13:50 19.11.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Виктор Зубков: Процесс формирования инновационной системы страны идет с пробуксовками

Виктор Зубков: Процесс формирования инновационной системы страны идет с пробуксовками
Премьер-министр России Виктор Зубков сегодня посетил старейший авиамоторный завод страны - Московское машиностроительное предприятие "Салют", где провел совещание по вопросам НИОКР, в котором также приняли участие министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр образования и науки Андрей Фурсенко и представители руководства завода.

Глава правительства считает, что ФГУП ММПП "Салют" может стать примером для других машиностроительных предприятий в сфере финансирования НИОКР. "Сегодня мы смотрели на это предприятие: они большие деньги вкладывают в НИОКР за счет прибыли", - отметил Зубков. По его словам, в результате завод стал конкурентоспособным не только на внутреннем, но и на международном рынке. "На этом примере можно учить другие предприятия", - подчеркнул премьер.

В целом же по отрасли он счел недостаточным объем привлечения внебюджетных источников для реализации ряда федеральных целевых программ.

"Комментарии здесь излишни, расчет идет только на господдержку, слабо используются институты развития", - заявил глава правительства.

По его словам, по ФЦП "Национальная технологическая база" за девять месяцев текущего года из запланированных 4,9 млрд рублей внебюджетных средств привлечено только 10% - 0,5 млрд рублей. "Еще хуже складывается ситуация по ФЦП "Развитие гражданской авиатехники": из запланированных 8 млрд рублей за девять месяцев привлечено только 4%", - констатировал премьер-министр.

Он подчеркнул, что инновационный путь развития экономики возможен только в условиях тесной интеграции государства, науки и производства. "Процесс формирования инновационной системы страны начался еще три года назад, сформирована нормативно-правовая база, однако практическая реализация идет с серьезными пробуксовками", - заметил Зубков. Между тем, по словам премьера, "одним из основных инструментов развития машиностроения является, прежде всего, механизм софинансирования перспективных НИОКР в рамках ФЦП, в том числе за счет и средств непрограммной части".

По его словам, ФЦП реализуются в таких областях, как авиационная и космическая промышленность, развитие глобальной навигационной системы, национальной технологической базы, в атомной энергетике, наноиндустрии, науке и подготовке научно-педагогических кадров. "По всем ФЦП резервируются бюджетные средства, их общий объем составит почти 200 млрд рублей, столько же будет привлечено за пять лет из внебюджетных источников, но эти средства идут медленно", - констатировал премьер-министр.

Он также обратил внимание на возраст оборудования. "Изношенность оборудования в Роскосмосе составляет 70%, еще 15% оборудования служит свыше 20 лет. За последние 5 лет мы обновили, стыдно говорить, менее 1% станков", - посетовал Виктор Зубков. Все это приводит к росту себестоимости и снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции, подчеркнул он.

Ранее Виктор Зубков осмотрел сборочный цех №24 завода "Салют", в котором производится сборка двигателей для самолетов Су-27, Як-130, Бе-200, энергоблоков для опреснения морской воды, компрессоров высокого давления и других установок.
Премьер заинтересовался опытом по переделке отработавших авиационных двигателей в газотурбинные двигатели для электростанций.

Генеральный директор завода Юрий Елисеев рассказал, что авиадвигатели, отработавшие положенную норму в 50 тыс. часов, завод переделывает в газотурбинные двигатели мощностью 20 и 60 мегаватт. По словам Елисеева, стоимость изготовления одного нового двигателя составляет $1,5 млн, тогда как его переделка в газотурбинный
двигатель обходится в $300 тыс. "Это огромнейшие деньги", - подчеркнул гендиректор предприятия.

Он отметил, что завод предложил российским ВВС поставлять отработавшие авиадвигатели, которые впоследствии переделываются в газотурбинные, и, по его словам, уже закуплено 200 двигателей, прекращена резка старых.

Елисеев также сообщил главе правительства страны, что двигателями АИ-222-25 для самолета Як-130, помимо российских ВВС, заинтересовались Алжир и Венесуэла, а турбореактивными двухконтурными двигателями Д-436Т для самолета Бе-200 интересуются Греция и Португалия. Всего, по словам генерального директора, в 2006 году предприятие "Салют" произвело 211 и отремонтировало 300 двигателей.

В целом же завод, по словам его руководителя, начинает свою историю с 1912 года, когда начали выпускаться первые моторы. В конце 90-х предприятие разнообразило продукцию, начав выпускать двигатели не только для авиации, но и для железнодорожного и автомобильного транспорта, судостроения. Кроме того, двигатели завода используются в современных опреснительных установках, установках для озонирования.

В настоящее время на основании указа президента от 11 августа текущего года завод преобразовывается в первую в стране интегрированную структуру в сфере двигателестроения, в результате ему передаются пакеты акций крупнейших предприятий страны, в том числе Омского моторостроительного объединения имени Баранова. По словам Юрия Елисеева, в результате предприятие способно "производить стратегические продукты, обеспечивающие военную безопасность страны, решающие транспортные проблемы".

"Здесь создан научный центр, который не только производит двигатели, но и разрабатывает, сертифицирует установки, незаменимые в топливно-энергетическом комплексе, авиастроении, газоперекачке", - подчеркнул директор "Салюта".

Виктор Зубков поинтересовался сроками эксплуатации оборудования в цехе. По словам Юрия Елисеева, срок небольшой - от 3 до 7 лет. Уникальное и дорогостоящее оборудование позволяет не только диверсифицировать производство, но и выпускать "двигатели с самыми современными характеристиками, следующего поколения".

Так, в настоящее время начинается производство двигателей из новых, так называемых "композиционных материалов", которые характеризуются сверхпрочностью и способностью выдержать температуры до 1500 градусов.

Премьер-министр также поинтересовался, есть ли на заводе станки отечественного производства, либо используются только дорогостоящие импортные. Гендиректор предприятия заверил, что в последнее время "отрасль станкостроения в стране начала развиваться". В частности, "Салют" сам осваивает производство металлообрабатывающих станков, в численности шести наименований.

"Поскольку завод производит уникальную продукцию, то и станки для обработки двигателей должны быть уникальными", - в свою очередь, пояснил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.

Виктор Зубков также задал вопрос директору завода, продает ли предприятие металлообрабатывающие станки за границу. Юрий Елисеев сообщил, что уже шесть станков продано в Индию, другие поставляются в Китай.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме