15:00 23.03.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Александр Коваль: Ужесточая штрафы, мы одновременно должны заниматься реформированием службы ГИБДД

Александр Коваль: Ужесточая штрафы, мы одновременно должны заниматься реформированием службы ГИБДД
14 марта состоялось первое заседание рабочей группы по реализации проекта "Единой России" "Безопасные дороги". В состав рабочей группы, помимо единороссов, вошли представители ряда федеральных ведомств, а также страховых и транспортных компаний. Проект разработан в соответствии с решениями, принятыми на VII съезде партии в Екатеринбурге.

Цели проекта: сокращение количества дорожно-транспортных происшествий на 20%; сокращение числа погибших и пострадавших в ДТП к 2012г. в 1,5 раза; снижение диспропорции между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети; формирование устойчивых стереотипов законопослушного поведения и повышения культуры поведения на дорогах.

Координатор проекта, депутат Государственной Думы, Президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль:

О задачах проекта

Мы начинаем работу с того, что попытаемся собрать всю информацию по статистике ДТП, их причинам и последствиям из разных источников, чтобы иметь объективную картину. Эти источники - ГИБДД, госстатистика, медики, МЧС, регионы. Статистика сейчас существует, но мы попытаемся расширить ее объем.

Например, произошло ДТП, погиб человек. Вопрос: он умер сразу на дороге, во время перевозки, в больнице? Он умер оттого, что к нему поздно приехали? Мы должны выяснить причины гибели людей. Минздрав этим не занимается. Кстати в нашей рабочей группе главный врач института имени Склифосовского. Мы специально его пригласили, потому что печальную жатву на дорогах в Москве собирает он.

После того, как соберем статистику, можно будет делать выводы. Этой теме не один день и многие вещи понятны уже сегодня. Проблема безопасности на дороге создана человеком, как сами дороги и автомобили. Мало кто знает, что первое ДТП произошло в 1896 году в Лондоне. Погибла женщина, мать двоих детей. Самоходный экипаж двигался со скоростью 12 км/ч. Слова судьи, который рассматривал это дело, были историческими: "Это не должно никогда повториться". После этих слов на дорогах погибло более 25 млн человек. Мы знаем только одну войну, в которой жертвы превышали это количество. В мире эту проблему называют "война на дорогах" "террор на дорогах", "геноцид на дорогах".

К сожалению, мы к этой проблеме относимся спокойно, наверное, потому, что это стало будничным, повседневным. Мы к этому привыкли. Смирились, считая, что это неизбежная плата за автомобилизацию страны. Все средства массовой информации обеспокоила катастрофа в Самаре, когда упал самолет. Все новостные программы говорили об этом. Погибло шесть человек. Цена жизни на дороге и цена жизни в самолете одинаково бесценна. В случае авиакатастрофы будет проведено тщательное расследование, виновники понесут наказание. А на дорогах в день гибнет в двадцать раз больше людей. Но все спокойны. Во всем мире в 2006 году в авиакатастрофах погибло 867 человек. В России на дорогах погибло 32 724 человека.

Главная задача – чтобы мы не воспринимали это буднично. Эта проблема решаема, с ней нужно бороться.

О способах решения проблем

Я бы разделил способы борьбы с гибелью на дорогах на те, которые требуют материальных затрат, и на те, которые не требуют. Неукоснительное исполнение правил дорожного движения всеми способно привести к снижению количества ДТП и травматизма наполовину. Но моментально все не смогут это сделать. Поэтому самая главная задача для водителей – поменять отношение к поведению на дорогах.

Есть несколько способов. Сначала скажу о тех, которые не требуют затрат, но приводят к очень хорошему результату. Во-первых, использование ремня безопасности. Использование ремня снижает риск гибели и тяжелого травматизма на 50 процентов. Во-вторых, включение фар. Уже почти год действует требование включать фары в дневное время суток. Пешеходов гибнет на 18-20 процентов меньше.

Вот пример, который приводит Всемирная Организация Здравоохранения. В одной из Латиноамериканских стран – Коста-Рике было введено обязательное пристегивание ремнем безопасности. Один гражданин подал иск в суд о защите своих гражданских свобод и выиграл. Закон был отменен. Смертность на дорогах за год возросла на 50 процентов. Затем президент страны своим приказом снова ввел этот закон. За год смертность упала на 50 процентов. Этот пример показывает, как просто все решить.

Безусловно, мотоциклисты и велосипедисты должны ездить в шлемах. Для них самое опасное – перелом шейного позвонка и травма головы. Во многих странах шлемы раздают бесплатно. Тяжелые травмы и смертность сокращаются на 30-40 процентов.

Перечень мероприятий известен в мире. Это нужно вводить у нас. Это достигается двумя способами: понимание, что эти меры нужно использовать, и контроль.

Вещи, которые не требуют больших затрат – это установка на скоростных дорогах разделительного барьера между встречными потоками. Стоимость барьера по отношению к стоимости дороги 1 процент. Риск тяжелого травматизма, который возникает при лобовом столкновении, сокращается на 98 процентов.

Проблема повышения безопасности комплексная, многофакторная. Увеличение штрафов – один из штрихов, даже не самый главный. Проблему безопасности дорожного движения можно разбить на три группы.

Первая – техническая, или технологическая. Это все то, что связано с автомобилем и его конструктивными особенностями (ремни, подушки). Сама дорога должна быть правильно спроектирована. Должны быть удобные развязки, хорошая видимость. Дорожная инфраструктура: разметка, светофоры, переезды и т.д.

Вторая группа проблем – правовые. Все, что связано с законодательством. Мы приняли изменения в Кодекс об административных правонарушениях об увеличении штрафов. Это далеко не самое главное. Почему это воспринимается в штыки водителями? По одной простой причине: мы сразу вспоминаем о коррупции и критикуем ГАИ.

Третья группа проблем самая сложная. Это изменение мотивации людей. Так, чтобы человек, садясь за руль, был настроен не нарушать правила. Чтобы решить первую проблему – выделяй деньги и строй дороги. Чтобы решить вторую – пиши хорошие законы. А изменить сознание сложно. Но это самое важное. В этой части партия видит свою главную задачу.

О коррупции в ГИБДД

Если мы ужесточаем штрафы, то одновременно мы должны заниматься реформированием службы ГИБДД. В советские времена на работу в ГАИ направляли по рекомендации райкома. С каждым из кандидатов беседовали. Если этот работник попадался на взятке, то он увольнялся без сожаления и восстановиться не мог. Я знаю позицию Кирьянова. Она такая же жесткая: попался – отвечай. Но шагов, которые бы уже вели к кардинальному изменению ситуации, не наблюдается. Это очевидно.

Я понимаю, что ГИБДД это некая каста, в которой сформированы внутренние корпоративные нормы поведения и в которую достаточно сложно влезть из-за жесткой корпоративной солидарности. Что скрывать: постовые собирают деньги на дороге, эти ручейки сливаются и движутся дальше. Куда – можно только предполагать. С уверенностью могу сказать только одно – точно не Кирьянову.

Было достаточно много процессов, когда наказывались сотрудники ГИБДД, но пирамида никогда не затрагивалась. Я не уверен, что перевернуть этот пласт по силам рабочей группе, но попытаться можно и нужно.

Я задал вопрос одному высокопоставленному полицейскому США: как вы добились того, что ваши дорожные полицейские не берут взятки? Он сказал следующее: в 60-е годы мы одновременно в разы увеличили зарплату полицейских и посадили более тысячи человек. Это было отправной точкой, после чего ситуация стала быстро меняться к лучшему. Полицейские стали дорожить своей работой, потому что получали всевозможные виды страховки (жизни, здоровья, имущества) и социальные льготы. Сейчас о неподкупности дорожных полицейских ходят легенды.

Занимаясь реформированием ГИБДД, нужно обеспечивать сотрудников медицинским обслуживанием, социальными льготами, например ипотекой. Понятно, что эта мера поддержки у населения не вызовет. Стереотип нашего отношения к гаишникам сложился.

В США существует два принципа наказания: неотвратимость - если ты нарушил, наказание тебя догонит, и обезличенность – не должен работник дорожной полиции общаться с нарушителем. Либо нарушение снимается на камеру, а квитанция высылается по почте, либо квитанции за неправильную парковку закрепляются на лобовом стекле с помощью дворников. Вы не общаетесь с гаишником, не договариваетесь с ним. Вы просто получили квитанцию, оплатили. Если не оплатили, санкции возрастают многократно. Кроме того, возрастает страховка.

Многие водители жалуются, что очень сложно заполнить квитанцию в сберкассе, чтобы заплатить штраф. Эта технологическая проблема решается просто, была бы добрая воля не мучить людей. В квитанции, которую нарушитель должен найти на лобовом стекле, нужно поставить только фамилию и номер автомобиля. Дата, сумма штрафа и реквизиты должны быть уже обозначены в квитанции. Но, наверное, еще года три-четыре придется общаться с сотрудниками ГИБДД.

Когда мы добьемся неотвратимости и обезличенности, мы не будем говорить о коррупции в ГИБДД. Руководитель ГИБДД – сопредседатель комиссии – все это прекрасно понимает. Первые шаги уже сделаны. Автоматическая система слежения проходит опытную эксплуатацию. В Федеральной целевой программе по повышению безопасности дорожного движения 2006-2012 гг. на это выделяются средства. Понятно, что везде камеры не поставишь, да везде и не нужно – только там, где наибольшая аварийность и наибольшее скопление автотранспорта.

2012 год – завершение программы. Через пять лет она должна работать. Для этого мы должны решить законодательную проблему, которая заключается в том, что фотография вашего автомобиля должна быть доказательством нарушения.

О перевоспитании водителей

Автолюбителей и водителей-профессионалов у нас около 35 миллионов, их нужно перевоспитывать и переубеждать. Это сложнее. Мы собираемся помогать в выпуске методической литературы, в строительстве автогородков, полигонов, автошкол. По Федеральной целевой программе в каждой школе должен быть уголок безопасности дорожного движения.

Две недели назад мы были с Борисом Вячеславовичем Грызловым в Самаре, где посетили одну такую школу. Ее руководитель – энтузиаст с педагогическим образованием очень творчески относится к обучению. Он создал Академию светофорных наук, где учатся дети с 10 лет. Он уверен, что его ученики не будут нарушать правила, потому что им вкладывается в голову, что нельзя нарушать правила дорожного движения. Их учат хорошо водить. Такие школы должны быть везде.

В России есть другая проблема, более актуальная, чем в странах Запада. Это агрессивная езда, когда подрезают, сигналят, моргают фарами. За рубежом за это штрафуют. Неприличный жест стоит 600 евро. Существует определение агрессивной езды – это ситуация, когда вы за счет других участников движения хотите их опередить и проехать быстрее. Тем самым вы нарушаете их права.

Во всем мире самыми эффективными считаются меры принуждения: штрафы и наказания. Мировая практика показала, что чем в стране старше демократия, тем жестче правила дорожного движения, тем строже наказание за их нарушение. Чем менее развита демократия, прежде всего это относится к развивающимся странам Азии и Африки, тем правила либеральнее. Россия находится где-то посередине, хотя общий тренд на ужесточение обозначен.

О борьбе с пробками

Рабочая группа будет бороться и с пробками. Сейчас это проблема не только городов-миллионников, но и тех городов, где население более 300 тысяч человек. Пробки жизнь портят, безусловно, но травматизм в них минимальный. Но человек, вырываясь из пробки, пытается наверстать упущенное время.

Мы поставим задачу региональным парторганизациям заниматься этой проблемой. Но очевидно, что не везде она может быть решена. Автомобилизация растет такими темпами, которых никто не предполагал. Мы будем просить парторганизации выявлять узкие места, где часто происходят ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог и развязок, и будем рекомендовать субъектам исправлять это.

Способы борьбы с пробками известны. Это и перехватывающие парковки, и развитый общественный транспорт, выделенные полосы.

Количество эвакуаторов должно быть увеличено в десять раз, чтобы беспощадно убирать все автомобили. Человек, чья машина мешает проехать, нарушает права других людей. Более того – он должен оплатить все издержки тех людей, кто опоздал. Я уже не говорю о тех случаях, когда не может проехать скорая помощь или пожарные.

Не надо парковать автомобили в два ряда! Но возникает вопрос: где тогда парковаться? Платные парковки не решают проблему, потому что сотрудники редко выдают чеки, а просто кладут деньги себе в карман. Город в этом случае не получает ничего. Я считаю, что должны вмешаться органы внутренних дел и прокуратура г.Москвы. Эта проблема легко решается – надо закрывать такие парковки. Но это не делается, потому что в доле мэрские начальники и нечистоплотные сотрудники ГИБДД, которые должны за этим следить. Другого логичного объяснения нет. Поэтому порядок можно навести очень быстро. Возможно, если сам мэр или его заместитель, отвечающий за городской транспорт припаркуется, а с него возьмут деньги и не выдадут чека, тогда проблема решится.

Мы собираемся работать с молодежными организациями. Например, "Молодая Гвардия" может провести ревизию парковок. Я и мои коллеги с удовольствием подадим парламентский запрос в прокуратуру с требованием разобраться, почему деньги идут мимо городской казны. Их есть куда потратить – на освещение улиц, пешеходные переходы. Но вина здесь больше на городских властях.

Другой способ борьбы с пробками – выделение полос для общественного транспорта. Но это возможно не везде. Хороший пример – Лондон, где люди оставляют свои автомобили на перехватывающих парковках и едут дальше на общественном транспорте. Парковки – подземные, многоярусные.

В Москве есть система наблюдения за дорожным движением. Этот оперативный штаб должен перенаправлять потоки.

Еще одна проблема была создана с введением ОСАГО – участники мелких ДТП вынуждены долго ждать инспектора. Это самая молодая проблема – ей всего три года, мы ее скоро решим. Мы законодательно разрешим при небольшом ущербе оформить протокол без вызова сотрудников ГИБДД и разъехаться.

О развитии дорожной сети

Если говорить об эффективности методов, то мы не построим сразу хорошие дороги, развязки. На это нужны годы. К сожалению, не много средств в последние годы выделялось на развитие дорожной сети. Чем дальше от Москвы, даже в крупных городах в регионах-донорах, тем дороги хуже. Мне кажется, что мы решили первую проблему – дураков в нашей стране все меньше и меньше, а вот с дорогами по-прежнему плохо.

Ни для кого не новость, что без развитой дорожной сети и инфраструктуры экономика не может развиваться полноценно. Это понимают все, в первую очередь президент, который ставит задачи развития дорожной сети. Нам бы хотелось, что бы оно успевало за ростом числа автомобилей. Городам-миллионникам выделяется по миллиарду рублей на строительство дорог. Таких денег в дорожном фонде никогда не было.

Государство выделяет средства, дороги становятся все лучше и лучше. Я помню в Москве дороги, на которых можно было потерять колесо. Сейчас таких нет. Несомненно, они будут ремонтироваться, их качество будет улучшаться. Это процесс не одномоментный, но по тем темпам, которые запланированы в трехлетнем бюджете, мы за три года увидим значительный прогресс.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме