18:00 23.03.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Сегодня 4-я годовщина чеченского конституционного референдума

Сегодня 4-я годовщина чеченского конституционного референдума
21 марта с.г. в Москве (Президент-отель) состоялась встреча Президента Чеченской Республики, председателя Политсовета регионального отделения "Единой России" в Чеченской Республике, члена Генсовета партии Р.А.Кадырова с представителями чеченской интеллигенции и бизнеса по теме: "Чеченская Республика: сегодня и завтра".

Символично, что встреча состоялась в канун четвертой годовщины проведения конституционного референдума в Чеченской Республике (23 марта 2003г.). Р.А.Кадыров проинформировал собравшихся о зримых результатах деятельности руководства республики за этот период и планах на ближайшую перспективу. В ходе встречи был высказан ряд предложений по усилению роли чеченской интеллигенции и бизнеса в процессах постконфликтной реконструкции и модернизации Чеченской Республики.

Особый упор в выступлении Президента Чеченской Республики и участников встречи был сделан на вопросах преодоления негативных стереотипов о чеченском народе.

Координатор "Единой России" по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями Абдул-Хаким Султыгов:

- Суть негативных стереотипов о чеченском народе сводится к т.н. исторической природе "чеченского сепаратизма". Дескать, чеченцы всегда воевали против царской и советской России, а также выступали за свою независимость в допутинский период новейшей истории Российской Федерации.

"За землю и волю"

Как известно, русский и другие свободолюбивые народы всегда боролись с режимом принуждения, захватчиками и колонизаторами. Не был в этом ряду исключением и чеченский народ, четверть века противостоящий, наряду с другими горскими народами, колониальной политике и военной машине царизма в период т.н. Кавказской войны. Нелишне напомнить, что колониальная политика царизма не выражала волю русского народа, находившегося под гнетом мрачных крепостнических порядков. Этот период истории никак не связан с т.н. противостоянием русского и чеченского народов, так как, будучи закрепощенным, русский крестьянин в принципе не являлся субъектом политического процесса, а выступал инструментом реализации объективного "закона расширении империи". Строго говоря, и русские, и чеченцы в этот период боролись под одним и тем же лозунгом "За землю и волю".

"За Российскую Демократическую Федеративную Республику"

Тот факт, что борьба чеченского народа против царского режима не носила антироссийский и тем более антирусский характер доказан самим ходом истории. Достаточно сказать о Русской революции 1905 года и бесславном падении самодержавия, которое презрели все народы и политические силы империи.

Февральскую буржуазно-демократическую революцию 1917г., отменившая "национальные ограничения", в отличие от последовавшего за ней большевистского мятежа, приняли все народы современной России. Созданный в 1917г. Союз Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, создавший правительство Горской Республики (1917-1919гг.) под руководством чеченского нефтепромышленника А-М.Чермоева, стоял на твердых позициях провозглашения Учредительным Собранием Российской Демократической Федеративной Республики.

Более того, после разгона большевиками Учредительного Собрания Горская Республика заявила о непризнании режима мятежников и выходе из т.н. советской России. Однако попытки Горского правительства выступить единым фронтом против большевиков были отвергнуты командованием Добровольческой армии. А.И.Деникин, возглавивший командование Добровольческой армией после гибели Л.Г.Корнилова, организовавшего в 1917г. неудачный контрреволюционный мятеж против Временного правительства, остался верен этой недальновидной политике, в том числе применительно к Горской Республике.

Руководство Белого движения, отказавшись от создания широкой коалиции всех антибольшевистских сил, в том числе, на Северном Кавказе, совершило свою главную, по сути, стратегическую военно-политическую ошибку, предопределившую исход Гражданской войны.

Как известно, большевики, развязав Гражданскую войну, террор и репрессии, в ходе которых был уничтожен цвет русского и других российских народов, вместо демократической утвердили режим т.н. социалистической "рабоче-крестьянской" федерации.

Гражданская война русского народа против большевизма не ограничивалась феноменом Белого движения и продолжалась после его разгрома, в том числе на Северном Кавказе.

Уже в августе 1920г., при первом же соприкосновении горцев с новым большевистским порядком, в горах Дагестана и Чеченского края вспыхнуло антисоветское восстании под руководством внука имама Шамиля Саид-Бека под лозунгом реставрации "Имамата Шамиля". Попутно замечу, что чуть более полугода спустя вспыхнул локальный антибольшевистский мятеж в Кронштадте.

Для понимания хода дальнейших взаимоотношений советской власти и доминирующего на Северном Кавказе чеченского народа достаточно сказать, что расширение восстания Саид-Бека могло привести к системному кризису большевистского режима на Юге России.

Уже в том период советская власть столкнулась с "чеченским фактором" угрожавшим самим своим существованием основам большевистского режима. Речь шла об опасности возникновения обширного плацдарма для возрождения Белого движения и его освободительного похода за Учредительное Собрание и Российскую Демократическую Федеративную Республику, отсечения большевистского режима от грозненской и бакинской нефти.

Так, например, в 1929г. в ответ на политику сплошной коллективизации на основе ликвидации кулачества как класса, справедливо воспринятую как попытку ликвидации одного из органичных компонентов чеченского народа, его системной деструкции, покушение на этноконфессиональные основы общества, в Чеченской области повсеместно возникают не только стихийные восстания, но и крупные организованные выступления. В освобожденных районах учреждалась временная народная власть со своим повстанческим руководством.

В этот период предпринимаются первые попытки принятия решения о депортации чеченского народа, населяющего стратегически важный нефтеносный регион Юга России.

В последующем этнополитический конфликт чеченского народа и советской власти по поводу массового нарушения основных прав и свобод, гарантированных "сталинскими конституциями" СССР, РСФСР и ЧИАССР, перешедший, начиная с 1937г., в фазу локальных вооруженных столкновений, был снят ликвидацией чеченской стороны конфликта. В 1944 г. советская власть принимает решение об упразднении ЧИАССР и поголовной депортации чеченского народа в места специального поселения как народа – врага, по признаку этнической принадлежности.

Возвращение чеченского народа на свою Родину под присмотр районных отделов "хрущевского" КГБ ЧИАССР было продолжением политики дискриминации чеченского народа, которая продолжалась вплоть до выборов в верховные советы СССР, РСФСР и ЧИАССР в 1989-1990гг.

От анархии к референдуму

В 1990 г., на основании Декларации о государственном суверенитете РСФСР и опираясь на одобрение союзного руководства в рамках так называемого Ново-Огаревского процесса, Верховный Совет ЧИАССР принимает декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики.

Возникший политико-правовой конфликт, обусловленный коллизиями между декларацией о государственном суверенитете Чечено-Ингушетии, Союзным договором и Конституцией РСФСР-РФ, подогреваемый политикой тогдашнего федерального Центра по дискредитации легитимных органов власти ЧИАССР, поддержкой антиконституционных действий дудаевских боевиков, завершился "дудаевским" мятежом и незаконным упразднением Съездом народных депутатов РСФСР Чечено-Ингушской АССР.

Впервые официальное определение чеченскому этнополитическому конфликту было дано в обращении Президента России к жителям Чеченской Республики накануне конституционного референдума в этом субъекте РФ (16 марта 2003г.). В этом обращении, по сути, предопределившем результаты исторического голосования, В.В.Путин подчеркнул, что "исходной точкой чеченской трагедии" стал разгон Верховного Совета Чечено-Ингушетии, в результате которого "в республике возникала ситуация, по сути, приведшая к гражданской войне. А впоследствии к многолетнему вооруженному конфликту".

Таким образом, в 1991г. началось не "национально-освободительное движение" чеченского народа, а гражданский конфликт между законопослушным большинством тогда еще многонационального народа Чечено-Ингушетии и воинствующим меньшинством, впоследствии переросшим в многолетний вооруженный конфликт.

Результаты конституционного референдума, свидетельствующие о поддержке большинством чеченского народа политики федерального Центра по урегулированию конфликта (в референдуме приняло участие 88,41 % граждан, за проект Конституции проголосовало 95,97% участников голосования) и последующего формирования институтов государственной власти Чеченской Республики, стали самым убительным средством развенчания мифа о чеченском сепаратизме.

В связи со сказанным отметим принципиальные особенности политического урегулирования чеченского этнополитического конфликта посредством проведения конституционного референдума.

Во-первых, право чеченского народа на самоопределение в составе России впервые в российской политической истории реализовано непосредственным волеизъявлением народа Чеченской Республики - конституционным референдумом. Вопрос о сецессии в принципе снят с политической повестки.

Во-вторых, положения о суверенитете и территориальной целостности Российской Федерации впервые в российской конституционной практике включены в основы конституционного строя субъекта Федерации конституционным референдумом.

В-третьих, последовательность и этапы урегулирования – выборов президента и в парламент Чеченской Республики - впервые в практике урегулирования российских этнополитических конфликтов утверждены на конституционном референдуме.

В-четвертых, в рамках названной политико-правовой процедуры впервые в отечественной практике механизм разрешения этнополитических противоречий отнесен к основам конституционного строя субъекта Федерации:

1) споры о компетенции между органами государственной власти ЧР и органами государственной власти Российской Федерации, а также между органами государственной власти Чеченской Республики разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией России, Конституцией Чеченской Республики, законом, либо в судебном порядке (ст. 6 п. 3);

2) Положения Конституции России, относящиеся к вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов, инкорпорированы в Конституцию Чеченской Республики (ст. 13 п. 2).

В-пятых, возможность разрешения противоречий в форме заключения договоров между федеральными и республиканскими органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений о передаче друг другу части своих полномочий, контрсбалансирована отнесением Конституцией Чеченской Республики вопросов правового регулирования этих отношений к федеральному закону (ст. 58).

Таким образом, сфера столкновений интересов основных субъектов процесса урегулирования этнополитического конфликта очерчена положениями республиканской Конституции, устанавливающей предметы совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики (ст. 60), а также вопросы соответствия законов и иных нормативных правовых актов Чеченской Республики, принятые по вопросам ведения Чеченской Республики, положениям федерального законодательства (ст. 61).

Из сказанного можно сделать обобщающий вывод. Принятие Конституции Российской Федерации в 1993г. и реальное утверждение конституционного строя после избрания Президентом страны В.В.Путина восстановила ход русской политической истории, прерванный большевистским мятежом в 1917г. Так называемая "чеченская проблема" в том виде, в котором она досталась В.В.Путину от царской, советской и либерал-олигархической России была решена волеизъявлением самого чеченского народа – референдумом, заверившим процесс конституционного обустройства Российской Федерации.

Другими словами, результатом политики В.В.Путина, сделавшего ставку на самих чеченцев под руководством Ахмада хаджи Кадырова стало добровольное возвращение чеченского народа в лоно новой России – "Российскую Демократическую Федеративную Республику".

В ноябре с.г. исполняется 90 лет со дня провозглашения в ноябре 1917г. Горской Республики, объединившей горские народы Северного Кавказа и Дагестана, а также абхазский народ. Речь идет не просто о знаменательной дате, не о пассивном провозглашении намерения о добровольном вхождении в состав России, но об историческом акте, подтвердившем единство кавказских народов с Россией, их готовность с оружием в руках отстаивать это право.

Глубоко символично, что в ноябре Россия празднует День народного единства.

В своем выступлении на упомянутой встрече Президента Чеченской Республики Р.А.Кадырова я обратился с предложением о проведении праздничных мероприятий в г.Грозном, посвященным 90-летию Горской Республики. Надеюсь, что со временем появится и памятник "народного единства", символизирующий единение России и народов Кавказа.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме