17:45 16.11.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Форум в Ростове-на-Дону обсудил реализацию Плана Путина в демографической сфере

Форум в Ростове-на-Дону обсудил реализацию Плана Путина в демографической сфере
16 ноября в Ростове-на-Дону состоялся Форум медицинских работников Южного федерального округа. Участники форума обсуждали вопросы реализации Послания Президента РФ В.В.Путина в сфере демографической политики".

С докладом о совершенствовании законодательства в сфере здравоохранения выступила член Генерального совета "Единой России", председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева:

- Сегодняшний форум - третье крупное мероприятие, на котором обсуждаются вопросы реализации Посланий Президента Российской Федерации, являющихся частью Плана Путина. Ранее состоялись I-й Съезд работников муниципального здравоохранения и 2-ой Съезд врачей скорой медицинской помощи. Сегодня в повестке дня – демографический аспект.

Южный федеральный округ для этой темы выбран не случайно. Рождаемость здесь выше, чем в среднем по России. По итогам 8 месяцев 2007 года коэффициент рождаемости составил 12,4 на 1000 человек населения, а в Российской Федерации – 11,1. При этом младенческая смертность остается очень высокой – 12,4 на 1000 родившихся (в Российской Федерации – 9,6). Еще выше младенческая смертность в Ростовской области – 13,8. Хорошо, что появилась тенденция к снижению. Год назад было 14. При этом рождаемость в Ростовской области значительно ниж среднероссийской – 9,9.

Несмотря на реализацию программы "родовой сертификат", показатели материнской смертности в Южном округе в 2006 году выросли на 4,7% по сравнению с 2005 годом.

Сегодня нам хочется обстоятельно поговорить о том, как отрицательный баланс превратить в положительный. Тем более, что и в области, и в округе наметилась тенденция к сокращению естественной убыли населения.

Национальный проект "Здоровье" не может решить всех проблем в здравоохранении. Он стал стартовой площадкой для практической реализации системных преобразований в отрасли.

Десять лет назад была утверждена "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации". Она была рассчитана на период до 2005 года. Положения Концепции в значительной части остались нереализованными. Во многом это связано с недостаточной разработкой федерального законодательства. Чтобы сейчас не свести решение проблем к простому осваиванию средств, чтобы не убить саму идею инновационного прорыва в отрасли, важно начать работу по подготовке Стратегии развития здравоохранения на десятилетний период. Одним из главных ее приоритетов должно стать изменение давно устаревших Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, поможет отработать модель, по которой должно развиваться здравоохранение, определить механизмы, источники финансирования. Но все надо вводить в рамках правового поля. Советская система здравоохранения с ее заслуженными достижениями давно уже в прошлом, а российское здравоохранение до сих пор проходит процесс формирования.

Необходимо комплексно подойти к изменению законодательной базы, которая обеспечит: унификацию публичных обязательств государства в здравоохранении; сбалансированность финансовых ресурсов с государственными гарантиями оказания медицинской помощи; расширение экономической самостоятельности медицинских учреждений.
Поэтому, мы считаем, что сейчас действительно первоочередной задачей должны стать разработка и внесение в Государственную Думу законопроектов об обязательном медицинском страховании; о государственных гарантиях медицинской помощи; о страховании профессиональной ответственности медицинских работников; о правах пациентов; о регулировании частной медицинской деятельности.

Теперь перейду непосредственно к теме сегодняшнего форума.

Будущее любого государства напрямую зависит от устойчивого демографического развития. К сожалению, в России на протяжении последних 14 лет, как указал Президент, наблюдается крайне неблагоприятная тенденция непрерывного сокращения населения. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении снизилась до 65-66 лет. Основными причинами являются высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, материнская и младенческая смертность.

В целом пути преодоления демографического кризиса более или менее ясны. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем прошлогоднем Послании Федеральному Собранию обозначил три направления, на которых мы должны сосредоточить свое внимание для решения этих проблем: это снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости.

Президент не зря в ряду причин демографического кризиса поставил на первое место сверхсмертность, потому что она является демографической особенностью современной России. Причем, Россия – единственная страна в восьмерке крупнейших развитых государств, где в минувшее десятилетие такими темпами убывало население. За 1 минуту в стране рождается 3 человека, а умирает 4! Ежегодно почти треть от общего числа умерших составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 % из них – мужчины.

Средний возраст умирающих мужчин чуть больше 50 лет. При сохранении такой тенденции, из российских мужчин, которым в 2005 году исполнилось 16 лет, до 60 лет доживут менее половины.

Основными факторами повышенной смертности населения являются болезни системы кровообращения, а также несчастные случаи, травмы и отравления.

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения. Только 19% граждан, прошедших диспансеризацию в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", признаны практически здоровыми. У 22% установлены факторы риска развития заболевания. У 58% граждан, считавших себя здоровыми, в процессе дополнительной диспансеризации выявлены в среднем по 2 заболевания, причем у более 50 тысяч граждан заболевания выявлены на поздних стадиях.

В ходе периодических обследований здоровья детей в школах только треть детей признаны здоровыми, а 16% имеют хронические заболевания.

В 21-ом веке масса тела школьников в подростковом возрасте стала ниже нормы. И это не удивительно, т.к. средний возраст приобщения к алкоголю современного мальчишки - 12,5 лет, девчонки – 12,9. Курить современный подросток начинает в 14 лет.

Суициды среди подростков в значительной степени порождаются алкоголизмом и бытовым пьянством как их самих, так и их родителей. От решения проблемы алкоголизации населения России зависит будущее наших детей.

В России очень высоки показатели детской смертности. В настоящее время в стране умирает более 36 тысяч детей всех возрастов в год. И это без учёта не вошедших в официальную демографическую статистику 10-12 тысяч детей, которые родились с весом до 1000 г и не дожили до 7 дней. Получается 48 тыс. детских жизней в год! Причем, из них от предотвратимых причин умирают до 60%. В результате потерь в детском возрасте конечные результаты воспроизводства населения сокращаются приблизительно на 2-2,5%.

По показателю младенческой смертности Россия занимает одно из последних мест в Европе. Он существенно выше, чем в развитых странах мира (в США - 7, в Англии - 5, в Японии - 4,5).

А показатель материнской смертности превышает показатели европейских стран почти в 2 раза, а скандинавских государств – до 10-ти раз.

Среди факторов, негативно влияющих на рождаемость, низкий уровень репродуктивного здоровья. По оценкам экспертов, в России насчитывается примерно 8 миллионов потенциальных матерей, которые не вполне здоровы и поэтому не могут исполнить свою самую заветную мечту - родить ребенка.

Улучшение репродуктивного здоровья населения должно рассматриваться и с позиций укрепления здоровья мужчин, так как без решения этих вопросов невозможно будет достичь значительного повышения рождаемости в нашей стране. Из общего количества урологических больных 78% – это мальчики, юноши, мужчины; около 15% среди всех инвалидов – это инвалиды по урологическим заболеваниям.

По данным Минздравсоцразвития до 40 процентов юношей в возрасте до 18 лет и 80 процентов девушек-подростков имеют серьёзные отклонения в репродуктивном здоровье, а они призваны обеспечить основной уровень рождаемости и сохранение здорового генофонда нации. Как отмечено в докладе Минздрава России "О состоянии здоровья детей в Российской Федерации", за последние 10 лет доля абсолютно здоровых девочек уменьшилась с 28,6 процентов до 6,3 процентов.

Мы считаем, что должна быть разработана программа и принят федеральный закон об охране репродуктивного здоровья, в том числе детей и подростков. Потому что решить проблему демографии сможет только то поколение, которое сегодня ходит в детский сад.

Нам следует особое внимание уделить дальнейшему развитию андрологии, обеспечив раннюю диагностику урологической и половой патологии, начиная с дородового периода и новорожденности, создать единые протоколы наблюдения и лечения мальчиков и юношей-подростков с врожденными и приобретенными формами заболеваний.

Обсуждается вопрос о создании подростковых центров, в которых могли бы заниматься профилактикой различных заболеваний и оказывать психологическую помощь подросткам.

Наш Комитет и фракция "Единая Россия" выступили с инициативой разработки целевой программы "Мужчинам – здоровье и долголетие", которая уже принята в Ульяновской, Московской, Ивановской области, а в Самарской проходит согласование проекта.

С 2006 года реализуются широкомасштабные задачи в сфере здравоохранения и демографии, которые уже принесли первые позитивные результаты.

Государственной Думой приняты федеральные законы по финансовому обеспечению национального проекта "Здоровье".

Увеличено финансирование по проекту "Здоровье. Благодаря активной позиции фракции "Единая Россия" расходы по Проекту были увеличены в 1,5 раза и составят за 2 года 220,3 млрд. рублей. По сравнению с 2005 годом расходы федерального бюджета на здравоохранение выросли в 3 раза. Никогда еще в здравоохранение не вкладывались столь значительные средства из федерального бюджета.

Субъекты Федерации и муниципальные образования активно включились в процесс реализации проекта "Здоровье" и выделяли значительные дополнительные средства. В среднем в бюджетах субъектов Федерации средства, направленные на здравоохранение в 2006 году, составили 44%. Такого раньше никогда не было.

Многие мероприятия национального проекта "Здоровье" направлены на улучшение репродуктивного здоровья, повышение доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям.

Совершенствуется деятельность медико-генетической службы, проводятся скрининговые обследования новорожденных, дополнительная иммунизация от гриппа, краснухи, гепатита В (и прежде всего среди детей).

В результате финансирования мероприятий в рамках проекта "Здоровье" и из других источников ассигнования на борьбу с распространением ВИЧ-инфекции в стране в 2006 году возросли почти в 20 раз по сравнению с 2005г.

В России происходит резкая "феминизация" эпидемии СПИДа. Доля женщин фертильного возраста составляет от 30 до 50% от общего числа ВИЧ-инфицированных. Поэтому средства направляются, в первую очередь, на профилактику вертикальной ВИЧ-передачи от матери к ребенку.

За 2 года объем высокотехнологичной медицинской помощи увеличился почти в 3 раза. Впервые осуществляется планирование объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению. Сейчас она оказывается в 46 федеральных учреждениях по 20 направлениям и 250 видам.

Сейчас в Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается использовать средства материнского капитала на высокотехнологичную медицинскую помощь. Наша позиция отрицательная. Это не согласуется с Конституцией, которая пока не отменила права на бесплатную медицинскую помощь, особенно детям. Нужно увеличивать расходы на дорогостоящие операции детям до стопроцентного удовлетворения потребности.

Благодаря настойчивости фракции "Единая Россия" проект "Здоровье" дополнен новыми приоритетами, направленными на снижение смертности. Партия "Единая Россия" приняла на своем съезде проект "Здоровое сердце".

С 2008 года начнется строительство 20 новых перинатальных центров в субъектах Российской Федерации.

На эти цели в 2008-2009 годах мы заложили в бюджет 20 млрд. рублей.

Отдельно остановлюсь на Программе "родовой сертификат". Она привела к реальному увеличению оплаты труда в учреждениях родовспоможения, сокращению платных услуг, возможности выбирать роддом по своему желанию, развитию конкуренции на рынке медицинских услуг, возможности приобретения дорогостоящих препаратов для реанимации новорожденных, борьбы с акушерскими кровотечениями, лечения инфекционных осложнений и др.

Но главное – это снижение материнской и младенческой смертности.

С 1 января 2007 года увеличена стоимость родового сертификата до 10000 рублей. В программу "Родовой сертификат" включены детские поликлиники. Внесены изменения в существующий стандарт диспансерного наблюдения за ребенком первого года жизни. Введены дополнительные осмотры врача невролога, врача ЛФК, врача-хирурга (ортопеда). Впервые в стандарте предусмотрено проведение УЗИ-скрининга всех органов и систем ребенка, в том числе тазобедренных суставов. Это позволит выявлять на ранних стадиях различные патологии, своевременно проводить реабилитационные мероприятия. На каждого ребенка будет заведена "карта здоровья" и определена соответствующая программа оздоровления.

Не могу не отметить проблему отсутствия детских эндокринологов и травматологов в участковых больницах. А тем, кто работает на муниципальном уровне, фонд ОМС не производит оплату согласно приказу Минздравсоцразвития.

В то же время, сохраняется ряд проблемных вопросов: необходимо внедрение критериев качества оказания медицинской помощи матерям и детям; требует совершенствования нормативная база по обеспечения лекарственными препаратами женщин в период беременности и детей первого года жизни; нужно разрешить использовать средства от родовых сертификатов на стимулирующие выплаты сотрудникам отделений патологии беременности и младшему медицинскому персоналу; следует решить вопрос об участии негосударственных учреждений здравоохранения в оказании медицинской помощи женщинам и детям по родовым сертификатам, а также по его оплате при заключении договора добровольного медицинского страхования.

Не могу не сказать про дошкольное и школьное здравоохранение, которое просто выпало из национальных проектов! Это вопросы медицинского обслуживания учащихся, профилактических прививок, оплаты труда медицинского персонала, работающего в учреждениях образования, а также проблема питания в организованных коллективах. Лишь четверть учащихся получают горячую пищу 2-3 раза в день. Число старшеклассников, пользующихся школьными столовыми, - не более 10%.

По данным Росстата за период школьного обучения частота хронической патологии у детей возрастает в 1,6 раза! Но как мы можем говорить о качестве оказания медицинской помощи учащимся, если в половине школ отсутствует нормальная, соответствующая санитарным нормам и правилам, база для оказания, этой самой, медицинской помощи?! Школы и дошкольные учреждения укомплектованы детскими врачами только на 40%.

С одной стороны потребность в медицинской помощи в школах растет - число обращений по остро возникшим проблемам в здоровье - до 50 в день на 1 врача, а с другой стороны – возможности реализации такой медицинской помощи в школе крайне ограничены (отсутствие медицинских кабинетов, их плачевное состояние, оснащенность, в том числе компьютерами)!

Поэтому мы считаем, что школьные врачи должны войти в приоритетный национальный проект "Здоровье".

24 апреля 2007 года состоялось заседание Президиума Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. На нём приняты решения о необходимости разработки мер по модернизации "школьной медицины" и о реализации в отдельных субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по отработке современных подходов к организации питания в школе.

И я знаю, что уже во многих субъектах Федерации приняты законы по обеспечению горячим питанием школьников с 1 - 4 классов.

Государственной Думой приняты федеральные законы, направленные на повышение рождаемости:

По инициативе "Единой России" размер единовременного пособия при рождении ребенка увеличен с 4,5 до 8 тыс. рублей.

С 1 января 2007 г. значительно повышено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Работающие стали получать вместо 700 рублей в месяц 40 % среднего заработка (но не менее 1,5 тысячи на первого ребенка и 3-х тысяч на второго и последующих).

Федеральный закон №233-ФЗ от 25 октября 2007 предусматривает введение с 1 января 2008 года единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 14 000 рублей и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 6 000 рублей на каждого ребенка, которое выплачивается матери ребенка, а при ее отсутствии - другим родственникам (опекуну) ребенка в возрасте до 3-х лет.

Фракция будет добиваться, чтобы размер единовременного пособия при рождении ребенка был доведен до стоимости минимально необходимого набора товаров для новорожденного – 20 тысяч рублей.

Учитывая проблему с детскими садами, депутаты фракции "Единая Россия" внесли предложение об увеличении продолжительности выплаты пособия по уходу за ребенком для работающих с полутора до 3-х лет.

По инициативе "Единой России" в Закон "Об образовании" включена норма, которая ограничивает максимальный размер родительской платы за содержание детей в детских садах. Он не может быть выше 20 % затрат на содержание ребенка. Если в семье трое и более детей, - то 10 %. Плата с родителей вообще не взимается, если у ребенка отклонения в развитии или туберкулезная интоксикация.

Кроме того, родителям с 1 января 2007 года компенсируется (за счет федерального бюджета) часть платы за содержание ребенка в государственном и муниципальном дошкольном учреждении. Размер компенсации зависит от количества детей в семье: на первого ребенка – 20 % родительской платы, на второго – 50%, на третьего и последующих – 70%.

Сейчас более 960 тыс. детей "стоят в очереди" на устройство в детские сады. В рамках проработки проекта федерального бюджета на 2008-2010 годы "Единая Россия" предлагала выделить, как минимум, 2 млрд. руб. в помощь субъектам Российской Федерации для строительства и реконструкции сети дошкольных учреждений на условиях софинансирования.

В 2007 году расходы на социальную поддержку семьи, материнства и детства из всех федеральных источников увеличены более чем в 2 раза и составляют 152 млрд. рублей.

С этого года запущена государственная программа по материнскому (семейному) капиталу. "Единой России" удалось добиться, чтобы материнский капитал направлялся не только на приобретение жилья, как предлагало Правительство, но и на его строительство (что наиболее актуально для жителей села и небольших городов), а также на оплату любых образовательных услуг, которые сегодня оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями всех уровней на платной основе.

Наряду с федеральными мерами семье оказывается помощь и на региональном уровне. Это различные региональные законы, программы по поддержке семей, в том числе многодетных, в разработке и реализации которых активную роль играют члены партии "Единая Россия" в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации.

"Единая Россия" проводит последовательный курс на оздоровление нации. Приняты федеральные законы по ограничению рекламы пива, введен запрет на распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на улицах, стадионах, в скверах и парках, в общественном транспорте и в других общественных местах. Рассматриваются поправки по снижению потребления табачных изделий. В мае по инициативе Комитета был проведен Всероссийского национальный форум "Здоровье или табак".

Все перечисленное – это замечательно. Напоследок хочу напомнить о главной задаче детского здравоохранения – профилактике. Хотелось бы изменить менталитет родителей: "Наше дело болеть, а ваше - лечить". К сожалению, у врачей тоже менталитет: "Наше дело - лечить". Потому что за профилактику не платят. Очень мало делается для пропаганды здорового образа жизни. Есть такие расходы в федеральных целевых программах. Но это недостаточно и используются они не эффективно.

Наш Комитет работает над тем, чтобы изменить правовое регулирование и механизм финансирования социальной рекламы. Она должна заработать на пропаганду здорового образа жизни и формирование идеала крепкой благополучной семьи.

Наконец, 9 октября 2007 года утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Предусматривается к 2015 году достичь нулевого, а к 2025 году положительного баланса между смертностью и рождаемостью. Мы бы очень хотели, чтобы в плане по реализации Концепции было предусмотрено выделение средств на пропаганду здорового образа жизни и социальную рекламу.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме