13:00 28.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Россия планомерно строит профессиональную армию и флот

Виктор Заварзин: Россия планомерно строит профессиональную армию и флот
Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин:

- В 2006 году, как и в 2005, основной целью деятельности Комитета было законодательное обеспечение решения задач в военной сфере, поставленных Президентом Российской Федерации - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В первую очередь это задачи, вытекающие из майского Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В нем Владимир Владимирович Путин детально очертил весь комплекс мероприятий, которые должны решить Вооруженные Силы, а Федеральное Собрание обеспечить своевременную и качественную законодательную поддержку.

К ним относится финансовое обеспечение деятельности Вооруженных Сил и их оснащение современным вооружением. Эту задачу мы решаем в рамках федерального бюджета. Всего на оборонные расходы в 2007 году выделено более восьмисот восьмидесяти миллиардов рублей. Это на 146 млрд. рублей, или на 20% больше текущего года.

Другое направление нашей работы связано с совершенствованием действующих законов военного пакета. Основные цели этой крайне сложной работы две. Первая - приведение законов в соответствие к реалиям, задачам и потребностям времени. Вторая - совершенствование нормативной правовой базы в направлении, обеспечивающем наиболее благоприятные условия для решения Вооруженными Силами современных и перспективных задач.

С этой целью в 2006 году состоялось 45 заседаний Комитета. Рассмотрено более 300 вопросов по законопроектам, и около двухсот - по другим вопросам, которые прямо или косвенно касаются военной сферы. 15 законов уже подписаны Президентом Российской Федерации. Замечу, что ни один из законопроектов, которые сопровождал Комитет по обороне не был отклонен Президентом. Как и в предыдущие два года. Сейчас более 30-и законопроектов находятся в различных стадиях рассмотрения Государственной Думой, или подготовки к рассмотрению.

Нам удалось переломить ситуацию и добиться от Правительства индексации в несколько этапов денежного содержания военнослужащих и военных пенсий. В этом году проведена индексация на 15%. В 2007-м предусмотрены еще две индексации, а в 2008 году, как минимум, одна. В итоге, к концу 2008 года реальное материальное положение военнослужащих и военных пенсионеров должно увеличиться не менее чем в полтора раза. Безусловно, если инфляция не превысит расчетную, мы будем настаивать на дополнительной индексации. Надо отметить и увеличение доплаты научно-педагогическим работникам высших военных учебных заведений за ученые степени: - кандидатам наук с 900 до 3000 рублей; - докторам - с 1500 руб. до 7000 тыс. рублей.

Кроме того, увеличены на 40% должностные оклады доцентам и на 60% профессорам военных вузов. Безусловно, это положительно скажется, как на продуктивности научно-преподавательской деятельности, так и на притоке из войск в военные учебные заведения.

По нашей инициативе законом снято ограничение в 1000 рублей по выплате заработной платы привлекаемым на военные сборы или на проведение призыва гражданам. Сейчас Минобороны выплачивает им среднюю зарплату по месту работы. Причем с учетом районных коэффициентов и различных надбавок.

К сожалению, длительное время актуальной остается проблема жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей. В майском Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию поставлена задача к 2010 году "закрыть" проблему обеспечения постоянным жильем, а к 2012 году завершить формирование служебного жилищного фонда!

Этот вопрос решается по четырем направлениям.

Первое. Через закон о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. В соответствии с ним каждому участнику этой системы, а это военнослужащие, которые заключили контракт после 1 января 2005 года, выделяется на персональный счет определенная сумма средств.

Второе. Создание в гарнизонах фонда служебного жилья.

Третье. Военнослужащие, которые заключили контракт до 1 января 2005 года обеспечиваются постоянным жильем, которое им предоставляет Минобороны.
Кроме того, военнослужащие могут покупать квартиры за счет выдаваемых им государственных жилищных сертификатов.

Задача выполнимая, если будет обеспечено соответствующее финансирование. В проекте бюджета на 2007 год были заложены объемы финансирования ниже потребных.
Далее путем внесения поправок в проект бюджета 2007 года нам удалось решить следующее:
- увеличить на 2,7 млрд. рублей расходы на строительство жилья;
- с 44,3 тысяч рублей до 82,7 тысяч рублей увеличить размер накопления на именном накопительном счете каждого участника накопительно-ипотечной системы.
Так же по инициативе Комитета постановлением Государственной Думы поручено Правительству направить в 2007 году часть дополнительных доходов на строительство служебного жилья.

И еще один, я бы сказал, кардинальный прорыв в жилищном обеспечении - Президентская программа 15 плюс 15. Дополнительно выделены сверх бюджета в 2006 15 млрд. рублей, и 15 млрд. рублей на 2007 год для финансирования жилищного обеспечения в пяти наиболее проблемных по стоимости жилья регионах - Московская, Ленинградская и Калининградская области, а также Москва и Санкт-Петербург. Мы полагаем, что в результате всех этих мероприятий Минобороны в 2007 году введет не менее 27 тыс. квартир. Сейчас прорабатывается вопрос об увеличении в 2007 году ввода жилья еще, примерно, на 5-6 тысяч квартир.

В предыдущие годы принят ряд законов по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, а также муниципалитетами. Это разделение коснулось и военной сферы. В том числе организации призыва на военную службу и мобилизации. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) исключены из категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва.

Установлены категории лиц, которые при увольнении с военной службы не попадают ни в запас, ни в отставку (иностранные граждане, лица, уволенные с военной службы в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы и т.п.).

Сокращен срок службы по призыву и упразднены в связи с этим отдельные отсрочки от призыва. В части организации призыва Комитет фактически завершил внесение изменений в законодательство.

А по вопросам мобилизации нам предстоит еще поработать, чтобы в ближайшее время, исключить возможные разночтения и противоречия законов, а также устранить имеющие место нормативные пробелы.

Не могу обойти и такой важнейший из области прав человека вопрос, как привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности с содержанием на гауптвахте. Принят блок разработанных, так сказать, "под крылом" Комитета по обороне, законов, в соответствии с которыми этот вид наказания теперь возможен только решением суда. Таким образом, в отношении военнослужащих Россия выполнила Конвенцию о правах и свободах человека.

Остановлюсь на изменениях в системе подготовки офицерских кадров.

Первое. Оптимизировано под реальные потребности войск количество военных кафедр в гражданских высших учебных заведениях. По выпуску студентам этих кафедр будет присваиваться первичное воинское звание. Мы законодательно установили, что они не будут призываться на военную службу, в качестве, "двухгодичников", а будут числится в мобилизационном резерве. Конечно, они периодически будут проходить военные сборы, в том числе и для переучивания на новое вооружение.

Второе. Создали в гражданских высших учебных заведениях военные учебные центры. Их будет 33. Студенты, обучающиеся в этих центрах, а это в основном наукоемкие специальности технического и гуманитарного профиля, с началом обучения будут заключать контракты о прохождении военной службы в течение не менее 3-х лет сразу же после выпуска. За счет средств Минобороны им будет выплачиваться повышенная стипендия.

Третье. Законом отменено, за исключением отдельных случаев, прикомандирование офицеров к органам власти, как федерального, так и субъектного уровней. Законодательно повышена ответственность военнослужащих, в том и числе материальная. Например, если курсант военного учебного заведения отчислен по неуспеваемости, или по не желанию учиться или заключить контракт для прохождения службы на офицерских должностях, с него будет удерживаться часть средств, затраченных на его военную подготовку. Это же касается и офицеров, не выполняющих условия контракта, или досрочно их разорвавших.

Такие изменения в законы своего рода фильтры, отсеивающие тех кто, как говорят случайно, не взвесив все "за" и "против" пожелает в качестве профессии выбрать военную службу. Кроме того, это барьер для молодых людей и их родителей, которые решили использовать военные ВУЗы для бесплатного получения высшего образования, причем очень высокого качества. А по его окончании сразу уволиться. Попутно скажу, что в гражданской сфере на выпускников военных вузов очень высокий спрос, особенно по сложным и наукоемким техническим специальностям.

Теперь о законодательной работе в части комплектования войск.

Усложнение военной техники требует и высокой квалификации военнослужащих, особенно рядового звена. По значительной части военных специальностей качественно решить этот вопрос за счет только призывного контингента уже практически невозможно. В связи с этим продолжается последовательный перевод войсковых частей и соединений на смешанный способ комплектования (по контракту и призыву).

Нормативный правовой базис этой работы - федеральная целевая программа перевода соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования. Если в начале ее реализации основу программы составляло лишь денежное и жилищное обеспечение военнослужащих-контрактников, то сейчас мы постепенно переходим на более масштабный, я бы сказал, развернутый, вариант.

Продолжая совершенствовать материальное и жилищное обеспечение военнослужащих контрактников, необходимо одновременно развивать и всю инфраструктуру базирования войсковых частей. В первую очередь это парковые, и технические зоны, а также оборудованные современной мишенной и имитационной обстановкой стрельбища и полигоны. В социальной сфере, это гарнизонные спортивные площадки и залы, школы, детские садики, магазины с полным ассортиментом товаров повседневного спроса, а также другие объекты. Перед нами стоит задача создать такие условия, которые кроме поддержания и совершенствования профессиональной подготовки обеспечивают в пределах части весь набор услуг и культурно-массового досуга. А это не что иное, как обеспечение привлекательности военной службы не только для военнослужащих-контрактников, но и для их семей. В том числе это будет способствовать решению одной из ключевых задач комплектования – сократить текучесть кадров, а значит сэкономить средства.

В контексте мероприятий перехода на контракт спланирован на будущий год комплекс мероприятий по комплектованию должностей сержантов и старшин только военнослужащими-контрактниками. Это положительно скажется не только на дисциплине в казармах и качестве воспитательной работы за счет хорошо подготовленных сержантов, не только как наставников, но и как специалистов.

В связи с переходом на контрактный способ комплектования с 1 января 2008 года вводится одногодичный срок службы по призыву. 2007 год будет переходным - полтора года службы.

Чтоб создать нормативно правовую базу для этого перехода нам пришлось очень много поработать над блоком из четырех законов. Причем это законы не из разряда текущих. Я бы назвал их прорывными в области законодательного обеспечения военного строительства.

В связи с сокращением срока службы требуется ежегодно удвоить призывной контингент. Учитывая сложную демографическую ситуацию, выход из нее единственный. Частично сократить, частично модернизировать ряд отсрочек и освобождений от военной службы. У нас за полтора десятилетия их набралось около двух с половиной десятков. Часть из них были введены на популистской волне демократизации первых лет суверенной России. И эту задачу мы решили, причем без материального и социального ущерба. К рассмотрению каждой отсрочки, или освобождения подошли очень скрупулезно.

Ряд отмененных отсрочек, в первую очередь касающихся семейных призывников, мы планируем компенсировать денежными выплатами. Причем их размеры зависят от состава семьи.

Кроме того, предусмотрели для таких военнослужащих прохождение службы максимально близко к месту проживания семьи, а также предоставление дополнительных отпусков и увольнительных в свободное от службы время. Главное, что мы не затронули отсрочки для школьников, учащихся средних профессиональных училищ, студентов и адъюнктов. Причем нашли такой подход, что каждый может выбрать удобный для себя вариант, если отсрочка на первоначальное обучение закончилась.

На согласовании в Правительстве находится законопроект, предполагающий внесение изменений в пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе приведение порядка исчисления военнослужащим пенсий по инвалидности, надбавок и повышений к ним в соответствие с порядком, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также установление права на получение накопительной части трудовой пенсии, тем военными пенсионерами, которые после увольнения с военной службы продолжают трудовую деятельность.

Мы готовим к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроект, в соответствии с которым женам военнослужащих и членам их семей, которые, по условиям дислокации гарнизонов, не имели возможности трудоустроиться, будет засчитываться страховой стаж на время проживания в таких местностях.

Мы внесли в закон о военно-техническом сотрудничестве ряд дополнений, которые расширяют и упрощают не только возможности России в этой области международного сотрудничества, но и ее партнеров на международных рынках вооружений.

Динамика развития военно-политической обстановки, сложившаяся система угроз Российской Федерации, анализ тенденций изменения характера вооруженной борьбы свидетельствуют о том, что на обозримую перспективу военная организация государства в целом, и Вооруженные Силы, в частности, по-прежнему остаются одним из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов.

Сегодня социально-политические и финансово-экономические возможности государства позволяют нам осуществлять планомерное, последовательное и эффективное военное строительство на основе принципа комплексного использования сил и средств обеспечения обороны и безопасности государства.

В 2006 году основные усилия в строительстве Вооруженных Сил были сосредоточены на сохранении необходимого потенциала стратегических ядерных сил, наращивании боевых возможностей соединений и частей постоянной боевой готовности, совершенствовании системы управления группировками войск (сил) на стратегических направлениях, а также продолжению оптимизации состава и численности Вооруженных Сил.

Завершено приведение Вооруженные Силы к трехвидовой структуре: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-Морской Флот. По существу реализован принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы - суша, воздух-космос, море. Такая структура соответствует требованиям времени и обеспечивает эффективное взаимодействие всех компонентов Вооруженных Сил, упрощает систему управления войсками и оружием.

Задачи ближайшей перспективы – совершенствование возможностей группировок войск и сил на стратегических направлениях.

На 2007 год запланированы мероприятия по продолжению формирования самодостаточных группировок войск и сил постоянной готовности на стратегических направлениях и наращиванию их мобильности. В первую очередь это касается истребительной и армейской авиации, противовоздушной обороны, средств навигации, разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. Новые образцы вооружения и техники, которые призваны стать основой системы вооружения Армии и Флота на период до 2020 года, в целом не только разработаны, но и большей частью уже приняты на вооружение. А созданный в предыдущие годы научно-технический задел позволит нам, начиная со следующего года перераспределить акцент с разработки на закупку нового вооружения, или его модернизацию.

Причем в войсковые части будут поставляться не разрозненные и единичные образцы, образно говоря, по пословице "всем сестрам по серьгам", а комплектно: повзводно, поротно, побатальонно. И так до полка (дивизии), включительно.

К 2016 году планируется завершить комплектное оснащение около двухсот соединений и воинских частей. А еще раньше, - к 2011 году в составе войск и сил постоянной готовности будет более 600 соединений и воинских частей.

Резюмируя сказанное, хотел бы отметить, что Россия планомерно строит сильные, профессиональные и хорошо вооруженные Армию и Флот для мирного и благополучного развития государства. Российские Вооруженные Силы должны быть способны защитить Российскую Федерацию и ее союзников, эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других государств.

В рамках ассигнований по разделу "Национальная оборона" предусмотрено финансирование расходов, связанных с решением ключевых вопросов развития Вооруженных Сил: повышение оснащенности СЯС и сил общего назначения; перевод ряда соединений и воинских частей на контрактную основу комплектования; перевод Вооруженных Сил, других войск к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового и технического обеспечения; централизация системы заказов однотипной продукции, воинских перевозок, подготовки в вузах и учебных частях Министерства обороны Российской Федерации офицеров и младших командиров для других силовых структур; обеспечение военнослужащих жильем.

На финансирование расходов по разделу "Национальная оборона" предусмотрено 726,1 млрд. рублей, что составляет 2,63 % от объема ВВП и больше по сравнению с утвержденным объемом финансирования на 2006 год на 155 млн. рублей (на 23,3 % в номинальном выражении и на 14 % в реальном выражении с учетом инфляции). Доля финансирования расходов по разделу "Национальная оборона" в общем объеме расходов - 15,03 %, что примерно равно текущему году.

Кроме того, в 2007 г. расходы Минобороны финансируются еще по семи разделам бюджета, в числе которых: общегосударственные вопросы - 0,6 млрд. рублей; ЖКХ - 11,3 млрд.; образование - 30,2 млрд.; культура, кинематография и СМИ - 1,8 млрд.; здравоохранение и спорт - 21,3 млрд.; социальная политика (пенсии и соцвыплаты) - 87,8 млрд.; межбюджетные трансферты - 1 млрд. рублей. Фактически по всем этим расходам, кроме ЖКХ, есть превышение над расходами текущего года.

Общие расходы Минобороны по всем разделам запланированы в объеме 880,1 млрд. рублей, что на 145,7 млрд. рублей, или 20% больше плановых показателей бюджета 2006 г.

Учитывая опыт прошлых лет по обеспечению Вооруженных Сил нефтепродуктами, когда из-за роста цен денег на их закупку не хватало, и войска оставались без топлива, мы пошли на беспрецедентный шаг. Мы предложили записать в законе о бюджете на 2007 год не только количество денег на закупку потребных 2,9 млн. тонн топлива, но и обязали Правительство, при необходимости, изыскать дополнительные средства для безусловного обеспечения армии и флота необходимым количеством ГСМ.

Принципиально важным является также то, что соотношение расходов Минобороны на текущее содержание Вооруженных Сил и на их оснащение вооружением и военной техникой составит 55,8% на 44,2%. В 2006 году такое соотношение составляет 60% на 40%. Такое изменение пропорций в пользу оснащения вооружением соответствует принятым ранее решениям о поэтапном приведении указанной пропорции к соотношению 50% на 50%.

Добавлю, что около 200,0 млрд. рублей оборонных расходов имеют социальную направленность. Это денежное довольствие, заработная плата, компенсации и иные выплаты.

При расчете финансирования учтено планируемое в 2007 году увеличение денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам с 1 января 2007 года – на 10 %, а с 1 ноября еще на 15 %; заработной платы рабочим, оплачиваемым по ЕТС – с 1 сентября в 1,15 раза; включение в оклад по званию 608 руб. вместо компенсации продпайка.

Мы указали также, что необходимо обеспечить гарантированное получение военнослужащими 27,8 тыс. квартир; ускорить введение новых норм продовольственного обеспечения; сократить ведомственную дифференциацию в вопросах финансового обеспечения социальных гарантий членов семей военнослужащих, прежде всего в части выплат на оздоровительную компанию детей; решить вопрос выплаты работающим пенсионерам накоплений, перечисленных в Пенсионный фонд; совершенствовать структуру денежного довольствия включением выплачиваемых отдельных надбавок в денежное довольствие, что положительно скажется на размере пенсий.

Кроме работы в стенах Парламента, мы проводим, как и в прежние годы, выездные заседания Комитета. В качестве одного из примеров можно привести выезд в Хабаровск, где мы изучали роль и место органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении обороны страны.
Для изучения ситуации в этом удаленном регионе мы посетили ряд воинских частей, а также авиастроительный и судостроительный заводы в Комсомольске-на-Амуре. Провели, так называемый, "круглый стол" по вопросу законодательного обеспечения модернизации российской армии и оборонно-промышленного комплекса. В заседании участвовали депутаты законодательных собраний региона, представители исполнительной власти, министерств и ведомств, а также директора ряда предприятий оборонной промышленности.

Депутаты Государственной Думы - члены Комитета по обороне в этом году регулярно выезжали в воинские части, соединения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации. Состоялись поездки депутатов в воинские части, соединения и учреждения Московского, Дальневосточного, Приволжско-Уральского военных округов, Тихоокеанского флота, Московского округа внутренних войск МВД России для изучения условий прохождения военной службы и вопросов социальной защиты военнослужащих, а также в военные комиссариаты ряда субъектов Российской Федерации (Хабаровского края, Московской области, Еврейской автономной области).

Члены Комитета по обороне посетили военные объекты Российской Федерации, находящиеся за рубежом: в Киргизии, Азербайджане, Армении. Итоги поездок неоднократно обсуждались на заседаниях Комитета, принимались меры по решению вопросов, поступивших в ходе этих поездок от военнослужащих и членов их семей.

Комитет в этом году принял 18 иностранных делегаций. В ходе встреч обсуждались важнейшие проблемы обеспечения международной безопасности, угроз и вызовов стратегической и региональной стабильности, борьбы с терроризмом и другие вопросы. Приняты делегации Парламента Чешской Республики, Парламентской ассамблей НАТО, Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, Объединенного командно-штабного колледжа Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Начальника Главного штаба Вооруженных сил Республики Армения, Военно-воздушной академии США, Оборонного колледжа США, Академии Генерального штаба Королевства Дания и ряд других.

Проведены встречи с членами комитетов по обороне парламентов Швеции и Норвегии.
Делегации Комитета приняли участие в 12-и официальных выездах за рубеж. В том числе участвовали в работе Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в Европе, Парламентской Ассамблеи НАТО и т.д.

Депутаты - члены Комитета приняли участие в 18 международных конференциях, семинарах и "круглых столах". Вместе обсуждали двусторонние и многосторонние военные, военно-политические и военно-технические вопросы, а также актуальные международные проблемы, затрагивающие интересы наших стран.

В планах на последний год работы Государственной Думы четвертого созыва, в первую очередь, завершение работы над законопроектами, которые в разной степени готовности находятся в Комитете, или мы ожидаем их поступления. Это, в основном, социальный блок.

В планах Комитета на последний год работы Государственной думы четвертого созыва: участие в работе над законопроектом "О пенсионном обеспечении государственных служащих", к которым относятся и военнослужащие, увеличение пенсии за выслугу лет участникам Великой Отечественной войны и инвалидам войны в размере второй пенсии по инвалидности, улучшение материального положения и социальной защиты ветеранов службы и ветеранов боевых действий, восстановления права участникам боевых действий и членам семей погибших военнослужащих на получение жилья в первоочередном порядке, установление права детей погибших военнослужащих на поступление вне конкурса (при успешной сдачи экзаменов) не только в военные, но и во все гражданские государственные образовательные учреждения, включение в страховой стаж членов семей военнослужащих периодов совместного проживания с ними, когда по условиям дислокации гарнизонов они не имели возможности трудоустроиться по специальности и многое другое.

Безусловно, главной задачей 2007 года, является участие в работе по подготовке и рассмотрению проекта бюджета на 2008 -2010 годы. Трехлетний бюджет, это новая не только для Правительства, но и для Государственной Думы задача. Во-первых, это пролонгированный бюджет. Во-вторых, мы уходим от традиции рассмотрения бюджета в конце года. Планируется, что он поступит нам в апреле месяце, а его рассмотрение в Государственной Думе должно быть завершено в июле.

Основные приоритеты бюджета условно можно разделить на две части. В первой части – повышение заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Во второй части – повышение жизненного уровня пенсионеров, в том числе: индексация базовой части трудовой пенсии по старости.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме