11:00 30.01.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Необходима государственная программа управления миграционными процессами

Необходима государственная программа управления миграционными процессами
Выступление заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной Думы Валентина Бобырева на "круглом столе" на тему "Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией".

- От того, как будут развиваться , какой они примут вектор движения, - зависит не только политическая стабильность и территориальная целостность страны, но также социальное и экономическое развитие, уровень жизни населения, реализация национальных и геополитических интересов, участие в мировом разделении труда, и, в конечном счете, рациональная интеграция России в мировую экономику.

К сожалению, в настоящий момент отсутствует четко сформулированная концепция государственной миграционной политики и Правительство Российской Федерации до сих пор не нашло консенсуса в этом многогранном и сложном вопросе. В этой связи необходимы государственные программы управления миграционными процессами.

Сегодня Россия является крупным мировым центром, принимающим трудовые ресурсы из стран СНГ и дальнего зарубежья. Одновременно страна привлекательна для миграционного транзита и активно используется мигрантами азиатских и африканских стран. По официальной статистике привлечение иностранных работников в российскую экономику за последние 10 лет возросло в 6 раз и достигло в 2005 году 702,5 тысяч. В первом полугодии 2006 г. легально использовался труд уже почти 706 тысяч иностранцев, среди которых доля граждан СНГ составляет более половины.

К сожалению, в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны. Наряду с легальными иммигрантами в страну ежегодно иммигрирует большое количество незаконных иммигрантов. По оценке ФМС только в 2004 году в России работало не менее 3,5 млн. нелегальных мигрантов и в настоящее время эта цифра многократно возросла. По мнению МВД России, на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих иммигрантов. Согласно прогнозам Росстата России в 2010 году в России будет находиться не менее 19 млн. нелегальных мигрантов. Таким образом, в ближайшем будущем доля незаконных мигрантов превысит 10 процентов населения страны.

Хорошо или плохо для страны наличие такого количества иммигрантов? Посмотрим на это явление с точки зрения необходимости и обоснованности привлечения в страну в таком количестве трудовых мигрантов.

В России сложная демографическая ситуация. Отрицательное сальдо в приросте населения, старение населения, структурный дефицит трудовых ресурсов, вызванный сокращением трудоспособного населения, которое по оценке Минздравсоцразвития России к 2015 году сократится на 10 млн. человек, - все это существенным образом может стать ограничителем развития экономики. Кроме того, огромная территория и разница социально-экономического развития регионов, обуславливают перекосы в распределении трудовых ресурсов.

В такой ситуации трудовые иммигранты нужны, ибо они выступают источником пополнения отраслей экономики и территорий страны дополнительными трудовыми ресурсами. Однако, сложившаяся практика привлечения иностранной рабочей силы в стране, свидетельствует о том, что этот процесс слабо контролируется государственными структурами и приобрел стихийный характер.

Это проявляется в отсутствии логики соответствия поступающих заявок на иностранную рабочую силу необходимости и потребности экономики в различных отраслях; а также в отсутствии должного контроля за пребыванием иностранных иммигрантов на территории страны, в том числе в вопросах соблюдения ими и в отношении них российского законодательства, норм международного права, а также санитарных и социально-бытовых условий в местах их временного проживания.

Это ведет к переполнению страны трудовой силой низкой профессиональной квалификации, чрезмерному миграционному давлению на отдельные регионы, обострению социального напряжения, в том числе в связи с вытеснением российских граждан из некоторых секторов экономики вследствие демпинга заработной платы, росту теневой экономики, криминализации хозяйственных отношений, а также коррупции и не только в сфере распределения квот на привлечение иностранной рабочей силы.

Как следствие этого, в местах оседания чрезмерного числа иммигрантов отмечается ухудшение социального положения коренного населения, рост безработицы, повышение цен на жилье и продукты питания, возникают проблемы с обеспечением услугами здравоохранения и социальной защиты в силу увеличения нагрузки на эти институты.

Вместе с тем, нелегальное использование иностранной рабочей силы влечет за собой финансовые потери государства в виде неуплаты налогов и платежей в социальные внебюджетные фонды, способствуют вывозу капитала из страны и, соответственно, его изъятию из совокупного внутреннего спроса. Одновременно формируется теневой оборот финансовых средств в значительных объемах, который легализуются либо используется для финансирования преступной деятельности.

Нерациональные и неконтролируемые потоки миграции представляют угрозу безопасности страны и ее территориальной целостности. Это в первую очередь относится к приграничным восточным и южным регионам страны, для которых отток российского населения наиболее характерен, где помимо сложных природно-климатических условий этому процессу способствует напряженная социально-экономическая ситуация.

Так, например, из Дальневосточного региона с 1990 по 2005 год уехало почти 850 тысяч. Естественно это вызвало проблему замещения рабочих мест на отечественных предприятиях и одновременно вызвало дефицит трудовых ресурсов. Сегодня разница в плотности населения районов Дальнего Востока и северных районов Китая составляет 16 раз. Разумеется, это способствует демографической экспансии со стороны Китая. И на практике мы становимся свидетелями того, как быстро заполняется наш Дальний Восток представителями поднебесной.

Выглядит очень странно, Китай видит в наших территориях сферу расширения жизненного пространства, а мы свои земли освоить не можем.
Наряду с Китаем наиболее крупным экспортером иммигрантов для России является Азербайджан, Украина, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Турция, Молдова и Вьетнам.

Только в 2005 году, по данным ФПС ФСБ России, в нашу страну с различными целями совершили поездки более 22 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом большое число иностранных граждан не соблюдает установленный режим пребывания. За последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз.

Причина этого, в первую очередь, существующая "прозрачность" границ и отсутствие эффективной системы иммиграционного контроля на соответствующих постах в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Например, с Казахстаном, который в свою очередь имеет соглашения о безвизовом въезде-выезде граждан с Китаем, Ираном, Пакистаном, Турцией, что позволяет гражданам этих стран беспрепятственно проникать на территорию России. Аналогичная ситуация складывается и в отношении Азербайджана, имеющего безвизовые отношения с рядом стран Азии.

Недостаточно бюджетное финансирование процедур, связанных с выдворением иностранных граждан, уклоняющихся от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также отсутствие у субъектов Российской Федерации финансовых средств на создание центров депортации.

Отсутствует единая межведомственная интегральная информационная система контроля миграционных процессов, лиц и транспортных средств, проследовавших через государственную границу, ее совместимость с системой контроля паспортно-визовых документов.

Массовое явление незаконной миграции способствует росту правонарушений среди иммигрантов. Не имея четкого правового статуса, доступа к полноценному медицинскому обслуживанию, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, незаконные мигранты оказываются в положении маргиналов и становятся на путь совершения преступлений или жертвами насилия и вымогательства.

Многие незаконные мигранты занимаются противоправной деятельностью, в том числе и в составе организованных групп, сформированных по этническому принципу. Они контролируют распространение наркотиков, осуществляют другую криминальную деятельность в ряде регионов страны. Нередко они находят общие интересы с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками.

Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала.

По информации МВД России иностранными гражданами и лицами без гражданства совершается около 3% всех преступлений в Российской Федерации. В 2005 году ими на территории России совершено более 51 тысячи преступлений, за 7 месяцев 2006 года – уже более 33,5 тысячи. Увеличивается количество преступлений и в отношении самих иностранных граждан. В 2005 году в отношении их совершено более 13 тысяч подобных преступлений, а за 7 месяцев текущего года более 9 тысяч. Наибольший рост совершенных преступлений с участием иностранных граждан произошел в Южном, Дальневосточном и Центральном федеральном округах.

При формировании новой миграционной политики приоритет должен быть отдан стабилизации населения и содействию устойчивому социально-экономическому развитию страны, возвращению наших соотечественников, реализации национальных и геополитических интересов. Совершенствуя законодательство в сфере борьбы с нелегальной миграцией, одновременно следует упрощать процедуру легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации.

Государственная Дума в июле 2006 года приняла закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства", который совершенствует миграционный учет. В соответствии с другим законом исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, оценивать их эффективность и вклад в социально-экономическое развитие региона. Кроме того, упрощена процедура регистрации иностранных граждан. Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях усиливают меры ответственности за незаконное привлечение иностранной рабочей силы. Указом Президента утверждена и реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом.

Необходимо и далее совершенствовать правовое регулирование миграционных процессов и проводить дальнейшую систематизацию законодательства в области миграции. При этом предлагается сосредоточиться на следующих задачах.

Целесообразно дополнить более жесткими санкциями существующие виды административной и уголовной ответственности, вплоть до лишения лицензий на занятие отдельными видами деятельности хозяйствующих субъектов.

Необходимо также совершенствовать правовую систему привлечения иностранных трудовых мигрантов, создав прозрачный механизм привлечения иммигрантов с учетом экономических, социальных, политических и иных аспектов для целостности государства, его безопасности и экономического развития.

Одновременно необходимо привести в соответствие с действующим законодательством правовое регулирование Правительством Российской Федерации вопросов, связанных с квотированием и контролем временного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В целях оценки реальных масштабов миграции следует совершенствовать статистику сбора соответствующей информации и выработать комплексный подход к оценке этого явления.

Для защиты рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы и успешной конкуренции на мировом рынке труда необходимо повысить качество рабочих мест, обеспечить достойный уровень оплаты труда, а также защиту трудовых прав работников и создать социальную инфраструктуру.

Одновременно следует принять меры по усилению контроля за выдачей российских виз, разрешений на занятие трудовой деятельностью, миграционных карт, исключив при этом всякого рода коммерческое посредничество.

Следует также совершенствовать правовую базу по международным договорам в области внешней трудовой миграции, заключить соглашения по реадмиссии с Казахстаном, Украиной, Туркменией, Киргизией, Китаем и другими государствами.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме