14:15 12.04.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"
Марсианская одиссея России
Первый заместителем руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе, член Генерального Совета партии "Единая Россия" Юрий Волков:
- В использовании космоса в так называемых "прикладных" целях - для потребностей социально-экономического развития - Россия отстала от развитых стран практически во всех аспектах. В настоящее время общее число космических аппаратов в российской орбитальной группировке составляет 96 единиц, в то время как у США она превышает 400. Даже российское сельское хозяйство сейчас пользуется данными мониторинга, получаемыми с американских спутников. За полтора десятилетия "голодного пайка" и "случайных заработков" российская космическая отрасль во многом просто потеряла инфраструктуру, технику для получения и обработки данных дистанционного зондирования Земли. С другой стороны, сформированный в советское время космический комплекс имел явный перекос на "оборонку". В результате наши талантливые конструкторы неистово работали над усовершенствованием ракетной техники и технологий в стремлении опередить своих вечных конкурентов из США, а вот о практическом использовании космической деятельности в экономических целях задумывались мало.
Сегодня позиции России на международном космическом рынке в основном обеспечиваются за счет пусковых услуг. Так, в 2004 г. в России было проведено 23 коммерческих запуска, а в США - 16. Это единственная конкурентоспособная ниша, где мы остаемся на плаву. Однако ни у кого не осталось сомнений, что инерционный период жизни отрасли уже исчерпан. Положение усугублялось еще и тем, что произошла утрата инновационного характера российской ракетно-космической отрасли. В результате за последние несколько лет она практически полностью потеряла свою важнейшую функцию - быть главным "локомотивом" развития отечественного высокотехнологичного потенциала.
Перед руководством страны встала задача выработать экстренный план возрождения российской космонавтики, который сочетал бы в себе прикладной и фундаментальный аспекты. Эта работа была поручена группе Госсовета РФ под руководством губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Стоит отметить, что именно благодаря его настойчивости, а также авангардному подходу в деле формирования и реализации региональной программы использования результатов космической деятельности в целях ускорения социально-экономического развития области разговор о судьбе отечественной космонавтики на президиуме Госсовета получился масштабным. В Калуге не принимались какие-либо программы. Однако сформулированные на этом заседании приоритеты и подходы имеют значение директив и, несомненно, получат свое практическое воплощение.
В первую очередь нам потребуется выход на ключевые сегменты международного космического рынка: дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), спутниковая связь и другие. За счет наращивания орбитальных группировок космических аппаратов для зондирования Земли и связи нового поколения мы сможем создать альтернативу американской системе определения местоположения и локализация объектов GPS, которая будет востребована не только внутри страны, но также государствами Тихоокеанского региона, Китая, Индии, Ближнего Востока, Южной Америки, которые опасаются зависимости в этой высокотехнологичной области от США.
Значение запуска системы ГЛОНАСС в практическом плане для государственных, коммерческих и индивидуальных интересов российских граждан трудно переоценить. Появится возможность массового использования спутниковой системы в сфере обеспечения безопасности, жизнедеятельности, кадастра, транспорта, транспортного мониторинга, строительства, медицины, образования. Спутники ГЛОНАСС непрерывно передают информацию о точных координатах тысяч воздушных, морских, наземных и космических объектов. Мобильный прибор ГЛОНАСС станет такой же необходимой и доступной вещью, как сегодня мобильный телефон. А если его соединить с электронной картой местности, то в условиях гигантских российских просторов, слаборазвитой дорожной сети, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока, человек получит связующую космическую нить с населенными пунктами, с административными службами и, в конечном счете, станет более свободным.
Для этого нужно в кратчайшие сроки провести инвентаризацию результатов космической деятельности за весь период освоения космоса и на этой основе сформировать автоматизированную базу данных. Таким образом, потенциальные заказчики космических услуг будут знать их перечень, что подлежит лицензированию, а порой и обязательной сертификации, кто, какая организация наделена полномочиями оператора подобных услуг, каковы возможности космических технологий.
До сих пор орбитальная группировка дистанционного зондирования Земли была ориентирована преимущественно на нужды обороны: осуществление высокодетальной съемки, военной картографии и т.д. В предстоящие годы в эту сферу придут не только государственные инвестиции, но и средства частных инвесторов. В частности, в интересах "Газпрома" планируется вывести на орбиту четыре спутника для мониторинга объектов газовой промышленности. По линии госфинансирования на околоземную орбиту будут выведены космические комплексы, которые позволят проводить мониторинг различных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (циклонов, тайфунов, ураганов), а также мониторинг мирового океана, разведку трассы Северного морского пути, разведку месторождений полезных ископаемых, контроль за использованием природных ресурсов.
В целом до 2008 года российскую орбитальную группировку космических аппаратов социально-экономического и научного назначения планируется увеличить на 13 единиц, в том числе 2 спутника связи и вещания; 3 - метеонаблюдения; 3 - для исследования природных ресурсов Земли и экологического мониторинга; 3 - для проведения фундаментальных космических исследований; 2 - для проведения спасательных работ. Таким образом, к 2015 г. Россия будет иметь 73 спутника нового поколения с продолжительностью жизни до 10 лет.
Деньги на эти цели уже заложены в Федеральной космической программе. В текущем году будет выделено более 50 миллиардов рублей. Причем большая часть этих средств пойдет на проекты гражданской космонавтики. А в целом программа, рассчитанная на 2006-2015 годы, предусматривает выделение 486,8 миллиарда рублей. В результате мы рассчитываем сформировать самую надежную и доступную потребителям национальную систему спутниковой связи, вещания и ретрансляции, которая позволит обеспечить потребности страны на всей ее территории. Кроме того, российская орбитальная группировка связи впишется в единую глобальную систему, в рамках которой мы будем взаимодействовать с нашими зарубежными партнерами на коммерческой основе.
Возможно, кому-то подобные планы покажутся гигантоманией или утопией. Сомневающимся советую немного потерпеть. Как куратор законодательной работы по обеспечению инновационного сектора экономики в Госдуме, могу напомнить, что только за последние два года мы смогли сформировать конкурентоспособные структуры в сфере авиапрома и ядерной энергетики. На очереди - реформы в судостроении и космической отрасли. Здесь предстоит создать до 14 крупных интегрированных компаний, предоставляющих услуги на базе космических технологий. А к 2015 году в стране появятся три-четыре компании еще большего масштаба, где должно быть сконцентрировано до 90 процентов активов всей космической корпорации.
Столь крупные задачи по развороту космической деятельности к потребностям экономики и граждан должны сопровождаться изменением законодательства. Нам предстоит пересмотреть положения существующего Закона "О космической деятельности", который не дает определений целого ряда понятий, в том числе базовых, таких как "космическая услуга", "оператор космических услуг". Потребуется принять закон "О стимулировании научной и инновационной деятельности", а также выработать механизм использования услуг космической индустрии.
Но было бы большой ошибкой "заземлить" космос исключительно на прикладные нужды, забыть о фундаментальных научных исследованиях и освоении космического пространства. История советской космонавтики свидетельствует о том, что подобные шараханья из одной крайности в другую при выборе приоритетов в ракетостроении дорого обходятся стране.
Например, сегодня многие ученые, в том числе и соратники С.Королева, продолжают спор по поводу отказа руководства СССР строить тяжелые ракеты, без которых, как полагают ученые, в будущем нам не увидеть Луну и не отправиться на Марс. Не собираюсь включаться в этот конструкторский спор. Хотел бы только обратить внимание на одну деталь: развитие космической отрасли во всех странах по-прежнему зависит от объема государственных ассигнований. По понятным причинам сегодня в мировом космическом секторе наблюдается несомненное господство США, которые расходуют на эти цели около 26 млрд. долларов в год. Это в пять-шесть раз превышает расходы всех европейских государств, вместе взятых.
По соображениям финансового плана мы не ставим перед собой задачу "догнать и перегнать Америку", а стремимся адаптировать отрасль к требованиям современной экономики. Вместе с тем космические полеты в научных целях будут, несомненно, продолжены. Ведь классическими признаками космической державы являются не разовые выстрелы "болванок" на геостационарную орбиту, а наличие четырех главных компонентов: совершенные средства выведения спутников, дистанционное зондирование Земли, космическая навигационная система и космические телекоммуникационные средства. Их наличие расценивается как необходимое условие национальной безопасности в будущем. Именно набор этих космических инструментов будет являться ключевым признаком, определяющим положение государства в мире.
В этом направлении есть долговременные программы. В частности, в области планетологии планируется реализация двух межпланетных миссий к спутнику Марса - Фобосу и к планете Венера, а также участие в ряде планетологических миссий NASA и ESA, что позволит поддержать российские научные школы и получить интересные научные результаты. В так называемом "дальнем космосе" планируется завершить реализацию программы создания астрофизических обсерваторий типа "Спектр". Это даст возможность получить важные результаты в различных областях астрономии, планетологии динамики движения малых тел Солнечной системы, а также в исследовании глобальной структуры Вселенной, строения и эволюции галактик, их ядер, звезд и планетных систем.
В области пилотируемых полетов в 2006 г. работа будет проводиться по двум основным проектам - создания многоцелевого лабораторного модуля, который в 2008 г. должен быть выведен на орбиту и пристыкован к МКС, и многоразового пилотируемого корабля нового поколения типа "Клипер". Предполагается, что этот аппарат начнет полеты с 2013 г. и также будет ориентирован на новые проекты, связанные с освоением Луны и Марса. Кроме того, он может стать ключевым элементом в исследовании планет Солнечной системы. Таким образом, старт, который был дан возрождению космической отрасли в колыбели отечественной космонавтики - в городе Калуге, через десяток лет даст стране высокотехнологичный и прибыльный сектор экономики, а возможно, откроет заманчивую "марсианскую одиссею" россиян.
Пресс-служба Калужского РО ВПП "Единая Россия"
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме