19:00 26.06.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Тысяча рублей на тысячу - О реализации Послания Президента РФ в части стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан

Тысяча рублей на тысячу
26 июня 2007 года в Госдуме прошли парламентские слушания на тему "О реализации Послания Президента РФ в части стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан".

Организаторы – комитет ГД по труду и социальной политике совместно с комитетом ГД по бюджету и налогам и комитетом ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам. В мероприятии приняли участие депутаты ГД, члены Совета Федерации, Счетной палаты РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, бизнес-сообщества и ведущих научных организаций. Участники слушаний обсудили вопросы возможных путей реализации послания президента РФ Федеральному собранию РФ в части стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан.

Заместитель Секретаря Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", Первый заместитель Председателя Государственной Думы РФ Олег Морозов:

Тема пенсионного обеспечения всегда находится в центре внимания общества граждан и политиков. Это, безусловно, тема номер 1, которая обсуждается наиболее часто, наиболее остро и является предметом дискуссий. Особенно остро она стала обсуждаться после того, как появилось понятие "пенсионная реформа". Сразу хочу высказаться по поводу диаметрально противоположных точек зрения, которые существуют на этот счет. Одни говорят, что пенсионная реформа провалилась, другие объявляют ее успешной. Я думаю, что правда ровно посредине.

С одной стороны, я не считаю, что пенсионная реформа провалилась и надеюсь, что в ходе сегодняшнего обсуждения будут подтверждающие либо опровергающие это утверждение точки зрения. С другой стороны, уж точно она не дала тот результат, на который все рассчитывали. Но правда и то, что если бы мы некоторое время тому назад не решились на проведение глубоких и серьезных изменений в нашем пенсионном деле, то ситуация, которая существовала до этого, обернулась бы полным крахом всей пенсионной системы в стране. Поэтому соответствующие шаги были сделаны, и наша задача сегодня оценить, насколько они удачны или неудачны в контексте тех предложений, которые сформулировал Президент Российской Федерации.

В рамках того, что называется "пенсионным обеспечением" есть одна тема, которая, на мой взгляд, является ключевой - это баланс между личным участием гражданина в обеспечивании собственной старости и участием в этом процессе государства. Моя точка зрения и точка зрения моих коллег состоит в следующем. Если сама пенсионная система - законодатель, исполнительная власть находят этот баланс, система начинает работать наиболее эффективно и успешно, если этот баланс не найден, система начинает пробуксовывать. Поиск баланса "государство - гражданин" осуществлен в предлагаемых к обсуждению рекомендациях.

В понимании этого баланса сделал очень серьезный шаг Президент Российской Федерации, когда в своем послании он обозначил две проблемы. Это соучастие государства в формировании накопительных пенсионных вкладов гражданина и элемент сохранения социальной справедливости в понимании того, что граждане не равны в своих возможностях и, соответственно, участие государства в софинансировании этого процесса должно быть разным по отношению к разным гражданам с точки зрения их материальных возможностей.

Помимо этого есть психологическая проблема, которой мы должны как законодатели и политики заняться. Каждый гражданин очень точно должен понимать, как складывается его пенсионное обеспечивание, из каких источников и почему именно так. Очень часто усложненность нашей пенсионной системы и всего, что связано с этим, приводит к тому, что большинство граждан считает, что они находятся в зоне несправедливости в соблюдении их пенсионных прав.

Чем понятней будет схема соучастия государства в обеспечении пенсионных прав граждан, тем психологически более благоприятный климат будет создаваться в обществе.

К сожалению, мы пока не имеем законченной встречной инициативы правительства по реализации положений послания Президента в виде проектов соответствующих законодательных актов. Полагаю, что сегодняшние парламентские слушания должны простимулировать всех, кто, так или иначе, причастен к рассматриваемой проблеме, к скорейшему ее решению.

Член Генерального совета "Единой России", член Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Фарида Гайнуллина:

- Сегодня состоялись парламентские слушания на тему реализации послания Президента РФ в части стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Были обозначены меры, которые должны увеличить объем пенсионных накоплений граждан и надежную работу пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Концепция законопроекта предполагает, что гражданин из собственного заработка, через работодателя вносит тысячу рублей. На каждую тысячу добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу.

Наиболее сложной проблемой, требующей тщательного изучения, является принцип добровольности, ибо, по словам представителя Министерства экономического развития и торговли, предполагается, что реализация принципа добровольности будет по умолчанию. То есть гражданин может отказаться от уплаты дополнительного страхового взноса на основе заявления. А уплачивать дополнительные взносы будут без заявления, в обязательном порядке для всех застрахованных лиц.

В связи с этим возникают сомнения, что участие граждан в правоотношениях, связанных с уплатой дополнительного взноса по умолчанию, вряд ли будет стимулировать активную деятельность граждан. Президент прежде всего имел в виду стимулирование деятельности граждан ради накопления собственного пенсионного капитала добровольно ,самостоятельно и осознанно. Предлагаемый вариант вряд ли будет повышать интерес граждан.

Об этом свидетельствует тот факт, что 95 процентов населения (1967 года рождения и моложе) до сих пор не распорядились накопительной частью своей пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Они у нас называются "молчунами". По умолчанию эти деньги размещаются Пенсионным фондом в государственной управляющей кампании. Доходность, к сожалению, в этом случае очень низкая и даже не покрывает коэффициента инфляции.

Это наиболее серьезная проблема, потому что даже по приблизительным расчетам сумма, направляемая на уплату дополнительных страховых взносов, которая предполагает 3 процента от фонда оплаты труда, составляет около 400 млрд рублей (без софинансирования). Возникают вопросы: кто, в какие институты будет размещать пенсионные накопления, какие инструментарии будут привлечены для повышения доходности от размещения этих средств. Думается, что к разработке закона должна быть привлечена Федеральная служба по финансовым рынкам.

Так что эффективность размещения и обеспечение доходности, и на этой основе обеспечение серьезных пенсионных накоплений – вторая сложная проблема.

Мне кажется, что мы еще не исчерпали внутренние ресурсы действующей пенсионной системы: очень велики издержки на обслуживание пенсионных накоплений, огромные средства расходуются на доставку пенсий и единовременных денежных выплат. Есть проблемы осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. Сформированы огромные суммы задолженности страхователями перед Пенсионным фондом, следовательно, мы и в действующей пенсионной системе могли бы более динамично увеличивать размеры пенсий граждан.

В обществе широко обсуждается также идея перераспределения в рамках Единого социального налога: базовая часть пенсии могла бы стать обязательством государства и тогда 3 из освобождающихся 6 процентных пунктов могли бы быть направлены на увеличение размера пенсий старшему поколению, а другие три - мы могли бы направить на увеличение накопительной части для будущих поколений пенсионеров. Мне кажется, эта идея заслуживает внимания.

Заслуживает, думается, изучения, соответствующего анализа и расчета идея ограничения круга лиц, допускаемых к системе дополнительного добровольного пенсионного страхования, ибо высокооплачиваемые граждане вряд ли нуждаются в дополнительном стимулировании. Я также плохо представляю учителя, фельдшера, работника библиотеки, которые с мизерной заработной платой будут участвовать в создании дополнительного капитала (а это одна треть работоспособного населения)

Если мы располагаем определенными финансовыми ресурсами, может быть распорядиться ими в пользу работников бюджетной сферы и сделать софинансирование не одну тысячу к одной тысяче, а две тысячи к одной тысяче? Потому что по отношению к работникам бюджетной сферы государство является и работодателем , и государство же не может им обеспечить достойную заработную плату. Государство должно позаботиться о достойном пенсионном обеспечении этих людей.

Что касается участия работодателей в создании условий для формирования дополнительного пенсионного капитала, то я не слышала реальных предложений. Кроме того, работодатель настаивает на снижении ЕСН, прибегает к серым схемам выплаты заработной платы, чтобы уйти от выплаты единого социального налога! Сама природа ЕСН – тоже вопрос, который требует как анализа, так и возможного изменения.

Мне кажется, социально ответственный работодатель уже создал корпоративные негосударственные пенсионные фонды, уже на основе коллективных договоров и соглашений участвует в формировании дополнительных пенсионных накоплений. А принуждение недобросовестных, социально безответственных работодателей не будет , на мой взгляд, иметь должных результатов.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме