17:00 13.04.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

У "Единой России" существует концептуальный подход к реализации региональной политики

Егор Строев: У Единой России существует концептуальный подход к реализации региональной политики
13 апреля 2007 в Орле состоялся общественно-политический форум Всероссийской политической партии "Единая Россия" в Центральном федеральном округе, посвященный обсуждению и пропаганде решений VII съезда партии. В работе форума приняли участие исполняющий обязанности руководителя Межрегионального координационного совета партии "Единая Россия" по Центральному федеральному округу, член Генерального совета партии, В.В.Гальченко, заместитель Секретаря Президиума Генерального совета партии В.В.Рязанский, губернаторы – Орловской области Е.Г.Строев, Брянской области Н.В.Денин, Смоленской области В.Н.Маслов, Рязанской области Г.И.Шпак, Костромской области В.А.Шершунов, руководители законодательных собраний ряда регионов ЦФО, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации РФ, представители Правительства России, аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО.

В ходе заседания обсуждались вопросы развития российской науки, инновационных процессов, агропромышленного комплекса, ЖКХ, противодействие коррупции, было принято обращение участников форума к жителям Центрального федерального округа. По окончании пленарного заседания прошла работа круглых столов, где были обсуждены наиболее острые проблемы современной российской экономики, политики, социальной сферы.

Выступление губернатора Орловской области Егора Строева на общественно-политическом форуме Всероссийской политической партии "Единая Россия" в ЦФО

Уважаемые участники и гости форума!

I. Разрешите от имени руководства области горячо поприветствовать всех вас, участников политического форума, на орловской земле, в центре коренной России.

В повестке дня нашего собрания – постановка и обсуждение самых насущных вопросов и проблем современной российской экономики, политики и социальной сферы.

Особо ценным считаю то обстоятельство, что обсуждение политической программы и проектов, утвержденных на VII съезде партии, задумано провести в свете региональной политики "Единой России".

Внимание партии к проблематике федеративных отношений, особенностям регионального развития оправдано, во-первых, уникальным опытом партийно-политической работы: ибо ни одна из политических партий всерьез этим направлением не занималась и не занимается. Нам нужно закрепить здесь свое интеллектуальное лидерство.

Во-вторых, в партии уже существует основательный концептуальный подход к реализации такой политики. Причем, не просто в теории, но и на практике.

Так, на съезде партии в Красноярске были намечены пути развития Сибири и Дальнего Востока, на последнем съезде в Екатеринбурге – Уральского региона. Эти решения уже перекладываются на практические рельсы. В этом же направлении действует и правительство России. Предусмотрено бюджетное финансирование. Много мыслей озвучено, а еще больше денег выделено на развитие Петербурга, Москвы и Юга России – Сочи. Наконец может, забрезжит свет и на нашей улице – коренной России! И мы сможем выработать общие подходы, если хотите, общую программу действий и в отношении регионов Центральной России. Регионов традиционно государство образующих, издревле бывших ядром российской государственности и культуры. За русского человека замолвим слово и защитим его.

II. На наших территориях сегодня проживает около 37 миллионов человек - более четверти всего населения России. В производстве валового регионального продукта на ЦФО приходится около трети общероссийского объема ВВП. Здесь сосредоточено около 40 процентов всего производства в легкой промышленности, 25 процентов пищевой промышленности, индустрии строительных материалов, 20 процентов производства машиностроения, черной металлургии, электроэнергетики. Более 22 процентов сельскохозяйственной продукции также производится в центре России.

Доля ЦФО от всех собранных в стране бюджетных доходов составляет около трети.

Здесь, в центре страны, сосредоточены не менее 60 процентов потенциала российской науки, образования, передовых технологий. Богатейшие черноземы, огромные запасы железных руд и т.д. Здесь кладезь человеческого потенциала России…

Но я не собираюсь сегодня хвалиться. Напротив, наряду с более или менее благополучными цифрами статистики, в том числе и в сфере экономики, по-прежнему никуда не ушли больные вопросы и проблемы.

Это и кричащие различия между богатыми и бедными, это депопуляция сельской глубинки, колоссальные разрывы в социально-экономическом развитии не только регионов, но и отдельных местностей, чрезмерная концентрация населения, а самое главное – экономической жизни – в мегаполисах… Москва, как огромный насос, вытягивая энергичное и деятельное население, превращается в гигантского Молоха, перемалывающего потенциал возрождения России в регионах.

Перечень этих уродливых диспропорций можно продолжать и продолжать. Однако, считаю, что ставить эти вопросы надо во всей полноте и серьезности, не стесняясь широких обобщений.

Если мы, те, кого называют "партией власти", не сумеем найти адекватного государственного подхода к решению этих ключевых проблем, каждый на своем уровне и в сфере своей ответственности, то всё остальное окажется "вещью в себе": и властная вертикаль, и приоритетные проекты, и даже экономический рост...

Я ставлю вопрос: почему во все времена в годы лихолетья мы ищем опоры в этой земле, а затем забываем тех, кто "не жалел живота своего ради Отечества"?

III. Остановлюсь на некоторых принципиальных позициях, связанных с состоянием и перспективами региональной политики "Единой России".

В Стратегии партии по вопросам региональной политики, одобренной на VII-м съезде "Единой России" речь идет прежде всего о совершенствовании федеративных отношений.

Абсолютно справедливо важнейшей задачей в этой связи названо создание единого политического, экономического, правового и культурно-информационного пространства, без чего не может быть целостного государства.

Позволю себе напомнить, что наш федерализм формировался в 90-е годы прошлого века - в крайне неблагоприятной обстановке жесткого политического противостояния, экономического кризиса, ослабления центральной власти.

В 1996-2001 годах я руководил Советом Федерации – палатой регионов. Среди стратегических вопросов развития нашей государственности центральное место в деятельности Совета Федерации все эти годы занимали проблемы федерализма.

Совет Федерации стремился прежде всего к сохранению целостности России как федеративного государства, противостоял попыткам полностью разрушить вертикаль власти, "распилить" Россию на части. К слову сказать, именно из стен Совета Федерации впервые прозвучал призыв к созданию механизма федерального вмешательства в случае неисполнения субъектом Федерации норм Конституции, к отказу от попыток разграничивать компетенцию отдельно для каждого субъекта Федерации путем договорного торга.

Вы помните лозунг "Берите столько суверенитета, сколько можете проглотить". Вброшен он был тогда, когда Россия начала, как говорится, расползаться по национальным квартирам. Русские регионы ничего подобного не просили. Национальным же республикам это действительно позволило многое. Кто-то перестал платить налоги в федеральный бюджет, кто-то стал отказываться служить в армии и к тому же исполнять федеральные конституционные законы. Движение в этом направлении было движением к распаду России. Стали подталкивать и русские регионы к заключению договоров с центром. Я всегда был против этого и говорил: "Нельзя сердце отделить от разума, нельзя регион отделить от Москвы". Наверное, сильное государство - это когда и мысль, и сердце, и движение всех элементов согласованы и работают как единое целое.

Нам, как Антеям, удалось тогда удержать Россию от распада, а потом наши подошли в лице Президента В.В.Путина.

Сейчас благодаря курсу на укрепление государства, который проводит Президент России Владимир Владимирович Путин, эти центробежные тенденции нейтрализованы. Создана достаточно эффективная на современном этапе вертикаль власти. Идет методичное закрепление и перераспределение полномочий законодательным путем.

Причем идет не только собирание власти в Центре. Есть решение Госсовета, состоявшееся после детального обсуждения, о том, чтобы больше полномочий отдавать на места, причем тех, от которых зависит решение жизненных вопросов, быта, экономики, социального развития региона.

Но вместе с этим повышается и ответственность руководителя за социально-экономическое развитие. Да, это правильный шаг. И неизбежно мы будем двигаться в этом направлении, но постепенно, не разрушая ни систему, ни вертикаль власти.

IV. Думаю, самое трудно время страна уже пережила. За последние несколько лет государственный бюджет у нас вырос в пять раз. Накоплен третий в мире, после Китая и Японии, золотовалютный резерв. С внешними долгами мы успешно, и даже досрочно, расплачиваемся.

В практическую плоскость поставлены задачи:
  • сбережения народа,
  • создания экономики инновационного типа.
Но правильно ли мы распоряжаемся накопленными ресурсами?

Моя позиция, и я в этом не одинок: накопленные деньги должны работать на развитие производства в регионах, должны быть направлены на борьбу с бедностью, на улучшение жизни людей. А они лежат мертвым грузом. И это при том, что примерно 40 процентов россиян находятся сегодня либо за чертой бедности, либо на этой черте и при малейшем ухудшении макроэкономической ситуации окончательно сползут в нищету. Многие отрасли хозяйства, без которых такой стране, как наша, никак нельзя, не получают необходимых средств на развитие.

Утвердилась порочная практика, когда поднимать экономику берутся сверху, не давая возможности расправить крылья регионам. Финансы как оседали, так и оседают в столицах. Россия по-прежнему развивается ассиметрично.

Послушайте последнюю программу многолетнего планирования. Там нет места регионам. Более того, открыто, объявлен курс на сокращение инвестиций. Думаю это ошибка - она накажет страну в будущем.

Поставлена задача борьбы с преступностью, коррупцией – самым тяжелым злом… Но вот что удивительно: деньги в Москве, а коррупцию ищут в сельском Совете. Здесь без совместной согласованной, спланированной работы победить эту заскорузлую болезнь невозможно. Не убегать от этой проблемы, не перекладывать ответственность, а объединять усилия. Надо быть государственными мужами и думать о последствиях для всей страны.

Уж если создали вертикаль власти, то она должна быть с двухсторонним движением. Мнения с мест должны уметь слушать. Руководители регионов – это те люди, которые обращаются в Центр только в исключительных случаях. Глухая и немая вертикаль к хорошему не приведет.

V. Сейчас идет реализация президентских национальных проектов, которые справедливо называют также проектами "Единой России".

Это единственная за последние 15 лет реальная программа, которая дала возможность хоть на что-то опереться и начать системный подъем экономики.


В ходе осуществления национальных проектов мы обязаны научиться не только эффективно расходовать средства, но и эффективно их распределять – в интересах единства России, в интересах развития регионов, роста благосостояния населения. Повышение качества жизни людей является ключевым вопросом государственной политики, основной целью власти, которая обязана думать о будущем своего народа и государства.

VI. Но вот что нас настораживает... В прошлом году на одном из заседаний Госсовета мы рассмотрели вопрос о взаимоотношениях федеральных и региональных органов власти. И были озвучены убийственные цифры: за последние 10-15 лет разница в уровнях экономического развития между регионами не сократилась, а увеличилась и достигла в объемах производства - 250-270 раз.

Ну как здесь быть без регулирования со стороны государства, без управления этими процессами?

Нужна новая стратегия экономического развития, когда мы обязаны даже в условиях рыночной экономики выравнивать один и другой регион не только по душевому обеспечению, но и прежде всего по размещению производительных сил.

То же самое и с жилищным строительством…

Мы сможем полностью решить жилищный вопрос лишь в том случае, если его решение не будет ограничиваться только крупными городами. Надо повышать предложение - то есть больше строить. А главное – это можно сделать только путем экономического развития территорий, создания там рабочих мест с достойной заработной платой. Смогли же немцы после войны за 12 лет решить у себя жилищную проблему.

Все мы видим, что в крупные города идет приток населения, туда направлены миграционные потоки, там бесконтрольно растут цены на жилье. В то же время малые города и сельские районы остаются депрессивными, продолжают терять население. Чтобы переломить эти негативные тенденции, необходимо обеспечить создание новых рабочих мест и на селе, и в малых городах. С достойной заработной платой. Мы предлагаем сделать это путем льготного налогообложения, путем планирования размещения новых производств.

Если мы не преодолеем эти диспропорции развития, если и дальше будет продолжаться эта политика, мы получим китайский Дальний Восток, чуждый нам Юг и чудовищный московский мегаполис. А главное – могучие русские степи Черноземья будут заселены другими народами!

Какой должна быть модель отношений центра и регионов? На этот счет сегодня есть масса предложений.

Я изучал вопрос федеративного государственного устройства Германии, Франции, Испании, Канады. Знаете, к какому выводу я пришел: как бы ни назвали сложившуюся систему - унитарной или федеративной, главное не в этом. Главное - это возможность развиваться региональной экономике.

Поезжайте в Баварию, в Квебек, в Барселону и т.д. – везде это могучие экономические регионы, и право голоса есть у них, а не у "Грефов" и "Кудриных".

Ну разве это правильно, что сегодня всю Россию обозвали дотационной? Только 5-6 регионов - доноры. Как такое может быть? Мы заработали 339 миллиардов долларов - золотовалютный запас и 108 миллиардов долларов - стабилизационный фонд, профицит федерального бюджета в первом квартале текущего года составил 471 миллиард рублей. Но в то же время говорим: вся Россия дотационная? И что это правильная политика?

Вот сидит в зале мэр города Ливны. Старейший, уютный русский город. Мэр говорит: татары брали дань 10%, - сейчас берут 90 %. Почему? Мы чей народ сберегаем?!

Нужны нормальные взаимоотношения центра и регионов. На это сегодня направлена стратегическая установка "Единой России". Партией открыто заявлена цель выравнивания уровней развития регионов. Есть требование к федеральной власти оказывать стимулирующее содействие, включая финансовое, тем субъектам, которые показывают хорошие результаты и могут служить примером для остальных. В сфере финансовой поддержки регионов совершенно оправданно предполагается сделать акцент на функции стимулирования и поощрения, совершенствование бюджетного федерализма.

И еще. Нужны масштабные проекты. Эти проекты должны быть основаны на частно-государственном партнерстве. Проекты должны быть экономически эффективными.

Но все-таки в качестве приоритетной задачи мы должны действительно рассматривать всемерное содействие наращиванию регионами собственной налоговой базы путем стимулирования развития экономического потенциала территорий, в частности, выделения в каждом регионе своих "особых экономических зон".

VII. Следующая тема – это совершенствование местного самоуправления, разграничение сфер деятельности и ответственности между субъектами Федерации и местными органами власти.

У себя в области мы не стали оттягивать с введением в действие 131-го Федерального закона. Мы были готовы заранее к его реализации: были проработаны юридические и кадровые вопросы, проведены территориальные и имущественные разграничения.

Но тут встал непреодолимый вопрос - финансовое наполнение местного самоуправления. Свыше 60 % местных советов в условиях нынешнего законодательства могут обеспечить себя лишь на 15-20 %. И только крупные города в состоянии этот вопрос решить стопроцентно. Нынешние межбюджетные отношения полностью парализуют этот закон.

Другая проблема – она наиболее "яркая", потому что всегда оказывается в центре общественного внимания, имеет политическую составляющую – это правовая коллизия "неподчиненности" местного самоуправления государству. Это неестественный разрыв властной вертикали. Местное самоуправление как церковь – отделено от государства. А в реальности оно, нередко, отделяет себя и от тех задач, которые решает государство в рамках тех же национальных проектов.

Сегодня "Единая Россия" ушла от решения вопроса о назначении мэров областных центров. Я считаю, что это уход тактический. В перспективе к этому вопросу необходимо вернуться, потому что система управления в стране должна быть единой и ответственность также должна распространяться на руководителей всех уровней.

VIII. Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я обозначил лишь ряд принципиальных моментов из общего блока вопросов региональной политики. К числу своих приоритетов партия отнесла также совершенствование системы государственного и муниципального управления, оптимизации деятельности федеральных органов власти в регионах. Известно, к VII съезду "Единой России" были разработаны 18 партийных проектов. Среди них есть те, которые будут актуальны для всех; есть проекты, такие как "Российский агропром", наиболее востребованные в наших аграрных областях.

Эти партийные проекты – это и есть воплощение региональной стратегии "Единой России".

О каждом из них в отдельности можно много говорить. Специально на этом останавливаться не буду, это сделают другие выступающие. Но хотел бы обратить внимание на программу партии, которая реализуется в регионах, по развитию массового детского спорта.

Партия "Единая Россия" выдвинула лозунг: построить определенное количество футбольных полей и стадионов. Мы сегодня вошли в эту программу, в планах - ледовый дворец и футбольное поле. При поддержке партии у нас уже строятся фундаментальная научная библиотека, новый корпус института культуры. То есть эти вопросы не только поставлены, но и решаются в практической плоскости.

Считаю также, что пора "Единой России" остро поставить вопрос о меняющейся роли женщины в современных условиях. Особенно, роли женщины-матери, хранительницы семейного очага.

Я остановился на некоторых вопросах экономики. Но есть сама партия, ее структура, ее организационные способности. Да, партия молода, в ней много случайностей. Много пристроившихся. Пора изнутри посмотреть, кто способен ответить на зов времени разумом.

Подводя итог своему выступлению, еще раз отмечу: у регионов Центральной России огромный потенциал. Основные перспективы региональной политики "Единой России" вижу в создании условий для наиболее полной реализации возможностей каждого региона и округа в целом. Возможностей, направленных на улучшение жизни людей, живущих в срединной России, на земле, которая на протяжении веков была становым хребтом державы.

За 15 лет поисков мы пришли к закономерному выводу: счастья за океаном искать не надо. Наше счастье - у себя дома, на богатейших российских просторах. Три четверти мировых запасов чернозема - огромная территория, равной которой ни у кого нет. Могучий запас природных ресурсов... Изумительные и талантливые люди.

Если этим богатством мудро распорядиться, то можно стать державой, способной сохранить свой народ, создать для него достойные условия жизни.

Спасибо.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме