15:33 09.02.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"
Россия наращивает свое присутствие в Азии
О сегодняшней ситуации в этом непростом и важном для России регионе рассказал член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев:
О Договоре о нераспространении ядерного оружия и стремлении государств региона обладать ядерным оружием
В последнее время мы все чаще слышим о все новых и новых государствах, которые то ли разрабатывают, то ли размышляют над разработкой национальных ядерных программ, способных привести к созданию полноценного оружия. Особенно много таких государств в Азиатско-тихоокеанском регионе. Разумеется, от размышлений до реального атомного боезаряда, как говорится, "дистанции огромного размера", но тенденция налицо… Между тем по-прежнему существует и достаточно эффективно справляется со своей контрольной функцией, если, конечно, соответствующие государства, развивающие ядерные программы, выражают готовность к сотрудничеству и подтверждают ее делом.
По-моему, дело здесь не только в ограничительных договорах, подобных ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), сколько в политике конкретных государств. Очевидно, что появление откровенно наступательных военно-политических доктрин, вроде достаточно свежей "Стратегии национальной безопасности" США с ее апологетикой "превентивных ударов" вряд ли успокаивает мировое сообщество и стимулирует отказы от национальных ядерных программ. Безусловно, можно и нужно поработать над адаптацией ДНЯО к реалиям нового века, которые сильно изменились с уходом биполярной мировой структуры. В ДНЯО есть существенные прорехи, которые позволяют государствам, например, обогащать уран и создавать полный ядерный цикл без утраты статуса неядерных государств по критериям Договора. Скажем, в ситуации с ядерной программой Ирана, загвоздка была во многом именно в этом. Формально Тегеран положения ДНЯО и свои обязательства перед МАГАТЭ не нарушал, что не помешало, однако, США и их союзникам предъявить к Ирану серьезные претензии, которые – с известными оговорками – но все же в той или иной мере разделяет и Россия.
Говоря о ситуации в регионе нужно задуматься над ключевым вопросом: что побуждает сегодня те или иные государства размышлять о создании собственного ядерного оружия? Всему виной амбиции специфических политических режимов? Неэффективность режима нераспространения: почему одним можно (Индия, Пакистан), а другим нельзя? Отсутствие единых подходов ведущих ? Все это так или иначе присутствует, но есть иные обстоятельства, которые существенно осложняют ситуацию.
Какие выводы сделают для себя "пороговые" государства из все той же показательной военной операции с последующей оккупацией, осуществленной по подозрениям (как известно, впоследствии не оправдавшимся) в разработке и обладании ОМУ? Скорее всего, они подумают, что нужно не отказываться от обладания ОМУ, а, напротив, как можно скорее обрести такое оружие, сделав его и гарантией собственной безопасности, и предметом масштабного "торга" с мировыми державами.
Нужно понять, что все эти "встряски" глобальной системы, грозные авианосцы, которые мы сегодня вновь видим в горячих точках, наступательные доктрины, понижающие порог применения ядерного оружия, разработка зарядов малой мощности и тому подобное, будут иметь неизбежным следствием желание отдельных государств защитить себя при помощи ядерного или иного оружия массового уничтожения.
О шестисторонних переговорах по ядерной программе КНДР
На открывшихся 5 февраля в Пекине очередном раунде шестисторонних переговоров наметились небольшие подвижки. Похоже, Северная Корея все – таки пойдет на уступки при определенных условиях. Значение шестисторонних переговоров по ядерной программе , на мой взгляд, выходит далеко за региональные рамки Корейского полуострова. Здесь налицо совпадение позиций основных мировых игроков по многим пунктам, заинтересованность всех сторон в решении вопроса, а потому значение успешных переговоров было бы трудно переоценить. Нам, как представляется, сейчас как воздух нужен положительный пример эффективной совместной работы ведущих держав в сфере нераспространения. Наметившийся на переговорах успех очень важно закрепить. В том числе и для того, чтобы предотвратить эффект "снежного кома" - массового появления самопровозглашенных ядерных держав, - который вполне предсказуемо может возникнуть в случае провала переговоров.
У стран-участниц есть разные позиции в отношении тактики, но есть и точки соприкосновения. Мы должны сознавать, что одними лишь санкциями вопрос не решить. Должен быть положительный стимул, создание такой ситуации, когда государствам, как и прежде, было бы выгодно отказываться от разработок в ядерной области, от обладания ОМУ. Вот тогда и ДНЯО начнет работать с должной эффективностью.
О политике Японии в области ядерных вооружений
Вопрос об обладании Японией ядерным оружием неизбежно будет подниматься и уже поднимается, если вспомнить нашумевшее заявление японского министра иностранных дел о целесообразности обсуждения перспективы отказа Японии от безъядерного статуса. Пока эта тема несколько поутихла – в том числе усилиями США. Но вряд ли навсегда…
Дело здесь не столько в неких реваншистских планах Японии, сколько, как уже говорилось, в изменившейся мировой обстановке. Кроме того, с укреплением лидерства Китая усиливается региональная конкуренция. Япония неизбежно чувствует здесь определенную угрозу для себя. Ну и нельзя списывать настроения в японском обществе – пока еще, возможно, не преобладающие, но уже оказывающие достаточно большое влияние на внутриполитическую обстановку в стране и военную политику правительства. Нечто подобное, кстати, можно наблюдать и в Германии – это не только специфически японское явление. Это признак того, что уже не все готовы мириться с сохранением прежнего статуса, который во многом унаследован от послевоенного мироустройства середины прошлого века.
Думаю, мы отнюдь не одни, кто не заинтересован в росте военных амбиций Японии, хотя и не видим здесь прямой угрозы для себя, равно как и не думаем, что японцы боятся России. Но все же резкое усиление военной мощи Японии и появление в регионе нового обладателя ОМУ может кардинально изменить обстановку в регионе, в котором все еще живы некоторые территориальные претензии и исторические споры.
О притязании КНР на роль регионального лидера
Как мне кажется, тему регионального лидерства Китая у нас нередко излишне политизируют, причем, прежде всего во внутриполитическом смысле. А здесь более чем где-либо нужны трезвые оценки, на которых и должен опираться анализ ситуации и выстраивание работающей стратегии на будущее.
Главное: мы должны принять как данность тот факт, что Китай будет усиливаться и далее. А поскольку это реальность, которая состоится вне зависимости от нашего отношения к ней, то нужно не гадать, станет ли нам от этого плохо, а подумать над тем, как нам от этого выиграть.
Ведь что интересно: из всех мировых держав самые лучшие отношения с Китаем в политике именно у России. Особенно после того, как были заключены "Большой Договор" от 16 июля 2001 года и соглашение по границе на Амуре. Но этот отличный стартовый капитал мы используем, на мой взгляд, явно недостаточно. Да, нам необходимо действовать с оглядкой, учитывая китайскую активность на нашем Дальнем Востоке и в Сибири. Но это не повод бездействовать и ждать, когда эта активность усилится.
Евросоюз и США уже давно стали главными экономическими партнерами Китая, объем инвестиций ведущих держав Запада в экономику Китая неуклонно растет. Валютные резервы Китая (более 700 млрд. долл.) сделали его одним из крупнейших кредиторов США, способным влиять на стабильность доллара. Россия пока не имеет даже сравнимых показателей товарооборота с Китаем, а значит и той самой экономической "подушки", которая помогает демократическому Западу вполне мирно и без тех громких кампаний на тему свобод и прав человека, что волнами накатываются на Россию, кооперировать с коммунистическим Китаем.
Но у нас есть свои преимущества: высокий уровень взаимопонимания, близкие подходы к вопросам мировой политики, в частности – в осознании преимуществ многополярности, заинтересованность Китая в российских энергоресурсах, географическое соседство, транзитное положение России между Китаем и Европой, военно-техническое сотрудничество и многое другое. Этот наш актив следует воплотить в систему надежных и взаимовыгодных договоренностей с восточным гигантом, которые бы обеспечили наши будущие хорошие отношения с, возможно, ведущей мировой державой будущего. Так что нужно не бояться лидерства Китая, а готовиться к нему, как к фактору объективному, и, при верно избранной стратегии – позитивному для России.
Об интересах России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Участие России в форуме в ноябре прошлого года во Вьетнаме, недавно состоявшийся визит на высшем уроне в Индию, прошедшая в Москве сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума – все это убедительные свидетельства того, что Россия наращивает свою активность в Азии. И этому есть логичные объяснения. Регион сегодня лидирует в мире по темпам экономического роста, которые вдвое превышают общемировые. Россия – неотъемлемая часть этого региона, две трети территории нашей страны приходится на Азию, и "подпитаться" энергией азиатского роста для нее не только возможно, но и настоятельно необходимо для решения, в первую очередь, задач своего внутреннего развития. Тем более, что прогресс в экономических отношениях заметен: в 2006 году страны АТР вышли на второе место после Евросоюза среди главных торговых партнеров России. Ежегодный прирост нашего товарооборота с государствами региона составляет 20 процентов.
Сегодня интеграционные процессы в АТР идут полным ходом. Они еще на десятилетия отстают от европейских (да и вряд ли они пойдут по тому же сценарию), но уже принимают все более четкие контуры. Россия в настоящее время участвует в большинстве экономических и политических структур в АТР, но, на мой взгляд, недостаточно. Нас пока не очень-то активно зовут в азиатские структуры (хотя, конечно, не ставят и преград), и многого нужно добиваться самим, активной дипломатией и целевой политикой.
Прежде всего, необходимо реальное встраивание в экономику региона, причем отнюдь не в роли банального поставщика сырья и энергоресурсов, обеспечивающего промышленный рост своих партнеров в АТР. Государства региона представляют собой весьма емкий рынок для реализации продукции российского машиностроения, прежде всего, в тех областях, где мы можем предложить конкурентоспособную наукоемкую продукцию: в энергетике и энергетическом машиностроении, в авиакосмической промышленности, в металлургии, нефте- и газодобыче (технологии добычи тяжелой нефти), транспорте, в производстве строительных материалов и минеральных удобрений.
Нас интересуют и инвестиции из стран АТР, сотрудничество в военно-технологической и научно-технической, коммуникационной, информационной и многих иных областях, которые определяют сегодня материальный уровень развития государства и его перспективы в будущей структуре мировой системы.
Думаю, что достигнутые в Индии соглашения, в том числе - по взаимодействию в сфере ядерной энергетики – показатель того, что российское руководство работает именно в этом направлении.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме