15:15 31.05.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"
Абдул-Хаким Султыгов: План Путина – долгосрочная стратегия российской нации
План Путина – программа Партии Президента
В Посланиях Президента Парламенту и народу Российской Федерации сформулирован "достаточно конкретный и основательный, концептуальный план развития России" (В.В.Путин).
Понятно, что наше особое внимание в связи с реализацией Плана Путина должно быть обращено на доктринальные положения, политические задачи и стратегические инициативы, выдвинутые главой государства в программных выступлениях и заявлениях за весь период 2000-2007гг. Не только вербально, например, в выступлениях на заседаниях Государственного Совета, но и в форме бюджетных посланий, законопроектной деятельности. Говоря о Плане Путина с акцентом на Послания Федеральному Собранию, мы подчеркиваем не только особый конституционный статус этого полномочия Президента, но отдаем дань традиции прямых обращений к народу России как одному из "значимых инструментов объединения общества, инструментов реальной демократии" (В.В.Путин).
Речь идет не только о теоретических взглядах Президента, а о проверенной на практике идеологии – Идеологии Путина, которая доказала свою эффективность в ходе системных преобразований, создавших необходимые предпосылки для осуществления, говоря словами Программного заявления "Единой России", комплексной модернизации государства и общества как фундамента "национального успеха России в XXI веке".
Этапным событием, свидетельствующим об уровне поддержки этой идеологии, стала победа "Единой России" на думских выборах 2003 г., которая пошла на выборы как Партия Президента, и всенародный мандат доверия, полученный В.В.Путиным на президентских выборах в 2004 г. Именно в этот период В.В.Путин впервые ставит проблему преемственности курса. "Преемственность стратегического курса, продолжение преобразований, уже проверенных практикой последних четырех лет, является основой нашего дальнейшего стабильного развития", – недвусмысленно подчеркивается в "Послании-2004". При этом Президент акцентирует внимание на вопросах утверждения "реального народовластия", способного "…гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны на многие годы вперед".
С этого момента, по сути, начинается новый этап реализации Плана Путина, и "наша партия прилагала все свои силы для его эффективного воплощения в жизнь". "Президент оказал огромное влияние на формирование программы нашей партии. Но в то же время многие принципиальные предложения, выдвигавшиеся "Единой Россией", стали частью курса, которым идет страна. Многие решения, которые были приняты на пятом, шестом и седьмом съездах "Единой России", легли в основу тезисов Послания Президента" (Б.В.Грызлов).
В систематизированной политико-партийной форме идеология Партии Президента была сформулирована и обнародована в декабре 2006 г. в Программном заявлении "Единой России", принятом на VII съезде Партии. Под знаменем этой идеологии "Единая Россия" одержала убедительную победу в региональных выборных компаниях 2007 г.
По сути, эти уже выборы стали оценкой "Единой России", ее соответствия статусу Партии Путина, ее способности обеспечить преемственность политического курса Президента, сформулированного в Посланиях 2000-2003 и Посланиях 2004-2007. Оценка, в основе которой лежат реальные дела "Единой России", последовательная реализация задач, сформулированных в Посланиях Президента, "бесспорные положительные результаты проделанной работы" (Б.В.Грызлов).
К такой оценке статуса "Единой России" как ведущей политической партии страны, как Партии Президента, с полным основанием можно отнести ряд положений Послания-2007. Действительно, "…многие инициативы "Единой России", в том числе отраженные в партийных проектах, были включены в Послание, стали прямыми поручениями Президента", а многие из задач, поставленных В.В.Путиным, "являются нашими собственными инициативами", подчеркнул Б.В.Грызлов в своем политическом докладе на майском 2007 года Форуме Партии, посвященном реализации Плана Путина.
Таким образом, "…долгосрочная стратегия развития страны, заданная нашим национальным лидером" – План Путина – обязывает "Единую Россию" как Партию Президента реализовать этот план "в полном объеме" (Б.В.Грызлов).
План Путина – долгосрочная стратегия российской нации
План Путина, сформулированный в Посланиях 2000-2007, является долгосрочной стратегией российской нации.
Примечательно, что до оглашения Послания-2004, в выступлении в Чувашской Республике (05.02.2004) на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, В.В.Путин подчеркнул: "… мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой российской нации… Это наша историческая и сегодняшняя реальность".
Причем речь идет не только о доктринальной новации. По сути, это утверждение подвело черту под целым этапом в новейшей российской истории. "В те непростые годы народу России предстояло одновременно отстоять государственный суверенитет и безошибочно выбрать новый вектор в развитии своей тысячелетней истории", выработать "…не только энергию самосохранения, но и волю к новой свободной жизни" (Послание-2004). Именно в этот период синонимом сложносочиненного понятия "многонациональный народ" становится "российская нация", фиксирующая политическую идентичность граждан и народов единого федеративного государства. Именно в этот период осознанного выбора российским народом нового вектора в развитии своей тысячелетней истории, "…собственной дороги к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства" (Послание-2004), "президент надежды" объективно становится лидером нации. Именно этому контексту, на мой взгляд, в полной мере соответствуют слова заместителя Руководителя Администрации Президента России В.Ю.Суркова об историческом феномене В.В.Путина: "…для массы людей он останется национальным лидером навсегда".
Политическое определение общероссийской гражданской идентичности раскрывается В.В.Путиным через использования целого ряда понятий: "российский народ", "российская нация", "общенациональные задачи", "общенациональное преимущество", "крупнейшая европейская нация", "свободная нация", "экономический и интеллектуальный потенциал нации", "цивилизаторская миссия российской нации", "российский национальный характер", "духовное единство народа", "общая система нравственных ориентиров", "базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю историю". Вместе с тем, в посланиях Федеральному Собранию вводятся и такие понятия как, например, "приоритетные национальные проекты", "сбережение народа", "фонд национального благосостояния", за которыми следует реализация государственных программ и проектов общенационального масштаба.
В Посланиях Президента раскрываются и основные критерии становления российской нации. Это – "зрелая демократия и развитое гражданское общество" (Послание-2004). По Путину, российская гражданская нация – развивающийся организм молодого российского народовластия, нацеленного на достижение качественно нового состояния общегражданской идентичности – "зрелого гражданского общества" – "общества действительно свободных людей, свободных и экономически и политически". Этот лейтмотив Послания-2004 Президент развивает в Послании-2005, в котором делается акцент на необходимости безусловного "соблюдения принципов справедливости, которое прямо связано с равенством возможностей", в "равной степени для всех граждан страны". Этой же мыслью В.В.Путин завершает и Послание-2007. Мы "…только тогда сможем сохранить и нашу государственность, и суверенитет, если наши граждане будут видеть, будут чувствовать, будут уверены в том, что все усилия государства направлены на защиту их кровных интересов – на улучшение их жизни, на повышение их благосостояния и их безопасности. И если они смогут гордиться своей страной. Каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства. И каждый должен иметь шанс законным образом улучшить свою собственную жизнь, преумножить трудом богатство своей Родины".
Заметим, что эти положения Посланий 2000-2007 положены в основу главной цели стратегии обновления, провозглашенную "Единой Россией" в своем Программном заявлении: "создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания – то есть создание общества равных возможностей".
К Посланию-2004, провозгласившему обретение Россией нового вектора в развитии своей тысячелетней истории, восходит и празднование, начиная с 2005г., Дня народного единства, символизирующего возвращение страны к истокам российской нации.
В своем выступлении на церемонии вручения государственных наград в преддверии этого праздника, восходящего к героическим событиям 1612 года В.В.Путин отметил, что "тогда люди разных вер, разных национальностей, сословий объединились для того, чтобы спасти Родину, отстоять российскую государственность. Это было подлинное национальное единение во имя будущего нашей страны". Говоря о качествах настоящего гражданина и патриота, всегда отличавших российский национальный характер, Президент сказал, что "такие общественные устремления, такие нравственные начала сплачивали наш многонациональный народ в единую российскую нацию, а в трудные годы испытаний делали его монолитным и непобедимым".
По сути, доктринальные положения гаранта конституционного строя о российской нации являются интерпретацией преамбулы Конституции – политической расшифровкой ее исходного положения: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации". Этот момент имеет принципиальное значение, ибо слова преамбулы дают исходные начала для толкования Конституции, определяют стратегию конституционного и в целом правового регулирования в Российской Федерации, определяют не только социально-политический и нравственный, но и юридический ориентир деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Преамбула Послания-2007 – первый параграф Плана Путина
Рассмотрение Посланий 2000-2007 в качестве единого Плана Путина предполагает проведение углубленного содержательного и структурного анализа. Этот анализ, собственно, и проведен в политическом докладе Б.В.Грызлова на совместном заседании Высшего совета и Генсовета Партии, посвященном реализации Плана Путина. Председатель Партии выделяет пять ключевых параграфов Плана Путина. Не останавливаясь на рассмотрении этих параграфов, отметим, что для нашего анализа важен параграф, который Председатель Партии выдвигает в качестве первого, исходного.
По сути, Б.В.Грызлов формулирует основной критерий оценки соответствия политики "Единой России" стратегическому вектору Плана Путина. "Россия – это уникальная и великая цивилизация, и отношение к задачам развития нашей страны, понимание всей ответственности за ее будущее должно быть соответствующим", – подчеркивает Грызлов. И, далее. "Речь идет о необходимости защитить и сохранить для будущих поколений общее культурное пространство, завещанные нам богатства русского языка, традиции толерантности и духовности".
Резюмируя сказанное, он заключает: "Народ России всегда был силен духом и именно поэтому был способен на великие дела и свершения".
Эти положения, выдвинутые Б.В.Грызловым в качестве первого из пяти ключевых параграфов Плана Путина, развивают фундаментальный тезис Президента о "цивилизаторской миссии российской нации" (Послание-2005) и корреспондирует с классическим определением этой миссии, данным в Программном заявлении Партии: "Мы строим Россию, готовую к любым, самым неожиданным изломам исторического развития, способную не только надежно защитить свои национальные интересы, но и взять на себя ответственность за обеспечение глобальной стабильности, за судьбы мира в целом" (выделено мною).
Комментируемый параграф Плана Путина является, по сути, концентрированным выражением преамбулы и связанных с ней заключительных положений Послания-2007, играющих особую роль в документах подобного исторического масштаба. В этом смысле, преамбула Послания-2007 выражает лейтмотив Посланий 2000-2007, рассматриваемых в качестве единого Плана Путина.
Строго говоря, идеологические положения преамбулы Послания-2007, по аналогии с преамбулой Конституции России, правомерно рассматривать в качестве "оселка", на котором выверяется адекватность истолкования положений последующих разделов концептуального плана развития России. Другими словами, "план практических конкретных действий" и в широком смысле План Путина, его основные положения должны интерпретироваться и применяться с учетом преамбулы Послания-2007.
Действительно, в преамбуле Послания-2007 сформулированы те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует путинский концептуальный план развития России. По Путину, "…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений".
Характерно, что в заключение Послания-2007 Президент России вновь акцентирует внимание на базовых морально-нравственных ценностях российской нации. В.В.Путин прямо указывает на то, что "расширенное правительство России", все ветви государственной власти при выработке и реализации концептуального плана развития России должны "…опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю историю". Ибо, "только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны. И только в этом случае нас ждет успех".
Важнейшая особенность преамбулы Послания-2007 состоит в том, что здесь Президент возвращается к центральному вопросу о преемственности стратегического курса, впервые поставленному в Послании-2004. Прямо обращаясь к народу и ведущей политической Партии "Единая Россия", В.В.Путин заявил, что "вопрос о преемственности государственной политики", об исполнении "наших стратегических планов" будет фактически решаться на декабрьских выборах в Государственную Думу.
Причем речь идет не только о выявлении уровня поддержки Партии и Плана Президента, но преемственности стратегического курса, который народ России осознал и отстоял как "новый вектор в развитии своей тысячелетней истории" (Послание-2004).
Речь, по сути, идет о преемственности истории России, тысячелетнего вектора российской нации, ее "цивилизаторской миссии". Этот исторический масштаб, по Путину, зиждется на "духовном единстве народа", "общей системе нравственных ориентиров", "базовых морально-нравственных ценностях".
Очевидно, что единство духа, общность нравственных ориентиров, базовые морально-нравственные ценности являются качественными характеристиками единства сообщества российских граждан, многонационального российского народа как единой политической нации, гарантирующей единство и суверенитет страны, способной "ставить и решать масштабные национальные задачи". Духовное единство - это то, на чем "базируется наша нация" и "подвигает нас на великие свершения" (В.В.Володин).
Таким образом, феномен "духовного единства" или "культурной и духовной самобытности" российского народа лежит в основе великого прошлого и будущего России. Духовные и моральные ценности, говорится в Программном заявлении Партии, являются "духовным стержнем" российского общества, "его нравственной основой, отличающей Россию во все времена". И далее. Именно духовное единство народа позволяет говорить об общности национально-государственных интересов, отражающих "жизненные устремления всего многонационального российского народа, нынешнего и будущих поколений граждан нашей страны".
Язык духовного и политического единства российской нации
Реализация Плана Путина нацелена на достижение качественно нового состояния этнополитической стабильности, в принципе исключающей постановку вопроса о внутренних этнополитических вызовах и угрозах территориальной целостности и суверенитету Российской Федерации. Характеризуя этот образ страны, которую мы строим, в Программном заявления Партии говорится: "Это страна, которая стала общей Родиной для всех россиян, где полноценно развиваются национальные культуры и языки, уважаются национальные и религиозные чувства каждого человека, искореняются любые проявления ксенофобии и национализма, создаются благоприятные условия для сбережения и развития народов, укрепления российской нации".
Отсюда, – всемерное укрепление единства российской нации, которое и является ключевым фактором обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны, является безусловным императивом государственной политики, деятельности федеральных и региональных органов власти, политических партий и других институтов гражданского общества на федеральном, региональном и местном уровнях.
Очевидно, что центральное место в обеспечении этого единства занимает язык российской политической нации, государственный язык единого федеративного государства. Эту объективную роль общегосударственного языка в России исторически выполняет русский язык. Речь идет не только об этнокультурных аспектах поддержки русского языка и русской культуры, но о роли государственного русского языка, совпадающего с языком доминирующего русского народа, в обеспечении духовного и политического единства российской нации.
Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей ее территории – это не этнолингвистический, а исключительно политический вопрос. И это вопрос решен многонациональным народом, принявшим Конституцию страны, написанную на русском политическом языке. Понятно, что иное отношение к общегосударственному статусу русского политического языка объективно размывает единство российской нации и государства.
Более того, через русский язык как универсальный язык российской культуры, говоря словами Руководителя Татарстанского регионального отделения "Единой России" и председателя Госсовета Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина, "каждая национальная культура становится эффективным инструментом сотрудничества в масштабах всей Российской Федерации".
Конечно, эти вопросы последовательно решаются, начиная с 2000 г. Реализовывается фундаментальная программа "Русский язык". Цель этой программы, как подчеркнул В.В.Путин на заседании Государственного Совета "О государственной поддержке традиционной народной культуры в России" (26.12.2006): "полноценная реализация всего потенциала и возможностей русского языка, который в мире является родным для 288 миллионов человек, причем самых разных национальностей. И это уникальный "русский мир", для которого российская культура и многонациональные традиции являются великими объединяющими традициями". И, далее. В связи с объявлением 2007 г. Годом русского языка Президент прямо обратился к главам российских регионов "уделять вопросам развития русского языка …особое внимание", а федеральному Правительству "выделять необходимые ресурсы на соответствующие программы по поддержке русского языка".
Это тот случай, когда для реализации Плана Путина в этой сфере требуется особое внимание центральных органов "Единой России" и региональных отделений Партии.
Понятно, что этот важнейший вопрос не мог не стать предметом пристального внимания исторического Послания-2007. По Путину, "забота о русском языке и рост влияния российской культуры – это важнейший социальный и политический вопрос".
Переводя этот политический тезис в практическую плоскость, Президент заявил о необходимости создания "Национального фонда русского языка, главными критериями которого должны стать развитие русского языка в стране, поддержка программ его изучения в ближнем и дальнем зарубежье, и в целом – популяризация русского языка и литературы в мире". И, далее. "Настоящее искусство несёт в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду, к старшим поколениям".
Принципиально важно, что в Послании-2007 Президент, по сути, дал ответ антигосударственным силам, пытающимся прекратить тысячелетнюю политическую историю русского народа и российского государства. И этот ответ был дан через оценку исторической роли и политического значения русского языка. Русский язык, сказал В.В.Путин "...это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного "русского мира" – который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому, как общее достояние многих народов, – русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или изоляционизма".
Этим вопросам в "Послании-2007" уделяется особое внимание. Президент прямо указывает на попытки "…разжечь в нашей многонациональной демократической стране межнациональную и межконфессиональную рознь", необходимость ускорения принятия "поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия".
Здесь, по сути, речь идет о задачах противодействия экстремизму, которые лидеры политических партий, по инициативе председателя "Единой России" Б.В.Грызлова, обсуждали с Президентом в декабре 2006г. и которые вошли в проект межпартийной Хартии.
В плане совершенствования законодательства в этой сфере думской фракцией "Единой России", только в последнее время, приняты поправки в закон "О противодействии экстремистской деятельности"; принят закон, предоставляющий прокурору право обращаться в суд для признания материалов экстремистскими не только по месту нахождения организации, осуществившей издание таких материалов, но и по месту их обнаружения и распространения, а также поправки в Уголовный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за экстремистскую деятельность.
Культурные критерии государственного суверенитета
В контексте реализации нашей Партией Плана Путина необходим скрупулезный анализ всех программных выступлений В.В.Путина за этот период и, прежде всего, на заседаниях Государственного Совета Российской Федерации.
Применительно к проблематике российской нации особое место занимает выступление В.В.Путина на упомянутом выше заседании Государственного Совета "О государственной поддержке традиционной народной культуры в России". Основные положения этого документа органически вписываются преамбулу Послания-2007.
Так, в этом разделе Послания-2007 В.В.Путин выдвигает крайне важный политический тезис о том, что культурная и духовная самобытность, собственная культурная ориентация не только определяют "лицо нации", но относятся к культурным критериям государственного суверенитета. Развивая эту мысль, В.В.Путин подчеркивает, что "Россия сама внесла огромный вклад в становление общеевропейской и мировой культуры. Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий".
В этой же части Послания Федеральному Собранию В.В.Путин говорит и о необходимости сохранения культурного многообразия и народного творчества. Однако, рассмотрение этого круга вопросов в Послании ограничивается указанием В.В.Путина о крайней важности "развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества". И это вполне логично, учитывая, что подробному рассмотрению этой проблематики было посвящено специальное заседание Государственного Совета.
В выступлении на этом заседании В.В.Путин прямо указывает федеральным и региональным органам исполнительной власти на необходимость определения четких мер, в том числе механизмов финансовой поддержки традиционной народной культуры в России. Такой подход Президента вытекает из его оценок нематериального наследия народов России. По Путину, "для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество. Ведь культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности".
Причем, ставя задачу "добиться эффективной работы в деле сохранения культурного наследия, создавая равные условия для творчества всех этнокультурных групп в нашей стране", В.В.Путин говорит не об отдельных мерах, а о необходимости "выработать целостную долговременную стратегию работы в этой сфере… концептуальные подходы к решению вопросов сохранения нематериального культурного наследия", опираясь на опыт фундаментальной программы "Русский язык".
Или другой пример. В Послании-2007 В.В.Путин поддержал инициативу об объявлении 2008 года Годом семьи в России и выразил уверенность, что "его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей". Понятно, что этому императивному обращению Президента к федеральному Правительству еще предстоит воплотиться в целостную долговременную стратегию работы в этой сфере.
Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод о качественно новой постановке вопроса о роли, статусе и политико-правовых последствиях Посланий 2000-2007.
Следовательно, реализация Плана Путина Партией Президента предполагает координацию законопроектной деятельности всех ветвей государственной власти, в том числе, соответствующих нормативных правовых актов федерального Правительства.
Применительно к сфере национальной политики речь идет о доработке проекта Концепции национальной политики Российской Федерации. Это тот случай, когда доработка проекта нормативного правового акта федерального Правительства является для Партии важной задачей. Ведь в этом документе и должна быть сформулирована долгосрочная стратегия российской нации и ее законодательного обеспечения, вытекающая из Плана Путина.
И такая работа развернута Центральным исполнительным комитетом Партии на базе всех региональных отделений "Единой России". Обсуждению проекта Концепции государственной национальной политики будет посвящено специальное расширенное заседание Рабочей группы Президиума Генсовета "Единой России" по подготовке предложений в сфере национальной политики и межрелигиозного диалога, намеченного на середину июня 2007 г.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме