15:36 15.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Борьба с коррупцией требует комплексного подхода

Борьба с коррупцией требует комплексного подхода
Председатель комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции Михаил Гришанков:

- В последнее время тема стала предметом активного обсуждения на всех уровнях. Сам факт, что она оказалась в поле зрения правительства и руководства отдельных министерств обнадёживает. Это может свидетельствовать о том, что правительственные структуры также приходят к необходимости формировании мер, направленных на предупреждение и противодействие с коррупцией.

Вместе с тем, на мой взгляд, главным условием создания комплекса эффективных и системных антикоррупционных мер на национальном уровне является чёткая координация действий всех ветвей власти. Иначе, события будут развиваться по фабуле известной басни Крылова "Лебедь, рак и щука".

На сегодняшний день есть хорошая основа для работы в этом направлении - нормы ратифицированных Россией в 2006 году международных конвенций: и "Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию", которые предполагают выработку национальной антикоррупционной стратегии и создание независимого антикоррупционного органа. Положения указанных двух конвенций, а также "Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию", к которой, я надеюсь, Россия тоже присоединится в ближайшем будущем, содержат в себе апробированные правовые инструменты, хорошо зарекомендовавших себя в других странах. В этом смысле нет необходимости "изобретать велосипед" или искать неповторимую специфику российской коррупции. Коррупция существует во всех без исключения, даже самых демократических странах. Разница в уровне, масштабах и формах её проявления.

В настоящее время при Комиссии Госдумы по противодействию коррупции создана и приступила к работе межведомственная рабочая группа по разработке программы первоочередных законодательных мер в связи с ратификацией международных антикоррупционных конвенций. Эта группа, в которую вошли представители силовых структур и правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры, Администрации Президента, Высшего Арбитражного суда, Росфинмониторинга, в рамках имплементации норм указанных конвенций в российское законодательство, готовит изменения и поправки в целый ряд законов, включая УК и УПК РФ, Гражданский кодекс, "О банках и банковской деятельности", "О государственной гражданской службе", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы" и ряд других нормативных актов. Мы исходим из того, что в весеннюю сессию пакет законодательных инициатив будет внесён на рассмотрение Думы.

Что касается повышения зарплат чиновникам, то это тема не новая. Однако нигде в мире прямой взаимосвязи между уровнем зарплаты и степенью коррумпированности чиновников не установлено. Да, чиновник должен получать достойное содержание, но при этом и уровень его ответственности должен быть неизмеримо выше, чем сейчас. Нигде в мире чиновник не имеет зарплату, сопоставимую с доходами, получаемыми в хорошей бизнес - структуре. Это аксиома. Её недавно подтвердил в своем выступлении в Кремле и Президент В.В. Путин: "Хочешь получить большие деньги - иди в бизнес". У государевой же службы есть свои преимущества: стабильность, статус в обществе, определенный набор социальных гарантий и льгот. Разумеется, необходимы меры, которые бы обеспечивали чиновникам всех уровней адекватную зарплату, от этого во многом зависит и эффективность их работы, и отношение к делу, и уровень ответственности. Но не надо питать иллюзий, что повышение зарплаты автоматически лишит коррумпированного чиновника соблазна вымогать и брать взятки. Причины возникновения коррупции лежат гораздо глубже и носят более сложный и комплексный характер.

Говоря о качестве действующего законодательства, в том числе его антикоррупционной составляющей, хотел бы акцентировать внимание на следующих моментах. Безусловно, в наших законах есть немало пробелов и сейчас, как я уже отмечал выше, идёт совместная работа над имплементацией в российское законодательство норм международных конвенций, что позволит привести его в соответствие с международными стандартами.

В то же время уже сейчас есть немало качественных законов, которые, однако, не работают, или действуют не в полном объёме. Зачастую это связано с тем, что правительство затягивает принятие подзаконных актов, что сводит на нет эффективность самих законов. Вот, свежий пример. С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", хороший и нужный закон, призванный обеспечить законность в сфере госзакупок. До настоящего времени Правительство приняло лишь 7 из 24 нормативных актов, необходимых для реализации закона.

Ещё одна проблема - отсутствие действенной системы контроля за исполнением законодательства, и привлечения к ответственности лиц, ответственных за нарушение законности.

Что касается "Закона о государственной гражданской службе", но, несмотря на его несовершенство, он уже сегодня содержит достаточно серьёзные ограничения для лиц, замещающих государственные должности. Другое дело, что сплошь и рядом этот закон нарушается чиновниками самого разного уровня. Надеюсь, что после проведённых Генпрокуратурой проверок, выявленные нарушения в органах исполнительной власти будут оперативно устранены, а лица, их допустившие - наказаны. В дальнейшем, кстати, планируется ужесточить этот закон. Предусматривается, в частности, введение заперта госслужащим в течение определённого срока после ухода с госслужбы занимать должности в коммерческих структурах, ранее находившихся в сфере их административно-правового воздействия или контроля.

Кроме того, с тем, чтобы повысить прозрачность доходов чиновников и сопоставить с его расходами предусматривается законодательно обязать членов семьи госслужащих предоставлять декларацию о доходах и имуществе.

Полагаю также, что в будущем нам необходимо всесторонне изучить вопрос о введении в российское законодательство ответственности за "незаконное обогащение" - нормы, которая эффективно работает в некоторых зарубежных странах, например, в Италии. В этом случае при расследовании дел, связанных с коррупцией, бремя доказывания легальности приобретения чиновником имущества, стоимость которого превышает его денежное содержание, ложится на самого чиновника. Имеешь дачу за полмиллиона долларов - докажи, откуда взял такие средства. При этом хотел бы обратить внимание, что у европейских юристов, в отличие от наших либеральных правоведов, не возникает опасений, что эта норма нарушает принцип "презумпции невиновности".

Хотел бы сказать несколько слов и о звучащих в последнее время призывах скорейшего принятия отдельного закона "О противодействии коррупции". Этот вопрос многократно обсуждался у нас в Комиссии. Достигнуто общее понимание, в том числе с разработчиками этого законопроекта, который был принят, кстати, в первом чтении Думой предыдущего созыва. Во-первых, с тех пор правовое поле существенно изменилось, Россией были ратифицированы две основополагающие международные антикоррупционные конвенции, идёт работа по имплементации норм этих документов в российское законодательство. Во-вторых, совершенно очевидно, что в закон "О противодействии коррупции" невозможно прописать нормы прямого действия, которые бы правоприменители могли использовать для эффективной борьбы с коррупцией. Эти нормы содержатся в УК и УПК РФ, других законах, регламентирующих конкретные сферы деятельности и предусматривающие ответственность за коррупционные деяния. В-третьих, в принципе, этот закон может стать одним из важных элементов выстраиваемой системы антикоррупционного законодательства. При этом, надо понимать, что основная нагрузка этого закона будет лежать не в правовой, а в политической плоскости. Его принятие, в первую очередь, должно подчёркивать приверженность власти последовательной борьбе с коррупцией и её готовность к системным мерам, направленным на искоренение её причин и минимизацию последствий, и сопровождаться конкретными шагами по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

К уже перечисленным выше законодательным инициативам я бы добавил дальнейшее расширение в УК РФ перечня преступлений, в отношении которых может применяться институт "конфискации имущества", принятие законов "О доступе граждан к информации" и "О доступе граждан к информации о деятельности судов общей юрисдикции", повышающих открытость и прозрачность различных ветвей власти, другие нормы прямого действия.

Крайне важным сегодня является вопрос о координации антикоррупционной деятельности на национальном уровне. В соответствии с ратифицированными Россией конвенциями у нас в стране должен быть создан орган, отвечающий за работу на данном направлении. Одним из важнейших требований к такому органу является его независимость от других структур исполнительной власти, что в российских условиях приобретает дополнительную актуальность. Как известно, по всем последним опросам общественного мнения, правоохранительные и надзорные органы, а также судейское сообщество входят в число наиболее коррумпированных. Поэтому создание антикоррупционной структуры, которая подчинялась бы одному из силовых органов вряд ли целесообразно.

Эффективная координация деятельности на этом направлении, на мой взгляд, сегодня возможна лишь при условии создания национального антикоррупционного органа, который бы подчинялся непосредственно Президенту или Председателю Правительства. Зарубежный опыт функционирования таких независимых органов, например, в Сингапуре или Гонконге, свидетельствует о высокой эффективности их работы.

Если же мы пойдём по пути создания многочисленных групп под эгидой различных ведомств, мы утонем в бесконечных согласованиях и будем просто терять драгоценное время. С другой стороны, как представляется, было бы очень полезным, если бы каждое ведомство, участвующее в выработке нормативных актов, ввело бы у себя, например, порядок обязательной антикоррупционной экспертизы законопроектов и принимаемых подзаконных актов. Это был бы их конкретный вклад в антикоррупционную деятельность.

В завершении хотел бы напомнить, что на завершившемся недавно противодействие коррупции вышло в качестве одного из приоритетных положений в партийную программу. Уверен, что только объединяя усилия всех ветвей власти, потенциала политических партий, гражданского общества и СМИ мы сможем перейти от разговоров об огромных масштабах коррупции в России к системным мерам противодействия этому явлению. Все предпосылки к этому у власти сегодня имеются.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме