15:00 29.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Процесс укрепления России необратим

Константин Косачев: Процесс укрепления России необратим
Член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев:

- Уходящий год был для России весьма насыщенным на внешнеполитические события. Хотя так можно сказать, наверное, про каждый год наступившего века. Ибо последнее пятилетие характеризуется устойчивым укреплением международных позиций страны и весьма интенсивной реакцией на этот процесс со стороны основных мировых сил, а также наших соседей. Я бы сказал: не все партнеры России по межгосударственному диалогу смогли спокойно пережить факт усиления нашей страны. Наша задача на ближайшее будущее – убедить всех, что процесс укрепления России необратим, и вместо попыток препятствовать ему, разумнее научиться жить с этой новой реальностью.

Для России главным событием в уходящем году стало, на мой взгляд, председательство в авторитетных международных форумах – "Большой Восьмерке" и Совете Европы, а также в Организации Черноморского экономического сотрудничества и в Арктическом совете, которые, возможно, менее на слуху, но весьма значимы для России. Так что год получился особенный, так сказать, "председательский".

В этой связи насыщенным получился и календарь саммитов, равно как и их продуктивность. Хотелось бы выделить, помимо главной встречи лидеров восьми ведущих стран мира в Петербурге, также саммит СНГ в Минске, наши встречи с лидерами Евросоюза – в Сочи, в Хельсинки и неформальную встречу Президента России с руководителями ЕС в Лахти, важный саммит АТЭС в Ханое и многие другие встречи в многостороннем и двустороннем форматах.

Существенное влияние на международную обстановку оказали и другие события, которые, возможно, не затрагивали Россию напрямую (хотя ее растущая роль в мире делает большинство событий на планете предметом ее неизбежного внимания и интереса), но которые, безусловно, заслуживают упоминания в данном контексте. Вспомним, в частности, военную операцию Израиля в Ливане, которая сильно изменила ситуацию на Ближнем Востоке, причем изменила явно к худшему. Прежде всего – для самого Израиля, который навредил себе и тем, что начал эту войну, и тем, что ее, по сути, проиграл.

Этим он ухудшил также позиции США в регионе, которые традиционно поддерживают Тель-Авив, и дал немало оснований тем своим критикам в исламском мире, которые заявляют об агрессивной сущности Израиля. Мы можем осуждать – и осуждаем – нарочито эпатажные выпады президента Ирана в адрес Израиля, предрекающие исчезновение этого государства в скором будущем, но должны трезво оценивать, что они ложатся на подготовленную почву и соответствуют определенному запросу, зреющему в исламском мире. Это не может не вызывать тревоги.

Заслуживают внимания также итоги парламентских выборов в США, в результате которых республиканцы потеряли контроль над обеими палатами Конгресса. Отставка "ястреба" Д.Рамсфелда – лишь самое очевидное из последствий этого события, но явно не самое главное и не самое последнее.

Нельзя не упомянуть также стремительное "полевение" Латинской Америки после знаковых выборов в 2006 году. Это лишний повод задуматься об особенностях текущих глобальных процессов, и это, вне всякого сомнения, шанс построить новые основы для наших отношений со странами региона, которые не хотят мириться со вторыми ролями в мире и на континенте, оставаться в безнадежной тени последней сверхдержавы.

2006 год стал также годом "политических смертей". Мир простился в минувшем году – с разными чувствами, конечно, хотя смерть всегда трагедия и скорбь – с экс-лидером Югославии С.Милошевичем, бывшим диктатором Чили Пиночетом и совсем недавно – с Президентом Туркмении С.Ниязовым. Каждая из этих столь разных личностей по-своему играла роль, выходящую далеко за рамки своих государств, и после их ухода осталось, скорее, больше вопросов, чем ответов именно в контексте международной политики.

К числу удач для России и ее внешнеполитических ведомств я отнес бы завершение уже упоминавшихся председательств в международных структурах. Если вспоминать, как нагнеталась обстановка накануне и в период российского председательства в той же "восьмерке", можно понять, что эта удача отнюдь не была легкой или запрограммированной. Тем не менее, саммит лидеров стран G-8 безусловно, удался, и в этом огромная заслуга его российских организаторов. Как депутат Госдумы особо отметил бы также последовавший за петербургской встречей саммит руководителей парламентов стран "восьмерки", который придал необходимую законодательную привязку инициативам политических лидеров.

Успехом я назвал бы подписание протокола с США о присоединении России к ВТО. Это – нерядовое событие. Мы помним, какие длительные и сложные переговоры предшествовали подписанию соглашения, а также сколь жестко реагировали в последнее время политические элиты США на все, что связано с Россией. Думаю, прорыв в этом вопросе – прежде всего личная заслуга двух президентов – Д.Буша и В.В.Путина, и это хотелось бы отметить особо.

Большой удачей России, и ее дипломатическим успехом, считаю идею о создании международных центров по обогащению урана под контролем Международного агентства по атомной энергии. Несмотря на то, что эта идея, адресованная прежде всего Ирану, не нашла должной поддержки у руководства этой страны (о чем можно только искренне сожалеть), она получила одобрение европейских партнеров России и даже США, занимающих, как известно, весьма жесткую позицию по вопросу иранской ядерной программы. Проект по своему значению и потенциалу выходит далеко за рамки одного лишь иранского вопроса. Это универсальная модель, которая позволила бы обеспечить развивающимся странам доступ к современным технологиям в самой проблемной отрасли нового века – энергетике, не нарушая при этом режим нераспространения. Очевидно, нам нужно приложить все усилия к тому, чтобы первая неудача, вызванная, прежде всего неоправданным, на мой взгляд, упорством иранского руководства, не стала фатальной для столь перспективной и многообещающей идеи.

Еще одним успехом, значение которого выходит далеко за рамки сути самого события, я бы назвал отличную работу нашего мостостроительного отряда в Ливане. Мне кажется, строители сделали в дипломатическом плане для нашей страны больше, чем многие переговоры или консультации. На Востоке это ценят, и, прежде всего – простые люди. Не имея статуса миротворческих сил, наши ребята были миротворцами в самом лучшем смысле этого слова.

Говоря о неудачах, я отметил бы не столько событие, сколько явление международной политики, которое имеет прямое отношение к России. К сожалению, приходится признать, что мы так и не смогли добиться исправления в целом негативного имиджа страны в мире и в Европе в частности. Можно говорить о предвзятом, а подчас - откровенно агрессивном отношении к нам со стороны тех или иных "доброжелателей" в Европе или в США, о целевых медиа-кампаниях, о двойных стандартах при освещении внутриполитической ситуации в разных странах и многом другом, что действительно имеет место и отрицательно сказывается на образе России в зарубежных СМИ и в общественном сознании других стран. Но, тем не менее – это реальность, с которой приходится считаться, планируя те или иные внешнеполитические действия, которая требует дополнительных усилий по "преодолению агрессивной среды" для реализации наших целей на международной арене.

Безусловно, далеко не все у нас идеально в стране, и анализ ситуации, данный Президентом в ежегодном послании Федеральному собранию, – убедительное свидетельство этому, как и подтверждение тому факту, что руководство страны проблемы видит. Но наивно полагать, что давление на Россию, подчас переходящее рамки разумного и приличного, будет якобы способствовать демократическому процессу. На деле оно лишь укрепляет внутриполитические позиции "ура-патриотов" и сторонников авторитарных и "изоляционистских" путей развития России. Которые только ищут поводов для сворачивания сотрудничества с Западом, подтверждения злого умысла в его действиях. Необоснованные нападки на Россию, откровенные оскорбления в адрес ее Президента со стороны европейских и американских политиков и СМИ – это готовая предвыборная платформа для псевдопатритических реваншистов в России.

В этом смысле относительно неудачным в целом год был для наших отношений с Евросоюзом и США. Хотя договоренности с ЕС по облегчению визовых режимов и с США по ВТО показывают, что наша линия на спокойную и конструктивную работу вопреки действиям противников сближения и с той, и с другой стороны приносит плоды. А это главное. Нужно лишь не поддаваться на провокации и истерики, а, действовать по принципу: "делай что должно, и будь что будет".

Неудачей считаю и то, что не было найдено решений для вступления в силу адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), ратификацию которого страны Запада необоснованно, но вполне сознательно увязывают с выполнением российской стороной так называемых стамбульских обязательств. Учитывая то, что все реально и фактически взятые на себя в Стамбуле в 1999 году обязательства Россия выполнила, считаю эту позицию наших партнеров по Договору безответственной. Ибо мы упускаем шанс создать в Европе действующий механизм ограничения обычных вооружений и контроля за ситуацией в этой сфере в будущем. Складывается ощущение, что это нужно одной России. Похожая ситуация, к сожалению, сложилась и в других разоруженческих вопросах, и на это справедливо обратил внимание Президент России в уходящем году.

С будущим годом мы можем связывать определенные надежды на то, что, в первую очередь, все же будут преодолены последствия тех негативных моментов, которые имели место в уходящем году. Нормализация отношений с Украиной, Молдавией, тот конструктив, который имелся в наших отношениях с ЕС и США показывает, что основания для оптимизма есть. Наша задача – сделать все возможное, чтобы были реализованы положительные сценарии развития отношений России с основными центрами силы современного мира. Хотя, к сожалению, не все здесь зависит от нас.

В частности, все же не от нас зависит, будут ли преобладать при формировании политики ЕС на российском направлении силы, настроенные на конфронтацию или на здравый смысл. Ведь альтернатива видится именно такой, ибо антироссийские силы в Европе являются по своей сути и антиевропейскими и противоречащими как объективным интересам сторон, так и элементарному здравому смыслу.

Хотелось бы выйти на новый уровень взаимопонимания с США, учитывая тот массив глобальных проблем и вызовов, которые все больше затрагивают как обе наши страны, так и международное сообщество в целом. Россия, показав себя в высшей степени надежным и эффективным партнером в многостороннем сотрудничестве по основным темам современной международной политики (иранская и северокорейская ядерные программы, ближневосточное урегулирование и многие другие), будет еще больше востребована в этом качестве и в наступающем году. Нам нужно выходить на эти форумы во всеоружии – с продуманными и работающими концепциями, которые бы нашли поддержу международного сообщества. Это амбициозная, но посильная задача для нашей дипломатии.

Надеюсь также, что в 2007 году удастся выйти на подписание нового договора с Евросоюзом на смену истекающему в ноябре Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Но и здесь нас ждет отнюдь не простой путь. У которого, к тому же, есть открытые противники. Из-за внутренних противоречий Евросоюз не смог даже согласовать мандат на переговоры с Россией по данному вопросу. Вряд ли ситуация станет проще в будущем году. Но все же мой прогноз осторожно-положительный: думается, потенциал наших взаимных интересов с Евросоюзом диктует необходимость создания соответствующего формата отношений. От банального "мирного сосуществования" пора переходить к реальному партнерству.

Могу предположить, что в наступающем году будут предприняты активные попытки форсировать решение косовской проблемы. Но мы, в отличие от наших европейских и американских партнеров не считаем стремительную суверенизацию Косово в ущерб интересам и позиции Сербии оптимальным выходом из этой ситуации. Мы по-прежнему считаем также, что выход части государства из состава целого и против его воли неизбежно будет иметь прецедентный характер независимо от того, будет ли кто-то признавать его таковым или нет. А, значит, новые проблемы с непризнанными государствами и стремящимися к независимости территориями не только на постсоветском пространстве нам гарантированы. Лучше "семь раз отмерить" в Косово, чем получить десяток таких Косово по всему миру.

К сожалению, также пока не вижу реальных предпосылок к тому, чтобы были найдены пути эффективного решения ядерных проблем Ирана и Северной Кореи. Успехом будет, если ситуация хотя бы не ухудшится. Ведь в этом году мы уже имели ядерные испытания в КНДР и активное развитие Ираном своей ядерной программы на грани разрыва переговорных отношений.

Но, как бы ни продвигался переговорный процесс в обоих случаях, предпосылок остановить развитие национальных ядерных программ в отдельных странах и взлом режима нераспространения ядерного оружия не будет, если страны будут чувствовать постоянную угрозу своему суверенитету и государственным интересам от ведущих держав мира. Вывод, который могли сделать многие из войны в Ираке: на эту страну напали не потому, что она имела оружие массового уничтожения, а потому, что она его не имела, т.е. не могла себя эффективно защищать. Такая ситуация, конечно же, никак не может стимулировать отказ государств от разработок собственных ядерных программ.

Кроме того, включение в национальные военные доктрины положений о возможности превентивных ударов и применения ядерного оружия, снижение порога допустимости его применения, в том числе вследствие разработки ядерных вооружений малой мощности – все это убеждает другие государства: раз это могут другие, значит это можем и мы. Почему бы, к примеру, в такой ситуации Пакистану, Израилю, Японии не обладать своим ядерным оружием? От обладания же лишь один шаг к применению. Искать пути предотвращения дальнейшего расползания ОМУ по миру нужно не на путях угроз, санкций и тем более прямых агрессий, а исключительно в выработке единых подходом мирового сообщества к этим вопросам.

Жду подвижек от реформы ООН, она уже постепенно начинается и, разумеется, будет продолжена. Как представляется, нам удалось в уходящем году предотвратить попытки понизить роль ООН в международном процессе, утвердив отсутствие альтернативы Объединенным Нациям в качестве универсального механизма согласования воли отдельных государств по основным проблемам международной жизни.

Задача теперь - не только сохранить ООН, но и сделать ее более эффективной, в том числе – путем серьезных, но корректных реформ. Ибо реформирования во имя ослабления допустить нельзя, как нельзя "утопить" в реформах статус. Тот факт, что сейчас отдельные страны и организации подчас игнорируют мнение ООН даже при осуществлении столь серьезных актов, как военные операции против суверенных государств, отнюдь не означает, что это норма, которую стоит кодифицировать. Напротив: это отклонение от нормы, которое должно получить соответствующую оценку, какие бы реформы ни были проведены. Если этого не произойдет, порог допустимого в мире еще более понизится, а это противоречит назначению и миссии ООН. У России сегодня, считаю, есть реальный шанс сохранить и укрепить свой статус одной из основных держав - теперь уже не только основателей, но и реформаторов ООН.

Что касается избрания министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Пан Ги Муна на пост Генерального секретаря ООН, то, как известно, Россия поддержала его кандидатуру и, соответственно, считает ее вполне подходящей (даже если не идеальной) для решения стоящих перед организацией задач. Но вопрос не столько в том, насколько изменится политика самой ООН. Ведь ООН, по большому счету, - производная от воли государств - ее членов. И решающее слово за ними. Нам очень хотелось бы, чтобы все государства – члены ООН, и, прежде всего – постоянные члены Совета Безопасности ООН осознали свою ответственность за судьбу организации и приложили максимум усилий для того, чтобы сохранить статус ООН в новом тысячелетии как универсального, эффективного и обновленного инструмента международного сотрудничества и решения актуальных международных проблем.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме