11:48 02.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Позиция Всероссийской политической партии "Единая Россия" по проблемам финансового рынка

В течение нескольких последних лет российский финансовый рынок демонстрирует высокие темпы развития. Выросла его емкость и роль в обеспечении инвестиционных ресурсов реального сектора экономики, сложилась устоявшаяся структура, создана система коллективных инвестиций. Вместе с тем, внутренний рынок корпоративных облигаций хотя и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. Развитие финансовой системы страны пока не отвечает потребностям экономики.

В настоящее время регулирование и надзор на финансовом рынке осуществляются несколькими государственными органами, что приводит к дублированию их функций. Недостаточной является координация между ведомствами.

В целях совершенствования системы регулирования финансового рынка необходимы повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка, в том числе унификация требований к участникам рынка, эмитентам и институциональным инвесторам, развитие саморегулирования на финансовом рынке, взаимодействие саморегулируемых организаций с органами государственной власти.

В перспективе предстоит рассмотреть вопрос о возможности объединения функций по регулированию всех сегментов финансового рынка (фондового, страхового, банковской деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов) и создании мегарегулятора, а также о возможности объединения надзора за различными институтами финансового рынка в одном федеральном органе.

Следует обеспечить использование четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов.

Рынок ценных бумаг

Необходимо расширение спектра финансовых инструментов через создание правовых условий для развития рынка эмиссионных ценных бумаг, в том числе коммерческих бумаг, выпускаемых без государственной регистрации выпуска, российских депозитарных расписок.

Предстоит внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков, в том числе производных финансовых инструментов с различными базовыми активами, ценных бумаг, выпускаемых в процессе секъюритизации финансовых активов, двойных и простых складских свидетельств.

Для развития институтов коллективного инвестирования необходимо совершенствование налогообложения закрытых паевых инвестиционных фондов, в частности, решение проблемы определения налогоплательщика по налогу на недвижимость и зачета налога на добавленную стоимость при приобретении недвижимости от имени закрытого паевого инвестиционного фонда.
Важной задачей является создание равных конкурентных и комфортных условий деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и издержек.

Для развития инфраструктуры финансового рынка, повышения ее надежности и капитализации необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования клиринга, учета прав на ценные бумаги, в том числе создания центрального депозитария, деятельности организаторов биржевой торговли.

В части законодательства о рынке ценных бумаг с момента начала работы Государственной Думы IV-го созыва было принято 15 Федеральных законов. Основная деятельность в данной области направлена на:

формирование условий и мотиваций для широкомасштабного притока частных, в том числе иностранных инвестиций (в соответствии с посланием Президента РФ);

формирование условий доступа к рынку капиталов для большинства российских компаний;

расширение спектра инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями населению и сектору нефинансовых услуг;

обеспечение конкурентных условий для проведения сделок с ценными бумагами и их надежного учета и хранения;

развитие и совершенствование институтов коллективных инвестиций, с целью увеличения доли консервативных инвесторов настроенных на долгосрочные вложения;

снижение потерь инвесторов в случае нарушения их законных прав и обязанностей;

сокращение сроков и упрощение процедур выпуска ценных бумаг, а также снижение издержек эмитентов в ходе эмиссии.

Так, принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 22-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" позволило исключить императивные нормы о финансовых консультантах, что существенно упростило и сократило процедуру эмиссии ценных бумаг.

Нормы Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлены на приведение в соответствие действующих законов и существующей системы федеральных органов исполнительной власти, закрепленной в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649. Принятие указанного Федерального закона также позволило устранить противоречия в части лицензирования деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки путем передачи функций Комиссии по товарным биржам Федеральной службе по финансовым рынкам. Исключена возможность делегирования Комиссией по товарным биржам функций по лицензированию брокерским гильдиям или их ассоциациям, поскольку такое делегирование не соответствует законодательству Российской Федерации о лицензировании.

Положения Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" закрепили специальную процедуру выпуска краткосрочных облигаций Банка России. Упрощение процедуры выпуска данных ценных бумаг позволяет Центральному Банку в сжатые сроки проводить эмиссию с целью управления ликвидностью банковского рынка и его рефинансирования, а также совершенствования технологий использования инструментов денежно-кредитной политики.

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" позволило усовершенствовать процедуру выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг, путем устранения внутренних противоречий, содержащихся в нормах Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах".

Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" введен новый вид облигаций - "биржевая облигация". Таким образом, законодательно расширен перечень инвестиционных инструментов на рынке ценных бумаг. Среди прочих особенностей эмиссии и обращения биржевых облигаций можно выделить возможность (по решению эмитента) осуществления эмиссии облигаций без государственной регистрации их выпуска, регистрации проспекта эмиссии и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска, что в свою очередь удешевляет процедуру эмиссии облигаций. Возможность выпуска биржевых облигаций предоставляется только публичным компаниям, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже. Указанные меры направлены на защиту прав и законных интересов инвесторов.

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" направлен на совершенствование государственного регулирования отношений в сфере надзора на рынке ценных бумаг и в сфере коллективных инвестиций, а также снижение административной нагрузки на участников рынка ценных бумаг, институты коллективного инвестирования и оценщиков путем устранения избыточных функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" совершенствует правовые условия осуществления первоначального публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (IPO). Характерной особенностью нового способа размещения ценных бумаг является то, что цена определяется в ходе размещения, т.е. по результатам сбора предложений от инвесторов. Такой порядок ценообразования является наилучшим с точки зрения определения цены, максимально соответствующей рыночной стоимости, для акционерных обществ, чьи акции не имеют публичного обращения, что и свойственно первоначальному публичному размещению.

С начала действия этого Федерального закона IPO провели десятки компаний, в результате чего были привлечены финансовые ресурсы на территории Российской Федерации, а не за рубежом.

В настоящее время в партии ведется работа по вопросам разработки законопроектов, направленных на реформирование финансовых рынков России, в частности:

"Об организованных рынках" - законопроект должен будет предоставлять биржам возможность осуществлять деятельность по организации торговли на всех финансовых рынках (товарный рынок, фондовый рынок, валютный рынок и иные).

"О клиринговой деятельности" - законопроект должен будет раскрывать понятие и виды клиринга, а также устанавливать основы правового регулирования клиринговой деятельности.

Указанные законопроекты предполагаются к внесению в Государственную Думу еще в текущем созыве.

Банковский сектор

В настоящее время основными факторами, сдерживающими развитие банковского сектора, являются высокие вмененные издержки ведения банковского бизнеса, не соответствующий международным подходам уровень защиты прав кредиторов-залогодержателей, низкий уровень конкуренции в ряде сегментов рынка банковских услуг, недостаточная прозрачность процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Все указанные факторы требуют устранения уже в краткосрочной перспективе. В последние годы работа в этом направлении существенно активизировалась. В части реформирования законодательства о банках и банковской деятельности было принято два системообразующих федеральных закона: о совершенствовании правового регулирования процедур предупреждения и осуществления банкротства кредитных организаций, а также о страховании банковских вкладов и гарантировании выплат вкладчикам банков, не вошедших в систему страхования вкладов.

Совершенствование процедуры банкротства кредитных организаций, предусмотренной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", происходило с учетом практики применения, в том числе и событий августа 1998 г. и весны 2004 г., с целью формирования комплексной финансовой и юридической системы защиты интересов кредиторов.

Существенной переработке подверглись нормы Закона, регулирующие досудебные процедуры по предупреждению банкротства кредитных организаций. Установлены дополнительные меры ответственности для руководителей и собственников банка за действия в условиях угрозы банкротства, а также направленные на незамедлительное принятие ими адекватных мер по финансовому оздоровлению банка в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Установлены более жесткие условия для определения наличия признаков несостоятельности кредитной организации и отзыва банковской лицензии. Кроме того, предусмотрено создание института корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией – Агентство по страхованию вкладов, если такой банк привлекал вклады физических лиц. Принятые меры отвечают задачам поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов и позволяют предотвратить масштабный банковский кризис.

Продолжением совершенствования банковского законодательства явилось принятие законов о страховании банковских вкладов граждан и гарантировании выплат вкладчикам банков, не вошедших в систему страхования вкладов.

Страхование вкладов граждан организуется за счет создания системы страхования вкладов, состоящей из банков, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение на банковские счета денежных средств физических лиц, вкладчиков, Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" и Банка России. Система страхования вкладов в пределах установленного Законом объема обеспечивает гражданам возврат их средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков.

Дополнительным положительным эффектом от принятия закона являются: укрепление доверия к банковской системе со стороны населения и рост организованных сбережений населения; снижение рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы банков; повышение стабильности банковской системы, в том числе за счет роста диверсификации вкладов населения; формирование рыночной конкурентной среды на финансовом рынке.

Система страхования вкладов в полной мере показала свою состоятельность. Агентство по страхованию вкладов уже начало осуществлять выплаты по обязательствам банков, у которых были отозваны лицензии.

Также следует отметить, что в июле 2006 г. принят закон, предусматривающий увеличение сумм страховой выплаты со 100 тыс.руб. до 190 тыс.руб. В дальнейшем планируется постепенное увеличение указанной страховой суммы.

В апреле 2006 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", устанавливающий минимальный размер собственных средств (капитала) банков в сумме 5 млн. евро (ранее определялся нормативными актами Банка России). Кроме этого, упомянутый Закон содержит нормы, направленные на приведение Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации. Благодаря этим изменениям процесс регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций стал более эффективным и ясным. Реализация данного закона позволит повысить конкурентоспособность российских кредитных организаций и будет способствовать дальнейшему повышению устойчивости банковского сектора, усилению защиты вкладчиков и других кредиторов банков.

В соответствии с принятым в июле 2006 г. Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" коммерческие организации, не являющиеся кредитными, вправе при определенных условиях осуществлять без лицензии Банка России ряд банковских операций по принятию от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. При установлении этих условий особое внимание было уделено защите прав граждан, являющихся пользователями предоставленных услуг. Указанные изменения имеют положительный социальный эффект и должны привести к снижению стоимости услуг по приему платежей за счет создания условий для развития конкуренции на соответствующем рынке.

Принятие Федерального закона "О кредитных историях" обеспечило нормативную базу функционирования кредитных бюро в России. Данный институт призван повысить эффективность работы банковской системы, снизить расходы банка по поиску информации, нести дисциплинирующую функцию и способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата. Принятие этого закона позволило создать систему раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами, что необходимо для развития ипотечного жилищного кредитования, обеспечения в перспективе снижения затрат банков на оценку кредитоспособности заемщиков, снижения стоимости кредитов и повышения их доступности.

В связи с тем, что данный институт является абсолютно новым для Российской Федерации, после начала работы закона были выявлены некоторые сложности правоприменения. Часть из них уже устранена, например, в июле 2006 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях", касающийся порядка деятельности Центрального бюро кредитных историй, другие будут устранены в ближайшее время.

Принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", учитывающий замечания участников строительного рынка при сохранении установленных гарантий для "дольщиков".

Среди приоритетных направлений законопроектной работы на ближайшую перспективу необходимо выделить повышение капитализации банковского сектора; выравнивание условий доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг. В этой связи одними из приоритетных законопроектов являются следующие:

"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", направлен на установление порядка и условий включения субординированных кредитов в состав источников собственных средств кредитной организации. Он обеспечивает нормативную базу для выпуска российскими банками-эмитентами широко используемых в международной практике эффективных финансовых инструментов банковского капитала с характеристиками субординированного долга. Предлагаемые изменения должны способствовать повышению финансовой устойчивости и капитализации российской банковской системы. Для российских кредитных организаций будут созданы равные с иностранными конкурентами условия;

"О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Данный законопроект направлен на совершенствование системы допуска на российский рынок банковских услуг капитала как иностранного, так и отечественного происхождения (предусматривает пересмотр требований к минимальному размеру приобретаемого пакета акций, обязательному к согласованию или уведомлению Банка России);

"О ломбардной деятельности" и "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ломбардной деятельности". Указанные законопроекты направлены на совершенствование законодательного регулирования деятельности таких финансовых организаций как ломбарды, защиту прав и законных интересов клиентов ломбардов, а также самих ломбардов.

В партии активно обсуждается вопрос законодательного закрепления возможности открытия счетов (вкладов) физических лиц с участием организаций федеральной почтовой связи. Данная инициатива направлена на решение задачи обеспечения условий для расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места расположения кредитной организации. В настоящее время по степени разветвленности и доступности клиентам организациям федеральной почтовой связи нет равных структур. Включение указанных организаций в банковский процесс сделает банковские услуги доступными практически для всего населения страны.

Среднесрочной задачей партии является также принятие мер по повышению эффективности и прозрачности банковской деятельности, в частности:

недопущение наделения банков несвойственными им функциями;

обеспечение открытости в деятельности кредитных организаций;

совершенствование корпоративного управления (усиление роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, включая введение в его состав независимых директоров и определение перечня вопросов, относимых к его исключительной компетенции).

А также стимулирование потребительского кредитования и кредитования предприятий среднего и малого бизнеса:

упрощение процедур обращения взыскания на предмет залога со стороны кредитных организаций, расширение перечня способов обеспечения исполнения обязательств, а также унификация процедур удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов, в том числе в случаях, не связанных с ликвидацией и банкротством должника;

создание системы регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав (бюро регистрации);

совершенствование законодательного регулирования деятельности микрофинансовых организаций;

развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего, в области розничного потребительского кредитования и ипотеки;

развитие потребительского кредитования, включая вопросы обеспечения защиты прав граждан при использовании таких кредитов.

Реализация предлагаемых мер приведет к тому, что банковский сектор будет развиваться существенно быстрее, чем экономика страны. За десять лет объем кредитования в стране достигнет 22 триллионов рублей. В 2010 году стоимость активов банковского сектора сравняется с величиной валового внутреннего продукта, а к 2016 году превысит его в два раза.

В полной мере заработают система страхования вкладов и система бюро кредитных историй. Размер собственных средств банков будет гарантировать возврат вкладов. Будут сняты ограничения по слиянию и объединению банков. Введены упрощенные процедуры взыскания залога со стороны кредитных организаций. Потребительское кредитование будет укреплено мерами защиты прав граждан при использовании кредитов.

Страховой сектор

Страхование является одним из наиболее динамично развивающихся секторов финансового рынка. В экономике России страхование прочно занимает место эффективного инструмента, обеспечивающего социально-экономическую стабильность и безопасность, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иных рисков, реализацию государственной политики социально-экономической защиты населения.

Последние годы наблюдается постоянный рост общей суммы страховых премий и страховых выплат.

Развитие обязательного и добровольного страхования привело к значительному увеличению объемов страховых операций. В связи с этим повысилась ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение потребовало от партии принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков. В соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 июля 2007 г. страховые организации должны увеличить размер уставного капитала до 60 млн. рублей для страхования жизни, до 30 млн. рублей - для иных видов страхования, до 120 млн. рублей - для перестрахования.

Увеличение собственного капитала повысит финансовую устойчивость страховых организаций, позволит им увеличить объем операций страхования и, следовательно, размер своих инвестиционных ресурсов.

Для обеспечения развития страхового сектора в среднесрочной перспективе партия предусматривает решить следующие задачи:

дальнейшее развитие и совершенствование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

упорядочение введения обязательных видов страхования;

повышение капитализации страхового рынка.

Вопросы совершенствования законодательного обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств также являются приоритетными направлениями законопроектной деятельности. Особенное внимание уделялось социальной составляющей законодательных норм, позволяющих повысить защищенность прав потерпевших в результате аварии на дорогах. Принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который расширил условия предоставления компенсационных выплат профессиональным объединением страховщиков и гарантировал более полную защиту прав и интересов страхователей и потерпевших при дорожно-транспортных происшествиях. Внесенные изменения позволили профессиональному объединению страховщиков осуществлять компенсационные выплаты потерпевшим не только в случае применения к страховщику процедуры банкротства или неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред либо отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, но и в случае отзыва у страховых организаций лицензий на осуществление страховой деятельности. Компенсационные выплаты теперь осуществляются за вред, причиненный не только жизни или здоровью, но и имуществу потерпевших в случае отзыва лицензии у страховой организации или в случае применении к страховщику процедуры банкротства.

Кроме того, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств должно являться действенным стимулом снижения аварийности на дорогах. Сегодня в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими условия и порядок заключения договора страхования, при смене транспортного средства, владелец нового транспортного средства заключает договор страхования без учета наличия или отсутствия страховых случаев в период действия предыдущего договора страхования. Это позволяет владельцам транспортного средства, допустившим аварию (страховой случай), уходить от материальной ответственности при заключении нового договора страхования на иное транспортное средство, в то время как владельцы транспортных средств, осуществляющие безаварийную езду (отсутствие страховых случаев), при смене транспортного средства лишаются права на применение понижающих коэффициентов при расчете страховой премии при заключении нового договора страхования. Данные проблемы решатся посредством принятия законопроекта "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Его принятие означает переход к персональному учету повышающих - понижающих коэффициентов, применяемых для расчета страховой премии, по всем лицам, указанным в договоре страхования, на протяжении всей их страховой истории и вне зависимости от использования конкретного транспортного средства. Это будет способствовать созданию более действенной экономической заинтересованности водителей к осуществлению безаварийной езды, изменению менталитета владельца транспортного средства, а также станет дополнительным стимулом к замене устаревших транспортных средств более новыми и безопасными.

С целью создания дополнительных гарантий защиты прав потерпевших автовладельцев ведется работа над законопроектом, позволяющим обеспечить исполнение обязательств страховщика в случаях несвоевременного осуществления страховой выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Одним из важнейших направлений деятельности является также создание адекватной законодательной базы, учитывающей потребности дальнейшего становления страхового рынка и создания эффективной защиты имущественных интересов граждан и организаций. В связи с этим существенные изменения были внесены в базовый Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Была упорядочена процедура приостановления, ограничения и прекращения деятельности страховщиков, а также передача обязательств по договорам страхования у страховщика в связи с отзывом лицензии. В результате повысились гарантии защиты прав страхователей, была усовершенствована процедура взаимоотношений субъектов страхового дела и органа страхового надзора, были созданы предпосылки для укрепления доверия населения к институту страхования.

Также приняты поправки, касающиеся передачи страхового портфеля при отзыве лицензии у страховой организации, которые направлены на защиту интересов страхователей.

Одной из нерешенных проблем страхового рынка было использование идентичных наименований страховых организаций. Эта ситуация способствовала введению в заблуждение страхователей и развитию недобросовестной конкуренции на страховом рынке. В связи с этим были внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части требования к наименованию субъекта страхового дела, позволяющие индивидуализировать субъекта страхового дела среди прочих субъектов и учитывающие требования Гражданского кодекса Российской Федерации на указание в наименовании организационно-правовой формы и вида деятельности субъекта страхового дела.

В настоящее время ведется активная работа над законопроектами, устанавливающими обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта. Принятие указанных законов позволит защитить имущественные интересы физических и юридических лиц, пострадавших в результате аварии на опасном объекте, будет способствовать снижению размеров бюджетных выплат потерпевшим, создаст экономические стимулы к проведению превентивных мероприятий по повышению уровня безопасности опасных объектов и тем самым стимулировать создание безопасной средой обитания населения. В определенной степени эти меры являются необходимыми для обеспечения национальной безопасности страны.

Борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем

Внесение поправок в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" позволило привести нормы российского законодательства в соответствие с директивами ФАТФ, расширило перечень субъектов, на которые распространяются положения указанного Федерального закона.

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" было обусловлено как выявленными правоприменительной практикой недостатками данного Закона, так и изменениями, вносимыми в смежное законодательство.

Был расширен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, включив в него организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств.

Кроме того, была исключена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, проводить идентификацию клиента при осуществлении им отдельных операций по переводу денежных средств на сумму, не превышающую 30000 руб., либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, тем самым значительно упростив для населения осуществление некоторых платежей. При осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15000 р. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 р., идентификация клиента также не проводятся.

Ведется работа по анализу осуществляемого Банком России банковского надзора на предмет соответствия нормам Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", с целью выявления избыточных функций и полномочий Банка России, а также дублирующих функции и полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу. По результатам проведенного анализа, возможно, потребуется внесение изменений в федеральное законодательства, а также нормативные акты Банка России.

Как отмечалось ранее, в настоящее время обсуждается вопрос законодательного закрепления возможности открытия счетов (вкладов) физических лиц с участием организаций федеральной почтовой связи. Для включения таких организаций в банковский процесс потребуется внесение изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме