20:15 23.10.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"
Территория местного самоуправления – это вся страна
Приоритетными задачами муниципальных властей были названы расширение частной инициативы, борьба с монополизацией локальных рынков и бюрократизмом, развитие регионов и реформирование ЖКХ.
Напомним, что накануне, 22 октября, под председательством лидера партии "Единая Россия", Председателя Госдумы Бориса Грызлова в Москве прошло . Выступая, на этом совещании, Борис Грызлов, в частности, заявил: "Одной из серьезных проблем является проблема бюджета муниципальных образований. Из-за несовершенства законодательства невозможно сформировать бюджет муниципалитетов, и 95 процентов этих организаций находятся на дотации региональных властей, они не самостоятельны и не могут принимать ответственные решения. Полномочия, которые в рамках реформы местного самоуправления переданы на уровень муниципальных образований, не сопровождаются финансовыми ресурсами. Поэтому нам необходимо в короткий срок определить, какие именно изменения надо вносить в законодательство, чтобы муниципалитеты могли бы в полную силу выполнять свои задачи".
В своем выступлении 23 октября Владимир Путин подчеркнул необходимость скорейшего решения вопроса о совершенствовании законодательства, регламентирующего функционирование муниципальных органов власти. По мнению главы государства, очень важно, чтобы "представители правительства смогли бы отреагировать и совместно с депутатами Госдумы поставить эти проблемы уже на осенней сессии в этом созыве, и передать "эту шайбу" будущему составу Государственной думы".
"Необходимо вместе подумать над тем, что можно сделать дополнительно для того, чтобы муниципальный уровень власти был у нас самодостаточным и функционировал эффективно", - отметил В. Путин.
Большое внимание в своем выступлении Президент уделил финансированию муниципалитетов. "Вопрос обеспечения достаточной финансовой и материальной базы остается основополагающим, значительному числу муниципальных образований не хватает собственных доходов. Что касается налога на прибыль - 19% поступает в региональный бюджет, 4% в федеральный бюджет, муниципалитетам ничего не достается.
"Я понимаю, что вы предпочли бы, чтобы федеральное законодательство обязало регионы перераспределить средства в пользу муниципалитетов, - сказал президент под громкие аплодисменты, - Позвольте считать вашу реакцию согласием. Я обещаю, что такое поручение правительству будет сформулировано". " В то же время, - заметил В.Путин,- муниципальные власти должны сами искать пути к увеличению доходов и повышению качества услуг населению, учитывая, что предпосылки к этому созданы, и они расширяются".
Президент также отметил, что несправедливо свалить на муниципалитеты капитальный ремонт, в частности, и в области здравоохранения, и в сфере ЖКХ.
"Поэтому я поручил правительству часть дополнительных доходов, причем в споре с правительством, погрузить в денежный мешок, в соответствующий фонд содействия реформированию ЖКХ. Это не мешает достигать макроэкономических параметров, но это гарантирует, что эти деньги не растворятся, и мы сможем решать эту задачу последовательно, спокойно, без рывков".
Президент отметил важную роль муниципалитетов в программе территориального развития страны. Владимир Путин напомнил, что разработка генеральных планов более 500 городских округов и около 2 тыс городских поселений возложена на муниципалитеты.
"Должна быть разработана схема территориального развития РФ на основе стратегического развития страны", - сказал Президент.
В выступлении Президента имела место и критика работы муниципалитетов. Прежде всего, она касалась сферы ЖКХ. "ЖКХ в полной мере находится в зоне ответственности муниципалитетов. Между тем, эта отрасль продолжает оставаться самой нереформируемой, самой неэффективной и проблемной. В ЖКХ по-прежнему доминируют муниципальные предприятия - по большей части убыточные, заинтересованные в росте тарифов. По-прежнему в эту сферу с большой неохотой пускают малый и средний бизнес и не практикуют передачу в концессии инженерной инфраструктуры".
Говоря о недостатках муниципальной власти, Президент отметил, что "монополизация локальных рынков, волокита и поборы местных чиновников за каждую справку и подпись становятся непреодолимыми барьерами на пути развития предпринимательства. Они по-прежнему не дают возможности для наполнения местных бюджетов и соответственно для создания достойных условий жизни людей
Путин акцентировал внимание участников совещания на том, что "традиция, местного самоуправления, которая заложена давно, с 1917 года, очень важна для нашей страны. Общественные деятели много говорят об этом, но основная мысль сводится к тому, чтобы развивать это направление, развивать органы местного самоуправления. Это давно обсуждается в нашей стране, и нашим великим писателем Солженицыным поднимается вопрос, как укреплять это звено государства российского".
В этой связи, добавил президент, "большая ответственность ложится на органы МСУ и сегодня - когда мы вступили в предвыборный период: сначала - в Госдуму, затем - в период президентских выборов. По их итогам в стране будут сформированы новые высшие органы законодательной и исполнительной власти. В этой ситуации крайне важно обеспечить преемственность государственной политики, выполнение взятых перед гражданами России обязательств".
Президент призвал "создать все условия, чтобы как можно больше россиян смогли принять участие в парламентских выборах, учитывая их большое значение". Активную роль здесь, уверен президент, "должны сыграть главы местного самоуправления, потому что они знают конкретные проблемы избирателей и, будучи лидерами в своих территориях способы донести до каждого гражданина политическую значимость его волеизъявления".
Владимир Путин также сообщил участникам встречи о своем решении воссоздать Совет по муниципальным уровням управления при главе государства, его президиум возглавит Виктор Зубков.
Член Генерального совета "Единой России", Координатор Партии по взаимодействию с органами местного самоуправления, Председатель Всероссийского совета местного самоуправления Валерий Гальченко:
- Президент поставил перед страной масштабные задачи. Их осуществление требует мобилизации всех ресурсов, вовлечение каждого гражданина России в реализацию предложенных планов. Одним из важнейших ресурсов развития страны "Единая Россия" считает местное самоуправление, т.е. местное сообщество.
В 90-е годы, когда страна находилась в глубоком кризисе, а федеральные ветви власти боролись между собой за власть, в это время именно местное самоуправление практически без какой-либо помощи, решая простые, но важные для большинства людей задачи, спасло страну от окончательного хаоса и революционных потрясений.
Много причин, по которым партия считает местное самоуправление важнейшим ресурсом государства. Но есть 4 ключевые причины.
Первая. Начатый процесс укрепления единства страны, консолидации элит, невозможно завершить, не включив в него огромную армию Глав и депутатов местного самоуправления, а главное "ломов" – лидеров муниципальной общественности, т.е. всего муниципального сообщества.
Вторая причина. Мы осознаем, что развитие экономики и повышение уровня жизни граждан будет реализовано только при активном развитии экономического потенциала каждого города, поселка, деревни.
Третья причина. Все мы хорошо понимаем, что местная власть – это приемная власти. Всей власти! И по ней, по этой приемной, граждане судят о власти в целом.
И, наконец, четвертая. Именно органы местного самоуправления могут обеспечить для руководителей государства достоверную "обратную связь", без которой ни одна социальная система не может быть устойчивой.
Понимая это, "Единая Россия" активно работает с муниципальным сообществом. И поэтому год назад была учреждена общественная организация "Всероссийский совет местного самоуправления". В ВСМС, на основании личного членства, входят Главы, депутаты, представители муниципальной общественности, т.е. все муниципальное сообщество.
Благодаря большой работе, которую партия ведет совместно с ВСМС, сегодня мы очень хорошо понимаем реальную ситуацию, которая сложилась с реформой местного самоуправления. В целом концепция 131-го Закона, безусловно, правильная. Однако в ходе подготовки закона и дальнейшей его реализации принимались решения, которые существенно ее исказили.
В течение года Всероссийский Совет местного самоуправления работал над докладом "Местное самоуправление – ресурс развития страны". В этой работе приняли участие главы, депутаты местных советов, региональные депутаты, депутаты Государственной Думы, эксперты из научного сообщества, а главное практически все общественные организации, радеющие за местное самоуправление, т.е. все муниципальное сообщество. Здесь собран реальный муниципальный опыт, а также примеры решений, которые мешают сегодня мобилизовать муниципальный ресурс в интересах государства.
Здесь огромный фактический материал, но я приведу только 4 примера подобных решений, которые мешают:
Ко мне пришел генеральный директор нашего титанового монополиста. Предприятие с миллиардными оборотами – 60% титановых изделий Аэрбаса и 40% Боинга изготавливается на нем. Развивается оно сегодня в рамках Россоборонэкспорта. И только одна проблема. Он сказал: "Скоро у меня будет хрустальный куб в пустыне. Разрыв между предприятием и социальной средой огромен. Люди уезжают. Отдайте хотя бы несколько процентов налога на прибыль городу".
Кто-то в одном из ведомств придумал красивую идею ("красивую" в кавычках, конечно же) укрупнить ЗАГСы, забрать функции регистрации из сельсоветов в район и построить красивый дворец бракосочетания. А что в результате? Если раньше человек с радостью (рождением ребенка или свадьбой) и с горем (смертью близкого человека) шел в родной деревне в сельсовет, там это регистрировал и там же с родными и близкими праздновал или горевал, а цветы возлагал к вечному огню, где лежат его земляки, то сейчас, этим, казалось бы безобидным решением, мы превращаем наших людей в "Иванов не помнящих родства". А ведь без любви к малой Родине не будет любви к России.
Министерство образования, руководствуясь благими намерениями экономии, активно проводит идею ликвидации малокомплектных школ. А ведь тем самым мы и русскую поговорку - "Где родился, там и пригодился" - ликвидируем, но главное, создаем условия для вымирания огромного количества сельских населенных пунктов. Если человек до 17 лет прожил в своей деревне, то скорее всего он там и останется, на своей родной земле. А если он в 7 лет уехал на автобусе в городскую школу, то уже никогда не вернется.
Исследования ВСМС, да и заключения Счетной Палаты на проект бюджета 2006 года говорят: 95% муниципальных образований страны сегодня дотационные, а, следовательно, мы их подталкиваем к иждивенчеству. Там же сказано, что только 50% реальных расходов обеспечивается доходами.
Таких примеров можно приводить множество, но мне представляется, что и этих достаточно, чтобы сделать вывод о том, что есть необходимость в нескольких оперативных шагах.
Выделю два, но принципиальных:
Первое. Готовить и принимать решения, затрагивающие сферу ответственности и полномочия местного уровня власти нужно только с обязательным участием представителей муниципального сообщества.
И второе. Нужна корректировка межбюджетных отношений. Должен быть реализован основной принцип реформы - расходы должны быть обеспечены доходами.
Для этого необходимо посчитать реальные расходы в городах, поселках и деревнях, после чего станет очевидным, что необходимо рассмотреть возможность увеличения собственной налоговой базы муниципальных образований за счет закрепления за местными бюджетами всех налоговых поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса, части налога на прибыль, транспортного налога. Кроме того надо увеличить долю НДФЛ, зачисляемую в местные бюджеты. При этом необходимо изменить ситуацию, толкающую местные власти к иждивенчеству, и зафиксировать на трехлетний период, как это сделано с федеральным бюджетом, нормативы регулирующих источников и трансферты муниципалитетам.
Ну а теперь о самом главном!
Сегодня, когда Россия вернула себе статус мировой державы, успешно решает стратегические задачи на международной арене, создает "точки экономического роста" и модернизирует вооруженные силы, фокус угроз планам развития страны смещается во все более усугубляющийся разрыв между центром и значительной частью российских провинций. Разрыв этот касается, прежде всего, качества власти и эффективности управления. Ситуацию в этом смысле можно сравнить с обстоятельствами военной кампании, когда передовые части чрезмерно отрывались от основной линии фронта, от тыловых частей, от "обоза". А мы знаем, чем это кончается.
Между тем, именно местное самоуправление образует систему приводных ремней и передаточных шестеренок любого национального проекта; именно здесь, в городах, поселках и деревнях создаются "инфраструктуры будущего роста", здесь решаются задачи сбережения народа; здесь, в конечном итоге, формируется действительное консолидированное большинство граждан страны, здесь утверждаются принципы гражданской и социальной солидарности. Более того, сама реформа местного самоуправления является самым масштабным нашим проектом.
Все это я говорю в обоснование одного тезиса. Сегодня именно муниципальная реформа нуждается в особой схеме управления, которую Президент в Послании 2007 года назвал "ручным управлением".
Сегодня муниципальное сообщество более чем кто-либо нуждается в Лидере – Лидере, авторитет которого беспрекословен. Чтобы включить муниципальный ресурс в процесс преобразования страны, нужен Голиаф. Не случайно земскими реформами в России всегда занимались самые влиятельные и выдающиеся государственные деятели. Это было и в 16 веке, это было и в 19 веке, когда земская реформа осуществлялась под личным попечением выдающего государя Александра II. Ведь то, что раньше называли "земщиной", а сегодня является "территорией местного самоуправления" - это и есть вся страна!
Депутат Красноярского городского Совета депутатов, директор МУ "Центр развития местного самоуправления" Алексей Менщиков:
- Весь предыдущий опыт общения муниципального сообщества с федеральными властями оказался, на мой взгляд, не очень удачным именно, потому что не было стержня. Стержнем всегда является сильная политическая организация. Именно политическая организация способна в силу, во-первых, пронизанности сверху донизу и, во-вторых, наличия депутатов, местных, региональных и федеральных способна изменить ситуацию. Поэтому предыдущие попытки создать организацию, представляющую муниципальное сообщество при властях, были неудачны в силу разнородности и внесистемности действий.
В ситуации, когда ВСМС - организация-партнер "Единой России", у муниципального сообщества появляется больше шансов для решения главных проблем. Коренное отличие, о чем вчера сказал Борис Грызлов, заключается в том, что на сегодняшний день такой муниципальный совет создан при Председателе Думы, прежде всего состоящий из представителей муниципального сообщества. В нем есть мэры, депутаты и другие активные представители сообщества. Но все они так или иначе представляют ВСМС, а Всероссийский союз местного самоуправления – это организация, созданная при активном участии партии "Единая Россия".
Партия всегда имеет больше возможностей решить проблемы муниципального мира, потому что у партии есть большинство. В этой связи совместно с партией мы подготовили ряд законопроектов, которые позволят решить ряд проблем.
Например, у нас в силу ряда причин отсутствует закон о выборных муниципальных лицах. Это означает, что муниципальный депутат или мэр лишен очень многих статусных прав. Например, я как депутат не могу пригласить на разговор муниципального чиновника. А как я буду взаимодействие с чиновниками? Сегодня чиновники меня знают понимают, что должны придти. Но, с формальной стороны, только избранному депутату это будет сложно. Поэтому один из главных законопроектов, который подготовлен ВСМС, это закон о статусе выборных лиц местного самоуправления, который позволит решить проблемы взаимодействия.
Другие законопроекты связаны с бюджетными процессами. На сегодняшний день существуют огромные проблемы – об этом говорилось с Борисом Вячеславовичем Грызловым – связанные с тем, что механизмов наполнения муниципальных бюджетов не хватает, чтобы решить многие вопросы местного значения. Например, у нас в Красноярске два местных налога, которые закрывают лишь 2 процента от общемуниципальных нужд. Фактически весь остальной бюджет возникает в результате перераспределения денег в бюджетной системе. Эту ситуацию как-то надо менять, законопроекты будут обсуждаться.
Третий вопрос заключается в том, что экспертиза очень многих решений, затрагивающих муниципальное сообщество, должна проводиться с участием муниципального сообщества. Иначе иногда в ходе реализации принятого закона выясняется, что он просто вреден для муниципального мира. Была достигнута договоренность о том, что как минимум два раза в год перед принятием плана законодательных инициатив это будет обсуждаться с муниципальным сообществом.
Глава города Нягань (Ханты-Мансийский АО - Югра) Александр Рыженков:
- Муниципальное сообщество ждет прямого контакта с высшими органами государственной власти, с теми, кто принимает решения и определяет стратегию. Прямой диалог позволяет нам дать реальную картину того, что происходит в муниципальном сообществе, непосредственно на территории муниципальных образований, обеспечить представление без искажений всех процессов, в том числе реализацию национальных приоритетов.
Эта форма позволит нам создать инструментарий мониторинга изменений и управлять муниципальными образованиями. Вы прекрасно понимаете, что Россия – это города, городские поселения, села, деревни. Люди живут именно там, независимо от места работы. Возможность экспертной оценки, обобщения инноваций, точек роста, проблемных мест в развитии страны позволяет посмотреть на эти процессы не сверху, с позиции органов государственной власти, а снизу, от муниципального сообщества (органы местного самоуправления по 131 закону не входят в систему госвласти). Построение вертикали государственного управления не может быть завершено без включения муниципалитетов.
Мы ждем вполне конкретные действия со стороны Правительства, Государственной Думы, высших должностных лиц по отношению к муниципальному сообществу. Со своей стороны мы готовы положить "на алтарь победы" весь наш потенциал, знания и, конечно, желание.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме