11:48 02.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Позиция Всероссийской политической партии "Единая Россия" по вопросам развития энергетики, транспорта и связи

Стратегия развития топливно-энергетического комплекса

Прирост разведанных запасов нефти не восполняет текущий уровень добычи, геологоразведочные работы в новых регионах и на шельфах морей проводятся в недостаточном объеме. Ухудшается структура разведанных запасов нефти. В ближайшие годы страна может столкнуться со снижением доли высокопродуктивных запасов в общем их объеме, что может негативно сказаться на уровне энергетической безопасности страны.

Отсутствие рынка нефти и газа в Российской Федерации приводит к зависимости российского экспорта от европейского рынка, на долю которого приходится порядка 96 процентов экспорта нефти и 100 процентов экспорта газа. Кроме того, относительно медленный рост европейского рынка и ужесточение экологических ограничений по экспорту, а также диверсификация поставок нефти и газа, осуществляемая Европейским союзом, могут привести к стагнации российского экспорта на этом направлении.

Непрозрачность формирования цен на энергоносители приводит к их неконтролируемому росту и, как следствие, на товары и услуги, что способствует росту инфляции.

Остается низкой доля в объеме производства экологически чистых нефтепродуктов, которые соответствовали бы качеству продукции, потребляемой в США, Европе и Японии.

В этой связи, развитие сырьевой базы нефтегазового комплекса, формирование внутрироссийского рынка нефти, нефтепродуктов и газа, развитие конкуренции в энергетическом и нефтегазовом комплексах и решение вопросов производства нефтепродуктов, соответствующих европейским и мировым стандартам, приобретают стратегическое значение.

Топливно-энергетическая стратегия партии на предстоящие десять лет.

1. Развитие сырьевой базы нефтегазового комплекса будет обеспечиваться путем увеличения объемов геологоразведочных работ в новых регионах (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия) и на шельфах морей, будут стимулироваться инвестиции в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;

2. Формирование внутрироссийского рынка нефти, нефтепродуктов и газа;

3. Развитие конкуренции в энергетическом и нефтегазовом комплексах Российской Федерации партия будет осуществлять путем совершенствования тарифного, налогового и таможенного регулирования, а также - совершенствования механизмов государственного контроля за функционированием энергетических рынков;

4. Производство нефтепродуктов, соответствующих европейским и мировым стандартам будет достигаться путем создания условий для ускоренной модернизации нефтеперерабатывающих заводов, развития производства сжиженного природного газа, увеличения объемов его экспорта и производства продукции нефтехимической промышленности.

Нефтяной комплекс

Увеличение объема добычи нефти будет обеспечиваться за счет эксплуатации разрабатываемых месторождений и ввода отдельных новых месторождений, в частности, в Томской области, Красноярском крае и в Ханты-Мансийском автономном округе. В целях расширения ресурсной базы нефтяной промышленности будет осуществляться разработка новых методов разведки нетрадиционных ресурсов нефти. Будут освоены технологические комплексы по бурению и добыче на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей, а также технологии сооружения и эксплуатации нефтепромысловых объектов, надводных и подводных инженерных сооружений, энергетического судостроения. В целях сокращения объемов разведочного бурения будут использоваться новые технологии, способствующие повышению эффективности геологоразведочных работ.

Для развития транспортной инфраструктуры в 2008 году будет реализован первый этап проекта трубопровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" и нефтеперегрузочного комплекса с привлечением ресурсов западносибирской нефти.

Одним из основных направлений развития нефтепереработки остается реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих заводов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов, производству катализаторов, а также сырья для нефтехимии. Повышение качества дизельного топлива и авиационного керосина будет обеспечиваться на основе глубокой гидроочистки и гидроароматизации.

При этом глубина переработки нефти должна увеличиться с
71,5 процента в 2004 году до 80 процентов в 2015 году. Возрастут объемы производства высококачественных светлых нефтепродуктов.

Газовый сектор

Характерной для сырьевой базы газовой промышленности является ее высокая концентрация в уникальных и крупных по запасам месторождениях. В 16 месторождениях сосредоточено 50 процентов общего объема разведанных запасов газа России. Доля независимых от Газпрома производителей в газовой промышленности в настоящее время составляет около 14 процентов общего объема добычи, в перспективе добыча этими организациями возрастет и их доля составит не менее 20 процентов.

Крупными рынками сбыта газа для России являются Западная и Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение (поставки природного газа из России составляют примерно 20 процентов объема потребления в 15 странах Европейского союза и около двух третей объема потребления газа в Центральной Европе). Готовится к реализации проект строительства Северо-Европейского газопровода.

В ближайшие годы рост добычи газа будет обеспечиваться повышением интенсивности разработки действующих месторождений: Ковыктинского (начало добычи газа с 2007-2008 годов) с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона; Штокмановского (начало добычи газа с 2010 года) со строительством завода по производству сжиженного природного газа. Освоение газовых месторождений полуострова Ямал начнется после 2015 года на основе разработки конструкций высоконадежных скважин.

Будет реализована масштабная программа газификации российских регионов. Это - крупный проект, сопоставимый с национальными приоритетными проектами. В ближайшие три года газификация улучшит условия жизни 11 млн. граждан России. К 2016 году газификация городов и населенных пунктов в сельской местности должна быть в основном завершена.

Угольная промышленность

Партия поддерживает систему мер:

по повышению качества угольной продукции (включая переход на международную систему обеспечения контроля качества отгружаемых углей и внедрение на предприятиях международных стандартов качества);

по техническому перевооружению угледобывающего производства, включая оснащение разрезов высокопроизводительной горно-транспортной техникой непрерывного и циклического действия, в том числе для селективной обработки угольных пластов,

по внедрению циклично-поточной и поточной технологии, обеспечению развития технологии подземной угледобычи с преимущественным использованием в длинных очистных забоях механизированных комплексов нового технического уровня, а также короткозабойной техники с применением комбайнов непрерывного действия и самоходных средств транспортировки угля,

по техническому обеспечению промышленной утилизации шахтного метана;

по разработке и внедрению ресурсосберегающих технологий и оборудования для производства и транспортировки водоугольного топлива, газификации углей и их отходов после обогащения.

Партия обеспечит бюджетными инвестициями те сегменты энергетики, контроль над которыми государство сохраняет за собой (атомная энергетика и гидроэнергетика, магистральные сети). В конкурентных сегментах будут созданы необходимые правовые условия для привлечения инвестиций (теплогенерация, местные распределительные сети). Будут введены повышающие коэффициенты оплаты за сверхнормативное использование энергетических ресурсов.

Атомная энергетика

Исключительное значение партия придает развитию атомной энергетики, как основы энергетической безопасности государства на долгосрочную перспективу. До 2030 года доля атомной энергии в электроэнергетике России должна быть увеличена с 16 до 25 процентов, что потребует за эти годы ввода 40 Гвт новых мощностей атомных электростанций. При этом необходимо осуществить переход атомной энергетики на новую технологическую платформу, основанную на ядерных реакторах повышенной безопасности и обеспечивающую соблюдение режима нераспространения делящихся материалов, снятие ресурсных ограничений, снижение образования радиоактивных отходов.

Новый этап развития атомной энергетики будет осуществляться с учетом реализации интересов России в международном сотрудничестве, в частности, на основе создания на территории страны Международных центров ядерного топливного цикла, а также масштабного строительства атомных электростанций за рубежом.

Организация индустриального серийного производства атомных энергетических установок на основе технологий атомного судостроения.

Партия поддержит разработку программы развития водородной энергетики, включающей строительство высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов для производства электроэнергии и водорода из воды, способных выжигать долгоживущие высокоактивные отходы, образующиеся при переработке ОЯТ, а также работы в области управляемого термоядерного синтеза, в первую очередь, реализация проекта Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР и последующих проектов.

Для реализации крупномасштабных программ развития атомной энергетики, помимо бюджетной ее поддержки, будут созданы правовые условия для структурных преобразований отрасли и ее адаптации к современным условиям формирования глобальной энергетической безопасности.

Электроэнергетика

Развитие электроэнергетики в период 2006 - 2015 годов будет направлено не только на поддержание работоспособности, но и на существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла, с тем чтобы избежать образования дефицита генерирующих и сетевых мощностей в регионах страны.

Производство электроэнергии возрастет с 932 млрд.кВт.ч в 2004 году до 1,165 трлн.кВт.ч в 2015 году.

Будут реализованы следующие приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей:

в европейской части России – техническое перевооружение тепловых электростанций на газе с замещением паросиловых турбин на парогазовые и развитие атомных электростанций;

в Сибири – развитие тепловых электростанций на угле и гидроэлектростанций;

на Дальнем Востоке – развитие гидроэлектростанций, тепловых электростанций на угле, а также газе (в основном в крупных городах с неудовлетворительной экологической обстановкой).

Для обеспечения ввода энергетических мощностей за период с 2006 года по 2015 год будет освоено 1,7 трлн. рублей, в том числе на ввод мощностей АЭС – 350 млрд. рублей, ГЭС - 325 млрд. рублей, ТЭС –1025 млрд. рублей.

Стратегия развития транспорта

В последние годы состояние сферы транспорта в целом удовлетворяло растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров. Однако состояние транспортной инфраструктуры, а также качество оказываемых транспортных услуг не удовлетворяют требованиям развития бизнеса, мобильности населения, реализации транзитного потенциала России. Доля транспортных издержек в цене товара в России составляет одну пятую часть. Это в 2 раза больше, чем в развитых европейских странах. Коммерческая скорость продвижения товаров по автомобильным трассам в 3 - 5 раз меньше, чем у наших конкурентов. В российских портах товары задерживаются в среднем на 30 суток, а в западных – не более 3 суток. Очевидно, что снижение этих издержек и сроков напрямую связано с повышением конкурентоспособности экономики. Кроме того, нельзя признать допустимым положение, когда около 50 тысяч населенных пунктов страны не имеют дорог с твердым покрытием.

Транспортная стратегия государства должна быть направлена на:

развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку любой партии груза "от двери до двери" и "точно в срок", перевод экономики с "накопительной" работы на склад – к "оборотной" работе с колес;

снижение в 2 – 3 раза доли транспортных издержек в себестоимости товарных групп и в ВВП;

введение стандартов безопасности на отечественные транспортные средства на уровне мировых стандартов.

Партия намечена обеспечить принятие в 2007 году федерального закона об автомобильных дорогах. Он создаст правовые условия для развития дорожного хозяйства. Одновременно будут определены приоритеты дорожного строительства и источники формирования дорожных фондов. Будет разработана и осуществлена программа строительства сельских дорог. Дорожное строительство будет финансироваться преимущественно за счет поступлений от транспортного налога, пошлин на импортные автомобили и отчислений от акцизов на нефтепродукты.

Законодательные и организационные усилия в связи с принятием Федерального закона "О российском международном реестре судов" будут направлены на создание благоприятных условий для возвращения флота под российский флаг. За счет восстановления внутренних водных путей, судоходных каналов и гидротехнических сооружений возрастет привлекательность перевозки грузов речным транспортом.

Модернизация железнодорожного хозяйства, аэропортов, морских и речных портов обеспечит транзит грузов по международным транспортным коридорам и прокладку продуктопроводов.

Приоритетными задачами развития транспорта являются:

ликвидация разрывов и "узких мест" в опорной транспортной сети, что обеспечит растущий спрос на качественные транспортные услуги;

повышение эффективности системы товародвижения с целью снижения удельных транспортных издержек (снижение грузоемкости валового внутреннего продукта на 6-8 процентов по отношению к уровню 2004 года);
реализация транзитного потенциала России и повышение конкурентоспособности российских перевозчиков, расширение экспорта транспортных услуг. Объем транзитных перевозок через территорию России увеличится в 1,6 - 1,8 раза, перевозок экспортно-импортных грузов - в 2 раза, объем перевалки грузов в российских портах - в 1,5 раза. Объем экспортных транспортных услуг достигнет 13,1 млрд. долларов США к 2010 году, или увеличится в 2 раза к 2004 году;

создание условий для повышения мобильности населения, которая возрастет в 1,3 раза;

повышение уровня безопасности и устойчивости транспортной системы.
Основными направлениями реализации стратегии развития сферы транспорта выступают:

реализация системы инфраструктурных проектов, направленных на создание опорной транспортной сети, в том числе строительство, модернизация и реконструкция автомобильных и железных дорог, морских портов, речной транспортной инфраструктуры, развитие системы узловых аэропортов (хабов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Якутске, Хабаровске, а также разработка пилотных проектов 16 региональных аэропортов;

дальнейшее проведение структурной реформы на железнодорожном транспорте с целью повышения его конкурентоспособности и привлекательности как сферы бизнеса и инвестиций;

решение локальных транспортных проблем в отдельных регионах (Калининградская область, о. Сахалин, Чеченская Республика);

обеспечение доступности транспортных услуг для населения, включающее опережающее развитие общественного транспорта, развитие высокоскоростных и скоростных пассажирских железнодорожных перевозок, субсидирование социально значимых перевозок;

модернизация парка транспортных средств, включающая государственную поддержку приобретения воздушных, морских и речных судов, грузовых и пассажирских железнодорожных вагонов, ускоренное обновление парка транспортных средств, находящихся в государственной и муниципальной собственности, использование автотранспортных средств, соответствующих нормам ЕВРО-4;

обеспечение стандартов безопасности на транспорте, включающее поддержание и переоснащение инфраструктуры, обеспечивающей безопасность и защищенность транспортных объектов от террористических актов;

создание механизмов реализации крупнейших инфраструктурных проектов на условиях частно-государственного партнерства.

В целом для решения задач по реализации стратегии развития сферы транспорта потребуется увеличение общего объема финансирования в 2010 году примерно в 3,4 раза по отношению к уровню 2005 года.

Государственная поддержка будет направлена в основном на финансирование объектов дорожного хозяйства, обеспечение безопасности на транспорте, поддержание в работоспособном состоянии объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, на субсидирование социально значимых перевозок.

В результате с учетом роста промышленного производства, рынка товаров и услуг, а также реализации мероприятий, предусмотренных стратегией развития сферы транспорта, общий объем коммерческих перевозок грузов и коммерческий грузооборот возрастут к 2008 году на 20 процентов по сравнению с показателями 2004 года, а к 2010 году - в 1,3 - 1,35 раза.

Для реализации стратегических задач развития транспорта будут возобновлены работы по созданию авиационной техники, использующей альтернативные авиационные топлива: жидкий водород и сжиженный природный газ. Первые серийные самолеты на альтернативном топливе появятся через 3-5 лет. Особенное значение такие воздушные суда будут иметь для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Будет разрабатываться перспективный многоразовый воздушно-космический самолет с горизонтальным взлетом и посадкой, оснащенный российским комбинированным трехконтурным реактивным двигателем. При соответствующем финансировании в стадию практического использования проект может перейти через 10-15 лет.

Стратегия развития связи

Несмотря на опережающие темпы развития рынка информационных и коммуникационных технологий за последние годы, Россия значительно отстает по масштабу их использования не только от развитых, но и многих развивающихся стран. Отечественное производство конкурентоспособной продукции в этой области только формируется и в настоящее время не оказывает должного влияния на развитие национальной экономики. Существующие темпы распространения информационных и коммуникационных технологий и развития собственного производства в этой области не позволяют обеспечить эффективного решения задач модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности России.
Стратегическая задача в этой сфере - развитие отечественной индустрии информационных технологий, электроники и элементной базы, разработка программных продуктов. Недопустимо, когда информационная инфраструктура России, обеспечивающая обороноспособность страны, работу государственных структур, системы образования, на сегодняшний день базируется в основном на иностранном программном обеспечении и оборудовании.

Телефонная плотность в 2008 году должна быть повышена с 28 телефонных аппаратов на 100 человек до 38, а в 2012 году - до 50, к 2016 году в стране не останется не телефонизированных населенных пунктов. Доля абонентов, которым будет обеспечен доступ к экстренным оперативным службам через единый номер "112", к 2008 году составит 35 процентов и к 2012 году - 100 процентов.

В предстоящие годы будет обеспечена фиксированная и мобильная связь, широкополосный беспроводной доступ в интернет. Будут каждому независимо от местоположения и скорости передвижения доступны высокоскоростной обмен информацией и глобальный роуминг. Состоится слияние сотовой связи с информационными и компьютерными технологиями и найдет развитие многопрограммное телевизионное вещание на основе перехода к цифровому формату.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме