18:30 27.07.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Тезисы Б.В. Грызлова для Тихоокеанского экономического конгресса

Мне хотелось бы начать с вопросов экономической идеологии. На фоне приближающихся выборов в стране вновь разворачивается дискуссия, затрагивающая основы экономической политики. Причем обсуждение не избежало крайностей.

С одной стороны, нам предлагают, по сути, вернуться к "радикальному либерализму". Конечно, такая политика позволит получать высокие оценки с Запада. Но этим все и ограничится. Нужно помнить, что такой вариант уже однажды чуть не превратил Россию в страну, чья позиция в мире сводилась бы исключительно к роли поставщика сырья. Подчеркну – дешевого поставщика, поскольку основная прибыль оставалась бы за границей.

С другой стороны, отчетливо проявляется иная крайность. Одним из главных вызовов политической системе становится безответственный популизм. Некоторые политики и партии раздают обещания, выражающиеся уже не в миллиардах, а в триллионах рублей. Любая попытка осуществить подобные идеи приведет экономику к краху. И Президент недаром называл такого рода предложения "бессмысленным актом политического популизма, который нанесет вред экономике, а значит, каждой российской семье".

Ни одна из этих крайностей не подходит отечественной экономике. России не нужны радикализм и пустые обещания. Нужен центристский курс, позволяющий сохранить движение по траектории устойчивого роста. Это курс, который составляет основу партийной платформы "Единой России"; курс, который по праву носит название "План Путина".

Формулируя кратко, экономический курс, который мы проводим, состоит в следующем:
- дальнейшее улучшение делового и инвестиционного климата;
- решение инфраструктурных проблем;
- развитие обрабатывающих производств;
- региональное развитие.

Первое. Дальнейшее улучшение делового и инвестиционного климата.

Мы отчетливо понимаем, насколько велика роль частного капитала в современной экономике. Приведу простой пример. При размерах Стабилизационного фонда порядка 3 трлн. рублей одна только программа модернизации электроэнергетики оценивается как минимум в 12 трлн. Эти две цифры лучше любых слов показывают истинную роль частного капитала – и частной инициативы – в модернизации страны.

За прошедшие годы сделано немало. Например, если в конце 90-х годов в Российской Федерации на разных уровнях существовало свыше 100 видов налогов и сборов, то к 1 января 2006 года налоговая система Российской Федерации включала в себя всего 14 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режима.

Практика показывает, что весь комплекс усилий по созданию условий для ведения бизнеса дает результат. Достаточно сказать, что за пять месяцев нынешнего года индекс роста промышленного производства составил 7,4 %. При этом в обрабатывающих отраслях прирост составил 11,9 %.

Тем не менее, мы понимаем, что у бизнеса остается еще очень много проблем, среди которых и недостаточно высокое качество государственного управления, и коррупция. Мы способны их решить, но это должно осознаваться как приоритет и государством, и самим бизнесом, и всем обществом.

Второе. Решение инфраструктурных проблем.

В последние годы дефицит инфраструктуры стал одним из основных препятствий на пути экономического роста. Особенно это ощущается на востоке страны.

Довольно долгое время под давлением разного рода монетаристских идей государство практически не занималось этими вопросами. Нам – говорю "нам", потому что "Единая Россия" действительно играла в этом важнейшую роль – удалось переломить эту тенденцию. Бюджет существует не для того, чтобы изымать деньги из экономики, и вкладывать их в иностранные облигации. Эти средства нужны обществу для решения тех задач, которые находятся в сфере ответственности государства. Инфраструктура – одна из таких задач.

Сегодня я могу назвать целый ряд проектов, которые уже реализуются на Востоке страны.

Так, активно идет работа по строительству трубопроводной системы к берегу Тихого океана. К настоящему моменту из намеченных 2700 километров пройдено уже более трети.

С использованием средств Инвестиционного фонда разворачивается масштабный проект по созданию транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов Читинской области (с марта 2008 года – Забайкальского края). Из общего объема намеченных капиталовложений – 142 млрд. рублей – государственной софинансирование планируется в размере около 41 млрд. рублей. Реализация проекта позволит увеличить внутренний региональный продукт в Забайкальском крае на 50 %.

Ведется строительство автодороги Чита-Хабаровск – 1800 километров. Трасса свяжет Дальний Восток с остальной территорией страны, создаст для его жителей новые транспортные и экономические возможности.

Третье. Развитие обрабатывающих производств.

Россия – страна, богатая не только природными ресурсами, но, прежде всего, своими людьми. И нужно научиться использовать это национальное достояние в полной мере. А это означает, что мы должны продавать за рубеж не только и не столько нефть и газ, но и продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

Безусловно, это возможно. Еще один пример с сибирским опытом – развитие Нижнего Приангарья. Государственное финансирование здесь составляет 34 млрд. рублей. Они выделяются на развитие инфраструктуры: дороги, железные дороги, мостовой переход через реку Ангару. Инвесторы вкладывают на порядок больше. Причем деньги идут не только в добычу природных ресурсов, но, главное, в переработку. Уже строятся алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат, иные объекты.

Отдельно хотелось бы сказать о развитии высокотехнологичных производств. В Сибири и на Дальнем Востоке есть прекрасные предприятия авиастроения, судостроения, других высокотехнологичных отраслей. Хочу подчеркнуть – мы сделаем все, чтобы поддержать эти отрасли, вновь вывести их на мировой уровень.

Четвертое. Региональное развитие.

Сильная страна – это сильные регионы. Поэтому отраслевые и проектные подходы к росту экономики должны сочетаться с усилиями по развитию самих субъектов федерации, и в первую очередь – в Сибири и на Дальнем Востоке.

Одна из интереснейших программ связана с Владивостоком и островом Русский. В развитие города планируется вложить около 100 млрд. рублей – втрое больше бюджета всего края. Из всех федеральных программ регионального развития этот проект по своим объемам уступает, пожалуй, только Сочи. И, наряду с Сочи, мы рассматриваем его в качестве одного из основных приоритетов.

Вкладываемые средства позволят произвести масштабную модернизацию инфраструктуры города: реконструировать аэропорт, построить новые дороги и мосты, решить вопросы водоснабжения и энергообеспечения. Таким образом, будут созданы условия как для решения социальных вопросов, так и для развития экономики Приморья: жилищного строительства, туризма, промышленности, портового хозяйства и так далее. Убежден, что благодаря этому Владивосток – и Приморский край в целом – станут базой формирования одного из важнейших экономических центров нашей страны.

Все перечисленные направления не носят теоретического характера. Они уже воплощаются. Однако для успешного развития экономики страны необходимы еще два условия.

Во-первых, требуется общественное согласие относительно курса на модернизацию. Это означает, что развитие экономики и человеческого капитала должно идти одновременно. Одно не должно приноситься в жертву другому. Из истории нашей страны мы хорошо знаем, к чему это может привести.

Во-вторых, для роста необходимы политическая и макроэкономическая стабильность. Сохранить их – значит исключить возможность популистских действий, ухудшающих качество экономических решений. Стабильность – одно из главных достижений последних лет, важнейшее условие российского экономического роста. Она должна быть сохранена.

"План Путина" представляет собой целостную экономическую программу. Она уже осуществляется и дает результаты. В ней – залог процветания Дальнего Востока и всей России. Эта программа будет реализована.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме