15:00 13.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Назрела необходимость пересмотра энергетической стратегии России
Глава Минпромэнерго Росс Виктор Христенко вновь подтвердил, что цены на газ и электроэнергию для населения будут регулироваться государством. "Все что касается цен для населения, будь это газ или электроэнергия, то они остаются в регулируемом формате, и на них не распространяются реформы либерализации. Все эти реформы, которые проводятся, направлены на развитие базовой инфраструктуры, для развития всей экономики страны.
Сетевая и диспетчерская инфраструктура в электроэнергетике останутся под контролем государства, так как законодательством предусмотрено сохранение в них доли участия государства минимум на 52%, а в перспективе увеличение до 75% плюс 1 акция.
Виктор Христенко также сообщил, что инвестиции в развитие электросетей России до 2015 г. составят 2,6 трлн руб. По его словам, примерно 60% этой суммы будет направлено на развитие распределительных энергосетей, а 40% - на магистральные сети.
Заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии, вице-спикер Госдумы, член комитета по бюджету и налогам, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в ГД Владимир Пехтин:
- Необходимость реформирования энергетической отрасли обоснована и прописана в законодательной базе, сформированной в результате принятия Федеральным Собранием пакета законов об электроэнергетике.
Процесс реформирования должен быть управляемым и уже сегодня назрела необходимость пересмотра энергетической стратегии России. Не вызывает сомнения, что в энергетическом комплексе страны назрели очевидные проблемы, связанные с увеличением энергопотребления, отсутствием ввода новых мощностей. В настоящее время система энергообеспечения стала настолько интегрированной и глобальной, что практически любое нарушение в ее функционировании неизбежно ведет к последствиям, ощущаемым всеми. Практически еженедельно из регионов приходят новости о новых . Этими проблемами обеспокоено руководство Государственной Думы. Энергетическая отрасль - одна из важных составляющих национальной безопасности государства и нужно сделать все необходимое для ее бесперебойного и надежного функционирования.
Реновация оборудования не осуществлялась на протяжении нескольких десятков лет и последствия от этого бездействия налицо - остро стоит вопрос технического перевооружения и модернизации электроэнергетического оборудования, усиления внимания государства к решению стратегических задач развития отрасли.
Сложившаяся практика привлечения инвестиций не обеспечивает требуемый объем средств на переоснащение, реновацию основных фондов в электроэнергетике. Уверен, что для достижения этой цели стратегически важно разработать Национальную программу развития энергетического комплекса России.
Сегодня Россия претендует на статус мировой энергетической державы и, соответственно, на мой взгляд, для решения всех проблем в области энергетики, ее развитие необходимо возвести в ранг Национального проекта.
Член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев:
- Ситуация в электроэнергетике – одна из самых горячих тем этой осени. Процессы в отрасли идут не совсем правильно, раз уж в управление ею неоднократно . Налицо несоответствие между предложением электрической и тепловой энергии и растущими потребностями российской экономики, жилищно-коммунального хозяйства и населения. В ближайшие 3-4 года дефицит электроэнергии ожидается во всех регионах за исключением Дальнего Востока и Поволжья.
Рост потребления исчерпал резерв мощностей в системе энергоснабжения. Это вводит энергетику в зону повышенного риска технологических отказов и аварий, что показала авария в московской энергосистеме.
Частью проблемы является нерациональное использование энергоресурсов, низкая энергоэффективность экономики. Энергоемкость ВВП превышает показатель развитых стран в 2,3 раза. Ситуация усугубляется низкой эффективностью генерации со средним КПД 35%, при том что новое поколение установок способно работать с КПД 58% .
Мы давно ждем от Правительства новую редакцию закона "Об энергосбережении", - заявил Валерий Язев, - Его внесение было обещано нам еще год назад. В декабре должна была быть завершена подготовка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Правительство свою работу не сделало. Теперь мы ждем этого документа в первом квартале следующего года.
Нельзя управлять энергетикой, не решая вопрос обеспечения генерирующих мощностей топливом. Долю газа в топливном балансе энергетики следует сокращать и развивать иные источники энергии, в первую очередь, уголь и уран.
Нельзя полагаться только на рынок. Наоборот, в условиях коммерциализации отрасли требуется усиление регулирующих функций государства. Правительству необходимо определиться с темпами либерализации нового оптового рынка электроэнергии. На розничном рынке приступили к работе гарантирующие поставщики. Однако процесс определения списков поставщиков и зон их деятельности идет с опозданием.
Структурная реформа в целом реализуется успешно. Практически завершен процесс выделения вертикально-интегрированных региональных энергетических компаний (АО-энерго), идет разделение энергоснабжающих организаций. Осуществляется консолидация магистральных и распределительных сетей, оперативно-диспетчерского управления. Закончено создание тепловых ОГК, формируется гидро-ОГК, подходит к концу формирование территориальных генерирующих компаний. Вместе с тем пока нет ясности с конфигурацией межрегиональных распределительных компаний. Правительству совместно с РАО "ЕЭС России" необходимо рассмотреть целесообразность перехода на новые принципы тарифного регулирования таких компаний.
Одной из целей реформы электроэнергетики был рост частных инвестиций в отрасль и модернизация основных фондов. Однако на практике несколько лет были потеряны для инвестиций, поскольку все заинтересованные структуры ждали, когда станут понятны новые правила игры.
Также одна из основных провозглашенных целей реформы - снижение роста цен и тарифов. Однако сегодня говорить об этом не приходится. С 1 января 2007 рост тарифов на электроэнергию, по данным Минпромэнерго, составит 10%.
Необходимо совершенствование тарифообразования. Казалось бы, очевидно, что законодательная и исполнительная власть должны здесь работать в тандеме. Но этого не происходит. Так, несколько месяцев назад был принят закон, определяющий сроки установления предельных тарифов на тепло и электроэнергию при принятии бюджета, а необходимого для его реализации правительственного постановления до сих пор нет.
Есть недостатки в работе Правительства в сфере нормативного обеспечения реформы электроэнергетики. Большинство пунктов плана этой работы на 2005-2006 годы не выполнены. Так, в частности, не разработаны правила антимонопольного контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии, не разработаны правила предоставления услуг по обеспечению системной надежности в электроэнергетике, не определен порядок формирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения электрической энергии, а также прогнозирования дефицита, не внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов "Об энергосбережении" и "О теплоснабжении".
Если Правительство и дальше будет так работать, возникнет вопрос о его способности управлять энергетикой после ликвидации РАО ЕЭС. Под угрозу может быть поставлена нормальная работа отрасли, а значит, энергетическая безопасность страны в целом. - Большое количество вопросов, требующих немедленных решений, все еще остаются нерешенными, что не только отрицательно сказывается на темпах реформирования, но представляет непосредственную угрозу надежному снабжению потребителей электроэнергией.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме