речь идет о том, что какую-то часть обязанностей государства крупные компании либо возьмут на себя, либо будут платить налоги в таком объеме, чтобы государство могло выполнять свои обязательства перед гражданами.
Какая была ситуация 10-12 лет назад? Были приватизированы гигантские предприятия, в том числе и градообразующие. И первым делом новый собственник "сбрасывал" социалку, жилье, прочие "непрофильные активы". Куда? На плечи государства. Далее новый владелец переводил налоговые платежи по месту регистрации, то есть, как правило, в Москву. А города, пусть часто и не цветущие, но вполне себе живущие, начинали умирать. Разрушалось здравоохранение, ЖКХ, общественный транспорт, исчезали спортивные сооружения, не на что было ремонтировать школы...
Сегодня все пришли к пониманию, что если крупные компании и дальше хотят зарабатывать и развиваться, то они должны задаться вопросом: а кто будет работать на их производствах? Многие уже нашли ответ на этот вопрос: начали вкладывать деньги в социальную сферу, в строительство и ремонт жилья, стали финансировать подготовку кадров в специальных и высших учебных заведениях.
К счастью, период серьезных потрясений в экономике прошел. Настало время более тонкой настройки нашей экономической системы - поправками к законам, дополнительными инвестициями в ту или иную сферу, повышением эффективности общественных институтов и так далее...
- Есть еще один важный аспект проблемы: прогнозируемость. Когда мы сможем в России обеспечить условия для долгосрочных инвестиций, долгосрочного планирования?
- Прогнозируемость - это производная от порядка. Чем больше порядка и закона будет в стране и ее экономике, тем лучше будет прогнозируемость. И трехлетний бюджет - это, несомненно, следствие того, что в стране наведен порядок.
Уже сегодня он позволяет осуществлять долгосрочное планирование. Более того, каждая из программ, финансирование которых предусмотрено трехлетним бюджетом, напрямую касается бизнеса.
Например, там заложены средства на развитие транспортной инфраструктуры. Будет, в частности, построена дорога до Якутска, достроен участок трассы Чита-Хабаровск, проведена железная дорога в Туву. А дорога -это жизнь, это развитие бизнеса. Или возьмем энергетику. Строится, к примеру, Богучанская ГЭС, а вместе с ней растут алюминиевый бизнес и сопутствующие производства в Красноярском крае.
Аналогично и с социальными расходами. Казалось бы, причем тут бизнес? Вроде бы речь идет о государственных обязательствах. Но что такое образовательный кредит, например? Ни в одной стране мира нет такой ситуации, чтобы государство обеспечивало 100% образовательных кредитов. В идеале схема должна выглядеть следующим образом. Мне нужен хороший работник, допустим, в сфере машиностроения. Я с абитуриентом подписываю контракт, что оплачиваю его обучение, оплачиваю жилье и по окончании института предоставляю работу. Он, в свою очередь, обязан хорошо учиться и, получив диплом, устроиться работать на мое предприятие. То есть я имею все гарантии, что через пять лет получу хорошего молодого сотрудника. И плюс к тому - участвую в развитии образования, заказывая специалиста. Когда таких заказчиков наберется много (а основным заказчиком, понятно, всегда будет государство, которое будет платить вузам за подготовку необходимого количества врачей, учителей и людей других важных профессий), высшая школа перестанет готовить ненужных рынку специалистов.
Пока мы вынуждены констатировать, что участия государства в бизнесе гораздо больше, чем участия бизнеса в жизни государства. Но с появлением всех этих глобальных проектов, которые я перечислил и которые я не перечислил, то самое партнерство государства и бизнеса - уже без кавычек -станет более эффективным. Конечно, в данном случае речь, прежде всего, о крупном бизнесе. Но через него к проектам подключится средний, а потом, в свою очередь, малый бизнес.
Вот таким образом, наведя порядок в законодательстве и вообще в стране и запустив эти долгосрочные проекты практически во всех сферах, мы поможем бизнесу стать гораздо более планируемым и прогнозируемым. Я бы, вообще, советовал нашим деловым кругам внимательно присматриваться к тому, что делает и что планирует сделать государство в той или иной отрасли, активнее подключаться к проектам, что, кстати, многие уже и делают. Это может оказаться полезным и для страны в целом, и для конкретной компании, в частности.
- Есть проблема с налоговым администрированием. Частным предприятиям приходится постоянно увеличивать затраты на бухгалтерский учет. А это все потери прибыли. Не пора ли вслед за налоговой реформой провести и реформу налогового администрирования?
- Я не специалист в области налогов, поэтому профессионально рассуждать на эту тему не могу. Но своя точка зрения по этому вопросу у меня есть, и я считаю ее как минимум приемлемой.
Помните, у нас был налог с продаж? Мы от него отказались, хотя это был самый легко администрируемый и самый легко собираемый налог. А, может быть, не надо вылавливать всех, кто платит серые зарплаты? Может быть, снова ввести налог с продаж, за счет чего государство получит-таки причитающиеся ему деньги? Если человек реально получает 5000 рублей, то он и товаров купит на 5 000 рублей, и налог с продаж заплатит соответствующий. А если человек покупает себе "Майбах", а у него официальная зарплата те же 5000 рублей, он, таким образом, все равно заплатит налоги согласно своему реальному доходу.
Введение налога с продаж упростит все: работу бухгалтерий компаний, то самое налоговое администрирование, работу налоговых органов. Кроме того, этот налог социально справедлив, а это один из определяющих факторов налоговой системы.
Это, хочу подчеркнуть, мое личное мнение. А не мнение "Единой России" и, тем более, - правительства. Но я пытаюсь понять, почему, когда здесь все просто, понятно и легко реализуемо, мы пошли нынешним путем, а не этим? Потому что пытались копировать чью-то налоговую систему? Так у нас свои реалии. У нас до сих пор многие не понимают, что, получая ту же серую зарплату, человек обворовывает сам себя, свою старость. Должно пройти какое-то время, чтобы люди научились думать сами о себе и большую часть ответственности за свою жизнь начали брать на себя.
- Многочисленные эксперты утверждают, что именно уровень коррупции в стране является главным тормозом российской экономики. Как "Единая Россия" рассчитывает обуздать коррупцию в России?
- Теперь я уже буду выражать не частное мнение. Потому что мы, я имею в виду "Единую Россию", предпринимаем шаги, которые, я уверен, уже в 2009 году дадут серьезные результаты в борьбе с коррупцией. Почему в 2009-м? Потому что мы уже внесли ряд поправок в законодательство, и, если новая Дума их примет, они начнут работать с 2009 года.
Поправки касаются в том числе и одной из двух самых коррупционно-емких тем - надзора. Как происходит сейчас? Чиновник может, например, подписать выделение земли, может не подписать, может подписать по минимальной цене, а может - по максимальной. Надо лишить чиновника такой возможности!
Например, мы внесли поправки в Федеральный закон "О техническом регламенте". Кстати, мало кто понял, что он уже прошел первое чтение. Хотя это такая маленькая революция. С принятием новых технических регламентов основная ответственность за безопасность на объекте ляжет на собственника. Большая часть поднадзорных объектов перестанет быть таковыми, потому что за ними нет никакого смысла надзирать. Кроме того, значительно сократится перечень обязательных требований. Сейчас, теоретически, инспектор Госпожнадзора может запретить использовать любое помещение, потому что абсолютно все требования пожарной безопасности там точно не соблюдены. Не запрещает часто за взятку. Скоро такой возможности не будет.
Еще один эффективный способ борьбы с коррупцией - более широкое внедрение рыночных механизмов. Помните, что творилось с квотами на вылов рыбы? Я знаю случай, когда за должность начальника финансового управления тогдашнего Госкомрыболовства предлагали 17 миллионов долларов. Ясно же, что человек планировал не просто "отбить" эти деньги, но и "заработать". Я не могу поручиться, что после того, как квоты на вылов рыбы стали не распределяться чиновниками, а выставляться на аукционы, коррупция в рыбной отрасли исчезла. Но то, что она сократилась, - очевидно.
И еще один важный момент - культура, философия государственного служащего. Это медленный процесс, но внедрять этику поведения чиновника просто необходимо. Чтобы, как в Германии, надзирающему даже в голову не приходило брать взятку.
- Давайте перейдем от коррупции к культуре. Не очень логично, но в последнее время "Единая Россия" уделяет очень уж пристальное внимание Министерству культуры - то министра критикует, то состояние районных ДК. Это в рамках предвыборной кампании или вы действительно знаете, что делать?
- Понимание есть. Но сначала я хотел бы оговориться, что я с огромным уважением отношусь к деятелям культуры, и к ним наши претензии отношения не имеют. Я вам задам простой вопрос: назовите, пожалуйста, фамилию министра культуры любой страны, за исключением России?
- Это вряд ли...
- А знаете почему? Потому что министрами культуры в большинстве стран работают не деятели культуры, а менеджеры. Задача которых -эффективно тратить деньги, которые государство выделяет на развитие культуры. Плюс к этому - развивать законодательную базу, которая, например, помогала бы молодым талантам пробивать дорогу, а состоявшимся -достойно жить.
Раздаются упреки, что наше государство тратит на культуру недостаточно. Во-первых, это, конечно, так. Уже потому, что культура - одна из важнейших составных частей нашей жизни и денег на нее всегда по определению будет недостаточно. Хотя государственное финансирование культуры в последние годы увеличилось. Но, во-вторых, деньги, которые выделяются, тратятся крайне неэффективно.
Примеров алогизмов в административной составляющей нашей культуры можно привести массу. На меня спустят всех собак, но не могу не сказать... Все пекутся о судьбе сельских библиотек. А вы уверены, что нам нужны сельские библиотеки в таком количестве и таком качестве? Или, может быть, подумать и, например, вместо десяти умирающих библиотек с плохими фондами создать одну, а в окрестные села пустить специальный "книжный" УАЗик, что будет в разы дешевле, чем содержание десяти библиотек и гораздо более качественно? Или объединить сельские библиотеки со школьными в тех же селах? Или подумать о создании интернет-библиотек?
Пока мы будем к культуре подходить по принципу "всем сестрам по серьгам" ничего стоящего мы не создадим.
- Предельно неконкретный вопрос, но вы, как старожил правительства и один из создателей "Единой России", должны знать ответ на него: что ждет страну в ближайшие четыре года?
- Точно могу сказать, что если победит "Единая Россия", ничего плохого нас не ждет. Думаю, нам предстоит очень интересный период в жизни нашей страны. Период не выживания, а созидания. За это время, помимо начала новых проектов, мы должны "довести до ума" все существующие. Это будет период политической стабильности и спокойствия в стране. А значит, будет поступательное развитие экономики. Поэтому можно смело говорить - эти выборы определят будущее российского бизнеса.
Тот подъем, который переживает сейчас страна, - совсем не случайность. Это не просто так "фишка легла". Накануне выборов очень важно понять: это - результат ежедневной, очень тяжелой работы президента, правительства, общественных институтов. За последние 8 лет мы сделали столько, о скольком в начале 2000-х и мечтать не могли. Не заметить это может только тот, кто не хочет замечать. Ну, объективно же люди стали жить лучше! Пусть любой, кто сейчас читает это интервью, честно ответит себе на вопрос: когда он, его семья и его близкие жили лучше - в конце 90-х или сейчас? Даже если вы придерживаетесь либеральных или, скажем, коммунистических идей, ответьте по-честному, себе-то можно не врать... Это, повторю, не потому, что случилось какое-то чудо, а потому, что люди реально пахали. И народ, между прочим, это оценил: тот огромный рейтинг, который имеет наш национальный лидер, никаким пиаром не сделаешь.
Многие говорят сейчас: зачем идти голосовать? Но если ты не идешь на выборы, значит, и спрашивать с власти права не имеешь. Хочешь критиковать власть? Бери на себя ответственность, принимай решение на выборах. Только так можно жить в демократической стране, только так можно рассчитывать на перемены к лучшему. Других механизмов просто нет и быть не может!
Мы намерены и дальше работать в том же режиме. И поэтому для нас - я имею в виду Президента и его команду - очень важно, чтобы как можно больше наших соотечественников пришли 2 декабря на участки и ответили, по сути, на простой вопрос: нравится им, что происходит сейчас в стране, или нет? Для нас ответ на этот вопрос действительно крайне важен. По сути, впервые за последние годы есть абсолютно четкое понимание, куда дальше надо идти и вести страну. И тут важна поддержка каждого.
"Коммерсантъ",
29.11.2007
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме