13:30 18.07.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Андрей Буренин: Правительство увлеклось освоением доходов


Первое полугодие 2007 года ознаменовалось рекордным притоком капитала в нашу страну (за полгода - около 60 млрд долларов). Россия по инвестиционной привлекательности оказалась на пятом месте в мире (список "Ernst/Young"). Однако рекордный рост инвестиций еще не повод для эйфории, поскольку сопровождается он и многими проблемами. Главные из них: эффективное использование потока инвестиций и растущая инфляция, которую Правительство все еще не теряет надежды удержать на уровне запланированных 8% .

Член Генерального совета "Единой России", члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин:

- Если осуществить структурный анализ одного из признанных рейтингов инвестиционной привлекательности или конкурентоспособности нашей страны, то станет очевидным, что наиболее слабым звеном нашей экономики является низкое качество институциональной среды. Наплыв рентных доходов увлек Правительство в приятную сферу их освоения, тогда как совершенствование институтов экономики во многом осталось без внимания.

Между тем в таких вопросах, как защита прав частной собственности, совершенствование механизмов конкуренции, повышение качества судебной системы и т.д. прогресса как не было, так и нет. Однако именно они способны поднять инвестиционную привлекательность России на новый уровень. Посмотрите, что у нас происходит в сфере финансовой отчетности. Действующая система абсолютно неадекватна потребностям рынка, поскольку сформированная по ее правилам отчетность не отражает реальной стоимости отечественных компаний. Между тем исполнительная власть уже три года не может начать реформу, хотя для этого есть все предпосылки и ресурсы. Это говорит о неспособности Правительства правильно формировать приоритеты.

Согласно итогам 2006 года, самые крупные потоки инвестиций в Россию идут с Кипра, из Нидерландов и Люксембурга, что с большой долей вероятности позволяет говорить о том, что в страну возвращаются ранее выведенные деньги отечественных инвесторов. Это, в свою очередь, опять приводит нас к основной институциональной проблеме нашей экономики – неурегулированности вопроса собственности. Инвесторы вынуждены выводить деньги из страны, чтобы затем, под прикрытием зарубежных фондов, вернуть их назад. Проблема с вопросом собственности заключается в том, что для его окончательного решения эволюционным путем требуется слишком много времени, а для быстрого разрешения требуется политическая схема общественного договора, которая еще крайне далека от формализации.

Так готова ли наша экономика к тому, чтобы эффективно использовать поступающие инвестиции? Наиболее действенным инструментом, гарантирующим эффективное использование инвестиционных ресурсов, является конкуренция. К большому сожалению, значительная часть инвестиций идет в те сектора рынка, которые носят монопольный характер, либо относятся к неторгуемым, т.е. не испытывающим конкуренции со стороны импорта. Особенно остро вопрос эффективности стоит в отношении государственных компаний, в которых стандартные механизмы корпоративного управления, свойственные для коммерческого сектора, обычно менее действенны. В этой связи, исполнительная власть должна уделять особое внимание контролю над расходами государственных и окологосударственных компаний.

Другим беспокоящим всех нас и, надеюсь, и Правительство является растущая инфляция, которая отчасти также связана с поступающими в страну инвестициями. Правительство каждый месяц с надеждой ожидает "вестей с полей" и является по сути дела пассивным зрителем за происходящими процессами. В некоторой части, министров можно понять, поскольку такой принципиальный для нашей экономики фактор, как цена на нефть, находится вне сферы влияния власти. С другой стороны и в большей степени, на Правительстве лежит прямая ответственность за происходящие процессы, поскольку оно проявило очевидную пассивность и отсутствие воли в таких вопросах, как контроль над бюджетами естественных монополий и государственных компаний в отношении и тарифов, и зарубежных заимствований.

Сегодня, когда инфляция уже находится на относительно низком уровне, для ее дальнейшего снижения не достаточно лишь знаний монетарных процессов. Необходимо заниматься структурными реформами, направленными на повышение конкуренции на рынках, оптимизации банковской системы, контроль за бюджетами монополий и так далее. То, что для этого нужно другое качество государственного управления становится очевидным на примере ситуации с ценами на плодовоовощную продукцию, которые подскочили в ответ на изменения правил торговли на рынках. Исполнительная власть просто не смогла просчитать последствия собственных действий даже в такой не сложной по институциональным меркам задаче.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме