15:15 31.05.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Познание "русского мира"

нание русского мира
Впервые термин "русский мир" официально прозвучал на Конгрессе соотечественников в Москве из уст Президента Владимира Путина несколько лет назад. Новый стимул к сближению выходцев из России дало недавнее объединение Православной церкви. О феномене "русского мира", его истории и перспективах говорили недавно эксперты, собравшиеся за "круглым столом" в фонде "Единство во имя России".

– Тема русского мира сейчас необычайно актуальна. При этом существует огромное количество мнений, что понимать под этим термином, – заявил, открывая дискуссию, президент фонда "Единство во имя России", председатель комиссии Общественной Палаты РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Вячеслав Никонов. – Однако, несмотря на различия в трактовках, налицо тенденция к сближению русских со всего мира. Об этом свидетельствует объединение Церквей, повышенное внимание к проблеме изучения русского языка за рубежом, стремление к возрождению традиционных культурных и духовных ценностей в РФ.

Основным докладчиком "круглого стола" выступил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков:

- Вклад нашего государства в мировую цивилизацию, культуру более чем примечателен, – отметил Тишков. – Далеко не всем странам и народам удается породить феномен глобального размаха, который можно было бы назвать "миром". Такими мирами, наряду с Россией, обладают только Испания, Франция и Китай. Просто большой поток миграции не гарантирует возникновения за рубежом родственного социума. Например, из Индии выехало очень много людей, но расовая, кастовая разнородность и быстрая ассимиляция в новых местах не породили феномена, который можно было бы назвать "индийским миром".

По словам ученого, в миграции теряется "этническая актуальность", и всех приехавших из России называют русскими, "вне зависимости от того, кто он по национальности – чуваш, украинец или татарин":

- Диаспора становится русской, потому что она осознает и воспроизводит свое единство на основе главной отличительной черты – русского языка. Утративший эту черту теряет и свою принадлежность к "русскому миру". Именно язык, русскоязычная культура, и ощущение своей связи с Родиной объединяют людей.

Феномен "русского мира", по мнению Тишкова, появился благодаря трем волнам миграции. Первая – дореволюционная. Она составила порядка 4,5 миллиона человек, из которых не более 500 тыс. были украинцы и белорусы. Вторая – так называемая белая миграция 1918–1922 годов. После революции из России выехало 1,5–2 млн человек. Тогда подавляющее большинство эмигрантов составили этнические русские. Именно после 1917 года за границей появилась традиционная российская диаспора и родился "русский мир", "поскольку эта волна миграции вобрала в себя все его характеристики – язык, православие, идентичность".

Третий поток переселенцев из России мигрировал в последние десятилетия Советского Союза и достиг своего пика в 1991 – 1992 годах, после его распада.

- Кроме того, – подчеркивает Тишков, – в этот же период произошел еще один феномен – перемещение государственных границ, из-за которого миллионы русских остались за пределами России. В результате сформировался "новый русский мир", который тоже не ограничивается только этническими русскими.

Тем не менее, считает ученый, рассчитывать на большой приток переселенцев из стран СНГ не приходится. Он полагает, что русскоязычные граждане давно сделали выбор в пользу тех государств, где они сейчас живут и к которым проявляют лояльность.

Тишков отметил некоторые процессы, влияющие на трансформацию "русского мира". Одним из таких факторов он считает неблагоприятный имидж России, который активно культивируется во многих странах Запада:

- При этом русская община не пытается изменить ситуацию и улучшить образ своей Родины". Поражает феномен, присущий "русскому миру", когда многие выехавшие из страны в разное время и по разной причине едины в скептическом или даже в отрицательном отношении к Родине. Во многом это связано с тем, что и в самой России всегда в моде отрицание и критика своей страны. Пожалуй, только у нас человек, который жил за рубежом, занимался радиовещательной или академической деятельностью, при этом открыто "поливал" Отечество грязью, возвратившись в страну, может встретить вполне хороший прием и даже получить ореол героя.

Доклад Тишкова был воспринят неоднозначно. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса, как и когда сформировался "русский мир". Так, председатель комиссии Общественной Палаты по вопросам глобализма и национальной стратегии развития Андраник Мигранян заявил, что "русский мир" сформировался во многом благодаря СССР, когда проводилась целенаправленная политика по продвижению и популяризации советского образа жизни. Кроме того, по мнению Миграняна, "русский мир" жестко привязан к государству, а не к нации или религии, в отличие "от еврейского или армянского, где доминирующим фактором является историческая память". Сохранность "русского мира" во многом зависит от того, "сможет Россия сохранить себя как великая страна или нет".

С таким подходом не согласились сразу несколько экспертов. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин заметил, что главным объединяющим фактором для русских за рубежом все же является культура и именно на базе культурных ценностей нужно возрождать общность "русского мира". Политолог Александр Ципко, в свою очередь, заявил, что "русский мир" держится на исторической памяти, которую СССР значительно подорвал. По его мнению, феномен "русского мира" появился благодаря мигрантам, которые покинули Россию после 1917 года и бережно хранили традиции и религию своего народа.

- Самая большая проблема "русского мира" нашего времени заключается в том, что он умирает в самой России, – заявил Ципко. – Я много езжу по регионам и встречаюсь с молодежью. Так вот, у них историческая память хуже даже, чем у нас, тех, кто вырос при Союзе. У них нет никаких исторических опорных точек. Они живут с нуля. И пока мы не восстановим все то, что потеряно внутри страны, мы не сможем проецировать наши ценности куда-либо.

Председатель комиссии ОП по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев пессимизма Ципко не разделяет. Он уверен, что Россия уже сейчас активно проецирует русскую культуру и язык по всему миру:

- Мы совершенно напрасно упускаем из поля зрения такие проявления культуры, как русский сегмент Интернета, русскоязычную поп-музыку и литературу, по-прежнему популярную на постсоветском пространстве. А также "эмоциональные факторы" – например, тягу людей к поиску собственных корней, которая иногда заставляет "стопроцентного американского профессора" держать в бумажнике фотографию бабушки, эмигрировавшей из Могилевской области.

Заведующая отделом диаспор Института стран СНГ Александра Докучаева опровергла тезис Тишкова о том, что многие русские в странах СНГ ассимилировались, стали лояльными гражданами своих государств и никак не связывают свое будущее с Россией:

- Исследования показывают прямо противоположное. 54% населения Украины, 76% – Армении, 53% – Казахстана, 71% – Киргизии и 45% – Молдовы надеются на защиту России и хотели бы иметь двойное гражданство. Не меньше граждан этих государств выступают за наделение русского языка статусом второго государственного.

Главный редактор "Известий" Владимир Мамонтов предложил посмотреть на вопрос с практической стороны:

- Давайте подумаем, как "русский мир" может помочь нам, что мы можем у него взять с точки зрения экономики, политического влияния, научного потенциала и культуры? Это тоже немаловажно.

Единственный зарубежный эксперт – директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности Николай Злобин в завершение дискуссии признался, что как "обитатель США" он сначала не понял смысл понятия "русский мир":

- Для меня это в первую очередь сама Россия, а уж потом все диаспоры вместе взятые".

Злобин подчеркнул: он согласен с Тишковым в том, что сохранению и развитию "русского мира" сильно мешает негативный имидж России в некоторых странах Запада. Необходимо, считает он, "повысить привлекательность" образа РФ для тех, кто оказался вне ее пределов: "Русский мир" должен стать популярной моделью будущего, а не прошлого, хотя и история, конечно, не может быть забыта. Мы должны понять, как интегрироваться в глобальные процессы, влиять на другие культуры и сделать Россию действительно близкой и популярной для всех, кто так или иначе чувствует с ней связь.

Злата Чумаченко,
газета "Единая Россия"


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме