11:30 29.01.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"
Поднять престиж профессии учителя
То, что при этом островная область приобрела более высокий статус, понимают не только студенты. В создании университета неоценимы заслуги профессора, академика, ректора Бориса Мисикова. Интересы ученого далеко не ограничиваются чистой наукой и стенами альма-матер. Еще в начале 90-х годов он был депутатом Южно-Сахалинского городского Совета, в 1996 году избран депутатом областной Думы второго созыва. В 2001–2004 годах Борис Мисиков возглавлял Сахалинское региональное отделение партии "Единая Россия", входил в первую тройку дальневосточного партийного списка кандидатов в Государственную думу нынешнего созыва. Именно об общественной деятельности депутата областной Думы мы и беседуем:
– Я много занимаюсь чисто политической, партийной работой – конечно, в свободное время, ведь разных дел в университете хватает. Возможно, причина в том, что я привык, решая какую-нибудь научную, организационную проблему, рассматривать ситуацию системно. Трудно чего-то добиться, если выбираешь только один путь, а не пробуешь несколько вариантов.
– Политика дает вам широту обзора?
– Да, и способствует укреплению позиции университета тоже. Понимаете, в регионах, где сильны университетские традиции, не надо доказывать, что университет – это хорошо, это благо для области. Здесь пришлось доказывать необходимость его создания и развития на всех этапах.
– Как хорошо, что вам это удалось.
– Теперь уже привыкли, что университет есть. Все, в том числе и власть, забывают, что ему еще и помогать надо. Время прагматичное. В далеком 1990 году меня понял первый сахалинский губернатор Федоров, и мы объявили о намерении создать университет. Тогда и была организована рабочая группа.
– Это выглядело в те времена совершенной утопией.
– Но идея-то была правильной! Помню, Валентин Петрович рисовал какие-то картинки – университетской деревни, городка. Я считал, что надо опираться на реалии. Университет мы построили, причем на крайне недостаточной материальной базе.
Тогда звучало утопией, что на Сахалине нужен загородный университетский городок – кампус, теперь пора об этом задуматься всерьез, потому что появились и деньги, и возможности. Я прислушиваюсь к разговорам о том, например, как использовать впоследствии поселок в Пригородном (строителей завода СПГ – авт.).. А нельзя ли его преобразовать в кампус для студентов, нельзя ли там построить университетский городок? Я размышляю об этом, пока ни с кем не обсуждаю, но мы явно переросли себя, и надо искать перспективу.
Никто не сомневается, что для подготовки кадров, для закрепления их в регионе, для реального благосостояния сахалинцев нужно, чтобы молодежь могла здесь учиться. Не дистанционно, через компьютер, а естественным путем. Для воспитания высокообразованного специалиста нужны и международные контакты, и общение с настоящей профессурой. Студенческая среда – это так замечательно! Это же лучшая пора в человеческой жизни. И все это мы даем в нашем университете. Высшее образование – одно из важнейших социальных благ, которое мы стараемся обеспечить на Сахалине.
– Вы давно работаете в Сахалинском государственном университете?
– Всю сознательную жизнь. Уже тридцать лет в одном учреждении. Отвлекаюсь только на политику, депутатскую деятельность, партийные дела. Сейчас "Единая Россия" в нашей стране фактически партия власти. У нас в области вообще уникальная ситуация. В областной Думе большинство депутатов входят во фракцию "Единая Россия", у нас партийный губернатор, руководитель регионального отделения – главный федеральный инспектор. Собственно говоря, единороссам на Сахалине принадлежит вся власть. И поэтому все ее просчеты автоматически проецируются на партию "Единая Россия".
– Это накладывает особую ответственность.
– Да, предполагает и ответственность, и определенную тактику действий. Под флагом "Единой России" вершатся хорошие дела и в нашей области, и в стране. Но надо учиться держать удар.
– Ваша депутатская деятельность – это тоже политика?
– Можно сказать, я политик с опытом, но, думаю, несколько ограниченный, потому что всю политику вижу и воспринимаю через науку, ее судьбу, ее роль, через образование, проблемы студентов, молодежи. В областной Думе я представитель этого клана, и в этом вижу свою миссию. Но я искренне занимался строительством партии "Единая Россия" на Сахалине, помогал на выборах президенту Путину и убежден, что мы делали и делаем все стратегически правильно – при всех перегибах последних лет в законодательстве позиции страны явно укрепились.
– Значительно.
– Да, и Сахалинская область при всех наших проблемах, критике и спорах – это уже не та область, которая была пять-шесть лет назад или когда меня первый раз избрали депутатом. Вот вы интересуетесь бюджетом области в отношении образования на 2007 год. Так он в разы больше, чем несколько лет назад. Сейчас решаются такие вопросы, о которых совсем недавно и мечтать нельзя было.
Хотя жизнь постоянно ставит перед нами новые задачи. Я внимательно и с сочувствием отношусь к спору вокруг закрывающихся школ. Побывал в Пятиреченской школе, возможно, даже сыграл роль в ее судьбе.
Но проблема-то остается, все равно оптимизировать расходы надо. Демография – упрямая вещь. Поселки утрачивают перспективу, сельские школы пустеют, и с этим ничего не поделаешь. Сейчас рождаемость повышается, но это в крупных городах, там, где есть работа и можно интересно жить.
Я познакомился с опытом Томской области, ряда других регионов, они тоже сократили количество сельских школ. Сейчас назревает новый виток сокращений – но это уже тупик! Не надо забывать, что величайшим завоеванием просвещения на Руси были как раз сельские школы. Вообще для села школа – центр культуры. Не все измеряется деньгами. При этом факт, что подготовка ученика в малокомплектной сельской школе иногда в десятки раз дороже, чем в городской, а качество знаний в целом существенно ниже. Не думаю, что в сельской школе компьютер заменит учителя. Компьютер с пунктом дистанционного доступа – это здорово, это очень удобно, чтобы найти какую-то информацию. Но еще никто не стал образованным, обучаясь дистанционно. Сделать пункт доступа, обучить при помощи компьютера ребенка – это еще труднее, чем направить в село учителя. Контакт "человек – человек" более высокого уровня, чем "человек – машина", и это общеизвестно. Хотя в нашем институте переподготовки кадров уже серьезно экспериментируют с дистанционными курсами для сельских школ по отдельным предметам. А с учетом того, что в президентской программе предусмотрена компьютеризация сельских школ и она уже реально осуществляется, то возможности такие будут. Но еще раз повторю, что это ни в коем случае не упразднит учителя. И не снимет кадровые вопросы, а также проблему обеспечения жильем сельских учителей.
Я давно твержу своим коллегам по партии, не устаю всем доказывать, что следующим приоритетным национальным проектом должен стать проект, способствующий повышению роли учителя в российском обществе в широком смысле. Легко оснастить школы компьютерами, поднять престиж учителя значительно сложнее.
В партийной программе мы поставили на первое место такие понятия, как "сбережение человека". Это очень важно. Сбережение человека – один из первых пунктов партийной программы на 10 лет. Плюс борьба с коррупцией, инновационное развитие экономики. Все-таки на первом месте – сбережение человека.
– Борис Рамазанович, вернемся к вашей думской деятельности. В каких комитетах вы работаете?
– С самого начала в комитете по социальной политике. Через некоторое время я вошел в комитет по экономической политике и бюджету, там потребовалась моя помощь. При моей занятости иногда, бывает, пропускаю заседания, но участвую в разработке всех законов. Особенно важными считаю те, которые касаются мер социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это актуально для всех сахалинцев.
Когда принимали бюджет-2007, на фракции с партийных позиций внесли изменения к бюджету. Каждый из нас сумел дать несколько существенных поправок. Я позаботился о выделении средств на ремонт стадиона и библиотеки в Александровске-Сахалинском, на ремонт крыши школы в Лесогорске. На поддержку талантливых студентов и аспирантов заложено около 3,5 млн. рублей.
– Когда такое было?
– Какие-то деньги выделялись, но не в таком масштабе. Мы уже несколько лет через департамент социальной защиты населения администрации области помогаем нашим малообеспеченным студентам, причем солидно: до 10 –15 тыс. рублей в год. А здесь речь идет о другом – о поощрении отличников, победителей олимпиад, лучших участников самодеятельности, спортсменов, наших талантов. И, надеюсь, мне удастся сделать это традицией.
– Борис Рамазанович, а как вам молодежная политика нашей области?
– Во всяком случае, она есть и демонстрирует положительную динамику. Ребята участвуют в важных проектах. Мне с ними интересно работать, и я стараюсь им помогать – и как депутат, и как руководитель вуза.
– Вы чувствуете, что это отражается на атмосфере университета?
– Безусловно. Надо сказать, что студенческая жизнь очень оживилась в последние годы.
– В связи с чем?
– Появились возможности, и мы стали уделять гораздо больше внимания таким аспектам, как движение КВН, развитие разного рода творчества и спорта и общественных студенческих объединений.
– И все же хорошо, что есть управление молодежной политики?
– Одно время оно буквально генерировало идеи. Ценю этих ребят, они знают, что делают. Хотя иногда, конечно, очень увлекаются.
– Как свойственно молодости!
– Правильно. Например, я с удовольствием послал своих студентов, команду университета, в Дублин на футбол. Это был совместный проект управления молодежной политики и СахГУ. Они достойно выступили, но когда прикидываешь, сколько денег истрачено и что можно было бы сделать, не уезжая так далеко…
– Вы инвестируете будущее.
– Более того, так создаются легенды. Сахалинские студенты в Дублине – звучит? На всю жизнь у участников поездки останутся впечатления. Сейчас мы посылаем волейбольную команду на соревнования в Японию. Появились возможности, о которых совсем недавно даже не мечтали. Но надо реально подходить к делу и все же считать деньги.
– Как вы оцениваете бюджет-2007 с точки зрения проблем и реформ образования?
– Я голосовал за этот бюджет, я его поддерживаю и считаю, что суммы в образовании "достигли своего исторического максимума за период наблюдения". Так мы говорим в науке. Как член коллегии департамента образования могу сказать, что этих денег, плюс то, что получает департамент по национальному проекту, в общем достаточно для решения важнейших дел. Конечно, не все проблемы удастся решить сразу, не все школы отремонтировать и насытить компьютерами, но этот бюджет позволит все-таки осуществить многое.
– Благодаря областному бюджету!
– Да. Но вот чего не делает область и что не решено на федеральном уровне, еще раз повторяю, – поддержка учителя, особенно молодого.
– Но ведь так по всей стране. Что можно сделать?
– Можно разработать областную программу, региональный закон. В законе об образовании предусмотреть строки, которые касаются поддержки начинающих учителей. Подумайте, даже подъемные теперь не платят, северные надбавки молодым специалистам перестали выплачивать. Учитель приходит работать в школу на зарплату в 4 тыс. рублей.
– Вы знаете, какой процент ваших выпускников идет в школу?
– Знаю. Уже сейчас в наших школах более половины преподавателей – пенсионеры. Мы ежегодно выпускаем 600 учителей. В позапрошлом году в школы пришли 180 человек, в прошлом – 150, в нынешнем – меньше 80. Это катастрофические цифры! Но что можно сделать? Наши выпускники – это граждане страны, наши жители. Они мечтают о будущем, думают о том, как в этой жизни устроиться. Можно ли их осуждать, что они выбирают более высокооплачиваемую работу?
– Едва ли.
– А мы обязаны сделать так, чтобы они могли реализовать себя в школах, где так нужны. Привлечь туда молодые кадры можно только с помощью закона. Сахалинские депутаты все-таки внесли поправку в федеральный закон, чтобы вернуть выплату 50-процентных надбавок молодым специалистам. Законопроект поддержали наши коллеги из других регионов. Он даже дошел до Госдумы, и из Комитета по Северам, который возглавляет В. И. Пивненко, поступило приглашение приехать на защиту этого проекта. Поручили мне. Полетел, был назначен день слушаний. И что же? Правительство под предлогом, что проблему надо решать в комплексе, вынесло отрицательный отзыв, и Дума перенесла рассмотрение законопроекта на неопределенный срок. А у нас будет новый выпуск, и молодые специалисты не получат эти пять надбавок, на которые они раньше, как жители Сахалинской области, имели право. Впрочем, даже положительное решение этой проблемы не исправит ситуацию. Повышать зарплату молодому учителю нужно в разы, чтобы выйти на уровень средней зарплаты по нашей области. Учитель должен иметь возможность жить достойно и сознавать, что занимается важным, престижным делом – воспитанием наших детей и внуков! Необходимо, чтобы молодой учитель мог взять кредит под гарантию муниципалитета или областного правительства и начать строить жилье – в селе это не так дорого .
– Я думаю, в какой-то степени проблему решит программа "Жилье молодым".
– Нет, не решит, это городская программа.
– Как же, а в Троицком начали отводить участки...
– Разве только в Троицком учителя нужны? Туда из Южно-Сахалинска можно ездить. Учителя нужны в Арково, Мгачи, Лесогорске и Шахтерске – везде.
– Это очень острая социальная проблема, Борис Рамазанович, – престиж профессии учителя.
– Ее надо решать и уже можно решать.
– Решайте! Депутатам, как говорится, и карты в руки.
– К сожалению, не все мои коллеги-депутаты понимают важность этого. Многие из них представляют бизнес, они знают, как его поставить, чтобы развивался. А о школе кто думает? Отдавать же решение этой задачи нашим политическим оппонентам, по меньшей мере, безрассудно и недальновидно. Так что есть проблемы. Я понимаю, что на мне лежит большая ответственность за их решение. Вот такие задачи перед собой я и ставлю на будущий год.
Беседовала Ирина Шумихина
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |