13:34 05.03.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Коррупцию не искоренить без целой системы принципиально новых законодательных мер

Коррупцию не искоренить без целой системы принципиально новых законодательных мер
1 марта по инициативе фракции партии "Единая Россия" в Государственной Думе и Новосибирского регионального отделения партии, администрации Новосибирской области, Новосибирского областного Совета депутатов, Совета депутатов и мэрии г. Новосибирска состоялось заседание "круглого стола" на тему "Государственная политика в сфере (региональный аспект). Проблемы и пути их решения".

В его работе приняли участие заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы Валентин Бобырев, губернатор Виктор Толоконский, председатель облсовета Алексей Беспаликов, Главный федеральный инспектор в Новосибирской области Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Вадим Головко, заместитель Генерального прокурора РФ по Сибирскому федеральному округу Иван Семчишин, руководящие работники областной администрации, областного Совета депутатов, городского Совета депутатов и мэрии г. Новосибирска, представители федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, местного самоуправления, научных и общественных организаций.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Валентин Бобырев:

- Отдавая отчет тому, что ощутимых результатов в борьбе с коррупцией не достигнуто, законодательная и исполнительная ветви власти России при участии общественных объединений всерьез взялись за выработку антикоррyпционной стратегии.
Именно стратегии, потому что тактикой уже не обойтись. Коррупция сплошь и рядом подрывает действие экономических законов рынка, резко снизила престиж России в глазах внешнего мира, стала одним из главных препятствий на пути инвестиций в нашу экономику.

Именно из-за коррупции в нашем обществе столь низок уровень доверия граждан к институтам государственной власти.

В обществе сложился консенсус, который можно изложить кратко: "Так дальше жить нельзя". И государство не осталось глухо к этому консенсусу. Мы видим не только участившиеся случаи разоблачений коррупции по всей стране, но и видим принятие мер институционального характера.

Принятие таких мер - прерогатива, прежде всего, законодательной власти. В ряду этих мер необходимо упомянуть присоединение России к антикоррупционным конвенциям ООН и Совета Европы и взятые нами на себя обязательства по имплементации положений этих конвенций в отечественное законодательство.

В этой связи подготавливаются проекты Федеральных законов: "О противодействии коррупции", "О доступе граждан к информации", "О доступе к информации о деятельности судов общей юрисдикции", "О лоббизме", а также Кодекса поведения государственных служащих Российской Федерации. Кроме того, готовятся измене¬ния в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации.

Назову лишь некоторые из них. В ближайшее время будут внесены изменения об установлении перечня коррупционных преступлений, расширения круга субъектов коррупционных преступлений. В статье 314 Уголовно-процессуального кодекса одним из условий для принятия решения об особом порядке судебного разбирательства должно стать согласие обвиняемого полностью возместить причиненный государству материальный ущерб и (или) добровольно возвратить все доходы и имущество, полученные в результате совершения преступления.

Рассматривается вопрос о сокращении перечня должностных лиц, привлекаемых к ответственности в особом порядке. Сейчас этот список непомерно широк.
Одновременно готовятся изменения в главу 15.1 УК Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с нормами данной главы, конфискация имущества применима не ко всем коррупционным деяниям. Кроме того, "конфискация" не признана наказанием, она отнесена к "иным мерам уголовно-правового характера". Эту правовую коллизию необходимо устранить.

5 февраля 2007 г. Президент России В.В.Путин подписал Указ "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.", которым предусмотрено:

- в срок до 1 августа 2007 г. представить в установленном порядке предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для реализации положений указанных международных договоров, в том числе по определению (созданию) специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией.

Уместно заметить, уважаемые Коллеги, что ратификация нашей страной указанных международных Конвенций произошла благодаря политической воле Президента.
Коррупцию не искоренить без целой системы принципиально новых законодательных мер. Те способы борьбы с коррупцией, ко¬торые предлагают наши практики, безусловно, нужны и полезны. Вносит свой вклад в борьбу с коррупцией и та широкая огласка, ко¬торую наши СМИ обеспечивают практически всем коррупционным делам.
Планируется законодательно установить двух- или трехгодичный запрет на переход государственных служащих после ухода в отставку в коммерческие организации, ранее находившиеся в сфере их непосредственного административно-правового воздействия либо контроля. В федеральном законодательстве будут установлены основания и порядок проверки лиц, претендующих на занятие должностей государственных служащих, в том числе в части передачи ими на время занятия государственной должности своих долей (пакетов активов) в уставном капитале коммерческих организаций в доверительное управление под гарантию государства.

Одновременно планируется установить ограничения на вхождение депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации в состав органов управления коммерческих организаций с определением порядка досрочного прекращения их полномочий на этом основании.

Для депутатов Госдумы и членов Совета Федера¬ции предпринимательская деятельность либо вхождение в состав органа управления коммерческой организации станет основанием для досрочного прекращения полномочий.

Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, а также члены их семей должны будут соблюдать определенные ограничения и, кроме того, ежегодно предоставлять сведения о своем имуществе и доходах.

Я уже говорил о рамочном проекте Федерального закона "О противодействии коррупции", содержащем нормы, которые позволят правоохранительным органам гораздо более качественно, чем сегодня, осуществлять противодействие коррупционным правонарушениям, проводить их квалификацию, а судам назначать справедливые наказания виновным.

Этот законопроект призван зафиксировать четкую программу дей¬ствий, направленных на снижение уровня коррупции.

Данным законопроектом предусмотрено:

Первое. Устранение причин, порождающих коррупцию.

Второе. Комплексное применение адекватных правоохранительных мер.

Третье. Наступательное антикоррупционное образование и просвещение.
В нашем праве пока нет ни определения понятия "коррупция", ни самого понятия. При этом оно уже присутствует в определениях Верховного Суда, в президентских посланиях, в выступлениях генпрокурора, министра юстиции, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации.

Проект закона "О противодействии коррупции" впервые дает следующее определение: "Коррупция - общественно опасное явление, выражающееся в противоправной деятельности физических лиц, носящей характер продажности и/или подкупа, а равно в ином противоправном использовании публичным должностным лицом своих полномочий и статуса, направленном на незаконное принятие имущества, услуг, преимуществ или других выгод".

Законопроект "О противодействии коррупции" вводит меры противодействия коррупции. В нем предлагаются универсальные подходы к противодействию коррупции, основанные на консолидации различных отраслей права. Он предусматривает обязанность возмещения вреда и убытков, вызванных совершением коррупционных правонарушений. Законопроект имплементирует международное законодательство, вводя, помимо того, что я уже назвал, такие нормы, как возврат преступно нажитого в страну происхождения и выдачу коррупционеров в страну совершения преступления.

Одновременно в российское право должны быть внесены положения, регламентирующие соучастие в коррупции и уголовную юрисдикцию по таким делам; ответственность юридических лиц; защиту сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей; меры по содействию сбора доказательств (включая в определенных случаях раскрытие тайны вклада); обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами европейского пространства.

Предстоит огромная работа по ревизии целого массива ранее принятых законов на предмет выявления в них коррупционной составляющей. Положение о необходимости экспертизы на коррупциогенность не только проектов, но и действующих актов закреплено в "Концепции административной реформы в Российской Фе¬дерации в 2006-2008 гг.". Т.е., ставится задача не только исключить лазейки для коррупции в новых законопроектах, но и устранить их в действующих.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме