17:30 27.09.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Абдул-Хаким Султыгов - Национальная политика - приоритет нового Правительства

Абдул-Хаким Султыгов: Национальная политика - приоритет нового Правительства
Координатор Партии по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями Абдул-Хаким Султыгов:
- Знаковым моментом в характеристике нового Правительства России является изменение в руководстве Министерства регионального развития. Как известно, деятельность этого министерства последовательно критиковалась "Единой Россией" и квалифицировалась как неудовлетворительная.

Принципиально важно то, что Минрегионразвития возглавил Д.Н.Козак – универсальный специалист высочайшего класса, имеющий богатый опыт работы в сфере межнациональных и федеративных отношений, в том числе приобретенный на должности полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе.

Как известно, в введении Минрегионразвития находятся вопросы регионального социально-экономического развития, межнациональных и федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также решение проблемы обманутых дольщиков. Только одно это перечисление позволяет говорить о министерстве, в известном смысле, как о миниправительстве. Этот статус одного из ведущих министерств значительно укрепился в рамках существенного расширения полномочий Минрегионразвития в Правительстве В.Зубкова. Так, Министерству переданы часть функций МЭРТ и, в частности, управление Инвестиционным фондом, федеральными целевыми программами, а также право разрабатывать программу поддержки регионов в части межбюджетных отношений.

Очевидна первоочередная роль Минрегионразвития в реализации совместно с "Единой Россией" Плана Путина в сфере этнонациональной политики, профилактики этноконфессионального экстремизма и ксенофобии. Как известно, "Единая Россия" настояла на всегражданском обсуждении проекта Концепции государственной национальной политики, который разрабатывался под руководством Минрегионразвития с 2002 г. После обсуждения на федеральном, межрегиональном (федеральные округа), региональном и местном уровнях, завершающим этапом которого станет голосование за План Путина на декабрьских выборах в Государственную Думу, "Единая Россия" представит в Минрегионразвития развернутые рекомендации в проект Концепции. По сути, речь идет о приведении проекта Концепции государственной национальной политики в соответствие с Планом Путина с учетом рекомендаций организованных институтов российского гражданского общества и итогов голосования многонационального российского народа за политическую программу "Единой России".

Нельзя не отметить, что одно из предложений, высказываемых практически повсеместно в ходе обсуждения названной Концепции, касалось создания в Правительстве структуры, отвечающей за национальную политику. Очевидно, что сам факт такой постановки вопроса говорит, прежде всего, о неудовлетворенности работой Минрегионразвития и Правительства в целом в сфере этнонациональной политики, противодействия этноконфессиональному экстремизму и ксенофобии.

И это понятно. Россия, образно говоря, не Монголия или Япония, а уникальное многонациональное федеративное государство, для которого национальный вопрос был, есть и будет безусловным приоритетом государственной политики. Достаточно сказать, что феномену духовного единства народа и объединяющим нас моральным ценностям преамбула Послания-2007 отводит ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей. По Путину, "…это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений".

Таким образом, соглашаясь с правомерностью постановки вопроса о создании в Правительстве России специальной структуры, отвечающей за этнонациональную политику, отметим, что конструктивное решение этой проблемы предполагает:
    во-первых, завершение процесса обсуждения проекта Концепции государственной национальной политики;

    во-вторых, прошествия определенного периода времени, необходимого для объективной оценки эффективности работы реформированного Минрегионразвития в сфере этнонациональной политики.
При этом необходимо подчеркнуть, что создание специального министерства не является самоцелью, ибо вовсе не гарантирует эффективного проведения этнонациональной политики. Как известно, первым Наркомом по делам национальностей советской России был И.В.Сталин, что в последующем не гарантировало целые народы от тотальных репрессий по национальному признаку. Крупные ошибки в национальном политике были допущены и в новейшей истории России. Ответственность за эти ошибки в полной мере несет не только политическое руководство страны, но и Миннац России. По сути, исправление положения дел в этой сфере, поставившего российский народ и государство на грань необратимого распада, и является одним из важнейших достижений политики Президента России и Партии Путина, начиная с 2000г.

Однако ставя вопрос об эффективности работы реформированного Минрегионразвития, нельзя недооценивать и ее прямую зависимость от формально-юридического статуса Министерства с учетом общенационального масштаба стоящих перед министерством задач. Во всяком случае, принципиальным условием эффективного проведения этнонациональной политики являются статусные полномочия Минрегионразвития по координации этой работы на уровне Правительства России.

Это же касается другого принципиального вопроса укрепления федеративного государства – межбюджетных отношений. Развернутую оценку состояния дел в этой сфере дал в своем докладе на совместном заседании Высшего совета и Генсовета "Единой России" (22 мая с.г.) член Бюро Высшего Совета Партии, губернатор Хабаровского края В.Ишаев.

Для понимания масштаба задач, стоящих в этой сфере, прежде всего, перед Минрегионразвития приведем следующие основные тезисы названного доклада, свидетельствующие о невозможности и опасности дальнейшего игнорирования проблем регионального развития в Российской Федерации.

В результате принимаемых решений возможности субъектов Федерации в межбюджетных отношениях постоянно и последовательно ограничиваются. Регионы постепенно теряют и доходную базу своих бюджетов. В результате разделения полномочий регионы имеют расходных обязательств более 60%, а средств для их исполнения только 40%.

Дефицит федерального бюджета давно перебазировался в бюджеты субъектов Федерации. Выделяемых средств на выравнивание явно недостаточно. Чрезмерная централизация доходов федерального бюджета делает государственные социальные обязательства регионов нереализуемыми.

Это положение законодательно закрепляется при принятии закона о федеральном бюджете. Между тем, уровень доходности различных регионов различается в 14 раз, тогда как Правительство приняло на себя смелое обязательство сократить этот разрыв до 3-4 раз.

Нарастают не только количественные, но и качественные различия в уровне социально-экономического развития регионов. Если в одних регионах речь идет о переходе к постиндустриальному развитию, а уровень развития инфраструктуры является удовлетворительным, то в других регионах такая инфраструктура вообще отсутствует. Регионы различаются по имеющейся ресурсной базе, научно-техническому потенциалу и т.д.

Единое государство должно иметь единый государственный бюджет, отражающий всю сумму доходов и расходов за соответствующий период на территории страны. Госбюджет должен разрабатываться с учетом необходимых расходов на уровне субъектов Федерации.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме