20:30 28.05.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"
Владимир Васильев: Мы замкнем все следствие на одного человека
Член Генерального совета Партии, председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев:
О создании Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ
Создание Следственного комитета при прокуратуре России и отделение следствия от прокуратуры позволит повысить эффективность расследования уголовных дел и снизить коррупцию в правоохранительных органах. В соответствии с поправками в уголовно-процессуальное законодательство следствие и надзор будут разделены. Согласно новому закону прокурор лишен возможности самостоятельно возбуждать уголовные дела - для этого он должен обратиться к руководителю следственного подразделения. Если между прокурором и следствием не будет согласия, прокурор может обратиться в суд - и тогда в дело вступает третья сторона, а это уже создает элемент состязательности.
Согласно статистике, в прошлом году было возбуждено 3 млн 850 тыс. уголовных дел. Порядка 2 млн уголовных дел приостановлено по различным основаниям, в том числе из-за нерозыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений. К такому положению привела существующая система взаимодействия между прокурорами и следствием, а также порядок возбуждения уголовных дел, когда уголовное дело не может возбуждаться без санкции прокурора. Следователям вместо того, чтобы расследовать сложные дела, выполнять неотложные следственные действия по горячим следам, приходится искать прокурора. Это существенно влияет на эффективность расследования. Это кризис следствия. Одним из путей выхода из него должно стать создание следственного комитета.
В соответствии с законопроектом о создании Следственного комитета, который уже принят Госдумой и одобрен Советом Федерации, новый орган будет возглавлять один из заместителей генпрокурора. Мы замкнем все следствие на одного человека, как это ранее сделали в области борьбы с терроризмом, возложив это на Патрушева. Заметьте, после этого мы смогли добиться там ощутимых результатов, в частности, снижения числа терактов в 2006 году на 40%
В перспективе возможно создание единого следственного комитета, но пока российская правоохранительная система к этому не готова. В структуре органов внутренних дел чрезмерно большая доля следователей - до 20%. Это большая роскошь. Мы не можем сегодня себе это позволить. Надеюсь, что после создания Следственного комитета, численность следователей сократится.
О контроле за банковской деятельностью
Убийство первого заместителя председателя Центробанка РФ Андрея Козлова показало, что необходимо внести изменения в законодательство, регулирующее контроль за банковской деятельностью. Сейчас мы имеем массу вопросов, в том числе в сфере законодательства о банковской деятельности, которые остаются неурегулированными. Андрей Козлов работал в системе Центробанка, занимал там ключевую роль и иногда был инициатором таких болезненных для банков процедур, как отзыв лицензии. За полтора года до трагедии было 70 банков, у которых были отозваны лицензии. Неправильно, когда одно лицо, занимающее определенную должность, самостоятельно принимает решение, что правильно, а что не правильно.
В отличие от законодательства других стран, в России до конца не урегулированы вопросы и в банковской сфере. Мы до сих пор не нашли решения с арбитражными судами - когда в суд обращается клиент банка и говорит, что по его поручению средства были перечислены, например, на Каймановы острова, а затем похищены, что по нормам других стран банк за это не отвечает, а у нас в одном случае отвечает, в другом не отвечает.
Сейчас мы собрали по этим вопросам всю информацию, которая получена как от банковского сообщества, так и службы финансового мониторинга и спецслужб, и надеемся, что сообща с банковским сообществом подготовим и внесем соответствующие изменения в законодательство.
О "деле Литвиненко"
Тесное взаимодействие прокуратур России и Великобритании по "делу Литвиненко" должно привести к результатам. Выдать Лугового Россия сегодня, согласно Конституции, не может. Другой вопрос - идет сотрудничество между прокуратурами Великобритании и России, и я думаю, что это приведет к определенным результатам.
Российское законодательство, как и законодательство многих других стран, запрещает выдачу своих граждан зарубежным государствам. В прошлом году поступило более 300 обращений о выдаче наших граждан, и мы не выдали ни одного. В то же время возможны другие варианты. В свое время Россия была инициатором конвенции о нераспространении оружия массового уничтожения и в ней, как и в других конвенциях, был заложен принцип "выдай или суди". Россия готова судить, если получит достаточно оснований.
В свою очередь, насколько я понимаю, наши следователи и судьи очень рассчитывают на поддержку британской стороны, поскольку необходимо будет получить детальные доказательства, допрашивать свидетелей и т.д. Без помощи британской прокуратуры сделать это будет сложно. Я думаю, британская сторона сможет присутствовать на этом процессе, а наши следователи могли бы рассчитывать на следственную базу и другую помощь британских коллег.
Конкретный способ сотрудничества российских и британских следователей по "делу Литвиненко" и в связи с обвинениями Лугового еще предстоит определить в ходе совместной работы, которую проводят следователи Генпрокуратуры РФ и их коллеги из Королевской прокурорской службы Великобритании.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме