20:00 17.04.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Ольга Борзова: Нам удалось усилить вертикаль управляемости всей программы ДЛО

Ольга Борзова: Нам удалось усилить вертикаль управляемости всей программы ДЛО
17 апреля в Госдуме состоялся круглый стол "О совершенствовании законодательства в сфере обращения лекарственных средств". В работе круглого стола принимали участие депутаты Татьяна Яковлева, Ольга Борзова, Сергей Колесников, Надежда Максимова, Александр Чухраев, а также представители Минздравсоцразвития, Росздравнадзора, Фонда обязательного медицинского страхования, Минфина, Федеральной антимонопольной службы и других ведомств. Собравшиеся обсудили и внесли свои предложения в федеральный закон "О лекарственных средствах". Этот закон, подготовленный депутатами от партии "Единая Россия", призван решить в комплексе важнейшие проблемы отечественного здравоохранения. В частности многие выступающие отмечали важность будущего Закона в решении проблемы с ДЛО.

Член Генерального совета партии "Единая Россия", Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Татьяна Яковлева:

- Качество и эффективность лекарственных средств в современной медицине во многом определяют результативность лечебного процесса и зачастую именно от них зависит жизнь пациента. Поэтому требует особого внимания такой аспект, как повышение качества и доступности лекарственной помощи.

Мы понимаем, что жизнь человека нельзя измерять деньгами, но ситуация усугубляется тем, что российское здравоохранение находится в абсолютной зависимости от импортных лекарственных средств. По программе дополнительного лекарственного обеспечения более 80% денежных средств тратится на импортные лекарства. И у этого есть довольно много причин:
  1. Неудовлетворительное состояние имеющихся мощностей отечественной фармацевтической промышленности.
  2. Практически все лекарственные средства производятся из импортных субстанций.
  3. Для лечения "дорогостоящих заболеваний" отечественная промышленность практически не производит лекарств, а производит в основном дешевые препараты.
  4. Производство отечественных дженериков не успевает за аналогичными производствами Китая и Индии; при этом необходимо отметить, что по оценкам многих экспертов, цены на дженерики в России завышены в 4-5 раз.
Следующей проблемой российского фармацевтического рынка являются фальсифицированные лекарственные средства. По оценкам экспертов ВОЗ, количество фальсифицированных лекарств в России составляет около 12% от общего числа лекарственных средств. По данным аналитиков, мировой оборот фальсифицированных лекарственных средств оценивается в 2,5 млрд. долларов в год.

Мы считаем, что фальсификация лекарственных средств является преступлением не столько в сфере экономики и нарушения авторских прав, сколько преступлением против безопасности человечества, сравнимым с применением оружия массового уничтожения и терроризмом. В отличие от других видов продукции, даже относительно небольшой объем фальшивых лекарств, находящихся в обращении, в особенности жизненно важных лекарственных средств, может привести к катастрофическим последствиям.

В настоящее время наказание за такое общественно опасное преступление как фальсификация лекарственных средств слишком мягкое и требует серьезного ужесточения на законодательном уровне.

Законопроект "О лекарственных средствах" считаю крайне важным, поскольку, сложившаяся правоприменительная практика показала, что действующий в настоящее время закон о лекарственных средствах нуждается в совершенствовании и уточнении отдельных положений.

Необходимо признать, что нуждается в доработке "понятийный аппарат". Несмотря на то что последние изменения вносились не так давно (Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), существуют проблемы применения ряда понятий (оригинальное лекарственное средство, фальсифицированное лекарственное средство и т.д.). При этом нельзя забывать о том, что российское законодательство уже содержит много определений и нельзя допустить дублирования норм и противоречия понятий. Каждое определение должно быть тщательнейшим образом изучено, взвешено и обсуждено с общественностью.

Сложность внесения изменений в "понятийный аппарат" подтверждается количеством замечаний и предложений, поступивших от субъектов обращения лекарственных средств, для включения того или иного понятия в проект рекомендаций, а также разностью мнений.

Приведу простой пример: в законопроекте, представленном в раздаточном материале, вводится понятие "аптечная сеть", что необходимо в свете изменений в уровнях лицензирования в соответствии с законом "о разграничении полномочий". При этом введение данной нормы поддержано почти всеми участниками рынка. А вот из Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области к нам пришло предложение исключить из закона понятия "аптечный киоск" и "аптечный пункт", установив градацию аптек, разделив их на четыре категории. По-моему, на лицо противоречие в мнениях субъектов обращения лекарственных средств.

Также разняться мнения и о существующих сегодня в Москве "передвижных аптеках". Одни считают, что это полное игнорирование лицензионным требованиям, а также один из путей поступления на рынок фальшивых лекарств. Другие же считают, что нужно законодательно закреплять это понятие для доставки лекарств жителям села и труднодоступных районов. Оба мнения по-своему верны.

Назрела необходимость внесения изменений и в порядок регистрации лекарственных средств.

Во-первых, требуется законодательно установить, что государственная регистрация осуществляется на имя юридического лица, образованного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, необходимо установить, что экспертиза методов контроля качества лекарственного средства, доклинических и клинических исследований, проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что законодательно закрепит нормы, касающиеся качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

В-третьих, необходимо усовершенствовать требования к лицензированию и порядку производства лекарственных средств, а также, к контролю их качества, повысить ответственность производителей и прочих субъектов обращения лекарственных средств.

В-четвертых, надо предусмотреть возможность приостановления и прекращения действия государственной регистрации, если при применении лекарственного средства обнаруживаются обстоятельства, создающие угрозу для жизни граждан, что создаст дополнительный барьер для недобросовестных производителей лекарственных средств.

Необходимо вносить изменения, повышающие уровень защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, так как результаты доклинических и клинических исследований лекарственных средств представляют действительную или потенциальную коммерческую ценность, а в настоящее время у недобросовестных участников рынка есть возможность их безнаказанно использовать.

Государственное регулирование цен на лекарственные средства нуждается в срочнейшем совершенствовании, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся с дополнительным лекарственным обеспечением. Это и нарекания Федеральной антимонопольной службы к тому, что на одно и тоже лекарство регистрируются разные цены – по Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и по Перечню для дополнительного лекарственного обеспечения; и несовершенный механизм установления торговых надбавок. Поэтому необходимо предусмотреть установление одинаковых предельных цен на одинаковые лекарственные средства, независимо от торговой марки или наименования производителя; а также установление тарифов взамен торговых надбавок к ценам на лекарственные средства.

До сих пор отсутствует эффективная система управления товарными запасами в аптеках. Необходимо, чтобы аптеки могли оперативно перераспределять лекарства между собой, чтобы своевременно обеспечивать граждан необходимыми препаратами.

В аптеках некоторых субъектов доля рецептов, находящихся на "отсроченном обслуживании", достигает 30-40 % от выписанных рецептов, что приводит к справедливому недовольству граждан программой дополнительного лекарственного обеспечения.

Руководитель рабочей группы, член Генерального совета, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе, заместитель председателя комитета по охране здоровья Ольга Борзова:

- Наша рабочая группа по решению проблем с ДЛО с первых дней своей деятельности была нацелена на результат. Речь идет о реализации права каждого гражданина России, а тем более, инвалида на лекарственное обеспечение в полном объеме.

За период нашей работы сделано немало. Принят Закон, по которому ФОМС смог начать выплату долгов по программе ДЛО. 10 миллиардов рублей уже ушли в регионы. К ним в самом ближайшем времени будут добавлены еще 6 миллиардов рублей за счет субсидий 2007 года. Сейчас ведем с Минфином работу по согласованию еще одного транша средств.

За этот период начато финансирование программы ДЛО 2007 года, хотя и не всегда выделенные лимиты покрывают потребности территорий полностью.
Была проведена большая работа с целью усиления вертикали управляемости всей программы ДЛО. Положение удалось стабилизировать, восстановить зоны ответственности. Большую часть ответственности должны взять на себя регионы. Целесообразность такого шага подтвердили и наши встречи с руководителями территорий. Процесс пока не идет с той скоростью, с какой бы нам хотелось, но тенденция к улучшению стабильная. Мы добились проведения встречи (она состоится в конце апреля) представителей министерства финансов и министерства социального развития, на которой должны быть достигнуты решающие договоренности по механизму финансирования программ ДЛО.

Статистика стоимости отпущенных препаратов по ДЛО, говорит о том, что это в основном дорогостоящие препараты. При этом почти на 80% процентов лекарства, включенные в программы ДЛО, иностранного производства. Так в процессе деятельности наша рабочая группа вышла на другую очень серьезную проблему: возрождение отечественной фармацевтической промышленности. У нашего государства до сих пор нет внятной программы по поддержке отечественной фармацевтики. Именно поэтому в обсуждаемый сегодня Закон внесены соответствующие добавления о российском производителе.

По результатам суммарного обсчета стоимости дорогостоящих нозологий также представляется целесообразным выделение таких больных в отдельную группу. Такая работа ведется. Думается, что в решении этой задачи нам очень поможет обсуждаемый сегодня Закон.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме