15:00 01.02.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина

Пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина
Президент РФ Владимир Путин:

Уже традиционно начну нашу сегодняшнюю встречу с подведения некоторых итогов прошлого года. Уже неоднократно говорил: что бы ни делало Правительство, власть вообще, все должно быть подчинено одной главной цели - повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны. Поэтому начну подведение итогов 2006 года с того, что было сделано в социальной сфере.

Средний рост заработной платы составил 13,3 процента, доходы населения выросли от базы прошлого года на 10 процентов, пенсия в среднем по старости - на 5,4 процента. У нас есть проблема, пенсионеры о ней хорошо знают, коэффициент замещения не очень большой - 27 процентов. И это ниже, чем во многих европейских странах, но там и возраст выхода на пенсию уже другой. У нас женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины - в 60, многие категории выходят раньше. В Европе нет различий между мужчинами и женщинами, все выходят в 60 и больше - в 65, и даже уже во многих странах говорят о повышении и этой планки. Но тем не менее проблема у нас, конечно, есть, особенно для базовых отраслей экономики. Мы приняли решение по авиации, и работодатели в авиационной сфере имеют право сейчас больше направлять денег в пенсионные фонды, относя их не на прибыль, а на себестоимость. В принципе для базовых отраслей экономики можно было бы пойти по этому пути, у Правительства, во всяком случае, есть возможность на этот счет подумать.

Первые результаты приносит и реализация национальных проектов. Отмечу, что в образовании заработная плата выросла в среднем на 30 процентов, а в здравоохранении - на 37 процентов, хотя планировалось 15-17. Мы наблюдаем значительный приток молодых кадров, особенно в первичное звено здравоохранения, и повысился даже конкурс в медицинские вузы на соответствующие специальности. И с удовлетворением констатируем, что сокращается естественная убыль населения, на 17,3 процента. При этом сокращается смертность и немножко "подросла" рождаемость.

Я очень рассчитываю на то, что принятые в прошлом году меры по демографической проблематике, - материнский капитал и весь пакет мер, направленных на поддержку женщин, которые приняли решение родить второго ребенка, - что все это закрепит обозначенную мной тенденцию.

Нам еще очень много нужно сделать в социальной сфере, очень много. В том числе - решать одну из главных задач, которые у нас в этой области есть. А это, как мы с вами знаем, сокращение разрыва между высокооплачиваемыми группами населения и людьми, гражданами нашей страны, которые живут еще пока очень и очень скромно. Но, разумеется, мы не можем решать эту задачу так, как это делали лет 80 тому назад, - у кого-то отнять и между кем-то поделить. Мы будем ее решать совсем другими средствами, а именно - путем обеспечения темпов роста экономики.

В этой связи хотел бы обратиться к тому, что произошло в этой сфере. Экономика страны продолжала развиваться быстрыми темпами. По разным подсчетам - окончательный результат мы получим только в марте этого года, - но по разным подсчетам от 6,7 до 6,9 процента примерно будет рост ВВП в 2006 году. Говорю "примерно", потому что нужно еще подсчитать, что произошло с энергетикой в конце года, в связи с теплой зимой, может быть, энергетика немножко не додала там, но в любом случае это больше, чем в прошлом году (в прошлом году - 6,5). Как вы знаете, для того, чтобы нам выполнить одну из основных задач, а именно удвоить ВВП за 10 лет, нам нужен примерный темп роста ВВП где-то как раз около 7 процентов (6,9 - 6,8 процента).

В 2006 году впервые в новейшей российской истории мы достигли однозначной цифры инфляции - 9 процентов. И особенно приятно, что это соответствует прогнозным показателям. Напомню, что в 1999 году, когда ваш покорный слуга возглавил Правительство Российской Федерации, инфляция в России составляла 36,5 процента. И мы с вами видим, что за последние годы многое, с точки зрения подавления инфляции, сделано. На этом, конечно же, мы не можем остановиться. Мы будем добиваться снижения инфляции и в последующие годы, и в текущем, и в 2008, в 2009, 2010 годах мы должны подойти к уровню 4-5 процентов, хотя бы в ближайшие годы.

Россия досрочно, как вы знаете, погасила и расплатилась с внешними долгами бывшего СССР. Причем мы заплатили и за себя, и за все республики бывшего Советского Союза, досрочно погасили в прошлом году 22 миллиарда долларов. Напомню, что в середине 90-х годов долг России составлял около, - говорю около, потому что в разных валютах считался долг, - около 165 миллиардов долларов. Мы расплатились досрочно практически по всем долгам, и при этом золотовалютные резервы Российской Федерации - а тогда они были 12 миллиардов - сегодня составляют 303,7 процента миллиардов долларов США. По этому показателю Россия вышла на третье место в мире. Если мы присовокупим к этому еще и 88 миллиардов Стабилизационного фонда Правительства, то становится ясным, что это будет работать на стабильность российской экономики, увеличивать запас прочности в случае серьезного падения на мировых рынках нефтепродуктов: нефти, газа, энергоносителей в целом. Хотя это вряд ли произойдет, как мы с вами понимаем, в связи с прогнозами роста мировой экономики. Наоборот, скорее всего, хватать не будет энергоресурсов.

Продолжала расти стоимость крупнейших российских компаний, она выросла более, чем на 90 процентов. Капитализация рынка также продолжала расти, расти быстрыми темпами, в прошлом году этот темп был более 80 процентов. И 2006 год, без всяких сомнений, можно назвать годом IPO, потому что впервые в таких крупных масштабах большие российские компании произвели первичное размещение своих акций на международных и на российских площадках, счет идет на десятки миллиардов долларов. Капитализация фондового рынка России приблизилась к отметке один триллион долларов, и по этому показателю Россия вошла в десятку крупнейших экономик мира. И это только начало.

Все это важные, серьезные показатели экономического развития, но это не главное. Что же явилось качественным отличием развития российской экономики в 2006 году? В чем же главное? А в том, что этот рост опирался не только на внешнеэкономические благоприятные для нас факторы, хотя они сыграли свою положительную роль, но в значительной степени этот рост опирался уже и на факторы внутреннего порядка, на потребительский и инвестиционный спросы. И это уже результат целенаправленной, осмысленной деятельности Правительства Российской Федерации и Центрального банка страны.

Налоговые стимулы и изменения в таможенной политике подталкивают целые отрасли экономики к ускоренному переоснащению основных фондов. Мне приятно отметить, что инвестиции в основной капитал у нас рекордные за прошлый год - 13,2 процента, на 13 процентов возрос оборот розничной торговли, а строительный сектор вообще побил все рекорды. Если в предыдущие годы он развивался все шесть лет примерно одинаковым темпом, неплохим - 7,6 процента, то в прошлом году он увеличился больше, чем в два раза - 15,7 процента.

Конечно, нам приятно это отметить, но мы должны понимать, что мы по объемам ввода жилья еще не достигли уровня 90-го года. Это только 82 процента от уровня 90-го года, и есть еще над чем работать. Но если такими темпами будем развиваться и дальше, то мы не только в самое ближайшее время достигнем уровня 90-го года, но явно совершенно перегоним его.

Теперь два слова о либерализации валютного рынка. Нам непросто давались эти решения. Откровенно скажу, было страшновато, и мне в том числе, одобрять ту политику, которую предлагал Центральный банк. Мне приятно отметить, что она оказалась оправданной. Центральный банк дал четкие сигналы рынку, и они были услышаны. Конечно, действовал Центральный банк достаточно консервативно, сохранил за собой инструменты регулирования в этом секторе экономики. Но, как вы помните, в начале 2006 года в Послании Федеральному Собранию я отметил, что считаю целесообразным ускорить переход к полной конвертируемости рубля и ввести эти правила не с 1 января 2007 года, как и планировалось, а с лета прошлого, 2006 года. Мы сделали это - и оправдались самые наши наилучшие прогнозы. Если в прежние годы мы говорили об оттоке капиталов из России (15-20-25 миллиардов по году), то в прошлом году мы констатируем массовый приток частных капиталов в Российскую Федерацию в объемах, которых мы раньше не видели, - 41 млрд.долларов. Из них 31 миллиард - это прямые иностранные инвестиции. В общем, подтвердилось то, о чем мы и так хорошо знали: там, где страна закрывает рынок, туда деньги не идут, боятся, что их оттуда не выпустят, и наоборот - там, где проводится либеральная политика, деньги идут без опаски и с удовольствием, что мы и наблюдаем в нашей стране.

Таким образом, 2006 год стал годом перехода от политики стабилизации и накоплений к политике развития. Начали работать механизмы особых экономических зон, Инвестиционный и Венчурный фонды, технопарки, другие формы частно-государственного партнерства, начали реализовываться региональные программы развития инвестиций в объемах, о которых мы раньше даже не мечтали. Вы практически обо всех их знаете. Если будут дополнительные вопросы, готов пояснить.

Правительством приняты наконец программы развития энергетики, транспорта, авиации. Должок еще за Правительством по судостроению. Но приняты решения по развитию оборонных отраслей промышленности, научно-технологической базы, то есть тех отраслей производства и экономики страны, от которых в самом прямом смысле этого слова будет зависеть конкурентоспособность российской экономики на длительную историческую перспективу.

Задача сегодня заключается в том, чтобы, несмотря на все проблемы, которые неизбежно у нас возникнут в связи с событиями политического характера конца 2007 и начала 2008 годов, несмотря на все эти перипетии, сохранить высокие темпы развития российской экономики и достижения тех целей, которые нами поставлены для того, чтобы сделать жизнь наших людей, граждан Российской Федерации, лучше.

Это все, что я бы хотел сказать вначале. Спасибо вам за внимание. Готов ответить на Ваши вопросы.

А.ГРОМОВ: Коллеги, просьба ограничиваться одним вопросом и представляться. Давайте начнем с "Маяка".

В.САНФИРОВ: Здравствуйте. Валерий Санфиров, радиостанция "Маяк".

Владимир Владимирович, в Пермском крае сейчас слушается необычное - пока необычное - для России дело о защите авторских прав. Судят директора сельской школы Александра Поносова за то, что он закупил компьютеры с нелицензионным программным обеспечением. Директору в худшем случае грозит пять лет тюремного заключения. Если Вы в курсе этого дела, не могли бы Вы его прокомментировать?

В.ПУТИН: Я не в курсе этого дела. Могу только сказать о том, что мы, конечно, взяли на себя обязательства, да и наша политика в любом случае будет направлена на то, чтобы защищать интеллектуальные права. Но это не должно проводиться формально и, может быть, не очень удачное сравнение, но тем не менее так же, как в случае с борьбой с наркоманией, нужно бороться не с теми, кто употребляет, а с теми, кто распространяет и производит наркотики. И в этом случае, конечно, нельзя подходить формально. Ведь если это добросовестный приобретатель - в праве есть и такое понятие, - то "хватать и не пущать" - это самое простое дело, а разобраться по-существу всегда сложнее.

Если нужно вносить изменения в законодательство, которое является, как я вижу, не очень совершенным, значит, подумаем над этим. Но вот так взять и хватать человека за то, что он купил там компьютер какой-то и угрожать ему тюрьмой, это чушь собачья.

Г.ФАЙФЕР (Американское радио "Нэшнл Паблик Рэдио"):

Спасибо, Владимир Владимирович.

Прошлый год был переломным для внешней политики России. Москва показала, что будет пользоваться своими энергоресурсами в своих интересах. В то же время отношения западных стран, наверное, самые плохие с 90-го года, может быть, даже с 85-го года.

Вы недавно сказали, что супердержава - это устаревшее слово из периода "холодной войны", и Вы сказали, что другие страны хотят делать образ России как врага. Вы можете уточнить, пожалуйста, какие именно страны? Это включает Вашингтон и Лондон? Если нет, кто именно специфически хочет портить имидж России?

Спасибо большое.

В.ПУТИН: Пожалуйста.

Нам все время навязывают тезис о том, что Россия использует имеющиеся и появляющиеся у нее экономические рычаги для достижения внешнеполитических целей. Это не так. Российская Федерация полностью и в полном объеме всегда исполняла и намерена исполнять в будущем все свои обязательства.

Но мы не обязаны субсидировать экономики других стран в огромных размерах, сопоставимых с их бюджетами. Ведь этого никто не делает. Почему от нас этого требуют? Это первое.

Второе. То, что мы делаем, и то, о чем мы договариваемся с транзитными странами, направлено, прежде всего, на обеспечение интересов основных потребителей. Уверяю вас, что эксперты это прекрасно понимают. Но представьте себе, что с Украиной мы подписывали ежегодно контракт как на поставку в Украину, так и на транзит в Западную Европу, и всегда потребители в Западной Европе зависели от того, договоримся мы с нашими украинскими партнерами или не договоримся. Мы разделили два этих понятия и создали рыночные условия транзита.

Еще раз хочу повторить, эксперты прекрасно это понимают и надо бы сказать нам спасибо. Но вместо этого мы видим недобросовестное отношение к интерпретации происходящих событий. И, конечно, это делают недоброжелатели Российской Федерации. Я не говорю о том, что это делается в государственном масштабе, но такие силы есть. Кто пишет об этом, эти люди и есть недоброжелатели. Поэтому, если Вы так напишите, значит, Вы такой. Если Вы дадите правильную, дадите объективную картину происходящих событий, значит Вы к этой категории не относитесь.

М.СЕВОСТЬЯНОВА ("Нивы Зауралья"): Владимир Владимирович, в прошлом году Вы нашу область посетили. Аграрная область у нас. Мы до сих пор под впечатлением от Вашего визита.

Вопрос у меня следующий. Хотелось бы узнать, будет ли для наших сельхозпроизводителей увеличен лимит на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам сроком до пяти лет именно на покупку сельхозтехники, и по краткосрочным кредитам, которые получают на сезонные затраты?

Спасибо.

В.ПУТИН: Мы, наверное, не можем делать исключения для отдельных регионов. Если это политика федеральных властей, то она должна быть общей для всех регионов Российской Федерации.

Что касается использования сельхозтехники, то здесь мы идем по пути расширения возможностей лизингового фонда. И в прошлом году, и в этом году на эти цели из федерального бюджета направляются дополнительные средства. Я сейчас не помню в абсолютных величинах, по-моему, речь идет о шести или семи миллиардах рублей дополнительно. И мы рассчитываем на то, что возможности лизинга будут повышены.

Что касается кредитования, то у нас принята особая программа, прежде всего, с целью поддержки животноводства, и там объемы кредита возросли для некоторых категорий сельхозпроизводителей не в проценты, а в разы. Скажем, для крупных предприятий это чуть-чуть поменьше, а для частных подворий - чуть ли не в сорок раз возросло количество получаемых кредитов. Мы и дальше намерены эту программу развивать.

Кстати говоря, принят закон только что о сельском хозяйстве - если уж мы говорим о сельском хозяйстве - принят у нас в стране впервые. Он тоже будет направлен на поддержку сельскохозяйственного товаропроизводителя. Значительное внимание там уделено и развитию социальной сферы. Все это вместе должно самым непосредственным, прямым, положительным образом отразиться на селе, надеюсь, в том числе и на Вашей области.

А.ВЕРНИЦКИЙ ("Первый" канал): Владимир Владимирович, Вы недавно говорили об ответственности всех ветвей власти, государственных чиновников перед гражданами России, Вас цитирую, "за успешное, динамичное развитие страны". Видимо, Вас как Президента что-то не устраивает? Если что-то не устраивает в деятельности чиновников, то что?

В.ПУТИН: В деятельности чиновников всегда что-то не устраивает, наверное, и в моей деятельности тоже. Но я имел в виду все-таки несколько другое (если я не ошибаюсь, речь идет об интервью, которое я давал вашим индийским коллегам перед визитом в Индию). Я говорил о том, что будущая власть после выборов 2008 года должна быть консолидированной и должна быть эффективной. Сказал об этом не случайно - речь идет о будущем. Давайте вспомним середину 90-х годов, когда, как в известной басне, лебедь, рак и щука в разные стороны тащили, а страна стояла на месте. Когда разные ветви власти удовлетворяли только свои политические амбиции, говорили о реформах, но мало что делали. Вот о чем я говорил, и что я имел в виду.

Очень рассчитываю на то, что все ветви власти, осознав свою ответственность перед российским народом, после выборов 2007 и 2008 годов найдут в себе силы для консолидации, и вообще, что власть будет сформирована таким образом, что она сможет эффективно функционировать и решать стоящие перед страной задачи.

Е.СЕРГАЦКОВА ("МК в Волгограде"): Сейчас идет процесс укрупнения регионов в России. Не изменится ли в этой связи государственная политика в отношении малых народов, проживающих на территории этих субъектов?

В.ПУТИН: Нет, конечно. Наоборот. Ведь, во-первых, любые территориальные изменения - объединения, разъединения - не могут быть приняты иначе, как путем волеизъявления граждан. По местным законам это может быть сделано по-разному, но это все равно волеизъявление проживающих на этой территории людей. У нас такая "нарезка" произошла субъектная, что, к сожалению, многие субъекты Федерации оказались экономически несостоятельными и попали в очень сложное экономическое положение, не в состоянии решать ни проблемы экономического развития, ни социальные вопросы. И там, где люди хотят объединиться с целью улучшения своего положения, с целью более эффективного решения стоящих перед властью и той или другой территорией задач, там мы это будем поддерживать. У нас есть соответствующие законы, принятые и направленные на поддержание малочисленных народов Севера, национальных культур. Мы будем уделять этому первостепенное значение. Россия - уникальная по своему национальному и культурному составу страна. Это наше богатство, и мы не можем расточительно к нему относиться. Будем все делать для того, чтобы это богатство сохранить и поддерживать.

Кстати говоря, это в значительной степени относится и к порядку организации работ российского бизнеса на территориях, на которых традиционно проживают малочисленные народы. Имеется в виду, что при осуществлении каких-то инвестиционных проектов, конечно же, всегда должны учитываться интересы местных граждан, и особенно это касается малочисленных народов Севера. Крупные компании, если инвестируют, должны позаботиться и о сохранении традиционных видов деятельности этих народов, и о сохранении экологической стабильности и экологической ситуации. Это очень важное направление.

А.ГРОМОВ: НТВ, Владимир Кондратьев, пожалуйста.

В.КОНДРАТЬЕВ (НТВ): Владимир Владимирович, при Президенте Ельцине мы имели дело с практикой, когда тот то и дело называл своих будущих преемников. При Вашем правлении все наоборот - никаких имен до поры до времени, и все в растерянности и в догадках. В связи с этим я хотел бы спросить: будет ли в стране создаваться в рамках реформ политических партий, которые Вы уже начали проводить в жизнь, стройная, прозрачная и предсказуемая система заблаговременного отбора кандидатов на высшие посты в государстве? И хотя мы не знаем пока имени человека, который будет иметь наилучшие шансы стать будущим Президентом России, все же мы видим, что Россия вступает в очень ответственный этап своего развития, в непростой период выборов. И хотелось бы узнать Ваше мнение, между какими политическими силами на этих выборах будет идти основная борьба и между какими политическими силами граждане России будут делать выбор?

В.ПУТИН: Вы употребили слово "правление". Я не правлю - я просто работаю. Что касается заблаговременной подготовки лиц на замещение высших должностных позиций в государстве, то это, как правило, выбранные, избираемые должности, и здесь в любом случае слово за избирателями, за гражданами России.

Что же касается чисто чиновничьих должностей, то у нас в Администрации Президента есть подразделение, которое занимается кадровой работой. Она не поставлена так, как было поставлено соответствующее направление деятельности в советское время, но все-таки подбор кадров ведется. У нас большой дефицит квалифицированных кадров, мы это с вами хорошо знаем. Постепенно ситуация меняется, но достаточно медленно. Уверен, что темпы будут выше.

Что же касается преемников, о которых Вы сказали, я много раз на этот счет высказывался - преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост Президента Российской Федерации. Задача власти - обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний, изложения ими своих предвыборных позиций, с тем, чтобы граждане Российской Федерации могли сделать осознанный выбор.

Р.ВЕРДИЕВ (Медиа-холдинг "АЗЕРРОС - Азербайджан – Россия"):

Уважаемый Владимир Владимирович! Наступает действительно серьезный период для страны. За последние годы было очень много сделано в укреплении российской государственности. Что планируется сделать по взаимодействию органов государственной власти с общественными организациями, общественно-политическими в решении этнополитических проблем?

Спасибо.

В.ПУТИН: Вы имеете в виду создание каких-то дополнительных структур? Вы не могли бы уточнить вопрос, что Вы имеете в виду?

Р.ВЕРДИЕВ: Россия - многонациональная страна, и степень эффективности взаимодействия различных малых народов, различных этносов сегодня на достаточно хорошем уровне. Но год наступает, как Вы сами сказали, - политически активный год, в том числе разыгрывается национальная карта. И что будет сделано в 2007 году по наибольшему эффективному взаимодействию органов государственной власти с общественно-политическими организациями в решении этнополитических проблем?

Спасибо.

В.ПУТИН: Понятно.

Вы знаете, я думаю, было бы неправильным под предлогом организации лучшего взаимодействия начать какое-то вмешательство в деятельность общественных организаций. Это не соответствует нашему пониманию того, как нужно выстраивать отношения с общественными организациями в целом. Но органы власти должны и будут открыты для диалога с общественными организациями.

Что же касается использования национального фактора, то это самое плохое направление деятельности в предвыборных кампаниях, потому что людей избирать нужно не по национальному принципу и признаку, а по деловым и личным качествам.

А что касается пассивного избирательного права, то все граждане Российской Федерации, вне зависимости от своей национальной и конфессиональной принадлежности, равны перед законом.

Е.РОЖКОВ (телеканал "Россия", программа "Вести"): Добрый день! Владимир Владимирович, меня интересует Ваше мнение по поводу одной проблемы, которая дает о себе знать довольно часто.

Как Вы думаете, почему в нашей стране, которая в свое время победила и даже разгромила фашизм, до сих пор остается почва для различных националистических настроений, расовой неприязни, ксенофобии и так далее?

Спасибо.

В.ПУТИН: Это всех тревожит: и органы власти тревожит, и общественность тревожит. Думаю, что это имеет много причин, в том числе это связано с определенной растерянностью, с определенным идеологическим вакуумом, который возник после развала Советского Союза, с чувством ущемленности основных национальных групп, наиболее многочисленных национальных групп.

Я стараюсь быть абсолютно объективным. Но мы не можем относиться к этому поверхностно. К сожалению, органы власти не всегда адекватно реагируют на эти проявления. Но если говорить о причинах, то одна из них, конечно, заключается в том, что, несмотря на развал Советского Союза, границы у нас остались открытыми. Все бывшие республики Советского Союза стали независимыми государствами, а вопросы, скажем, на рынке труда далеко не всегда до сих пор решались в пользу коренного населения России, в пользу граждан Российской Федерации. И вот эта неурегулированность, о которой должна была бы подумать власть заблаговременно, обеспечив интересы как иностранцев, так и граждан Российской Федерации (а ведь иностранцы, которые в России работают часто - и мы об этом знаем с вами хорошо, и средства массовой информации об этом часто говорят - оказываются в совершенно бесправном положении), - вот эта неурегулированность наносит ущерб всем: и иностранцам, и гражданам Российской Федерации. Ведет в том числе и к проявлениям ксенофобии и национализма. Но это, конечно, не единственная причина. Но чем бы ни были вызваны эти причины, их, во-первых, нужно искоренять, а, во-вторых, нужно с этим бороться. И очень рассчитываю на то, что это мы будем делать вместе с общественными организациями, со средствами массовой информации, ну и, конечно, с органами власти, с государством.

С.САННИКОВА (телеканал_"Моя Удмуртия", Ижевск): Добрый день, Владимир Владимирович!

"Газпром" намерен в ближайшее время отпустить цены на газ на внутреннем рынке. Как это скажется на социальной сфере?

В.ПУТИН: "Газпром" не может ничего отпустить, в том числе и цены, без соответствующих решений Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации приняло, на мой взгляд, достаточно взвешенные решения в сфере развития энергетики. Это касается не только цен на газ, это касается электроэнергетики, атомной энергетики, гидроэнергетики, это касается регулирования и дерегулирования на рынках. В чем, собственно говоря, дело, если оттолкнуться от первичного ресурса, от газа? Дело в том, что газ у нас регулируется и внутри страны продается по нерыночным ценам, и это ведет к тому, что вся экономика страны - жилкомбыт, население, все потребители энергии и тепла садятся на один первичный энергоноситель. Это вредно отражается на других отраслях энергетики. Это опасно, с точки зрения обеспечения энергоресурсами и населения, и экономики страны. Понимаем, что система достаточно уязвима, и нам нужен сбалансированный энергетический баланс. Вы знаете, можно хоть к каждому потребителю по милиционеру приставить - все равно будут потреблять то, что дешевле. И поэтому у нас должны быть равно выгодные цены как внутри страны, так и при продаже этого энергоносителя за рубежом. Но в любом случае в России, имея в виду транспортные расходы, которых нет при экспорте, имея в виду экспортные пошлины, которые внутри страны естественным образом отсутствуют, всегда газ будет дешевле процентов на 40-45.

Правительство приняло решение, согласно которому мягко, в течение четырех лет, будет производиться соответствующая реформа в сфере энергетики с тем, чтобы сбалансировать ее и сделать жизнеспособной и конкурентоспособной. Ведь энергоемкость нашей экономики в три-четыре раза больше, чем энергоемкость наших основных конкурентов в Западной Европе и в Северной Америке или даже в Китае. И если мы так будем развивать свою экономику, мы никогда не выйдем на лидирующие позиции, мы всегда будем в отстающих. Это базовая причина, по которой мы просто вынуждены переходить на те формы регулирования, о которых я сказал. Но, повторяю, это будет делаться мягко, и в отношении экономики в целом темп все-таки приличный, но тем не менее постепенный. В этом году - 15 процентов, в следующем году - 25, потом - 26, по 13 в год - немало. Но Правительство приняло решение, согласно которому, скажем, в области электроэнергетики субсидирование и регулирование тарифов на электроэнергию для населения будет продолжаться даже за рубежом 2011-го года, как минимум, до 2015-го года. И на рынок, электроэнергетика в частности, будет уходить только в том случае - во всяком случае, такие решения приняты сегодня, надеюсь, что они будут сохранены и после 2007 и 2008 годов, - на рынок для населения электроэнергетика (а это в балансе расходов населения самая значимая статья), будет выводиться только после определения и выработки системы субсидий для тех категорий граждан, которые будут в этих субсидиях нуждаться.

О.ЩЕДРОВ ("Рейтер"): Спасибо большое.

Владимир Владимирович, рискну вернуться к вопросу, который уже задавал коллега Кондратьев из НТВ. Не буду использовать слово "преемник", как Вы сказали, но факт остается фактом. Вы самый популярный и самый, скажем, весомый политик в стране и Ваше мнение, по мнению аналитиков, будет являться решающим в шансах победы любого кандидата на президентских выборах, - так или не так. Проблема другая заключается в том, что большинство имеющихся сейчас других политиков, скажем так, не имеют опыта политической борьбы, еще не показали себя как тяжеловесы политические.

Вопрос сводится к следующему. Когда Вы собираетесь все-таки - а Вы говорили, что Вы это, возможно, сделаете - указать на кандидата, который больше, на Ваш взгляд, соответствует должности следующего Президента? Можно ли ожидать, что это произойдет в этом году? Может ли этот человек оказаться на высоком государственном посту? Это вопрос, который задают многие избиратели и инвесторы.

Спасибо.

В.ПУТИН: Все, кому надо, уже на своих постах работают. Нам нужно с вами не суетиться по поводу будущих выборов, а, как я уже сказал, обеспечить гражданам возможность объективного выбора, обеспечить гражданам этот свободный демократический выбор.

Я тоже гражданин Российской Федерации, чем очень горжусь, и, конечно, оставляю за собой право высказать какие-то предпочтения. Но буду делать это только в период предвыборной кампании.

М.СОЛОВЬЕНКО (газета "Народное вече", Владивосток): Кто про что, а я про коррупцию опять. Я здесь несогласованная, как и мой вопрос. Поэтому прошу простить коллег, если немножко длинновато будет, но я постараюсь быстро.

Вы очень хорошо поработали, Владимир Владимирович, на международной арене. Сейчас Вы придумали вместе с Правительством замечательный проект по Владивостоку: у нас будет и казино, у нас будет океанариум, я очень надеюсь, и 50 самолетов в день, и мост на Русский, и такая райская-райская жизнь у нас, наверное, начнется.

Но Вы знаете, Вы только улетели недавно из Владивостока, а масса всяких референтов, помощников, бывшие сенаторы, депутаты-контрабандисты, бывшие вице-губернаторы, которые разворовали наш бюджет, - они уже делят эти сто миллиардов, которые Правительство нам пообещало.

Скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович - Вы же все знаете, все умеете - как Вы будете нас защищать от этих воров, бандитов? И хотя Вы говорите, что Вы работаете, а не правите, - но, может быть, ввести во Владивостоке и в Приморье президентское правление?

В.ПУТИН: Думаю, что мы все-таки должны - если мы хотим, чтобы граждане страны в целом и население отдельных регионов чувствовало, что оно причастно к жизни своей страны, своей области, края или города, - мы все-таки должны делать это вместе. Помните, когда шла дискуссия о новом способе приведения к власти руководителей регионов, говорили о назначении? Это все-таки не назначение. Ведь за предлагаемую кандидатуру губернатора должны проголосовать депутаты местного собрания. И я уже говорил, могу повторить еще раз, были уже случаи, когда мне пришлось изменить свое первоначальное мнение, когда депутаты законодательного собрания сказали: мы Вас уважаем и, как сейчас Вы выразились, даже любим, но мы за возможную кандидатуру, которую Вы хотите предложить, не проголосуем. И Вы знаете, я даже рад этому. Мы добиваемся того, чего я хотел, а именно: чтобы у руководителя региона были кровные связи с интересами общенационального характера и понимание и зависимости от местных проблем и от людей, которые живут в регионе, в данном случае, через напрямую избранных депутатов законодательного собрания. Поэтому, думаю, что у нас нет необходимости вводить прямое президентское правление, а нужно просто вместе выявлять проблемы, которые мешают развиваться стране и регионам в целом, и бороться с ними совместно.

Что касается коррупции, то здесь много способов. Мы очень часто возвращаемся к этой проблеме, к этим вопросам. Один из них, конечно, это развитие средств массовой информации. И мы знаем, что власти часто поругивают за то, что они ограничивают свободу средств массовой информации. Общество поругивает сами средства массовой информации за то, что они по содержанию и по стилю своей работы часто не отвечают чаяниям населения. И нас правильно критикуют, и вас правильно. Но другого наиболее эффективного способа борьбы с коррупцией, кроме развития гражданского общества и свободы средств массовой информации, - другого эффективного способа все-таки нет.

Конечно, мы должны усиливать и будем усиливать различные инструменты контроля, преследования, уголовного в том числе преследования, за противоправные действия. Но этого всегда будет недостаточно, если мы с вами не поймем, не направим на борьбу с этим злом само общество. Вот в этом смысле, конечно, очень многое зависит от вас.

Что касается тех средств, которые мы предусмотрели на развитие Владивостока и Приморского края, - уверен, что это правильные решения. Мы знаем о проблемах Дальнего Востока, и, прежде всего, это связано с тарифами - на транспорт, на электроэнергию. Очень рассчитываю на то - а Правительство давало такие поручения, - что Правительство будет напряженно думать и придет к определенным решениям, даже не очень рыночного характера. Но сегодня мы, думаю, должны пойти на некоторые, даже нерыночные решения для того, чтобы жизнь людей на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, ничем не отличалась по уровню, по качеству, от качества жизни тех, кто проживает в Европейской части. Мы можем и должны это сделать. Но такие инвестиционные проекты, такие толчки в развитии, использование такого повода, как проведение саммита АТЭС, - мне кажется, это удачная находка. Как я уже говорил, это будет около ста миллиардов рублей. Это и развлекательные зоны, и рекреационные зоны на острове Русский, развитие водоснабжения, канализации, энергетики, аэропорта, дорожного строительства. Все это вместе, на мой взгляд, в том числе в бухте известной Вам, на берегу океана (Патрокл, по-моему она называется) планируем осуществить жилищное строительство, обеспечив полностью потребности Владивостокского гарнизона и, может быть, даже военнослужащих всего Приморья, и частично отдать, конечно, городу под застройку (там 248 гектаров уже освобожденных военными территорий). Конечно, это нужно будет делать обязательно с соблюдением экологических требований, потому что место уникальное. Я посмотрел, там много леса и океан, очень красивое можно сделать место, новый, красивый микрорайон города.

В.ТЕРЕХОВ ("Интерфакс"): Здравствуйте. Вопрос очень наболевший - по ипотеке. Но прежде, чем его задать, я хотел бы Вас попросить: Вы наверняка сегодня будете поздравлять Бориса Николаевича Ельцина с Днем рождения, передайте ему привет и здоровья от журналистов, по крайней мере тех, кто с ним работал все эти годы.

Мой вопрос вот какой. Знаете, есть такая пословица: "Я имею право?" - "Да, конечно." - "Значит, я могу?" - "Ни в коем случае!" Так происходит отчасти и с ипотекой. Это выстрадано на моих близких и на себе. Ипотеку можно взять, 11 процентов, только под готовую квартиру или под уже готовый основной договор. Это означает, что квартира уже очень дорогая. Невозможно вступить в ипотеку на нулевом цикле, где квартира в полтора-два раза дешевле, - банки ипотеку под них не дают. Говорят, что это неурегулированность в законодательстве. Это действительно неурегулированность в законодательстве или это просто чиновничья, не хотел бы сказать, коррупция, но, по крайней мере, недогляд, так будем говорить?

В.ПУТИН: Нет, это просто отражает реалии сегодняшней российской экономики. Во-первых, ипотечные кредиты были дороже некоторое время назад и более короткими, сегодня они стали дешевле и длиннее.

Вот Вы сказали, 11 процентов. Ну, прикиньте, если говорить просто о рыночной ситуации, может ли ипотека быть сейчас дешевле, если у нас инфляция 9 процентов в прошлом году? Инфляция 9 процентов - значит, ипотека не может быть меньше 10-11 процентов. И поэтому главный вывод какой? Укреплять экономику и подавлять инфляцию до того параметра, о котором я сказал, - 4-5 процентов, и тогда ипотека будет 5-6, и тогда она будет длиннее, и тогда деньги будут более длинными.

Какой выход сегодня? Для некоторых, не всех, но некоторых категорий граждан, - для молодых семей на селе, для военнослужащих, для некоторых других категорий создаются льготные ипотечные формы кредитования и на селе они уже работают достаточно эффективно, деньги выделяются как из федерального бюджета, так и из региональных бюджетов. Для военнослужащих, как вы знаете, тоже создана специальная ипотечная система, там она целиком оплачивается государством. Кстати говоря, в этом году первые 200 офицеров, 200 молодых лейтенантов, уже должны заселиться в предоставленные им в рамках ипотечной системы квартирах. Посмотрим, как это будет работать.

В.ТЕРЕХОВ: На нулевом этапе не дают ипотеку, просто квартиры дешевле. Я не говорю о процентах, просто дают под основной договор, то есть под готовую квартиру только…

В.ПУТИН: Это значит, что и банки хотят не только заработать, но и гарантировать себя от определенных рисков, связанных с возможным недостроем или долгостроем.

Н.СПАССКАЯ ("Телевидение глухих", Нижний Новгород): Уважаемый Владимир Владимирович! На прошлой пресс-конференции Вы смогли четко изложить свое мнение на наши вопросы о придании российскому жестовому языку статуса официального и о работе СМИ, таких, как телевидение, в отношении титрования телепрограмм. Спасибо.

А теперь, пожалуйста, ответьте на наши вопросы.

Этот год нам показал, что работы в отношении с титрованием телепрограмм и использованием сурдопереводных каналов проведено очень мало. Понятно, что коммерческим телеканалам - а их-то и больше всего - невыгодно вкладывать средства в такие нужды, чтобы обеспечить полностью все информации на жестовом языке и с титрами для неслышащих граждан. У государственных каналов закрытого типа совсем немного программ с субтитрами. Кроме того, для просмотра программ с субтитрами закрытого типа необходим телетекст. Не все имеют возможность приобрести телевизор с телетекстом.

Владимир Владимирович, только через создание отдельного телеканала для неслышащих граждан, где все программы транслировались бы с субтитрами открытого типа и на жестовом языке, можно решить информационный вопрос. Ваше мнение на этот счет?

В.ПУТИН: Вы знаете, мы практически на каждой встрече обсуждаем эту проблему. И на прошлой пресс-конференции мы об этом говорили, и на позапрошлой. И, видимо, зная, что такие вопросы могут быть и на этой пресс-конференции, мне уже вчера и даже сегодня некоторые руководители каналов говорили: "А мы делаем, мы делаем, мы делаем". Даже назвали время, когда новости, скажем, идут с субтитрами. И, кстати, наша сегодняшняя встреча вечером тоже будет транслироваться с субтитрами. Это причем и на Первом канале, и на государственном канале, на РТР. Наверное, этого, во-первых, еще мало, я с Вами согласен, а, во-вторых, про отдельный канал, буду откровенен, мы пока не думали. Но в принципе я готов обсудить это с руководством [телеканалов], во всяком случае, государственного телевидения. Хорошо, мы подумаем на этот счет.

А.ГРОМОВ: Александр Гамов, "Комсомольска правда", пожалуйста.

А.ГАМОВ: Владимир Владимирович, я хотел просто спросить, как у Вас сегодня настроение?

В.ПУТИН: Настроение боевое.

А.ГАМОВ: Это в принципе видно. У меня вопрос такой: часто ли у Вас бывает плохое настроение? Чем оно обычно бывает вызвано и как Вы с ним, то есть с плохим настроением, боретесь? И, если можно, еще одно уточнение. В некоторых западных средствах массовой информации, где президенты не проводят таких сногсшибательных пресс-конференций, время от времени появляются заметки о том, что человек, даже Путин, не может вместить в голове столько информации, сколько Вы здесь воспроизводите, и что Вы, когда отвечаете на наши вопросы, куда-то подглядываете и пользуетесь не только блокнотом, который, я заметил, Вы с собой принесли, но у Вас там что-то вмонтировано в столе. (С м е х в з а л е.) То ли суфлер, то ли компьютер, то ли еще какая-то электроника, и вот Вы время от времени туда поглядываете. Ничего нет там у Вас, да?

В.ПУТИН: Нет, у меня техники никакой нет.

И я думаю, что ваши коллеги, да, собственно, и Вы, особенно при проведении крупных мероприятий, связанных с работой в прямом эфире, часто видите, не можете не видеть, что там ничего нет.

А с этим фактическим материалом, с цифрами не так сложно работать, потому что я работаю с этими цифрами не от пресс-конференции к пресс-конференции, а каждый день, и поэтому здесь сложного-то, уверяю вас, ничего нет. Здесь не нужно особых каких-то данных и качеств.

Мы говорили сегодня, упоминали, об ипотеке, о пенсионной системе. О чем мы еще говорили? О ценах на энергоносители, на газ. Вы знаете, ведь это все то, что входит в мою повседневную работу. Я с Правительством это десятки раз обсуждал. Вот пока мы готовили демографическую программу, мы, ну, не знаю, раз пятнадцать собирались. И в конечном итоге все свелось к тому, что между ведомствами осталось два-три разногласия, когда они мне сказали: "Вот эти разногласия мы сами не решим. Нам нужно увидеться у Вас". Я говорю: "Приходите".

Понимаете, после всего этого озвучивать какие-то вещи в фрагментарном порядке не представляет труда. А что касается плохого настроения, то оно, конечно, бывает, как у каждого человека. Но я в этих случаях стараюсь проконсультироваться со своей собакой Кони, она мне дает хорошие советы. Жена недавно подарила книжку хорошую - стихи Омара Хайяма, там тоже много интересного есть, что может помочь в таких ситуациях. Рекомендую.

Е.ГЛУШАКОВА ("РИА-Новости"): Можно спросить о более, наверное, серьезных вещах? Какие, на Ваш взгляд, главные внешнеполитические итоги года? Некоторые аналитики полагают, что Россия создала вокруг себя некое кольцо недружественных государств. Вы согласны с этой точкой зрения или не согласны? И какие страны можем назвать партнерами России из сопредельных государств. Спасибо.

В.ПУТИН: Мы со всеми выстраиваем партнерские отношения, а с некоторыми странами у нас, конечно, они более близкие, например с СНГ в целом, хотя там не без проблем. Допустим, с Грузией мы никак не можем урегулировать наши отношения в последнее время. Но у нас есть ЕврАзЭС, в рамках которого активно развиваются интеграционные процессы, есть ОДКБ.

Что касается наших отношений с другими государствами, то мы в целом удовлетворены тем, как они развиваются. И знаете, хвалить или получать удовольствие от того, что тебя нахваливают, когда ты предаешь национальные интересы, очень просто, а выстраивать прагматичные отношения на деловой основе, защищая национальные интересы, не всегда удается без определенного напряжения и нервотрепки. Но я в таких случаях всегда вспоминаю одну известную старую мудрость: "Ты сердишься, значит, ты не прав". Мы ни с кем не хотим никаких осложнений. Когда я слышу, что мы окружаем себя, как Вы сказали, кольцом недоброжелательности, это не так.

У нас в прошлом году, в начале года, были напряженные отношения с нашими украинскими друзьями и партнерами из-за тех же энергоносителей, из-за того же транзита. Мне кто-то - не кто-то, я даже помню, но не буду сейчас говорить - из моих европейских партнеров сказал: "Смотрите, там произойдут изменения политического характера, Янукович там власти наберет, вы уж тогда не меняйте свою позицию по энергоносителям". Я говорю: Мы не собираемся. У нас было не политическое решение, а экономическое". В прошлом году Украина получала энергоносители и газ по 95, а в этом году - по 135 долларов, несмотря на то, что в Украине произошли известные политические сущностные изменения. Но хуже наши отношения от этого с Украиной не стали, они стали лучше, они стали крепче, они стали надежнее и для нас, и для Украины. Мы всегда готовы прийти на помощь и украинскому народу, и украинскому правительству, и украинскому президенту, если они попросят нас об этом, в данном случае - в энергетической сфере. И они знают об этом. Мы говорили: если потребуется, мы всегда готовы поддержать, даже где-то уйти от рынка. Но самое главное, что мы сделали, мы согласовали рыночный характер отношений на сегодня и на перспективу, мы подписали документы мягкого перехода к рынку со всеми нашими странами-транзитерами. Вот о чем идет речь. Это не зависит от наших отношений с этими странами в политической сфере. У нас, допустим, с Арменией очень устойчивые, не просто доверительные, стратегические отношения. Армения платит по рынку.

С Беларусью в этом году были известные сложности, но мы все-таки подписали соглашение и о транзите, и об изменении цен на энергоносители в перспективе - со стопроцентным выходом на рынок. И это, в конечном итоге, самое главное. Даже неважно, сколько платят сегодня, важно, что мы зафиксировали в документах этапы перехода к рынку, но сделали это мягко - в течение четырех лет - абсолютно в дружеском контексте. Ну, конечно, может быть, хотелось бы и дальше всего того, что было прежде, но невозможно же так. Это же невозможно, если мы разные государства. Понимаете? Мы с Беларусью намерены все-таки продолжать строительство Союзного государства, мы очень рады и приветствуем те изменения, которые белорусское руководство сделало в плане приведения к общему знаменателю наших тарифов на нефть сырую и на нефтепродукты, и это реальный шаг к созданию полноценного Таможенного союза. Мы рассчитываем на то, что и в выходе на единую валюту тоже еще не все потеряно. Я уверен, что наши белорусские партнеры в состоянии проанализировать реалии, в состоянии понять надежность российской экономики и российской национальной валюты, может быть, выйти на единую, на общую валюту, не на российский рубль и не на белорусский, или, как мы и первоначально планировали, мы же это планировали сделать, выйти сначала на российский рубль. Это все возможно.

У нас очень близкие отношения с Казахстаном, развиваются очень успешно практически по всем направлениям. А что касается Европы, то, конечно, мы будем отстаивать свои интересы. Вы посмотрите, что происходит в сельском хозяйстве: субсидирование сельского хозяйства - миллиардное в Евросоюзе. Посмотрите, допустим, для примера, сколько Венгрия получила субсидий из Евросоюза в этом году. Там миллиард с лишним евро, даже больше. В процентном отношении к нашему сельскому хозяйству - огромные деньги. А товар-то к нам стараются все сбросить. Нас-то на эти рынки не пускают. Ведь это когда возникло? Когда мы были исключительно потребителями импортного продовольствия, у нас не было практически своего сельского хозяйства, оно было нулевое. А сейчас у нас экспортный потенциал появился. В прошлом году продали, по-моему, 12-14 млн.тонн зерна, и в этом году темп такой же, уже 6,5 продали. Там год считается, по-моему, от июля до июля, да? И в этом году будет 14 миллионов. Нас не очень-то ждут на традиционных рынках, никому это не нравится. Но мы терпеливо будем договариваться. Мы не действуем никогда конфронтационно. Мы провели в прошлом году "восьмерку" в Петербурге, и поэтому говорить о том, что у нас как-то особенно испортились отношения, - нет, я этого не вижу. Наоборот, мне кажется, что они становятся прагматичными, устойчивыми и надежными.

А.КОЛЕСНИКОВ (газета "Коммерсант"): Владимир Владимирович, после того, что Вы сделали за эти годы, после того, что пережили, после того, что Вам еще предстоит пережить, думая о том, что Вы сделали за эти годы, захотите ли Вы когда-нибудь вернуться в большую политику?

Я понимаю, что, наверное, есть некоторые соблазны сказать сразу, что Вы из нее никуда пока не уходите, и это будет, мягко говоря, правдой, но мне кажется, что Вы можете себе позволить быть искренним.

Спасибо.

В.ПУТИН: Я могу себе позволить быть искренним, поэтому скажу, что я никуда не ухожу пока. Это так.

Во-первых, прикиньте: выборы Президента Российской Федерации должны состояться, если мне не изменяет память, где-то в начале марта 2008 года. А после этого еще какое-то время, месяца два или три, - на передачу полномочий и прочее. То есть это где-то будет в мае 2008 года. Что Вы меня раньше времени выпихиваете-то? (С м е х в з а л е.) Я и сам уйду, не спешите.

А что касается ответственности за то, что будет происходить со страной, то, конечно, я ее чувствую. Это не шутки, это очень важный этап в жизни страны.

Я уже говорил, что главной задачей будущего будет сохранение и обеспечение высоких набранных темпов развития страны. И это нельзя будет сделать, я хочу это подчеркнуть, это невозможно будет сделать без консолидации власти всех уровней и всех направлений, без консолидации законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах.

Мы не сможем обеспечить преемственность, во всяком случае, в набранных темпах развития. И, конечно, нам нужно, чтобы при всей разнице политических…

Продолжение следует.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме