14:46 01.11.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Владимир Плигин: Мечта любого разумного политика - чтобы выборы были скучны. Но нам покой только снится

Владимир Плигин: Мечта любого разумного политика - чтобы выборы были скучны. Но нам покой только снится
Интернет-конференция члена Генерального совета "Единой России", Председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина была посвящена российскому политическому сезону 2007-2008. В ходе конференции Владимир Плигин отвечал на вопросы журналистов из регионов РФ, наиболее интересные из которых мы предлагаем Вашему вниманию. Интернет-конференция Владимира Плигина состоялась 30 октября 2007 года на сайте "Медиакратия".

Егор Королёв, СПб, портал "Полит-грамота": Насколько уместно говорить о предстоящих выборах, как о референдуме в поддержку Президента Путина?

Владимир Плигин: В аспекте не строго юридического, а общего понимания это будет референдум, связанный с тем, как граждане РФ воспринимают политику настоящего времени. И, соответственно, это голосование будет свидетельствовать о поддержке гражданами страны проводимого курса, и в этом смысле мы можем говорить, что такое голосование будет референдумом в поддержку политического курса.

Инга Пелихова, Ростовская область, "Южный репортёр": Понятно, что тема преемственности власти волнует всех в России. Однако не кажутся ли вам некорректными многочисленные просьбы к Владимиру Путину остаться Президентом РФ, тем более, что сам Путин неоднократно заявлял, что будет соблюдать Конституцию?

Владимир Плигин: Такого рода обращений - с просьбой изменить Конституцию, предоставив Владимиру Путину возможность баллотироваться на третий срок - очень много. Такого рода реакция людей - свидетельство того, что наша государственность была воссоздана и создала возможность появлению одного из важнейших ощущений граждан - уверенности в завтрашнем дне и гордости за страну. Поэтому эти предложения понятны по своей природе. Вместе с тем, важнейшим обстоятельством является строительство правового государства, которое предполагает жить в соответствии с законами и нормами. Решение, которое постоянно поддерживалось различными политическими силами и "Единой Россией" в первую очередь, заключается в том, что Конституция РФ должна действовать как стабильный политический элемент. Задача продолжения реформ заключается в том, чтобы, продолжая курс стабильности, совершенствовать государство, систему взаимодействия государства с гражданским обществом, определить допустимые пределы вмешательства государства в жизнь граждан, продолжить в сложных условиях необходимое восстановление экономики в самых различных областях, рационально сочетать крупные корпорации с государственным участием и развивать средний и малый бизнес. Малый и средний бизнес и создаст реальную основу для формирования в стране широкого слоя среднего класса, который явится реальным носителем геополитики России. И таким образом, именно через широкий слой людей, которые понимают Россию как свою страну и заинтересованы в ее развитии, и будет формироваться новая система предсказуемости жизни в стране, которая уже менее личностно ориентирована. В этой связи я бы хотел еще раз подчеркнуть то утверждение, которое сделал Президент России, когда говорил о плане, который связан с его именем. Он подчеркнул, что это - труд широкого коллектива людей, включающего в себя парламент, правительство, администрацию, гражданское общество. Наша задача, как раз и заключается в том, чтобы все элементы, которые конструируют политический план развития страны в различных аспектах - экономической, политической и других сферах - были действенны.

Никита Кисляков, Барнаул: Зачем, на ваш взгляд, в России массово стали создавать организации, собирающие подписи в поддержку действующего Президента?

Владимир Плигин: Я не являюсь участником процесса организации какого-либо рода кампаний, связанных с подписями. Но мне представляется, что несколько выше мы уже говорили об общем ощущении граждан страны, связанных с необходимостью решения вопроса преемственности.

Высокие показатели рейтинга президента никем не подвергаются сомнению. В данной ситуации подозревать кого-то в организации неких массовых кампаний не имеет совершенно никакого смысла. Есть реальная социология, есть реальная поддержка Президента. Протестовать против того, что есть эта реальная поддержка, как минимум, бессмысленно, потому что эта поддержка явилась результатом курса развития страны.

Анастасия Дроздова, газета "Известия Калининграда": Сумели ли политические партии стать полноценным субъектом политического процесса в России?

Владимир Плигин: Политические партии в Российской Федерации находятся, как и вся политическая система, в стадии становления. Поэтому, несмотря на то, что государство, гражданские институты предпринимали целый ряд усилий для ускоренного развития политических партий, целиком до конца политическое поле еще не оформилось, политические партии полностью не осознают еще свою самостоятельность, готовность быть активными участниками политического процесса. Поэтому задача развития политических партий для нас первостепенна. Мне представляется, что шаг, который был сделан Президентом в ходе этой выборной кампании, будет способствовать структуризации и повышению роли такой крупной политической партии, как "Единая Россия". Также задача заключается и в том, чтобы сформировать правовое поле и предметность деятельности оппозиционных партий в России. Число наших политических партий показывает, что процесс структуризации общественного сознания пока еще не закончен и, скорее всего, через некоторый период времени, я не берусь определять его сроки, мы будем действовать в политическом поле, где будут представлены 3-5 политических партий.

Александр Савченко, собкорр ИА "ДВ - Ньюс": В ближайшие 10 лет Россия сможет создать двухпартийную систему или останется номинально многопартийной с безоговорочным лидерством "Единой России"?

Владимир Плигин: Я думаю, что задачи создать собственно двухпартийную систему - такой жесткой задачи не существует. Тем не менее, совершенно понятно, что будет меньшее число политических партий. Поскольку политические партии обобщают стратегические, системные взгляды очень большой группы людей, то естественно, что направлений этих обобщенных взглядов слишком много быть не может, и, соответственно, не может быть и слишком много политических партий. В упрощенном виде, подчеркиваю - в упрощенном, всегда говорили о партиях больших или малых налогов, о партиях, ориентированных скорее на элементы социальной поддержки государства, активной роли или менее активной роли государства, и ориентированных на самозанятости и собственной активности личности. Это - очень упрощенный подход, может быть, и основанный на стиле управления страной, на геополитических представлениях. Но слишком глубокое деление - более чем на 4 - 5 крупных партий - вряд ли возможно.

Евгений Сухарев, газета "Ставропольская правда": На недавней встрече с представителями муниципалитетов Президент пообещал рассмотреть вопрос о перераспределении доходов государства между центром и регионами (как следствие – муниципальными образованиями). Каким вы видите оптимальное соотношение: какую часть своих доходов субъекты должны оставлять у себя, а какую – отдавать центру?

Владимир Плигин: В течение предыдущего периода времени государство ставило перед собой важнейшую задачу понять, какими именно финансами оно располагает. Сейчас это понимание достигнуто. Соответственно, при закономерном усилении контроля над расходованием бюджетных средств образовался перекос, когда иногда до 68% собираемых налогов направлялись в федеральный центр. Представляется, что оптимальным является соотношение примерно 50 на 50, которое предоставит возможность для дополнительного развития регионов. Эта цифра просчитывается экономистами. Надо понимать, что и в настоящее время за счет федеральных субвенций субъекты РФ получают заметные денежные вливания, и в целом ряде случаев эти субвенции занимают, к сожалению, слишком большую долю в формировании бюджетов регионов, но это уже нужно рассматривать применительно к каждому субъекту. Стратегически, я думаю, мы должны стремиться к равному распределению средств.

Александр Якуба, РБК: Возможно ли появление неких "сетевых" государств на базе диаспор? Например, некоего "Всемирного Китая", состоящего из чайнатаунов?

Владимир Плигин: Если мы будем говорить, что в будущем целиком сохранится традиционная система представлений о роли и месте государства, которая лежала в основе нынешней концепции философии государства, то естественно это было бы неправдой. Происходят процессы, связанные с глобализацией: создается единое мировое информационное пространство, изменяются технологии принятия решений. Разворачивается несколько взаимоисключающих процессов. С одной стороны, в рамках глобализации структурируются и возникают дополнительные большие государственные образования или же традиционные государства отказываются от части своих полномочий, передавая их общим образованиям. С другой стороны, идет процесс, связанный с децентрализацией и дроблением целого ряда сложных государственных структур, которые еще вчера казались устойчивыми. Вместе с тем я полагаю, что в течение обозримого исторического времени государства останутся основными структурообразующими элементами цивилизации. В этом плане необходимо продолжать уважать действующие государственные границы, принцип суверенитета, кроме тех случаев, когда государства сами делегируют часть своего суверенитета иным образованиям. Поэтому недопустимо управление этническими или иными образованиями на территории других государств со стороны третьих стран, то есть своего рода сетевое управление. Господство подобных вещей привело бы к разрушению таких сложнейших структур как правовые механизмы, механизмы самоорганизации обществ конкретных государств. Процесс должен носить контролируемый характер. Когда мы имеем примеры того, что заложено в вопросе, – существования на территории государства общностей или групп людей, которые стремятся к самоорганизации за пределами культурного и правового поля государства - последствиями такого рода изоляции, невосприятия существующих порядков, ориентации исключительно на нормы внутриэтнической или религиозной морали становятся драматические события, например, беспорядки во Франции. Я считаю, что в рамках современного представления о государстве, которое будет жить еще очень долго, создание сетевого способа управления жизнью, сетевых ячеек на других территориях в условиях современной глобализации, присутствие в правовом поле иностранного государства - недопустимо.

Над этой серьезнейшей проблемой необходимо думать. Это проблема изменения философии и теории государства и права с некоторыми элементами искусственного подталкивания или противодействия глобализационным процессам. В мире происходит смена ценностей. Но одновременно с этим осуществляются усилия по консервации старых принципов морали. Во многих случаях консервативный подход защищает человека в большей степени, нежели новые подходы.

Дмитрий Синяев, Тульская область, телерадиохолдинг ФМ-Медиа: Как вы думаете, возможно ли уже после этих выборов формирование партийного правительства?

Владимир Плигин: По мере увеличения роли политических партий в обществе, естественно, будет идти развитие РФ в направлении парламентской республики. Вместе с тем, в ближайшее время, в следующем политическом цикле эту задачу решить невозможно, и она была бы слишком опережающей ситуацию, в которой мы находимся. Несомненно, роль политической партии, победившей на выборах, увеличится при формировании правительства, но классическое партийное правительство вряд ли возможно на нынешнем этапе.

Ольга Шалаева, портал "Бизнес Киров": Насколько "чистыми" будут ближайшие выборы? Не возникнет ли желания у некоторых политических сил их оспорить?

Владимир Плигин: Несомненно, что одной из форм политической борьбы за власть является оспаривание результатов, достигнутых другими политическими силами, и это, в известной степени, нормально. Однако законодатель сделал многое для того, чтобы процесс выборов был технологичным: четко прописаны процедура и принятие решений. Соответственно, закон сужает поле для злоупотреблений. Это была основная идея - сделать закон настолько технологичным, чтобы не было возможности исказить волю избирателя.

Елена Межецкая, "Тюменская область сегодня": Нет ли у Вас ощущения, что в стартовавшей предвыборной гонке отсутствует азарт, как со стороны политиков, так и со стороны электората? Уж очень предсказуем финал. Не войдут ли предстоящие выборы в Госдуму в историю как самые скучные демократические выборы в России?

Владимир Плигин: Мечта любого разумного политика заключается в том, чтобы выборы были разумно скучны. Потому что нужно решать нормальные, здравые и спокойные задачи страны. Поэтому именно спокойствие на выборах - отражение спокойного состояния и развития страны. Что же касается нашей страны, то покой нам только снится. У нас есть принципиальные вопросы, по которым нужно определиться. Мне представляется, что ряд партий крайне активно борется на этих выборах, ведь они закладывают основу своей борьбы в будущем политическом периоде. Эти выборы не будут скучными и спокойными. Главное же - если эти выборы дадут или сохранят ощущение стабильного развития страны, и следующий период будет использован для динамичного экономического и социального развития России, то люди будут им благодарны. История покажет.

Елена Губанова, Чувашия, "МК" в Чебоксарах": Владимир Путин после марта 2008-го - премьер, Президент, депутат или ...?

Владимир Плигин: Он видит себя просто человеком, нормальным человеком. Поэтому заниматься каким-то гаданием в этой области я бы совершенно не хотел. В любой ситуации общество искренне благодарно Владимиру Путину и достойно оценивает и современную ситуацию, и ту работу, которую он будет делать.




Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме