17:15 17.04.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Мартин Шаккум: Квартплата не должна превышать 15% от совокупного дохода семьи

Мартин Шаккум: Квартплата не должна превышать 15% от совокупного дохода семьи
17 апреля в Госдуме комитет нижней палаты по промышленности, строительству и наукоемким технологиям провел парламентские слушания на тему "О правоприменительной практике и совершенствовании законодательства в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства".

Участники слушаний обсудили комплекс проводимых мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса России, проблемы привлечения частных операторов и инвесторов в жилищно-коммунальный комплекс, создание правовых основ ускорения модернизации и строительства объектов ЖКХ в регионах страны, а также проблемные вопросы применения законодательства в этой сфере.

Член Высшего совета партии "Единая Россия", председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум:

- Наш Комитет регулярно выносит проблемы развития жилищно-коммунального комплекса на широкое обсуждение. Эта тема актуальности не теряет, особенно если учесть какой приоритет имеет жилище в системе человеческих ценностей.

Принятые в 2004-2005 годах по инициативе депутатов Государственной Думы законы заложили правовые основы для реформирования жилищно-коммунального комплекса. Мы видим, что в жилищно-коммунальном комплексе происходят некоторые позитивные изменения в части формирования рыночных отношений. Тем не менее, преобразования идут недопустимо медленно.

Перед всеми уровнями исполнительной власти по-прежнему стоят три основные задачи:

Первая: Финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса;

Вторая: Внедрение рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве
и привлечение частного бизнеса на основе концессий;

Третья: Проведение совместно с частным бизнесом технологической модернизации ЖКХ.

В результате решения этих задач должны быть достигнуты две основные цели реформирования ЖКХ. Во-первых, это - переход к экономически обоснованным и справедливым платежам населения за коммунальные услуги на основе внедрения приборов учета. Во-вторых, это - повышение качества, надежности и безопасности коммунальных услуг. При этом необходимо было решить двуединую задачу: обеспечить 100-процентные платежи в жилищно-коммунальном комплексе и одновременно создать эффективную систему субсидирования малоимущих граждан.

Остановлюсь кратко на правовом обеспечении вышеперечисленных задач. После трехлетней подготовки Правительством внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса". Однако, по нашему мнению, законопроект в представленной в Думу редакции не решает проблему реального оздоровления отрасли, поскольку предусматривает реструктуризацию долгов только в бюджетную систему. Доля таких долгов составляет менее 25% в общем объеме задолженности организаций ЖКХ. Не решен вопрос с долгами иным кредиторам, которые возникли в результате недофинансирования отрасли бюджетами всех уровней.

Таким образом, требуется существенная доработка законопроекта. Тем не менее, сам факт внесения законопроекта, на котором настаивали депутаты Государственной Думы в течение двух последних созывов, событие, конечно, не рядовое.

Наряду с финансовым оздоровлением содействовать включению рыночных механизмов развития отрасли призван Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Закон принят два года назад, но пока фактически не работает в связи с отсутствием важнейших постановлений Правительства: "Об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры", "О порядке осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса" и ряда других.

Почти два года, как принят Закон о концессиях. Правительством, недавно утверждено типовое концессионное соглашение в отношении объектов коммунального назначения. Однако правоприменительная практика пока отсутствует.

Мы надеемся услышать сегодня информацию о том, как реализуются положения Жилищного кодекса, направленные на демонополизацию управления жильем, приход частных управляющих компаний. Вопрос управления жилищным фондом приобрел особую остроту в связи необходимостью выбора способа управления многоквартирными домами.

Здесь мы видим серьезную проблему. До настоящего времени управление рассматривается как одна из услуг в ряду с содержанием и ремонтом многоквартирного дома.

На наш взгляд, управление жилой недвижимостью является самостоятельным видом экономической деятельности, плата за которую должна зависеть от эффективности управления, а результат управления состоит в увеличении рыночной стоимости (улучшении качества) жилья.

Важнейшим вопросом также является регулирование договорных отношений между собственниками и управляющими компаниями. Расчет на то, что собственники сами сформулируют условия договора, защищающие их интересы - не оправдан. Существенные условия договора управления должны обеспечить безопасность жилья, поддержание дома в нормативном состоянии, нормативное предоставление коммунальных услуг. Договор должен содержать финансовые обязательства, последствия нарушений обязательств и так далее. Эти условия должны быть сформулированы профессионалами и быть обязательными при заключении договоров. Необходимо утвердить "примерный договор управления многоквартирными домами".

С приходом частных управляющих компаний, у граждан возникают опасения в части гарантий их состоятельности и надежности. Мы полагаем, что здесь может сыграть положительную роль институт Саморегулируемых организаций. Следует законодательно закрепить статус и полномочия саморегулирования в сфере управления жильем.

Не менее важной является проблема эксплуатации жилых зданий. Этот вопрос в законодательстве Российской Федерации должным образом не урегулирован. В связи с этим группой депутатов внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В законопроекте предлагается дополнить Градостроительный кодекс статьями, регулирующими эксплуатацию объектов капитального строительства. Законопроект содержит порядок и требования к технической эксплуатации зданий и сооружений, порядок признания объекта аварийным и подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или сносу, а также содержит требования к лицам, эксплуатирующим здания, их правам и обязанностям.

Вот несколько замечаний по Комплексу мер по развитию ЖКХ, предлагаемому Правительством. На наш взгляд, самоуправление в форме ТСЖ, как концептуальное направление реформирования сферы жилищного хозяйства должно быть пересмотрено в пользу профессионального управления.

Жилищно-коммунальное хозяйство не может быть экономически эффективным без энергосбережения. Энергосбережение невозможно без приборного учета потребления ресурсов. Сегодня граждане платят по "нормативу потребления", величину которого устанавливает чиновник. Потенциал этой составляющей регулирования огромен. Поэтому установка приборов учета, внедрение оплаты исходя из объемов потребления, является приоритетной задачей. Необходимы побудительные меры, аналогичные тем, что были приняты в странах Восточной Европы, Прибалтики.

Для решения этой проблемы требуется внести изменения в законодательство об энергосбережении, о тарифном регулировании, а так же в жилищное законодательство. И, безусловно, должна быть государственная финансовая поддержка граждан для приобретения и установки приборов учета.

Приходится констатировать, что за последние два года на фоне ухудшения ситуации с состоянием жилья, Правительство Российской Федерации свернуло федеральное участие в оздоровлении жилищного фонда. В результате, отказ граждан от принятия решений по выбору способа управления многоквартирными домами, во многом связан с опасениями остаться наедине с проблемой капитального ремонта своего жилья.

Необходима федеральная целевая программа, определяющая государственную политику в области обеспечения сохранности жилья.

В настоящее время доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, снизилась с 15% до 12%, в то время как в соответствии с национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" этот показатель должен был возрасти до 18%. Сложившаяся отрицательная динамика связана, к сожалению, не с резким повышением уровня жизни граждан, а с недостатками правил и процедур предоставления субсидий.

Государственная Дума неоднократно рекомендовала Правительству Российской Федерации пересмотреть стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в сторону снижения с 22% до 18%, а в дальнейшем до15%.

Необходимо принять данное решение, а также своевременно корректировать процедуры предоставления субсидий, не допуская ухудшения уровня социальной поддержки граждан.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме