15:00 14.06.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Андрей Буренин: Новые принципы региональной политики

Андрей Буренин: Новые принципы региональной политики
В рамках работы июньского Санкт-Петербургского экономического форума состоялся круглый стол "Российские Регионы – Стратегии Роста". Мы публикуем вызвавшее большой интерес выступление на нем члена Генерального совета "Единой России", члена Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрея Буренина:

- "Нужно признать – в России федеративные отношения не достроены и неразвиты. Региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на дезинтеграцию государства. …У нас еще нет полноценного федеративного государства. …У нас создано децентрализованное государство". Именно так охарактеризовал федеративные отношения В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2000 году. С тех пор многое изменилось.

Первые три года нового тысячелетия власть была вынуждена концентрироваться исключительно на воссоздании единства правового, экономического и политического пространства. Мы помним то время, когда регионы без колебаний нарушали федеральное законодательство, отказывались перечислять налоги в федеральный бюджет, создавали оффшорные зоны, требовали суверенитета. Необходимо было остановить дезинтеграцию и навести элементарный порядок. Эта цель была достигнута, и уже в Послании 2003 года Президент РФ подвел черту: "Мы, наконец, восстановили единство страны. Укрепили государственную власть. Верховенство Российской Конституции и федеральных законов стали сегодня нормой жизни для всех регионов Российской Федерации".

Наступил следующий этап: на повестку дня выносится вопрос законодательного разграничения расходных и доходных полномочий, размытость которых постоянно лихорадила регионы. К 2005 году данная задача была выполнена. Сфера совместного ведения была достаточно четко разделена, регионы получили стабильные доходные источники, межбюджетные отношения приобрели прозрачность. Была ликвидирована порочная практика существования не обеспеченных финансированием федеральных мандатов. Четкое выполнение закона обеспечивалось жесткой вертикалью власти, основанной, в том числе, на новом порядке избрания губернаторов.

Сегодня, оглядываясь назад, становится очевидным, что полномочия и доходы оказались даже излишне централизованы. Практика показала, что управление из центра далеко не всегда возможно и оправдано, а лишение регионов стимулов к развитию выхолащивает все преимущества системы федеративного построения государства. Маятник качнулся в обратную сторону, и уже в Посланиях 2006 и 2007 годов Президент РФ обозначает тему передачи регионам части федеральных полномочий. Настала пора тонкой настройки федеративных отношений, и первым шагом в этом направлении должна стать выработка системной региональной политики.

Перед страной стоят серьезные пространственные вызовы. Излишняя концентрация власти приводит к централизации доходов, что в свою очередь искажает социально-экономическое пространство и формирует разрушительные антропотоки. В результате, возникают огромные и все увеличивающиеся разрывы в уровнях развития регионов, появляются демографические пустоши. Примитивное перераспределение средств через федеральный бюджет с целью подтягивания доходов дотационных регионов не решает этих проблем. Межбюджетные отношения являются лишь одним из инструментов реализации региональной политики, но не могут полностью подменять ее.

Именно комплексная региональная политика, направленная на раскрытие потенциала и создание стимулов для развития регионов и созданная с учетом геополитических и геоэкономических реалий, является приоритетом. Уже сегодня очевидны некоторые принципы, которые должны лечь в ее основу:

Необходимо отказаться от выравнивания доходов регионов в пользу выравнивания доходов граждан, за которых государство несет ответственность. Гражданин должен быть одинаково защищен государством вне зависимости от того, в каком субъекте РФ он проживает.

Необходимо прекратить размазывать средства на развитие среди всех регионов. Нужно выбрать точки роста, обладающие объективными геоэкономическими и геополитическими преимуществами, и обеспечить им реальный импульс для развития, что затем позволит распространить их рост на смежные регионы.

Необходимо форсировать процесс изменения административно-территориального деления страны. Исторически сложившаяся система основана на ушедших в прошлое социально-экономических и политических реалиях и служит серьезным экономическим и управленческим тормозом для развития страны. Объединение регионов способно частично решить данную проблему.

Необходимо жестко увязать стратегию федерального уровня с региональным целеполаганием. Нужно создать систему оценки деятельности глав регионов, на основе которой перед ними будут ставиться задачи при избрании, и приниматься последующие кадровые решения. Новая система избрания, смещающая статус глав регионов из политической в хозяйственную плоскость, повышают актуальность подобной задачи.

Необходимо серьезно расширить полномочия региональной власти и их финансовое обеспечение, поскольку действующие ограничения не позволяют реализовывать амбициозные задачи регионального развития. Однако вопрос денег должен быть жестко привязан к целевым ориентирам.

Именно эти принципы заложены в программных документах ВПП "Единая Россия" и именно их выполнение будет требоваться от Правительства РФ при формулировании новой региональной политики.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме