18:00 18.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Области нужны "рабочие руки" и учителя
В роли экспертов выступили ректор Сахалинского государственного университета Борис Мисиков и заместитель начальника департамента образования Сахалинской области Анатолий Иванов. Они отметили, что масштабы национального проекта позволяют назвать его только толчком для развития образовательной системы.
- Это изюминка, которая помогает совершенствоваться достойным учебным заведениям и преподавателям, - отметил А. Иванов. - Целью проекта не является поддержка каждого учебного заведения, он стимулирует отбор и модернизацию наилучших из них.
В области 10 общеобразовательных учреждений получили гранты по миллиону рублей. Эти средства могут быть использованы на приобретение оборудования, подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, 34 учителям вручено денежное вознаграждение в размере 100 тыс. рублей. Укрепление учебно-материальной базы, поставка школьных автобусов, компьютеризация и подключение общеобразовательных школ к сети Интернет с двухлетней проплатой трафика – вот промежуточные результаты внедрения национального проекта в регионе.
И надо отметить, что Сахалинская область уже стала одним из лидеров по компьютеризации. Если в целом по России этот показатель составляет 40 человек, то у нас на один компьютер приходится до 15 человек – уровень достаточно высокий.
Но, несмотря на успешную реализацию национального проекта, в Сахалинской области существует довольно серьезная проблема, связанная с деформированной структурой подготовки кадров.
- Пирамида общественной потребности в трудовых ресурсах не соответствует пирамиде подготавливаемых специалистов, - сказал Б. Мисиков. - На рынке труда ощущается острая нехватка педагогов, инженеров, строителей, слесарей. Зато менеджером и юристом хочет стать чуть ли не каждый школьник.
Однако для развития экономики Сахалинской области требуются как раз не "белые воротнички", а рабочие руки. И с их нехваткой мы столкнулись, в частности, при реализации шельфовых проектов Сахалин-1, Сахалин-2.
А. Иванов огласил участникам "круглого стола" данные социологических исследований кадровых потребностей области до 2010 года. 30000 человек рабочих специальностей против 5000 реальных выпускников системы высшего и среднего профессионального образования необходимы для развития экономики. Несмотря на эту диспропорцию, количество студентов вузов увеличивается, в то время как набор в профтехучилища становится все меньше.
- Почему при ПТУ не существует базы для обязательного распределения выпускников? – задала вопрос одна из активисток "Молодой Гвардии Единой России". - Ведь если студенты ПТУ будут уверены, что они смогут без проблем устроиться по своей специальности, то их станет больше.
На этот вопрос дал ответ А. Иванов:
- Действующим законодательством и Конституцией не прописан тот государственный заказ, который был раньше при планировании и распределении выпускников. Сейчас у каждого есть право выбора специальности и места работы. Для разрешения этого противоречия требуется вмешательство государственных органов. Департамент образования решить эту проблему самостоятельно не может.
Особенно привлекла внимание присутствующих проблема привлечения молодых специалистов в школы. На сегодняшний день это также острая проблема. Общеобразовательным учреждениям крайне не хватает выпускников педагогических факультетов, которые идут работать не по специальности. О том, какие меры можно предпринять, чтобы исправить эту ситуацию, характерную не только для нашей области, но и для всего российского общества, делились участники политклуба.
Они озвучивали самые разные идеи. Например, было предложено приравнять учителя к госслужащему, уравняв их зарплаты и льготы. Другим вариантом привлечения молодых специалистов в школы стало предложение инициировать законопроект о признании альтернативной гражданской службы. Родилось пожелание ввести подпроект "Укрепление положение учителя в российском обществе". А доцент Тихоокеанского университета экономики и управления Татьяна Колтуновская, принимавшая участие в педагогическом съезде в Москве, уверена, что исправить положение в образовании сможет Общероссийское общество "Педагогическое собрание", в которое войдут представители высшей школы, начального обучения, коммерческих структур, объединенные заинтересованностью поднять статус учителя.
Но всё же участники конструктивной дискуссии сошлись в том, что для привлечения в школы учителей, а на рабочие места специалистов необходимо поднять престиж этих профессий. И самым эффективным способом пока является увеличение их заработной платы.
Мокрий Татьяна
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме