15:48 02.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Сегодня Югра - лидер по доказанным запасам нефти и газа в мире
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – расположен практически в Центре России. Между промышленно освоенным Уралом и территорией нового освоения – Восточной Сибирью, между Югом Сибири и Арктикой, на пересечении транспортных коридоров – широтных СевМорПути и ТРАНССИБА и вновь создаваемых как меридиональных так и широтных.
Сегодня Югра - лидер по доказанным запасам нефти и газа не только в России, но и в мире. По объемам добычи нефти Югра находится на первом месте в России, по газу – уступает лишь Ямалу.
По итогам 2005 года на территории автономного округа было добыто
267,8 млн. тонн нефти и 27,5 млн. куб метров газа, в 2006 году будет добыто 276 млн. тонн нефти и 29,4 млрд. куб. м. газа.
Первые позиции занимает округ и по выработке электроэнергии.
Выработка электрической энергии на территории Югры в 2006 году составляет около 67,2 млрд. кВт ч., при этом собственное потребление – около 46 млрд. кВт ч. Таков вклад территории в обеспечении энергетической и ресурсной безопасности страны и мира.
Как свидетельствует динамика поступлений налогов и сборов с территории Югры в бюджеты всех уровней, округ существенно влияет на формирование бюджета Российской Федерации. Предполагается, что по итогам 2006 года с территории Югры будет перечислено в консолидированный бюджет Российской Федерации более 1 трлн. рублей. Доля автономного округа в общем объеме налоговых поступлений в бюджетную систему страны превышает 17%. Это каждый шестой рубль.
Во многом это объясняется преобладанием НГС в структуре экономики Югры и высоким уровнем цен на ресурсы на мировом рынке, но хорошая конъюнктура рынка позволяет сегодня за счет дополнительных ресурсов формировать и развивать смежные отрасли экономики как в Югре, так и в соседних регионах, чья промышленность во многом зависит от спроса предприятий автономного округа.
Югра – лидер в России по привлечению инвестиций. Инвестиции в основной капитал в 2005 году составили 228,4 млрд. рублей, а в 2006 достигнут 260 млрд. рублей. Это обуславливает и хорошие темпы роста ВРП.
В текущем году объем валового регионального продукта превысит 2 триллиона рублей, а производство душевого ВРП превысит 53 тыс. долларов США. Это самый высокий уровень душевого ВРП в мире.
Конкурентные преимущества Югры главным образом обусловлены ее большим ресурсным потенциалом. Но Югра это не только богатейшие разведанные и доказанные запасы УВС. Это и развитая транспортная инфраструктура, и твердые полезные ископаемые, расположенные, главным образом, в Западной слабо освоенной части округа.
Югра – территория постоянного и комфортного проживания. Доказательство этому – существующий уже несколько лет один из самых высоких в России уровней естественного и миграционного прироста населения.
Основные направления дальнейшего развития: – повышение конкурентоспособности экономики, обеспечение стабильности развития территории как залог энергетической, сырьевой и транспортной безопасности, развития национальной экономики, качественное улучшение жизни граждан.
Еще несколько лет динамика развития Югры будет определяться нефтегазовой отраслью. Текущий год мы закончим плюсом в 8 млн. тонн по отношению к 2005. Дальнейшие перспективы будут зависеть от того, на сколько мы сможем, с одной стороны, обеспечить устойчивое функционирование нефтегазового комплекса, а с другой, усилить инвестиционную активность и формирование нескольких технологических цепочек, так называемых "кластеров" – лесопромышленного, связанного с глубокой переработкой древесины и развитием деревянного домостроения; нефтегазохимического, информационно-коммуникационного, и, горнорудного, формирование которого будет происходить в западной части автономного округа. Это часть проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный"
Приоритет экономической политики должен быть отдан развитию тех кластеров, что дают наибольшие мультипликационные эффекты в экономике региона и России – наибольшее значение в диверсификации экономики и повышении ее конкурентоспособности.
Одно из приоритетных направлений для округа – развитие горнорудного кластера через участие в проекте "Урал Промышленный Урал Полярный".
Освоение природных богатств восточного склона Урала продиктовано временем и направлено на переход Ханты-Мансийского автономного округа от моносырьевого экономического развития к комплексному.
Предполагается к 2020 году долю, связанную с нефтегазовым сектором в валовом региональном продукте довести до 48 %. Сегодня этот показатель находится на уровне 90 %. При этом не за счет снижения объемов добычи нефти, а развивая другие сектора экономики.
Комплексное освоение минерально - сырьевой базы Приполярного Урала позволяет решить эту задачу.
Значение эффективной реализации Проекта для Югры велико - реализация проекта даст возможность округу не только развивать транспортную инфраструктуру, энергетику, но и сформировать горнорудный сегмент промышленности. А это и сырьевой сегмент, и сектор предприятий высокотехнологичной переработки. Округ уже заложил фундамент работы в этом направлении. Создаются новые перерабатывающие производства – например, создан комплекс "Полярный Кварц" - продукция которого будет обеспечивать сырьем такие высокотехнологичные отрасли как микроэлектроника, стекольная промышленность, производство медтехники.
В рамках проекта "Полярный кварц" создано горнорудное производство, завершается создание обогатительного производства. По итогам 2005 года предприятием добыто жильного кварца 2,158 тыс. тонн. Уже сегодня предприятия Югры приступают к промышленному освоению месторождений золота. Так ОАО "Санит", работающее на месторождении рассыпного золота близ Халмерью в 2005 году добыло 146 кг. химически очищенного золота.
С учетом развития промышленности и транспорта Приполярного Урала будет расти потреблении энергии.
Общая потребность в электроэнергии по новым и существующим потребителям в зоне Приполярного Урала оценивается величиной 67- 235 МВт на 2015-2020 годы.
Энергетической базой для развития промышленности и социальной сферы станет строительство новых электростанций на базе Северо-Сосьвинских бурых углей (Люльинского, Тольинского и Оторьинского месторождений) залегающих в Березовском районе автономного округа. Сегодня это работа в свете поручения Президента о пересмотре топливного баланса страны, в частности увеличении удельного веса угля в качестве топлива для энергетики, становится более чем актуальной.
Предварительные расчеты говорят о том, что проектные мощности создаваемых станций на Приполярном Урале полностью покрывают суммарные электрические нагрузки потребителей Приполярного и Полярного Урала на этапе до 2020 года и решают задачи закрытия дефицитов энергетических балансов наших соседей – Тюменской области, Ямала, промышленного Урала.
Создание транспортного коридора в рамках Проекта решит важнейшую задачу – формирование устойчивого транспортного каркаса Уральского ФО. Работы по созданию транспортного коридора уже ведутся при активном финансовом участии Югры.
Строительство на территории Югры железной дороги Полуночная - Обская в рамках транспортного коридора даст толчок диверсификации экономики округа. Помимо добычи и переработки твердых полезных ископаемых это и дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса.
Транспортный коридор позволит надежно связать ресурсную базу Приполярного и Полярного Урала и Севера Западной Сибири со старо - промышленными районами Урала. Также, благодаря перспективам вывода этого транспортного коридора на Новый Порт и Харасавэй, регион получит выход на порты Северного Морского Пути.
Транспортный коридор "Урал Промышленный – Урал Полярный" даст экономике региона новые возможности выхода на глобальные транспортные коридоры, что в свою очередь даст возможности транзита грузопотоков из Европы на рынки Средней Азии и стран Персидского залива: через СевМорПуть - Уральский транспортный коридор – с выходом на Трансазийский транспортный коридор.
Кроме того, в планах развития Северных транспортных коридоров есть перспективы создания широтного транспортного коридора, который должен соединить два меридиональных транспортных коридора – Тюмень – Новый Уренгой и Полуночная – Обская.
Он пройдет по территории Югры: от действующей транспортной системы запада Югры Верхнекондинская - Ханты-Мансийск – Пыть-Ях (или Сургут) – с выходом через Нижневартовск – на Стрежевой и на действующую транспортную сеть Томской области, с последующим выходом на Транссиб.
Создание Транспортного коридора Приполярного и Полярного Урала в рамках реализации проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный" и развития транспортной системы округа позволит укрепить каркас транспортной системы Урала и Западной Сибири и позволит решить стратегическую задачу внутреннего территориального и экономического развития западной части Югры, а также построения эффективной транспортной системы округа, соединяющей его Восточную (нефтяную) часть с Западной (территория нового освоения).
Таким образом, реализация проекта решает задачи:
- обеспечения ресурсной и энергетической безопасности и закрытия дефицитов мощностей в энергосистемах Урала и западной Сибири
- выходы на глобальные транспортные коридоры - СевМорПуть, Трансазийский Транспортный коридор, Северный Сибирский широтный транспортный коридор
- Создание новых транспортно – логистических центров на территории Югры
- социально – экономическое развитие территорий Урала и Западной Сибири.
Спасибо за внимание!
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме