12:15 09.01.2007 | Все новости раздела "Единая Россия"

Отечественный автопром не должен умереть

Мартин Шаккум: Отечественный автопром не должен умереть
Грядущее вступление России в вызвало большие споры в обществе. Далеко не все наши производители выиграют от этого процесса. Более того, противники вступления в ВТО утверждают, что конкуренция с мировым рынком окажется роковой для некоторых отраслей российской промышленности. В числе таких отраслей чаще всего называют , прибыль которого год за годом снижается.

Ситуацию в автопроме комментирует член Президиума Генерального Совета партии "Единая Россия" председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум:

- Присоединение России к ВТО будет означать усиление конкуренции на российском автомобильном рынке в связи со снижением импортных пошлин на зарубежные автомобили. Однако это произойдет не сразу. Устанавливается 7-летний переходный период, в течение которого пошлины будут снижены с 25 до 15%. Это и есть отпущенный нам срок, за время которого мы должны модернизировать отечественный автопром, сделать его конкурентоспособным. Приходится признать: отставание, которое нам предстоит преодолеть, очень значительно. К сожалению, оно накапливалось десятилетиями. Известен такой эпизод: во время одной из встреч на высшем уровне президент США Рональд Рейган подарил Михаилу Горбачеву новейший американский автомобиль. Сделано это было с глубоким смыслом: мол, посмотрите, где мы находимся в сфере высоких технологий, а где вы, и есть ли вам смысл пытаться с нами конкурировать?

Этот автомобиль привезли на АЗЛК в Москву, и тамошние специалисты долго пытались понять, как же он устроен. После этого Горбачев поставил задачу - сделать СССР "законодателем мод" в мировом автопроме, но вскоре о ней позабыл. И здесь невольно вспоминается другой всем известный советский государственный деятель, который в начале 30-х годов сказал примерно следующее: "Мы отстали от передовых стран Запада на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет - или нас сомнут". То же самое относится к российскому автопрому - только срок у нас еще меньше: 7 лет.

Приходится, к сожалению, слышать такие суждения: мол, ничего страшного не случится, если наш автопром не выдержит конкуренции и "отомрет". Потребителю от этого только станет лучше, он пересядет с убогих "Жигулей" на сверкающие всеми красками научно-технического прогресса "Форды" и "Тойоты". Приводят в пример Бельгию, которая не производит автомобилей и прекрасно живет. При этом как-то забывают, что население нашей страны состоит не только из потребителей автомобилей, в ней живут и работники автопрома и смежных отраслей общей численностью более 4 млн. человек. Кроме того, автопром имеет важнейшее оборонное значение, а потому предложения "закрыть" его находятся где-то на грани непродуманности и безразличия к интересам национальной безопасности. Ко всему прочему, мне не известно ни одно государство мира, которое, обладая какой-либо высокотехнологичной отраслью, вдруг просто так от нее отказалась. Что до Бельгии, то в этой стране автомобилей никогда и не производилось, в то время как Россия была и остается крупной автомобильной державой. И государство обязано - в рамках системной промышленной политики - сделать все от него зависящее, чтобы сохранить и модернизировать отрасль.

Надо сказать, что сделано в этом направлении уже немало. Удалось закрыть российский рынок от зарубежного "автохлама", введя высокие пошлины на ввоз иномарок старше 7 лет. Эта мера вызвала неоднозначную реакцию среди автолюбителей, но без нее развитие отечественного автопрома невозможно. Существует и другая проблема. Сегодня 52% всего российского автопарка имеет срок службы более 10 лет. Нередко автомобили эксплуатируются 30 лет и более. Подобная техника - источник повышенного загрязнения окружающей среды, она просто опасна в эксплуатации. Необходимы государственные программы по выкупу у населения старых автомобилей и изъятию их с рынка. Это будет стимулировать спрос на новую технику.

В то же время постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. предусматривается беспошлинный ввоз технологического оборудования, предназначенного для реализации инвестиционных проектов, аналоги которого не производятся в России. Эта мера призвана способствовать техническому перевооружению отечественного автопрома.

Теперь о перспективах отрасли. Около 5 лет назад правительство приняло концепцию развития отечественного автопрома. Со своей стороны Государственная Дума неоднократно проводила парламентские слушания и круглые столы, посвященные этой проблеме. Эти мероприятия вызывали огромный интерес: в них участвовали руководители крупнейших автомобилестроительных предприятий, ученые, эксперты, региональные руководители. Последний раз такие слушания прошли в апреле этого года. На них были выработаны практические рекомендации и направлены в правительство.

В этих рекомендациях отмечается, что на сегодняшний день главная задача государства - оказать содействие разработке прогрессивных технологий для автомобильной техники нового поколения. Для этого необходимо разработать и утвердить соответствующую подпрограмму в рамках ФЦП "Национальная технологическая база". Уже сегодня из федерального бюджета финансируется проект по разработке и освоению серийного производства дизельных двигателей, производимых на Заволжском моторном заводе. Общий объем финансирования - 390, 51 млн. рублей.

Создается Национальный научный центр автомобилестроения, который будет осуществлять разработку фундаментальных и прикладных технологий, направленных на создание новых видов автомобилей и повышение конкурентоспособности отрасли.

Дополнительных мер государственной поддержки требует и стимулирование экспорта отечественных автомобилей. Сегодня российский автопром продолжает активно экспортировать автомобили. Объем нашего экспорта составляет около 150 тысяч автомобилей и машинокомплектов. В федеральном бюджете выделяются деньги на поддержку экспорта, в форме государственных гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам для финансирования выполнения экспортных контрактов. Но пока еще не отработана до конца нормативная база, что не позволяет в полном объеме использовать выделяемые средства. Тем не менее, по результатам 2005 года по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, получили компенсацию 14 предприятий-экспортеров, в том числе "КАМАЗ".

Важной мерой, способствующей повышению конкурентоспособности отечественного автопрома, является разработка технических регламентов в рамках принятого 27 декабря 2002 года Федерального закона № 184-ФЗ "О техническом регулировании". В настоящее время в правительстве разрабатываются 80 современных технических регламентов, в том числе "О требованиях к конструктивной безопасности автотранспортных средств", "О безопасности автотранспортных средств", "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам".

Очень многое зависит от качества менеджмента. Как известно, год назад АвтоВАЗ перешел под контроль ФГУП "Рособоронэкспорт". Недавно была окончательно утверждена схема управления предприятием, определены планы на будущее, хотя стратегический план развития пока не утвержден. Разрабатываются схемы реструктуризации производства, сокращения издержек, без нанесения ущерба социальной сфере.

Основное направление повышения конкурентоспособности предприятия - это реализация совместных проектов с иностранными партнерами. Это позволит перенять высокие технологии, повысить культуру производства. В частности, определен партнер при производстве автомобиля класса "С" - им стала канадская компания "Магна". Скорее всего, новый автомобиль будет оснащен двигателем стандарта "Евро-4" совместного российско-австрийско-американского производства.

Из собственно российских моделей планируется выпуск двух новых машин - "Лада Калина" и "Лада Приора". В 2007 году буде выпущено 120 тыс. машин "Лада Калина" и 70 тысяч - "Лада Приора". Конечно, по мировым стандартам это далеко не "автомобиль будущего", однако на российском рынке он может оказаться конкурентоспособным. Вообще же с учетом состояния наших дорог и платежеспособного спроса населения потребность в отечественном недорогом "народном автомобиле" сохраняется. Ведь далеко не во всех населенных пунктах России имеются условия для ремонта и техобслуживания иномарок.

Что касается промышленной сборки иномарок, то правительство уделяет большое внимание ее развитию. Так, совместным приказом МЭРТ, Минпромэнерго и Минфина от 15 апреля 2005 года утвержден порядок, определяющий понятие "промышленная сборка" моторных средств и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию России комплектующих. Уже подписано 9 инвестиционных проектов по сборочному производству легковых автомобилей. Но все же основным направлением развития автопрома я считаю не промышленную сборку, а производство собственно российских автомобилей и реализацию совместных проектов с зарубежными партнерами.

Уверен, что перспективы у отечественного автопрома, безусловно, есть. При соответствующей господдержке отрасль сможет конкурировать и на мировом рынке.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме