11:48 02.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Позиция Всероссийской политической партии "Единая Россия" по вопросам развития образования

Эффективно функционирующая система образования - это ключевой вопрос поступательного развития экономики страны, повышения ее международной конкурентоспособности.

Образование является тем фактором, который во многом определяет уровень жизни населения, социальную стабильность в государстве. Образование приобретает все большую значимость в вопросах укрепления национальной безопасности, обеспечении противодействия идеологии экстремизма, террора и фашизма, распространения гуманитарных общечеловеческих ценностей.

Россия должна стать страной культурных и образованных граждан с высокой эффективностью труда и высоким уровнем жизни населения. Каждый россиянин должен обладать возможностью получить желаемое образование и соответствующую его квалификации высокооплачиваемую работу, обеспечить себе и своим детям достойную жизнь.

Современное состояние системы образования обусловлено тем, что ее модернизация идет параллельно с перестройкой экономики, разграничением полномочий органов государственной и муниципальной власти, в том числе в сфере образования. Поэтому российская система образования в ее сегодняшнем состоянии обладает недостатками и испытывает трудности развития, характерные в целом для страны. Новейшие методы и технологии соседствуют с отжившими подходами и представлениями ушедшего столетия.

Ход модернизации отечественного образования, в основу которой была положена Концепция модернизации образования, позволяет выделить ряд существенных проблем и начать подготовку более глубоких преобразований.

Часть мер, запланированных в Концепции модернизации образования, в полном объеме еще не осуществлена. Остаются не решенными такие задачи как:

формирование и приведение в действие прозрачной и эффективной государственно-общественной системы контроля качества образования;

введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании;

создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей среднего и высшего профессионального образования;

развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования, концентрация переподготовки незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

переход на отраслевую тарифную систему оплаты труда работников образования, установление минимальной ставки оплаты педагогических работников на уровне не ниже прожиточного минимума;

совершенствование системы пенсионного обеспечения педагогических работников, создание отраслевой пенсионной системы работников образования;

реформирование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества.

Недостаточная результативность модернизации образования были обусловлены не столько неверно выбранными приоритетами, сколько неэффективными методами её осуществления. Медленно развиваются механизмы взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов.

Серьезное влияние на ситуацию в образовании на всех его уровнях оказывают демографические процессы, характерные для современной России. В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: сокращение контингента обучаемых к 2010 г. составит по сравнению с 1995 г. на 36,4%. В начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании сокращение общей численности учащихся только начинается: по прогнозу к 2010 г. число учащихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования должно сократиться на 36 процентов, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования – на 26. В высшем профессиональном образовании до 2006 г. шел рост числа студентов, а затем прогнозируется спад к 2010 г. на 16 процентов по отношению к уровню 2006 г. Складывающаяся ситуация с контингентами обучающихся требует проведения серьезных структурных преобразований в сфере образования.

Имеются серьезные диспропорции в структуре подготовки специалистов и потребностей экономики и социальной сферы. Сегодня более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. С аналогичной проблемой сталкиваются многие выпускники учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования. Результат – не только экономические, но и тяжелые психологические и социальные потери. Этих потерь можно избежать, если создать условия для устойчивых связей профессионального образования с рынком труда.

С 1995 г. сеть детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ сократилась на 27,2 и 6,9 процента соответственно. Это сокращение было вызвано, прежде всего, демографическими причинами. В настоящее время число детей в возрасте
1-6 лет стало расти, подъем этот пока медленный, он не обеспечивает необходимое воспроизводство населения. Предпринятые в последнее время руководством страны и партией "Единая Россия" меры, в том числе по введению материнского капитала для семей, имеющих более одного ребенка, должны повысить рождаемость. Экономический подъем ведет к увеличению женской занятости. Уже сейчас в ряде регионов России возникла серьезная нехватка мест в детских садах. Для исправления ситуации требуется принятие эффективных мер на основе современных подходов к организации дошкольного образования. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому ребенку общедоступность и бесплатность дошкольного и общего образования. Обеспечение этих прав – прямая обязанность государства.

В системе начального профессионального образования сокращение числа учреждений за рассматриваемый период составило 7,8 процента, при том, что численность учащихся практически осталась неизменной. Сокращение числа учреждений начального профессионального образования связано с реструктуризацией образовательной системы, включением этих учреждений как структурных подразделений в учреждения среднего профессионального образования, а тех, в свою очередь, в состав высших учебных заведений, т.е. постепенно оптимизируется структура подготовки кадров на указанных уровнях профессионального образования.

Сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования в последние годы интенсивно росла. По сравнению с 1995 г. число государственных вузов выросло на 15 процентов, негосударственных – почти в 2 раза. Особенно быстро развивалась сеть филиалов высших учебных заведений – в настоящее время она насчитывает свыше 1300 филиалов государственных вузов и более 300 – негосударственных. К сожалению, указанный рост далеко не всегда обеспечивал предоставление образовательных услуг на уровне государственных образовательных стандартов. В определенной степени был снижен контроль качества образования, который должен обеспечиваться системой государственной аккредитации образовательных учреждений. В последнее время предпринимаются меры по исправлению ситуации. Создана и ведет планомерную работу в этом направлении Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Готовятся существенные изменения Закона Российской Федерации "Об образовании", направленные на обеспечение эффективного контроля и надзора в сфере образования.

Вызывает серьезную тревогу состояние материально-технической базы образования. В настоящее время степень износа основных фондов в системе образования превышает 31 процент. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составляет 1,2 процента. Тяжелое положение с учебным и производственным оборудованием сложилось в образовательных учреждениях начального профессионального образования. По данным мониторинга экономики образования доля физически и морально устаревшего оборудования, эксплуатируемого свыше 10 лет, превышает 35,5 процента. Это существенно затрудняет подготовку квалифицированных рабочих кадров для современных, особенно высокотехнологических производств.

Кадровая проблема остается острой и для самой системы образования. В настоящее время в ней занято около 5,9 млн. человек, или 9 процентов от общей численности занятых. Средний возраст работников системы образования всех уровней составляет 40 лет. В высших учебных заведениях возрастная структура профессорско-преподавательского состава сдвинута в сторону старших возрастов: пятая часть профессорско-преподавательского состава имеют возраст больше 60 лет, каждый десятый - старше 65 лет. В учебных заведениях среднего профессионального образования возраст более половины преподавателей старше 49 лет, пятая часть - старше 39 лет. В общеобразовательных учреждениях стаж педагогической работы свыше 15 лет имеет более 52 процента учителей. В этом сегменте системы образования обновление кадрового состава идет медленно.

Одна из важнейших причин того, что молодежь не стремится в эту сферу – низкий уровень заработной платы и социальной поддержки. Средняя зарплата в месяц в образовании в 1991 г. составляла 71 процент от уровня заработной платы в экономике, а в 2005 г. – 66. Средняя заработная плата школьного учителя еще ниже - 49,7 процента от заработной платы в экономике, воспитателя дошкольного образовательного учреждения - 40,5. Заработную плату менее 3 тыс. руб. в месяц получает половина работников образования.

Несмотря на неразрешенность ряда проблем и задач за последние годы система образования получила значительную государственную поддержку как в экономическом и социальном плане, так и в законодательном обеспечении.

Проблема повышения социального статуса педагогических работников, одна из коренных проблем модернизации российского образования. На ее решение направлены такие мероприятия приоритетного национального проекта "Образование" как дополнительные выплаты за классное руководство и выделение грантов лучшим учителям. Эта поддержка осуществляется на федеральном уровне, при том что обеспечение получения общего образования - это зона финансовой ответственности субъектов Российской Федерации. Ряд регионов предпринимает свои меры в этом направлении.

Существенные изменения внесены в систему оплаты труда научно-педагогических работников вузов, где значительно увеличены доплаты за степени кандидата и доктора наук. С 1 ноября 2006 г. надбавки за ученые степени кандидата наук и доктора наук увеличены соответственно с 900 руб. до 3000 руб. и с 1500 руб. до 7000 руб.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, установлены надбавки к должностным окладам за должность доцента, должность профессора, за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук в размерах, закрепленных в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Это должно стимулировать творческую молодежь к повышению уровня образования и квалификации, привлечение ее в сферу высшего образования.

В целях защиты прав обучающихся и работников высших учебных заведений введена процедура аттестации кандидатур на должность ректора перед предстоящими выборами ректора. Установлена возможность введения должности президента вуза.

Значительное внимание было уделено материальному положению студентов. В частности, на оказание поддержки нуждающимся студентам высших учебных заведений теперь выделяются дополнительные средства в объеме 25 процентов стипендиального фонда, вместо ранее установленных пяти. Повышена стипендия студентам вузов с 1 апреля 2005 г. с 400 руб. до 500 руб. в месяц , а с 1 сентября 2005 г. с 500 руб. до 600 руб.

Расширена возможность для граждан получить начальное профессиональное и среднее профессиональное образование не только в учреждениях этого типа, но и в высших учебных заведениях. Установлено, что среднее профессиональное образование может быть получено по сокращенным срокам для граждан, имеющих начальное профессиональное образование по соответствующему профилю.

Увеличена стипендия обучающимся в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования на 50 процентов со 140 руб. до 210 руб.

Важнейшим условием реализации большинства направлений модернизации образования является их нормативное и, в первую очередь, законодательное обеспечение. Указанные выше меры материальной поддержки сферы образования были закреплены законодательно.

За последние годы были подготовлены и внесены в Государственную Думу проекты законов, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Семейный и Гражданский кодексы Российской Федерации. Был принят закон "Об автономных учреждениях", обеспечивающий возможность получения горазда большей самостоятельности государственным образовательным учреждениям.

Большое значение для системы образования имело принятие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части финансирования образовательных учреждений", который поднял на уровень субъекта Российской Федерации ответственность за выплату заработной платы учителям и финансирование учебных расходов школ. То есть, по сути, законодательно закрепил механизм государственной ответственность за функционирование учреждений общего образования.

Были внесены изменения в целый ряд законов, в том числе в Закон Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", четко разграничивающие полномочия и финансовую ответственность между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам дошкольного образования.

Уточнены права несовершеннолетних обучающихся в общеобразовательных учреждениях в части порядка и оснований их исключения из школ, а также порядка продолжения их обучения или трудоустройства. Усилена роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При общей тенденции отмены льгот и привилегий при совершенствовании налоговой системы в стране, для образовательной системы, учитывая ее социальную значимость, делаются определенные исключения.

В Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава о государственных пошлинах в которой установлено, что при регистрации средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков, а также средств массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины за государственную регистрацию средств массовой информации уменьшается в пять раз.

В главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей" (единый сельскохозяйственный налог) Налогового кодекса Российской Федерации внесено положение по которому налогоплательщики вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для сельского хозяйства.

Среди внесенных изменений, есть уточнение, касающееся доходов не учитываемых при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций. Установлено, что при определении налоговой базы не учитываются гранты, в том числе предоставляемые на осуществление конкретных программ в области образования, а также на проведение конкретных научных исследований.

На поддержку образования направлено не только налоговое , но и бюджетное законодательство.

Ежегодно предусматриваются всё возрастающие расходы на образование. В бюджете 2006 года предусмотрены дополнительные расходы на реализацию приоритетного национального проекта "Образование". Рост расходов на образование, а также на реализацию приоритетного национального проекта "Образование" заложен и в проекте бюджета на 2007 год (см. таблицу).





Объем расходов на обеспечение продолжения приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году определен в размере 48 891,5 млн. рублей с ростом против 2006 года на 66,9 процента. Расходы на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" предусмотрены по соответствующим статьям Бюджетной классификации Российской Федерации. В рамках этих мероприятий, предусматривается оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации посредством межбюджетных трансфертов. В составе межбюджетных трансфертов на 2007 год из федерального бюджета учтены средства, предоставляемые субъектам Российской Федерации на реализацию национальных проектов и ряда социально-значимых расходов, в их числе:

- субсидии на обеспечение ежемесячной выплаты вознаграждения за классное руководство в размере 1,0 тыс. рублей согласно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2006 г. № 366) типам государственных и муниципальных образовательных учреждений в сумме 11 711,5 млн. рублей;

- субвенции на ежегодное поощрение 10 тысяч лучших учителей в размере 100,0 тыс. рублей в сумме 1 000,0 млн. рублей;

- субсидии на внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ в сумме 18 000,0 млн. рублей;

- субсидии на государственную поддержку субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные мер модернизации образования, в сумме 3 500,0 млн. рублей;

- субвенции на внедрение современных образовательных технологий в объеме 4000,0 млн. рублей;

- средства на развитие системы национальных университетов и создание бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в объеме 6 000,0 млн. рублей;

- средства на государственную поддержку талантливой молодежи в сумме 200,0 млн. рублей;

- средства на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств в сумме 300 млн. рублей;

- средства на начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в сумме 600,0 млн. рублей;

- средства на централизованную закупку автобусов для сельских школ в объеме 1 000,0 млн. рублей;

- средства на централизованную закупку учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения школ в объеме 2 300,0 млн. рублей;

- субсидии молодым семьям для приобретения жилья в сумме 3 000,0 млн. рублей;

- субсидии на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей в сумме 1 308,7 млн. рублей .

С 1 сентября 2007 года запланировано увеличение размера стипендий в 1,5 раза. Предлагается установить их в следующих размерах: учащимся и студентам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – 315 рублей; студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования -900 рублей. На указанное повышение стипендиального фонда образовательных учреждений предусмотрены ассигнования в сумме 4 178,3 млн. рублей, в том числе: 78,7 млн. рублей – для учреждений начального профессионального образования; 407,1 млн. рублей – для учреждений среднего профессионального образования; 3 692, 7 млн. рублей – для учреждений высшего профессионального образования.

В 2007 году предполагается осуществить повышение (индексацию) заработной платы работников федеральных государственных учреждений с 1 сентября 2007 года на основе введённых с 1 мая 2006 года межразрядных коэффициентов ЕТС. Учитывая, что с 1 сентября 2007 года предполагается установить минимальный размер оплаты труда в сумме 1 400,0 рублей в месяц, тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС будет увеличена до этого размера. Повышение заработной платы работников федеральных государственных учреждений потребует увеличения общего фонда оплаты труда с 1 сентября 2007 года на 15 процентов.

В составе расходов федерального бюджета на 2007 год зарезервированы по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации средства в объеме 27 100 000,0 тыс. рублей на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года.

Таким образом, отмена ряда налоговых льгот для государственных образовательных учреждений компенсируется финансированием из бюджета, что должно обеспечить дополнительные финансовые поступления для экономического и социального развития территорий.

Растут расходы на строительство объектов образования. В рамках ФАИП они увеличиваются в 2007 г. в 1,6 раза по сравнению с 2006 г. С 0,5 млрд. руб. до 1,2 млрд. руб. увеличиваются ассигнования на строительство общежитий для учреждений профессионального образования.

Несмотря на целый ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе модернизации и повышения бюджетных расходов, в целом в образовании сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Более того, эти проблемы требуют новых и энергичных мер системного характера.

Среди указанных проблем следует отметить:

недостаточную скоординированность и сбалансированность действий по дальнейшему развитию системы образования, часть проводимых экспериментов осуществляются как самостоятельные и самодостаточные мероприятия;

низкая осведомленность работников образования о целях и задачах модернизации, отсутствие у них мотивации к участию в преобразованиях;

нерешенность таких значимых для педагогических и научно-педагогических работников проблем как вопрос достойного уровня заработной платы, пенсионного обеспечения, социального статуса;

неразвитость непрерывного профессионального образования как фактора обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики в профессиональных кадрах необходимой квалификации;

неадекватность существующих образовательных стандартов и программ всех уровней образования возрастающим современным требованиям;

низкие темпы обновления технологий обучения, в первую очередь коммуникативно-информационных на основе современных технических средств обучения;

снижение качества образования;

отсутствие эффективной государственно-общественной системы контроля качества образования;

неэффективность системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности на всех уровнях образования;

слабая реализация механизмов сосредоточения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития образования;

недостаточная интеграция образования и науки в высшей школе;

низкий уровень влияния российского образования в мировом образовательном пространстве.

На современном этапе для реализации приоритетных направлений развития образования в ближайшей перспективе необходимо:

отладить четкую и всестороннюю систему, обеспечивающую качественное образование на всех уровнях, готовность выпускников каждого уровня образования к активному включению в производственную деятельность, а также возможность продолжить свое образование, в том числе с использованием дистанционных технологий,

сосредоточить внимание на воспитательной составляющей образования, направленной на становление гражданина-патриота нашей Родины, человека стремящегося к самосовершенствованию.

Для этого необходимо:

Разработать и принять принципиально новые подходы и решения по повышению общественного статуса педагогических и научно-педагогических работников, повышению их уровня заработной платы и социальной защиты.

Обеспечить не только рост бюджетных расходов на образование как на уровне федерации, так и в регионах, но и рациональное и эффективное использование этих средств, путем разумного сочетания базового и подушевого финансирования, стимулирования качественной подготовки выпускников.

В процессе модернизации образования предстоит обеспечить открытость образования как государственно-общественной системы и усиление роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия. Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования.

Нужно в установленном порядке закрепить правовой статус коллегиальных органов управления: наблюдательного совета, попечительского совета, а также педагогического совета и учёного совета образовательного учреждения. В современных условиях управление образованием - это прежде всего управление процессом его развития.

Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования. При формировании оптимальной модели управления должны быть четко распределены и согласованы полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений.

Кроме того, усилия партии будут сосредоточены на следующих направлениях:

В области дошкольного образования.

Обеспечение гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного образования, в том числе бесплатности образовательного процесса для всех дошкольников.

Восполнение и развитие сети дошкольных учреждений, способных обеспечить полноценное и качественное воспитание здорового и интеллектуально развитого поколения.

Внедрение нового содержания и методического обеспечения дошкольного образования, направленного на развитие познавательных и творческих способностей детей.

Привлечение в сферу дошкольного образования квалифицированных кадров воспитателей.

В области общего образования.

Принятие законодательных норм, обеспечивающих переход к обязательному бесплатному среднему (полному) общему образованию на основе нового поколения государственных образовательных стандартов, обеспечивающих подготовку выпускников к активной жизни в современном обществе.

Модернизация содержания общего образования, переход на профильное обучение в старших классах, внедрение новых форм государственной аттестации выпускников общеобразовательных школ, в том числе на основе единого государственного экзамена.

Решение проблемы общедоступности учебной литературы: расширение возможностей школьных библиотек, создание библиотечных фондов на электронных носителях, в перспективе, обеспечение обучающихся в дневных общеобразовательных школах качественными бесплатными учебниками.

Внедрения новых образовательных технологий.

Развитие новых видов учреждений общего образования: учебных комплексов и образовательных центров.

В области профессионального образования.

Выстраивание профессионального образования всех уровней как целостной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе путем создания крупных университетских комплексов, модульного принципа реализации профессиональных образовательных программ.

Переоснащение на современный уровень учебно-лабораторной базы профессиональных образовательных учреждений, широкое использование современных образовательных технологий.

Организация системы партнерских отношений государства, бизнеса и профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда кадровыми ресурсами.

Организация предоставления льготных образовательных кредитов нуждающимся в период получения профессионального образования.

Создание ресурсных центров профессионального образования, труда и занятости.

В системе высшего образования необходимо завершить переход к такой системе вступительных испытаний, которая будет выравнивать шансы для представителей разных социальных слоев и местностей. Это федеральные предметные олимпиады, открытые творческие конкурсы, а также единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Назрел также вопрос о воссоздании в широком масштабе бесплатных подготовительных отделений в вузах, существенном повышении социальных стипендий при их адресном предоставлении, использовании по назначению имеющихся общежитий.

В части обеспечения кадрами системы образования.

Кардинальное улучшение материального положения педагогов. Реализация региональных систем оплаты труда учителей. Введение механизма увеличения доли надтарифной части в общем фонде оплаты труда.

Принятие неотложных мер по увеличению в образовательных учреждениях доли молодых талантливых педагогов и воспитателей, молодых научно-педагогических работников.

Коренные изменения в системе педагогического образования на основе опережающего его развития по отношению к развитию школы и на инновационной основе.

В части обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.
Обеспечение информационной безопасности.
Выделение необходимых ресурсов для обеспечения противопожарных мероприятий, мероприятий по предупреждению и устранению последствий техногенного характера (землетрясения, наводнения и другие стихийные явления).

В части реализации и развития приоритетного национального проекта "Образование".

Перевод приоритетного национального проекта "Образование" в стратегический системный механизм развития российского образования, придание этому проекту инновационного характера развития образования с необходимой полнотой охвата в проекте всех уровней образования, в том числе расширение сферы действия приоритетного национального проекта "Образование" путем включения в этот проект мероприятий по поддержке и развитию дошкольного, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования.

В законодательной области (нормативное правовое обеспечение реализации приоритетных направлений развития системы образования).

Обеспечение полноты и непротиворечивости нормативной правовой базы в сфере образования.

Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации и сопутствующих им мероприятий потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, включая Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Бюджетный, Гражданский, Налоговый и Трудовой кодексы Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты, в частности по:

обязательности и доступности бесплатного общего (полного) среднего образования,

изданию и доступности учебной литературы,

определению понятия и структуры государственного образовательного стандарта,

развитию непрерывного профессионального образования и дополнительного образования,

привлечению работодателей к участию в образовательной политике,

повышению доступности высшего профессионального образования для лиц, отслуживших в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту не менее 3 лет,

развитию процессов интеграции науки и образования,

механизмам финансирования образования на нормативной основе в системах общего и профессионального образования,

образовательному кредитованию и государственному субсидированию образования,

изменению действующей типологии образовательных учреждений,

изменениям в системе государственной аттестации выпускников и вступительных испытаний в вузы,

определению понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

С учетом происходящих изменений необходимо готовить новую редакцию Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Возможным решением проблемы законодательного обеспечения функционирования системы образования на современном этапе является создание Образовательного кодекса.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Реализация поставленных целей и задач, решение имеющихся проблем и устранение просчетов и недостатков должны обеспечить нашей стране передовые позиции по качеству образования, обеспечить конкурентоспособность российского специалиста с вузовским дипломом на рынке труда. Образовательные учреждения должны взять на себя функцию основных воспитателей молодежи, стать местом, где не только качественно обучают, но и прививают высокие духовные и нравственные ценности.

К участникам образовательной деятельности, либо к категории лиц, прямо и лично заинтересованным в успешной и эффективной работе образовательной системы России можно отнести десятки миллионов граждан Российской Федерации. Ясно, что столь огромный массив субъектов деятельности и их правоотношений, человеческих интересов, возможностей и действий никогда не удастся уложить ни в одну простую схему.
Поэтому ведущую роль для государственной политики в области образования должны играть принципы и направления деятельности, вокруг которых уже формируются конкретные мероприятия.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме