12:15 16.03.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"
Необходимо срочно принять Национальную лекарственную доктрину
"В ближайшее время как часть национального проекта "Здоровье" необходимо срочно принять Национальную лекарственную доктрину, в которую обязательно должно быть включено обеспечение населения высокоэффективными лекарствами отечественного производства", - считает заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, академик РАМН Сергей Колесников.
- Сегодня в стране складывается положение, напоминающее начало 90-х гг., когда к медицинской промышленности властные структуры относились как к отрасли, не очень важной для государства. В те годы доля отечественных препаратов на фармацевтическом рынке сократилась до 30%. Ситуацию удалось переломить только благодаря постановлению Правительства России. № 890 от 30.07.94 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (введение таможенных пошлин на ввоз продукции, выпускаемой российскими предприятиями, льготы по прибыли, НДС и др.), которые позволили, начиная с 1995 года, обеспечить ежегодный прирост объемов производства на 20-30%.
Однако с 2002 года льготы были отменены, и фармрынок России становится все более импортоориентированным.
За прошедшие 15 лет резко увеличилась пропасть в качестве и эффективности отечественных и импортных лекарств. Российские заводы производят однотипную устаревшую отечественную номенклатуру и в лучшем случае осваивают западные аналоги 20-ти летней давности. За эти годы не было зарегистрировано ни одного принципиально нового лекарства в России, за исключением наработок прошлых лет.
Разработки новых оригинальных лекарств и технологий их производства в России практически не ведутся. Государство в это направление денег не вкладывает, частные предприятия (отрасль на 97% частная) также, в то время как доля НИОКР ведущих западных компаний от объемов продаж составляет 15-20%. В России она – менее 3%.
Причины такого положения дел в следующем:
- Фактически исчезли научно-исследовательские институты – разработчики лекарств.
- Заводы-изготовители субстанций перешли на выпуск готовых лекарственных препаратов. Технологическая база таким образом исчезла.
- Бесконтрольность деятельности иностранных "инвесторов" в России. Так, например, компания ICN (США), скупив пять ведущих заводов по производству готовых лекарственных средств (ГЛС), не только не модернизировала их производство до уровня GMP, а просто выкачивала из них остатки прибылей. Сегодня эти полуразрушенные заводы проданы, и ООО "Фармстадарт" ведет реконструкцию. Однако 13 лет упущено.
- Закрытие государством в 2000 году "Программы развития медицинской промышленности на 1998-2000 годы и на период до 2005 года".
Совершенно очевидно, что сегодня производство лекарств отечественной промышленностью – это в экономике позиция стратегическая. Таковой она является во всех ведущих мировых державах и таковой должна стать и у нас. Для того, чтобы обеспечить население лекарствами на случай непредвиденных обстоятельств (пандемия, военные действия, стихийные бедствия и пр) России нужны не 600 "убогих" предприятий-производителей лекарственных средств с лицензиями на производство однотипной продукции, которые существуют ныне, а 30 - 40 организованных, оснащенных передовыми технологиями крупных заводов в соответствии с международными стандартами производства и широким ассортиментом современных высокоэффективных лекарственных средств.
Положение в отечественной фармацевтической промышленности особенно ухудшилось, после того как были упразднены льготы по налогу на прибыль и введения НДС на лекарства, а также после того, как львиная доля средств по бесплатному лекарственному обеспечению льготников была направлена на закупку импортных препаратов, да еще на условиях отсроченного товарного кредита. Последнее просто выбило почву из под ног отечественных производителей. Исключение составляет лишь производство вакцин.
Чтобы исправить положение дел в отрасли считаю необходимым:
- Создать рабочую группу в составе Комиссии Правительства России по формированию промышленной политики.
- Дополнительное лекарственное обеспечение т.н. "льготников" осуществлять преимущественно на основе долгосрочных контрактов (государственного заказа) с отечественными фармпредприятиями.
- Закупить "под ключ" предприятия (с технологией производства) по выпуску субстанций антибиотиков и других жизненно важных препаратов. Это будет связывать угрожающие инфляцией нефтедоллары.
- Предприятия – производители субстанций лекарств, и иммунологических препаратов, антисептиков, а также НИИ по разработке новых лекарств включить в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для страны.
- Передовые производственно-технологические центры освободить от налога на прибыль на 10 лет, как это предусмотрено для резидентов особых экономических зон.
В СССР лекарственные средства выпускали 67 химико-фармацевтических предприятий, удовлетворявших потребность страны на 30-40% в номенклатуре лекарственных средств и на 70% по объемам продаж.
Обеспечение потребности по:
- сердечно-сосудистым средствам на 58%;
- анальгетикам на 29%;
- онкологическим средствам на 45%;
- противотуберкулезным средствам на 53%;
- витаминам на 78%.
.
Обеспеченность предприятий-производителей ГЛС в субстанциях:
- производства синтетических лекарственных средств на 70%;
- антибиотиков на 85%;
- витаминов на 90%;
- иммунобиологических препаратов на 100 %.
В России в 2003 году объем производства лекарств (преимущественно упаковки) составил 1.17 млрд. долл., в 2005 году -1.65 млрд. долларов США (темп роста к 2004 году – 26,3%). Объем импорта рос значительно быстрее (в 2003 году - 2,1 млрд. долларов США, а в 2005 году - 3.7 млрд. долларов.
Сегодня Россия импортирует около 70% потребляемых лекарств (в 1998 г. - около 40,0%). При этом экспорт ничтожно мал – около 5 млн. долларов США.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме