18:46 09.06.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Тезисы к XI Петербургскому международному экономическому форуму

Борис Грызлов. Тезисы к XI Петербургскому международному экономическому форуму
Тезисы Председателя партии "Единая Россия", Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова к XI Петербургскому международному экономическому форуму.

В России популярна поговорка: "Выше головы не прыгнешь".

Но вряд ли в мире найдется много государств, которые бы опровергали ее столь часто, как сама Россия. Достаточно вспомнить, как здесь, на этой земле, триста лет назад наша страна буквально "прорубила окно в Европу", за несколько десятилетий став в полном смысле мировой державой.

Прошедшие восемь лет также стали годами, когда России пришлось совершить мощнейший рывок вперед. Рывок, которого многие от нее не ждали. Это относится ко всем областям общественной жизни, и в первую очередь – к экономике. Удалось сделать многое из того, что некоторым казалось невозможным, что считалось "завышенными ожиданиями".

О задаче удвоения валового внутреннего продукта нам говорили, что это немыслимо, так как потребует удержать семипроцентные темпы роста экономики на протяжении десяти лет. Но пока эти 7 процентов Россия удерживает. И рост все в большей степени опирается на несырьевые факторы, внутренний и инвестиционный спрос.

России говорили, что невозможно одновременно снижать инфляцию и проводить активную социально-экономическую политику. Но за эти годы удалось в 2 раза сократить количество людей, вынужденных жить за чертой бедности. А к концу десятилетия оно должно снизиться в 3 раза в сравнении с первоначальными значениями – до 10 процентов. И при этом Россия вышла на однозначные показатели инфляции. Прогноз на 2007-й год – порядка 8 процентов.

Нередко говорят о том, что и эти, и многие другие достижения стали возможны благодаря благоприятным внешним условиям. Но, учитывая масштаб проблем, с которыми столкнулась страна в конце XX века, называть исходные условия благоприятными явно не стоит. Они постепенно становятся таковыми лишь сейчас.

Таким образом, России удалось найти тот экономический и политический курс, который стимулирует развитие страны. Курс, который обеспечивает увеличение инвестиций, стоимости активов, прибылей, процветание бизнеса и в то же время – рост благосостояния всех граждан России. С полным правом его можно назвать Планом Путина. Сегодня важнейшей задачей является сохранение и продолжение этого курса.

Очевидно, что России предстоит еще многое сделать для того, чтобы стать действительно процветающей державой с сильной, диверсифицированной, наукоемкой экономикой. Курс на модернизацию должен быть продолжен. И поэтому чрезвычайно важно понимать принципы, на которых она основана.

Первое – общественная поддержка реформ, неразрывность социальных и экономических факторов развития. Сами по себе нынешние темпы не являются для России чем-то исключительным. Достаточно вспомнить, например, "годы первых пятилеток". Но мы знаем и то, какой ценой для общества достигались подобные темпы, и видим последствия их применения.

Вряд ли здесь, в этом зале, нужно объяснять, каких усилий стоил экономический подъем современной России. Но принципиально важно, что при этом мы не надорвали силы самого общества. Напротив, они выросли. Уникальность сегодняшней ситуации для России состоит именно в том, что развитие экономики и рост благосостояния людей идут параллельно. Одно не приносится в жертву другому. Более того – предпринимаются реальные шаги для развития человеческого потенциала. А рост платежеспособного спроса все в большей степени становится стимулом к развитию несырьевого сектора.

Именно в непротиворечивости социального и экономического развития – залог стабильности современного демократического общества с рыночной экономикой.

Второе – дальнейшее улучшение условий ведения хозяйственной деятельности. Здесь есть существенные резервы. Так, состоявшаяся в прошлом году либерализация валютного регулирования привела к существенному росту инвестиций. Это показывает, что бизнес позитивно отзывается на реальные шаги, которые государство делает ему навстречу.

Таким образом, важнейшим направлением государственной политики является создание благоприятных условий для всех действующих в России предприятий. Это касается налоговой сферы, таможенного и тарифного регулирования, доступа к услугам естественных монополий. В полной мере это касается и самого государства, повышения эффективности бюрократического аппарата, снижения административных барьеров, и, конечно, борьбы с коррупцией. Достаточно сказать, что в некоторых сферах – например, в жилищном строительстве – спекулятивная и коррупционная составляющие стоимости, связанные с выделением участков, оформлением разрешительной документации, по авторитетным оценкам, достигают 50 процентов.

Необходимо исключить возможности для произвола и злоупотреблений чиновников в ходе административных процедур. Все это создаст благоприятные условия для развития частной инициативы.

Третье – сохранение макроэкономической и политической стабильности. В первую очередь, необходимо исключить возможность популистских действий, ухудшающих качество экономических решений. Любые государственные решения должны быть обеспечены соответствующей ресурсной базой и должны учитывать возможные последствия как для макроэкономики, так и для общественной жизни.

Стабильность – одно из главных достижений последних лет, важнейшее условие российского экономического роста. Она должна быть сохранена.

Четвертый принцип – использование цивилизованных, основанных на успешном мировом опыте, методов участия государства в формировании экономической среды. Речь, в частности, идет о промышленной политике, о поддержке приоритетных отраслей и направлений.

Какие это методы?

Во-первых, реструктуризация некоторых отраслей, создание холдинговых и иных структур. Сразу оговорюсь – речь идет не об увеличении государственного присутствия в них, а лишь об уже имеющихся активах. Это относится, прежде всего, к отраслям, которые не могут быть потеряны, где государство уже является главным акционером, и имеются серьезные перспективы развития. Примеры их хорошо известны: авиастроение, судостроение, атомная энергетика, оборонно-промышленный комплекс и так далее.

Во-вторых, государство должно прямо, в том числе финансово, участвовать в создании и модернизации инфраструктуры. Сегодня ее недостатки становятся одним из основных факторов, тормозящих рост экономики. А убытки от недостаточного развития только электроэнергетики и автодорог составляют 2-3 триллиона рублей. Там, где это возможно, инфраструктурные проекты могут осуществляться на принципах частно-государственного партнерства.

В-третьих, важными задачами государства являются организация научных исследований и подготовка кадров. Здесь также важна роль гражданского общества и бизнеса. Ведь именно к нему на работу приходят выпускники вузов и техникумов, именно он воплощает научные разработки в конкретные высокотехнологичные решения. Здесь – огромное поле для сотрудничества.

Со своей стороны, партия "Единая Россия" подготовила ряд проектов, также направленных на решение соответствующих задач: "Фабрика мысли", "Эффективное управление – Кадровый резерв".

Наконец, в-четвертых, государство должно принимать системные решения по стимулированию развития обрабатывающих производств – будь то повышение экспортных пошлин на лес или поддержка заказов для отечественных верфей на производство платформ и судов для работы на шельфе.

Послание Президента Федеральному Собранию 2007 года дает ответ на вопрос, как можно решать перечисленные задачи, не нарушая долгосрочную бюджетную и макроэкономическую стабильность. Речь идет, по сути, о создании системы фондов. Напомню, что 300 миллиардов рублей будет выделено на капитализацию институтов развития: Банка развития, Венчурной компании. 250 миллиардов рублей выделяется в Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Не менее 130 миллиардов получит Российская корпорация нанотехнологий, что позволит создать серьезный научный задел для развития высокотехнологичной экономики.

Значительная часть ассигнований выделяется уже в нынешнем году. Это означает, что найдена возможность решать соответствующие проблемы без формирования долгосрочных обязательств государства. Ведь данные институты уже капитализируются. И даже в случае снижения доходов от экспорта энергоносителей они будут работать.

Таким образом, государство располагает необходимым набором инструментов для решения основных экономических задач:
  • модернизации и развития высокотехнологичных производств;
  • повышения эффективности использования и степени переработки природных ресурсов;
  • устранения инфраструктурных ограничений роста.
За прошедшие годы экономика России совершила огромный шаг вперед. Но сделать предстоит еще очень и очень многое. И поэтому принципиально важно продолжить начатое и реализовать План Путина.

Задача сложная. Но Россия – страна, в которой невозможное становится возможным, пожалуй, чаще, чем где бы то ни было.

Это, правда, не всегда воспринимают в позитивном контексте. Но сегодня для отечественной экономики и для нашего общества это – безусловный позитив, создающий фундамент для процветания страны.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме