18:30 16.10.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Тегеранский саммит: откровенный разговор пяти президентов

Тегеранский саммит: откровенный разговор пяти президентов
В иранской столице завершился второй саммит прикаспийских государств - России, Ирана, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана. Саммит проходил четыре часа, включая пресс-конференцию, во дворце "Саадабад" на севере Тегерана и завершился принятием итоговой Декларации. Этот документ не определяет правовой статус Каспийского моря, однако, по общему признанию участников саммита, продвигает их в этом направлении.

Отныне лидеры "пятерки" будут встречаться раз в год, а их министры иностранных дел - два раза в год. Следующий саммит в 2008 году примет у себя Азербайджан, сообщил президент Махмуд Ахмадинежад, представляя итоги встречи.

По его словам, саммит достиг целей, а подписанная Декларация даст отпор тем, кто выступает против интересов Каспийского региона, заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. "Есть люди, которые не хотят мира и стабильности и ищут удовлетворения своих интересов, но это не будет влиять на братские отношения прикаспийских государств. Я благодарю моих хороших друзей за реализацию целей саммита", - сказал глава иранского государства. На его взгляд, "приняты мудрые решения". "Каспийский регион - образец хорошего сотрудничества, путь весь мир знает, что оно проводится в интересах всего мира", - отметил Ахмадинежад. Он добавил, что саммит прошел "в атмосфере искренней дружбы и конструктивно".

Помимо установления сроков встреч и договоренности о дальнейшей разработке конвенции, которая окончательно определит правовой статус Каспия, Декларация также включает ряд важных пунктов о нераспространении оружия и поддержании мира в регионе.

Помимо Декларации, на встрече также было подписано соглашение трех стран о совместном строительстве прикаспийской железной дороги. "С целью расширить сотрудничество в транспортной сфере Иран, Казахстан и Туркменистан построят общую железную дорогу. Вдоль нее планируется создание многополосного шоссе", - сообщил Махмуд Ахмадинежад.

Новая линия железной дороги будет огибать Каспийское море, ее протяженность составит около 800 км. Ежегодно по ней будет перевозиться от 8 млн тонн до 10 млн тонн грузов.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев по итогам заседания отметил, что считает важным "использование Каспийского моря исключительно в мирных целях и определение его правового статуса в рамках принципов демилитаризации и безопасности". Кроме того, по его мнению, "на основе общего согласия" необходимо "сохранение возможностей свободного транзита для судов прибрежных стран, не имеющих выхода в другие моря и мировой океан".

По его словам, определение правового статуса Каспия укрепит взаимное доверие прибрежных стран и мир в регионе. В то же время Алиев убежден, что итоги саммита важны не только с точки внутренней и внешней политики стран Прикаспийского региона, но и для сохранения биоразнообразия моря, его богатой флоры и фауны. Он подчеркнул, что "сохранение уникальности Каспийского моря требует более эффективных экологических, экономических и научно-технических мер". Глава Азербайджана выступил за расширение сотрудничества в решении экологических проблем моря, выразив готовность разместить в Баку секретариат "Рамочной Конвенции по защите морской окружающей среды Каспия".

Высоко оценил результаты сегодняшней встречи и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. На тегеранском саммите, по его словам, "впервые удалось сдвинуть "с мертвой точки" вопрос об определении правового статуса Каспийского моря", что на предыдущем саммите в Ашхабаде представлялось ему, по собственному заявлению, затруднительным ввиду различия мнений. Вместе с тем он отметил, что декларация не является окончательным документом, поскольку правовой статус Каспия будет определен в разрабатываемой конвенции.

Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что разногласия, которые были еще сегодня, "не носят неразрешимого характера". По его словам, подписанное в ходе саммита трехстороннее соглашение о создании железнодорожной ветки приведет к тому, что Иран, Казахстан и
Туркмения будут объединены единой железнодорожной магистралью. "Если добавить, что там рядом будет идти автомобильная магистраль, то мы можем увидеть, что прикаспийские государства будет тесно сотрудничать и в развитии транспортных коридоров", - отметил глава Казахстана. "Есть путь по морю, теперь появится железная дорога, рядом с которой - автодорога", - сказал Назарбаев, напомнив, что договоренности о транспортировке энергоресурсов по Прикаспийскому трубопроводу были достигнуты в мае в туркменском городе Туркменбаши. С коллегой согласен и глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов: "Для нас немаловажно трехстороннее соглашение о железной дороге, которое открывает экономические ворота не только для этих стран, но и для других - с выходом на Персидский залив.

Президент России Владимир Путин, комментируя итоги саммита, назвал встречу успешной, несмотря на некоторые разногласия. "Мы говорили очень откровенно, предметно, заинтересованно. Не во всем и не всегда наши точки зрения совпадали. Но
совершенно очевидно, что у нас есть желание найти консенсусные, устраивающие всех решения", - сказал он на пресс-конференции, отдельно отметив "заинтересованность всех глав государств" в обсуждении представленных тем. "Если такая атмосфере сохранится в будущем, все решения будут найдены. И так же, как и другие мои коллеги хочу поблагодарить иранскую сторону за организацию нашей сегодняшней встречи", - подчеркнул Путин.

Глава РФ добавил, что в следующем году Россия примет у себя экономическую конференцию прикаспийских государств, в рамках реализации достигнутой на саммите договоренности "двигаться в сторону создания соответствующей организации экономической направленности". Предстоящая в 2008 году конференция, по его словам, должна стать первым шагом.

Первый зампредседателя думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Ахмед Билалов:

- Нынешние договоренности лидеров России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана - признак серьезных подвижек в переговорном процессе". Речь прежде всего, по его словам, идет о положениях по использованию транспортного потенциала Каспийского региона. "Подключившись к его коммуникационной системе, азиатские страны получат возможность существенно повысить свою конкурентоспособность.

Каспий находится в центре геополитической игры ведущих мировых сил. Скорейшее разрешение проблем со статусом моря и защитой биологических ресурсов, на его взгляд, является вопросом безопасности государств региона.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме