17:16 09.04.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Столь высокая численность аппарата для государства деструктивна

Владимир Плигин: Количество российских чиновников намного превышает количество чиновников, управлявших такой огромной страной как СССР
Задачи модернизации страны и реализации приоритетных национальных проектов требуют повышения качества государственного управления на всех его уровнях.

Рост численности чиновников, отмечавшийся все последние годы, не приводит к эффективности государственного аппарата. Выступая в Красноярске, лидер партии "Единая Россия", Председатель Государственной Думы Борис Грызлов подробно остановился на этой проблеме. "К сожалению, количество государственных чиновников растет, - сказал Борис Грызлов, - Например, на 18 тысяч жителей Эвенкии приходится 3 тысячи чиновников и если, считать их вместе с семьями, то половина населения этого региона - чиновники, которые "паразитируют". "Одним из лозунгов, с которым "единороссы" пойдут на выборы, будет борьба с чиновничеством", - подчеркнул Борис Грызлов.

Член Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин:

- Административная реформа в нашей стране пробуксовывает и явно нуждается в дополнительных импульсах и корректировке. Вместе с тем нельзя не отметить то положительное, что она принесла в управление страной, начиная с 2002 года. В ходе реформы была преодолена дестабилизация в управлении государством – тяжелое наследие 90-х годов. Необходимо учитывать и тот факт, что административная реформа проводилась в сжатые сроки без достаточно серьезных последовательных технологических проработок. Именно это привело к тому, что на сегодняшний день далеко не все задачи реформы выполнены. Управленческие проблемы накапливаются, яркий пример того многочисленные противоречия во взаимодействии министерств и агентств. Вместе с тем принято считать, что наличие конфликтов между двумя уровнями управления может играть и позитивную роль, потому что это позволяет в дальнейшем избежать монополизации власти.

Другое дело если подобные противоречия заходят слишком далеко. Так бывает, когда чиновники высокого уровня начинают выяснять отношения, привлекая на свою сторону общественность, СМИ, суды. Мы видели это на примере конфликта в области культуры, где чиновники спорили не по принципиальным вопросам развития культуры в стране, а просто выясняли, кто из них более властен, занимаясь "перетягиванием одеяла". Это недопустимо с точки зрения этики государственного управления, поскольку ведет к искажению образа власти в глазах общества.

Поэтому административная реформа должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества управления государством. Партия "Единая Россия" и все здоровые общественные силы должны делать все, чтобы преодолеть историческое противоречие, многие годы разделявшее Россию, которое заключалось в том, что власть всегда оценивалась как "они", а гражданское общество как "мы".

В эту же парадигму вписывается и борьба с чиновничеством, о которой сказал лидер Партии Борис Грызлов. Однако необходимо помнить, что бороться надо не с чиновничеством вообще, а с негативными тенденциями в этой среде. Сейчас численность исполнительной власти составляет 1 460 000 человек, и это без региональных и муниципальных чиновников, а также без аппарата правоохранительных органов. Неоспоримый факт, что эта цифра намного превышает количество чиновников, управлявших такой огромной страной как СССР. Столь высокая численность госаппарата для государства деструктивна и неоправданна. Мне могут возразить, что в нынешней ситуации есть усложнение общественного механизма, но с другой стороны, сегодня есть и современные методы по упрощению и оптимизации этого механизма. Поэтому правильнее говорить здесь о выстраивании механизма управления, что и должно стать одной из задач административной реформы. Пути решения задачи - это выверка функций, устранение лишних звеньев, передача некоторых вопросов компетенции и принятия по ним решений с федерального уровня на региональный. Также вполне возможно изменить некоторые распределительные механизмы и устранить перекосы в межбюджетных отношениях между центром и регионами.

Вместе с тем, "Единая Россия" будет всячески приветствовать работоспособных, добросовестных чиновников, которые честно делают свое дело и занимаются на работе работой. Это не кампания "охоты на ведьм", а напряженная работа, которую необходимо проводить каждому государству, которое стремится достичь нового качества.

Справка

Административная реформа была начата в2003 году. Среди целей первого этапа реформы были объявлены значительное сокращение функций органов исполнительной власти, изменение их системы и структуры, совершенствование управленческих процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом (создание административной юстиции).

Начало практических действий первого этапа реформы обозначил Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах". В этом Указе были сформулированы следующие пять главных задач административной реформы:
  1. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
  2. Исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.
  3. Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.
  4. Организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.
  5. Завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Параллельно, в целях совершенствования государственного управления, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 июля 2004 года №910 "О мерах по совершенствованию государственного управления", была образована Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления, которая стала постоянно действующим консультативным органом. При этой Комиссии образованы три межведомственных рабочих группы по основным вопросам административной реформы.

В рамках работы Правительственной комиссии было проанализировано 5634 функции госаппарата, из них признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Таким образом, число функций федеральной исполнительной власти было сокращено на 25%, а в оставшейся части примерно такую же долю функций следовало пересмотреть или уточнить.

Однако наравне с этим выросло число организаций занимающихся государственным администрированием. Если до реформы их было 58, то в 2006 году – 84. Таким образом, задачи, сформулированные в Указе Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" на первом этапе реформы были решены не полностью.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме