12:30 31.10.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Борис Грызлов: "Единая Россия" поможет "Скорой помощи"

Борис Грызлов: Единая Россия поможет Скорой помощи
30 октября в Москве открылся Второй Всероссийский съезд медицинских работников "Скорой помощи". Приветствие участникам съезда направил Председатель партии "Единая Россия", Председатель Государственной Думы Борис Грызлов:

- Приветствую организаторов и участников съезда! Депутаты Госдумы уделяют большое внимание вопросам здравоохранения и улучшения демографической ситуации в стране. Одним из важнейших среди этих вопросов является вопрос о развитии и дальнейшем совершенствовании службы скорой медицинской помощи.

Партия "Единая Россия" начала реализацию . Он предусматривает ряд мероприятий по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Из федерального бюджета на этот проект выделено почти 4 миллиарда рублей с 2007 по 2009 год. Суть проекта заключается в том, чтобы создать такие условия для "Скорой помощи", чтобы она не только быстро доезжала до пациента, но и своевременно доставляла его в ближайший лечебный центр, оснащенный по последнему слову техники.

По инициативе фракции "Единая Россия" в приоритетный национальный проект "Здоровье" включен пункт о повышении выплат медицинскому персоналу "Скорой помощи" с 1 июля 2006 года. Существенно улучшилось техническое оснащение станций "Скорой помощи", парк ее автомашин обновился более чем на 50%. Все эти меры отразились на значительном снижении смертности в стране.

Пользуясь случаем, хотел бы от души поблагодарить всех работников "Скорой" за нелегкий и самоотверженный труд по оказанию медицинской помощи людям. Желаю съезду успешной работы, а его участникам - здоровья и благополучия.

Член Генерального совета "Единой России", председатель комитета Государственной думы по охране здоровья Татьяна Яковлева

- Так получилось, что сегодняшний съезд совпадает с окончанием работы 4-го созыва Государственной Думы. Прошедшие четыре года принесли очень много нового самому здравоохранению и системе правовых отношений, связанных с охраной здоровья граждан. Прошла административная реформа и реформа межбюджетных отношений, приняты в новой редакции Трудовой кодекс и Бюджетный кодекс, идет реализация национального проекта "Здоровье".

Основные подходы к разграничению полномочий по уровням государственной власти и органов местного самоуправления были определены федеральными законами № 95-ФЗ и 131-ФЗ, принятыми в 2003 году. Федеральные законы № 122-ФЗ и 199-ФЗ закрепили разграничение полномочий применительно к отраслевому законодательству. Это существенно изменило всю систему межбюджетных отношений, в том числе и в части финансирования здравоохранения.

Реализация действующего законодательства по разграничению полномочий выявила целый ряд проблем.

1. Несоответствие между уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных образований и объемом реализуемых полномочий в сфере здравоохранения. Сложившиеся принципы формирования бюджетов муниципальных образований, их финансовая зависимость от бюджета субъекта Федерации усилили неравенство в финансировании региональных и муниципальных учреждений здравоохранения.

2. Редакция норм законов, касающихся вопросов разграничения полномочий, не учитывает особенности сложившихся форм организации и видов медицинской помощи.

Многие проблемы в разграничении полномочий в сфере здравоохранения благодаря работе нашего Комитета удалось исправить. Приведу несколько примеров.

Федеральным законом № 258-ФЗ частично восстановлено право муниципальных учреждений здравоохранения оказывать населению специализированную медицинскую помощь. Теперь в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время аналогичные поправки необходимо внести в Федеральный закон № 131-ФЗ. Такой законопроект уже внесен в Государственную Думу депутатами Комитета;

Благодаря нашим поправкам Федеральным законом № 258-ФЗ деятельность муниципальных организаций здравоохранения и отделений переливания крови получила свое законодательное закрепление;

Законом № 15-ФЗ были внесены изменения в Закон "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Они восстановили право муниципальных учреждений осуществлять забор, заготовку и транспортировку органов и тканей. Принятие закона помогло восстановить работу по органному донорству в стране. Хотя это, конечно, не решает проблему в целом. Здесь одних законодательных мер недостаточно. Нужен комплексный подход.

3. Реализуемые с 2006 года широкомасштабные задачи социального характера, в том числе в сфере здравоохранения и демографии, потребовали принятия значительного количества нормативных актов, в основном подзаконного характера. Однако это недостаточно для регулирования всех аспектов здравоохранения в условиях его реформирования. Нужны комплексные решения.

Возьмем, к примеру, приоритетный национальный проект "Здоровье". Для его реализации было принято множество подзаконных актов. Представляется, что все основные вопросы, регулирующие осуществление этого проекта, должны быть регламентированы в федеральном законодательстве.

Мы считаем, что сейчас действительно первоочередной задачей должны стать разработка и внесение в Государственную Думу законопроектов:
  • об обязательном медицинском страховании;
  • о государственных гарантиях медицинской помощи;
  • о страховании профессиональной ответственности медицинских работников;
  • о правах пациентов;
  • о регулировании частной медицинской деятельности;
  • о здравоохранении в Российской Федерации.
Почти во всех цивилизованных государствах население недовольно полнотой финансирования, качеством и доступностью медицинской помощи. Денег везде не хватает. Тем более в России. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным определены приоритеты развития отечественного здравоохранения. Одним из них является развитие первичной медико-санитарной помощи.

Почему в качестве приоритета было выбрано первичное звено - для профессиональной аудитории объяснять не буду. Приведу лишь один пример. На муниципальном уровне находится более 80 % амбулаторно-поликлинических учреждений и почти 65 % больниц, а на их содержание выделяется только 30 % бюджетных средств. То есть после разграничения полномочий первичное звено в финансовом плане стало самым незащищенным.

Впервые за последнее десятилетие предусмотрено централизованное материальное стимулирование медицинских работников первичного звена, подготовлены соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок установления дополнительных выплат, разработано положение о деятельности врача терапевта участкового, табель оснащения учреждений первичного звена, единые стандарты оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и для скорой медицинской помощи.

Государственной Думой были приняты Федеральные законы по финансированию национального проекта "Здоровье".

В результате проведения этих мероприятий были решены многие проблемные вопросы проекта "Здоровье".

Благодаря активной позиции нашего Комитета и фракции "Единая Россия" расходы по Проекту были увеличены в 1,5 раза и составят за 2 года 220,3 млрд. рублей.

Национальный проект дал стимул местным властям к финансированию здравоохранения. За счёт средств местных бюджетов оно увеличилось в среднем на 44 %. Никогда еще в здравоохранение не вкладывались столь значительные средства из федерального бюджета.

Очень важно, что в национальный проект "Здоровье" включена и скорая медицинская помощь.

Значение службы скорой медицинской помощи трудно переоценить. Президент Российской Федерации В.В.Путин 9 октября 2007 года подписал Указ "Об утверждении Концепции демографической политики до 2025 года". В сбережении российского, в решении важнейшей задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, на скорую медицинскую помощь возлагаются большие надежды. Ведь известно, что за счёт повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи возможно сократить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 15 %, а смертности от травматизма при дорожно-транспортных происшествиях на 20-25%.

Что проект "Здоровье" дал службе скорой медицинской помощи?

1. В результате реализации национального проекта "Здоровье" парк санитарного автотранспорта в соответствии с утвержденным стандартом был обновлен в среднем на 50%, машины оснащены современным оборудованием, поставлены новые реанимобили.

Наконец-то стали появляться станции скорой помощи, которые располагаются не в старых приспособленных развалюхах, обшарпанных, с протекающей крышей, а в новых зданиях, оборудованных согласно санитарным нормам и правилам. Бригады скорой медицинской помощи, получившие такие помещения, имеют все условия для полноценного труда и отдыха.

2. По инициативе фракции "Единая Россия" в проекте "Здоровье" дополнительно введены денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи с 1 июля 2006 года. Благодаря этому средний уровень оплаты труда работников скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов муниципальной системы здравоохранения увеличился в 2 раза. В 2007 году на работу в скорую медицинскую помощь поступили более 2 тысяч новых медицинских работников.

Но мы считаем, что, поскольку сотрудники скорой медицинской помощи признаны работниками первичного звена, денежные выплаты они должны получать в том же объеме, что и участковые врачи, фельдшеры и медсестры. Комитет Государственной Думы по охране здоровья совместно с фракцией "Единая Россия" будут работать над устранением создавшейся коллизии.

В нарушение Трудового кодекса денежные выплаты не учитываются при расчете отпусков и больничных. Нет нормативного акта, который бы урегулировал этот вопрос. И, пожалуй, именно на его решение фракция "Единая Россия" затратила максимум усилий: ставила его на "правительственном часе", направила Парламентский запрос в Правительство. К сожалению, вопрос не решен в федеральном бюджете на 2008-2010 годы. Он "завис". Мы хотели бы услышать от Минздравсоцразвития России ответ на этот вопрос. Правда, буквально накануне поступила информации о решении этой проблемы.

Среди ключевых приоритетов в законодательной работе фракции "Единая Россия" – повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

Они явно недостаточны, поскольку лишь незначительно снижают численность "работающего бедного населения" с 15% в общей численности населения в 2007 году до 11% в 2010 году. При этом "работающими бедными" останутся 15 млн. человек!

Поэтому депутаты фракции "Единая Россия" внесли законопроект о повышении МРОТ с 1 декабря 2008 года до 4300 рублей в месяц, что составит почти 97% величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Я являюсь соавтором этого законопроекта.

Хотя и это не решает многие проблемы оплаты труда в бюджетной сфере. Напротив, при повышении МРОТ нивелируются соотношения в межразрядных коэффициентах Единой тарифной сетки и она не может выполнять стимулирующей функции, несмотря на большое количество различных доплат, надбавок и компенсационных выплат. Проблемы можно решить, только изменив форму оплаты труда.

Поэтому, начиная с конца 2007 года планируется поэтапный переход на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня ЕТС. В том числе, и в здравоохранении.

Отраслевые системы оплаты труда основаны на установлении базовых ставок и окладов по профессиональным квалификационным группам работников. В соответствии с Трудовым кодексом их устанавливает Правительство РФ.

В настоящее время отраслевые системы внедряются в 19-ти регионах, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Он включает реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата. В эксперименте участвуют стационарные учреждения.

В августе я была в Калужской области. Там с 1 марта 2007 года принята и действует отраслевая система оплаты труда для медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений областного подчинения. В результате реализации пилотного проекта в области планируется достичь среднего уровня заработной платы в здравоохранении – 9513 рублей. В Белгородской области запланировано выйти по итогам на уровень 7800, в Татарстане – 7520. Это на 30% выше, чем в 2006 году.

В федеральном бюджете на 2008-10 годы зарезервированы средства на повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы: 16,9 млрд. рублей в 2008 году, 46,2 млрд. рублей в 2009 году и 51,4 млрд. рублей в 2010 году.
Однако это рассчитано только на федеральные бюджетные учреждения. Мы считаем, что отраслевая концепция реформирования системы оплаты труда должна предусматривать расходы на поддержку региональных бюджетов в связи с переходом на новые системы оплаты труда.

Эксперимент в пилотных территориях предполагает постепенный переход на оплату в системе ОМС по полному тарифу, определение реальной стоимости медицинской услуги, государственных гарантий медицинской помощи и обязательств государства. Сейчас пилотные территории сталкиваются со сложностями подготовки и внедрения медико-экономических стандартов (МЭС), особенно по лекарственному обеспечению. Нет методической и нормативной базы для формирования территориальной программы государственных гарантий на основе МЭСов. Ведь в настоящее время методические рекомендации по составлению территориальных программ построены на принципиально другой основе.

Реализация пилотного проекта позволит апробировать новые подходы к финансированию медицинской помощи по схеме: деньги следуют за пациентом. Вознаграждение врача должно зависеть от количества медицинских услуг, которые он оказал, и от их качества. Сейчас пока, к сожалению, денежные выплаты в первичном звене воспринимаются только как обязательное приложение к должности, в том числе и на скорой помощи.

Обострилась кадровая ситуация с водителями санитарного автотранспорта. Водителям скорой помощи не предусмотрены денежные выплаты по национальному проекту "Здоровье", так же как нет никаких выплат лицам, обеспечивающим готовность автотранспорта для выезда на вызовы. Заработная плата водителей и слесарей крайне низка, что приводит к текучести кадров. Следует учесть, что водитель скорой помощи – полноценный член бригады скорой помощи, и очень часто от его опыта и мастерства зависит жизнь пациента. В отдельных регионах производятся доплаты водителям за счёт средств местных бюджетов, но, к сожалению, эта практика не повсеместная и недостаточная. Самым оптимальным выходом из данной ситуации было бы включить в национальный проект "Здоровье" всех без исключения работников скорой медицинской помощи.

Предстоящее повышение оплаты труда отразится и на пенсиях. При этом сохранится право медицинских работников на досрочную пенсию. В перспективе государство собирается стимулировать добровольные пенсионные накопления граждан. В ближайшее время Правительство РФ внесет в Государственную Думу законопроект. Он предполагает, что граждане смогут отчислять от своей зарплаты от 2 тысяч рублей в год на дополнительную пенсию. Такую же сумму (но не более 10 тысяч рублей) будет переводить государство. С 2009 по 2018 год источником доплат станет Фонд национального благосостояния. Мы заставим нефтедоллары работать на обеспечение достойной жизни граждан. До этого Стабилизационный фонд считался почти "священной коровой".

Немного о социальных льготах. Раньше работники здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. После принятия 122-го Закона утратил силу Закон "О социальном развитии села". Но мы прописали в 153-ей статье 122-го Закона, что при изменении порядка реализации льгот органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не должны уменьшать совокупный объем финансирования льгот, которые до принятия Закона предоставлялись в натуральной форме.

Положительным примером является Самарская область, где кроме офисов для врачей общей практики строятся дома за счет областного фонда поддержки индивидуального строительства на селе по ипотечному кредиту под 10 процентов.

В настоящее время депутаты Комитета готовят к внесению в Государственную Думу законопроект, чтобы закрепить право медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Организация службы скорой медицинской помощи требует дальнейшего совершенствования.

1. Финансирование
Несмотря на принятые меры, норматив вызова скорой медицинской помощи выполняется на 51,6% от установленного в Программе государственный гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В целом финансирование скорой помощи составляет 60% от норматива ежегодно устанавливаемого Правительством РФ в Программе государственных гарантий.

Национальный проект "Здоровье" - это только начало. Он не решает всех проблем здравоохранения, в том числе и проблемы скорой помощи. Но это только первый шаг в укреплении финансирования и материально-технической базы.

Помимо национального проекта следует использовать механизм бюджетного финансирования скорой помощи через федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную программу. В них необходимо предусматривать мероприятия и целевые расходы, направленные на укрепление службы скорой помощи:
  • переоснащение современным медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом и системами связи;
  • реконструкцию учреждений и отделений скорой помощи.
Для финансирования скорой помощи в соответствии с нормативом следует разработать эффективный механизм по обеспечению финансовыми средствами Программы государственных гарантий в полном объеме, в том числе по выполнению в полной мере обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации по платежам за неработающее население в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Наш Комитет при поддержке фракции "Единая Россия" настойчиво добивался расширения проекта "Здоровье" за счет включения в него мероприятий по снижению смертности. Их реализация начнется уже в 2007 году и затронет стационарное звено.

2. Правильная организация и преемственность оказания скорой помощи

К сожалению, в настоящее время почти в 60 процентах случаев служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировки больных. Из-за этого значительное количество выездов бригад СМП к больным, нуждающимся в экстренном поддержании жизненных функций на места происшествий, выполняется несвоевременно. Исходя из этого, не могу не затронуть очень важные вопросы.

а) Это разделение скорой и неотложной медицинской помощи.
Существуют разные точки зрения по поводу функционирования этих видов помощи. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Законодательно определены понятия (в Основах законодательства об охране здоровья граждан), что такое скорая и неотложная медицинская помощь.

"Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).

Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам медицинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства".

Согласно принятому 05.10.2007г. Государственной Думой федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в статье 38 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан теперь законодательно закреплено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе создать службу неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений.

Однако создание службы неотложки в структуре медицинских учреждений повлечет за собой большие финансовые затраты, а кроме того, все сидящие в зале прекрасно знают, что вызов неотложной помощи к ребенку через несколько минут может трансформироваться в вызов скорой помощи. Поэтому присоединение неотложки к поликлиническому звену представляется спорным.

Вероятно, было бы логичным объединить эти виды помощи в единую службу по аналогии со службой, объединяющей пожарников и МЧС. При наличии такой структуры, функционирующей в тесной связи с поликлиническим звеном, диспетчеризация скорой и неотложной помощи могла бы быть не в пример эффективней ныне существующей.

Конечно, решать это предстоит вам, профессионалам.

Разделение этих служб по двум различным потокам, независимым, но постоянно контактирующим друг с другом, приведет к более эффективному использованию денег, так как заработная плата будет начисляться с учетом сложности и объема выполненной работы, ведь тарифы на оказание скорой и неотложной помощи различны (вызов скорой помощи является самым дорогим видом оказания медицинской помощи -1213,3 руб.). Кроме того, единая диспетчерская служба будет грамотно распределять направления на различные случаи: например, скорая не поедет на головную боль, а будет направлена на вызов по поводу инфаркт миокарда.

Но я ещё раз обращаю ваше внимание: законодатель дал определения служб и возможность организации работы, а решать, как сделать лучше, предстоит вам.

б) Для повышения качества оказания скорой медицинской помощи назрела необходимость создания единой базы, содержащей все медицинские данные по конкретному пациенту, с возможностью доступа к ее содержимому сотрудников скорой медицинской помощи. Нужен персонифицированный учет пациентов.

Это, конечно, потребует финансовых вложений, но результат будет того стоить. Для оперативного обеспечения пациента эффективной медицинской помощью в требуемом объеме и в соответствии с состоянием больного необходимо обеспечить сотрудников скорой медицинской помощи полной информацией о пациенте, включая амбулаторную карту поликлиники и данные стационаров.

Учитывая увеличение неотложных состояний в структуре госпитализированных больных, рост тяжести состояния поступающих больных, что сопровождается высоким уровнем смертности, назрела необходимость в совершенствовании преемственности в оказании скорой медицинской помощи на до- и госпитальном этапах. Одним из ключевых элементов этой преемственности становится организация приема и оказания помощи пациентам в приемных отделениях стационара.

в) Теперь о вопросах транспортировки. Чуть ли не в трети случаев скорая помощь выполняет несвойственные ей функции перевозчика больных и трупов. Вероятно, нужно создавать специальную службу, которая будет осуществлять перевозку, а скорая медицинская помощь будет заниматься оказанием помощи.

г) Хочу сказать о поднятии престижа службы скорой медицинской помощи. Необходимо широкое распространение социальной рекламы, информирующей население о порядке дозвона диспетчеру скорой помощи (сейчас в эпоху мобильников у людей с этим часто возникают проблемы), напоминание о том, что скорая помощь спешит на спасение жизни человека и ее необходимо пропустить через все пробки, а может просто развесить рекламные щиты с данными о работе скорой помощи. Ведь высокая зарплата – это ещё не все. У человека должно быть ощущение, что он работает на уважаемом месте, необходим этой службе и служба необходима ему.

Одной из острых проблем является отсутствие научно-методического обеспечения скорой медицинской помощи.

В структуре Федерального органа управления здравоохранением до сих пор отсутствует главный специалист по скорой медицинской помощи и отдел или департамент, в обязанности которых должно вменяться научно-методическое, правовое и кадровое сопровождение самого важного и повседневно востребованного вида медицинской помощи в стране, контроль эффективности использования ресурсов, выделенных бюджетами любого уровня, решение текущих вопросов организации работы скорой помощи (например, вопросы использования наркотических средств фельдшерскими бригадами).

Необходимо повышать квалификационный уровень врачей и среднего персонала скорой медицинской помощи.

Нуждается в совершенствовании система базовой и последипломной подготовки специалистов скорой медицинской помощи. В настоящее время в стране существует 21 кафедра скорой медицинской помощи, но отсутствует единая унифицированная программа образовательного стандарта. Помимо единого образовательного стандарта необходимо разработать обучающие программы для специализированных бригад скорой помощи.

Что касается кадрового вопроса непосредственно на местах, с учетом внутреннего и внешнего совместительства в скорой медицинской помощи заняты, в среднем от 40 до 60 процентов должностей. Должности медицинских работников со средним медицинским образованием заняты почти на 100%. В связи с этим 75% вызовов выполняются фельдшерскими бригадами, 25% вызовов обслуживаются врачами различных специализированных и линейных бригад. Представляется, что процентное соотношение должно смещаться в сторону врачебных бригад.

Очень важной проблемой является привлечение новых кадров в скорую помощь. Как я уже говорила выше, в службу пришло 2 тысячи человек. Но это капля в море. Надо решать вопрос о закреплении выпускников вузов и медучилищ за учреждениями здравоохранения, в частности за станциями скорой медицинской помощи. Поскольку институт распределения у нас сейчас отсутствует, может стоит организовать целевую подготовку кадров с заключением договора, утвержденного Министерством юстиции.

Хотелось бы поднять ещё один вопрос. Своевременное оказание скорой медицинской помощи, конечно же, очень важно. Но часто бывает, что счёт идёт даже не на минуты, а на секунды. В таких случаях помощь должны оказывать люди, оказавшиеся поблизости. Это и сотрудники дорожно-постовой службы, и простые граждане. Вероятно, надо решать вопрос об обучении азам скорой медицинской помощи. Зарубежный опыт показывает, что граждане многих стран способны сделать искусственное дыхание, остановить кровотечение и даже принять роды. У нас сейчас в школах есть предмет ОБЖ – обеспечение безопасности жизнедеятельности. В курс этого предмета включены основы оказания скорой медицинской помощи, но преподавание ведется на весьма низком уровне. А что касается работников Государственной автоинспекции, то их необходимо обучать определенным навыкам. Этот вопрос является очень важным, ведь решив его, мы сможем спасти многие жизни. Представляется, что Министерством здравоохранения и социального развития должны быть разработаны учебные программы для различных групп граждан.

Таким образом, нерешенных проблем очень много. Но нерешаемых проблем нет. Просто желание что-либо сделать должно быть обоюдным, как со стороны законодательной и исполнительной власти, так и стороны медиков. Между различными ветвями власти и медицинской общественностью должен идти конструктивный диалог, ведущий к созиданию, а не к разрушению.

Как сказал Президент РФ В.В.Путин в своем Обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации: "достигнутые показатели в реализации нацпроекта "Здоровье" можно рассматривать в качестве первых - пусть маленьких, но все-таки - побед, измеряемых тысячами жизней наших соотечественников. Сокращение смертности и увеличение рождаемости, достигнутое в 2006 году и в первые месяцы этого года – очевидное свидетельство правильности наших усилий".


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме