17:30 18.04.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Чиновников будут наказывать рублем за сокрытие информации от граждан

Чиновников будут наказывать рублем за сокрытие информации от граждан
18 апреля в Госдуме был принят в первом чтении правительственный законопроект, расширяющий права граждан на получение информации о деятельности органов госвласти всех уровней. Документ предусматривает введение штрафов за несвоевременное предоставление информации, а также за необоснованное отнесение сведений к гостайне. В законопроекте конкретизируются формы предоставления информации, она может быть устной, документированной или на электронном носителе. Законопроект обязывает чиновников размещать данные в общественно доступных местах - на стендах, досках объявлений. Также граждане получат возможность присутствовать на заседаниях коллегиальных органов. Документ вносит поправки и в закон "О СМИ", уточняющий порядок предоставления прессе сведений о деятельности органов местного самоуправления.

Член Бюро Высшего Совета партии "Единая Россия", Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов:

- О необходимости этого документа "Единая Россия" начала говорить Правительству довольно давно. Ведь без обеспечения информационной открытости власти многие важнейшие права и свободы граждан так и останутся на бумаге. Без этого закона будет и впредь давать сбой реформа системы государственного управления на всех уровнях. Резко снижается эффективность борьбы с коррупцией. Негативные последствия можно перечислять и далее. Поэтому совершенно очевидно, что без обеспечения информационной открытости власти мы не только будем топтаться на месте, но и откатимся назад.

Вместе с тем, внесенный Правительством законопроект не во всем нас устраивает, и ко второму чтению предстоит серьезная работа. Прежде всего, мы считаем, что законопроект должен установить не перечень доступной информации, а перечень информации, которая не может быть предоставлена. То есть фиксировать исключения из правил. В ином случае, правовой произвол в деятельности органов, утверждающих состав "разрешенной информации", будет никак не ограничен. Тем более что у нас отсутствует законодательно закрепленный механизм отнесения сведений к служебной тайне.

Вызывает вопросы и фиксируемый в законопроекте платный характер предоставления информации, если ее объем превышает размер, определенный Правительством, и включает в себя расходы по изготовлению копий или почтовые расходы. Здесь принципиально важно, с какой целью гражданин запрашивает информацию. Одно дело, когда она необходима ему для защиты своих прав, и совсем другое, если он просто решил полюбопытствовать. Конечно, без каких-то разумных пределов в последнем случае не обойтись. Однако ограничения все равно должны устанавливаться законом, а не Правительством. Отмечу также, что Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан" не предусмотрен платный характер предоставления информации, и эту правовую коллизию так или иначе разрешать придется. Моя позиция в этом отношении весьма определенна: главное – не переборщить с платностью. В конце концов, право на получение информации мы все уже оплатили своими налогами.

А вот должностных лиц за действия, ограничивающие доступ граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, нужно наказывать рублем. В этой связи можно только приветствовать, что вместе с основным законопроектом будут рассматриваться поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель Секретаря Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", Заместитель Председателя Госдумы Владимир Катренко:

-Нередко из-за нежелания лишний раз перелопачивать бумажную кипу, копаться в компьютерной базе, или же опасаясь взять на себя ответственность за предоставление запрашиваемых сведений, чиновники предпочитают отмалчиваться. При этом права россиян на свободу поиска и получения информации, закрепленные в статье 29 Конституции РФ, нарушаются. Внесенный Правительством проект закона призван обеспечить открытость деятельности госструктур и органов местного самоуправления, доступность и достоверность сведений об их работе.

Документом устанавливается единый порядок, формы и способы обнародования государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. Согласно законопроекту, срок рассмотрения запроса составляет 30 дней. Если же предоставление данных невозможно в течение этого времени, то срок продлевается, но не более чем на 15 дней.

Впервые законодательно устанавливается доступ к информации в электронной форме. Для реализации этого положения госорганам и органам местного самоуправления придется подключить свои информационные системы к сети Интернет, открыть для неограниченного доступа официальные сайты, выделить адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемых данных.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, председатель Комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков:

- Я оцениваю этот закон как предельно важный для антикоррупционной политики. Если говорить о стратегии противодействия коррупции, которая сейчас разрабатывается, в том числе при участии нашей комиссии, то один из ее важных элементов – это организация доступа граждан к информации о деятельности органов власти. Естественно, доступ граждан к информации должен очень четко регламентироваться и, несомненно, что внесение в Госдуму законопроекта, который в муках рождался в Правительстве,– очень мощный шаг вперед. Я лично считаю, что это один из важнейших законодательных актов в сфере антикоррупционной политики, которые были приняты в этом году.

Законопроект четко устанавливает порядок предоставления госорганами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. С учетом того, что коррупционные действия чаще всего возникают тогда, когда граждане не в полной мере обладают информацией о своих правах, об обязанностях чиновников, качественная реализация этого закона может способствовать снижению уровня коррупции.

Могу привести пример. Сейчас, в рамках административной реформы все органы власти, федеральные и региональные, обязаны четко регламентировать свою деятельность и прописать так называемые административные регламенты. В регламентах четко расписываются права и обязанности всех служащих, в том числе порядок взаимодействия с гражданами. Так вот, можно принять регламент, но если о нем никто не будет знать, толку от него не будет. После принятия закона граждане будут иметь полную информацию по регламентации деятельности органов власти. Я оцениваю этот закон как предельно важный для антикоррупционной политики.

Контроль за осуществлением этого закона будет осуществлять прокуратура России. Наличие жёсткого контроля за исполнением этого закона будет, на мой взгляд, способствовать повышению дисциплины чиновников всех уровней и послужит хорошим инструментом предупреждения и профилактики коррупции.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме