11:48 02.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Позиция Всероссийской политической партии "Единая Россия" по проблемам аграрной политики

Стратегическая цель агропромышленной политика партии - сбережение народа, экономическое освоение территории страны, обеспечение продовольственной безопасности. Эта политика направлена на динамичное развитие сельского хозяйства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, обеспечение на селе сопоставимого с городом уровня жизни, охрану окружающей среды, рациональное использование земель и других природных ресурсов.

Скажем прямо: незавидное наследство в лице российской деревни получил в результате десятилетия либеральных реформ новый XXI век. К началу 2000 года практически вдвое сократилось производство мяса, молока и других продуктов питания, более половины парка техники пришло в негодность, каждая третья животноводческая ферма стояла без скота. Начали рушиться сами устои сельской жизни: свыше 20 процентов трудоспособного населения осталось без работы, резко возросло воровство и пьянство, увеличилось число самоубийств, молодежь побежала в город.

Чтобы не потерять село, нужно было срочно переломить ситуацию. В результате конкретных мер, принятых в последние годы, удалось не только стабилизировать обстановку в агропромышленной сфере, но и достигнуть положительной динамики. В полтора раза по сравнению с 2000 годом увеличилось производство подсолнечника и сахарной свеклы, на 20 процентов – сбор зерна, картофеля и овощей. Растет производство животноводческой продукции. Крепко встала на ноги пищевая перерабатывающая промышленность. Улучшается положение в рыбной отрасли. За этот же период селу по лизингу поставлена техника и скот на 37 млрд. рублей, выдано более 450 млрд. рублей льготных кредитов. Объем инвестиций в основной капитал с 1999 года увеличился в 1,6 раза. Иностранные инвесторы вложили в агропромышленный комплекс около 10 млрд. долларов США. Россия прочно утвердилась на мировом рынке в качестве крупного экспортера зерна. Во многом все эти позитивные перемены стали возможны благодаря стабильному росту экономики страны в целом, который продолжается уже более пяти лет.

Главный положительный итог минувших лет состоит в том, что в сложнейших условиях рыночных реформ на селе вырастает новый класс предпринимателей, формируются крупные холдинги, где осваиваются современные технологии производства и переработки сельскохозяйственного сырья.

Вместе с тем темпы развития отрасли продолжают отставать от темпов роста экономики страны в целом. Усиливается неэквивалентность обмена продукции агропромышленного комплекса с другими отраслями экономики. Более трети сельскохозяйственных организаций являются убыточными, около 15 процентов находятся в стадии банкротства. Как и раньше, остро ощущается нехватка "длинных" ресурсов для капитальных вложений. Снижается уровень технической оснащенности сельского хозяйства. Медленно восстанавливается поголовье скота. Страна вынуждена импортировать значительную часть продовольствия (33 процента). Увеличивается разрыв в уровне жизни сельского и городского населения, снижается привлекательность сельского образа жизни, высокой сохраняется безработица. Формируются обширные территории, на которых не ведется хозяйственная деятельность.

Партия "Единая Россия" считает ускоренное развитие агропромышленного сектора экономики важнейшей задачей грядущего десятилетия. Государство сегодня имеет все возможности для того, чтобы в рамках новой аграрной политики реализовать систему экономических, организационных и законодательных мер, направленных на резкое увеличение производства отечественного продовольствия – более чем в 1,5 раза, – и решение социальных проблем российской деревни.

Началом этой работы можно считать реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", которым на среднесрочную перспективу в качестве главных определены такие три направления, как ускоренное развитие животноводства, стимулирование малых форм хозяйствования и обеспечение жильем молодых специалистов на селе. Уже сделаны первые шаги по привлечению в отрасль инвестиционных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов и ферм. Увеличиваются объемы поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга, вводятся ограничения на ввоз в страну мяса и мясопродуктов, стимулируется импорт технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.

На реализацию национального проекта в АПК на льготных условиях будет направлено более 100 млрд. рублей кредитов, что позволит создать не менее 70 тыс. новых рабочих мест, модернизировать на основе современных технологий многие животноводческие комплексы и фермы, закупить в целях селекции до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, свиней и овец. Существенную поддержку в виде беспроцентного льготного кредита получат и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и фермеры. Сегодня они производят более 53 процентов всей сельскохозяйственной продукции.

Для обслуживания населения и мелких товаропроизводителей до 2008 года будут созданы более 1000 сельских кредитных кооперативов, 550 производственных кооперативов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, 1000 заготовительных снабженческо-сбытовых кооперативов. Четко заработает система хранения, переработки и закупки сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства для государственных и муниципальных нужд, в том числе для пополнения государственного материального резерва.

В целом агропромышленная политика партии "Единая Россия" будет направлена на поддержку всех форм хозяйствования на селе – граждан, ведущих подворье, фермерских (крестьянских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций. Понимая объективность процесса урбанизации и роста городов, мы считаем необходимым не только обеспечить сельских жителей работой и повысить доходность их труда, но и создать для проживающего в деревне человека полноценные возможности для самореализации.

Прежде всего, надо определить правила на долгосрочный период, приняв соответствующие законы, включить рычаги таможенно-тарифного и налогового регулирования экономики.

Основным законодательным актом, создающим правовые условия для развития села, является Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". В нем закреплены основные принципы аграрной политики государства и инструменты ее реализации.

Следует привести в соответствие со спецификой аграрного производства налоговое законодательство, распространив действие системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей на сельскохозяйственные потребительские кооперативы, упростить процедуру оформления права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, убрать все препоны развитию мелкотоварного производства и личных подсобных хозяйств. Граждане России и наши соотечественники из ближнего зарубежья, пожелавшие переехать на постоянное местожительство в деревню и заняться сельским хозяйством, должны иметь возможность беспрепятственно получить для этих целей земельный участок.

Важнейшая задача, которую будет решать партия, – создание механизма поддерживания паритетных отношений агропромышленного комплекса с другими отраслями экономики. Положение дел здесь сложилось нетерпимое. Например, за последние 14 лет цены на дизельное топливо возросли в 65 раз, на электроэнергию в 122 раза, а на пшеницу только на 12 процентов. По самым скромным оценкам, сельское хозяйство ежегодно теряет на этом почти 20 миллиардов рублей.

Если мы действительно хотим поддержать своих производителей, необходимо принять комплекс мер по обеспечению их участия в прибылях оптовых и розничных рынков, осуществлять антимонопольное регулирование тарифов, цен на товары и услуги, продаваемые и оказываемые на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Надо также обеспечить доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, развития системы сельскохозяйственного лизинга, ввести страхование рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений от стихийных бедствий и других природных явлений.

Следует, наконец, решить и вопрос с долгами сельскохозяйственных предприятий. Сейчас они превышают 400 миллиардов рублей.

Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что в любом случае еще немалое время будет дешевле везти, скажем, мясо из Бразилии, а картофель - из Египта. Но это - не выход. А, значит, надо, как это делают страны ЕЭС и Северной Америки, выделять дотации на закупку продовольственных товаров отечественного производства и тем самым гарантировать спрос на них. Будет спрос, будет и стимул развивать свое производство.

Выполнению новых задач по ускоренному и динамичному развитию агропромышленного комплекса будут способствовать усилия партии:

по созданию условий для внедрения в агропромышленное производство инновационных технологий (например, основанных на методах управления процессами, протекающими в растительной и животной клетке, при помощи низкочастотных электромагнитных полей слабой напряженности) и поддержке фундаментальных и прикладных исследований в аграрной науке;
по внедрению информационных технологий в сельскохозяйственное производство и информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставлению им консультационной помощи;

по обеспечению отечественных товаропроизводителей равных экономических условий с западными конкурентами;

по созданию организационно-правовых условий для участия общественных и саморегулируемых организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

по развитию частно-государственного партнерства в АПК.

В качестве долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса партия определяет следующие направления.

1. Развитие зернового экспортного потенциала с учетом роста потребителей зерна на внутреннем рынке, в том числе:

широкомасштабное внедрение современных инновационных ресурсосберегающих технологий производства зерна;

внедрение высокоурожайных сортов зерновых культур;

повышение уровня технического оснащения и использования минеральных удобрений;

стимулирование строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры, обновление флота и вагонного парка (субсидирование инвестиционных проектов);

финансовая и организационная поддержка экспортеров зерна, развитие институциональной среды экспорта (упрощение процедур оформления экспортных операций, переход к международным принципам стандартизации и сертификации, содействие развитию биржевой торговли);

товарные и закупочные интервенции, ориентированные не только на биржевую торговлю, но и на повышение стабильности доходов непосредственных производителей.

Реализация мер по развитию зернового экспортного потенциала позволит довести производство зерна в 2015 году до 110 млн. тонн. Потенциальные возможности по экспорту зерна составят в 2015 году 10 млн. тонн.

2. Эффективное использование ресурсного потенциала и повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса.

Анализ мировых тенденций развития рыбной промышленности показывает, что в последние годы стремительно растет число развивающихся государств, которые проводят чрезвычайно активную политику в области добычи рыбы и судостроения.

В то же время рыбохозяйственный комплекс России за последние 10 –15 лет значительно снизил свою конкурентоспособность на мировом рынке. С конца восьмидесятых годов началось ежегодное уменьшение вылова водных биоресурсов. Рыбное хозяйство оказалось заложником внутриотраслевого структурного перекоса. Значительная доля капитальных вложений направлялась на развитие рыболовства вдали от своих берегов, в то время как финансирование прибрежного рыболовства, морской и пресноводной аквакультуры, береговой рыбохозяйственной инфраструктуры осуществлялось по остаточному принципу. В результате общий недолов водных биоресурсов в экономической зоне Российской Федерации составляет сейчас около 600 тысяч тонн в год.

Особое беспокойство вызывает состояние и загрузка производственных мощностей. Из имеющихся почти 3 тыс. рыбопромысловых судов 65 процентов используются сверх нормативных сроков службы (физически изношены и морально устарели). Переработкой рыбной продукции в основном занимается рыболовецкий флот, когда как береговые консервные, холодильные и морозильные мощности используются практически простаивают.

Итог: падение улова водных биоресурсов с 11 до 2,5 – 3 млн. тонн в год и соответственно – потребления рыбопродукции населением страны более чем в 2 раза. Сейчас оно составляет в среднем около 10 кг на человека в год, что по всем медицинским нормам явно недостаточно.

Партия считает, что единая государственная политика развития рыбного хозяйства страны на долгосрочный период должна включать в себя:

развитие инновационного потенциала рыбохозяйственного комплекса на основе структурно-технологической модернизации и обновления промыслового флота, обрабатывающих мощностей и инфраструктуры отрасли;

развитие экспедиционного промысла рыбы и морепродуктов как в исключительной зоне Российской Федерации, так и за ее пределами;

развитие аквакультуры на основе ресурсосбережения и наиболее полного и рационального использования природного потенциала водоемов в целях увеличения рыбоводной продукции;

строительство и реконструкцию объектов по товарному выращиванию гидробионтов во внутренних водоемах и воспроизводству водных биологических ресурсов;

формирование эффективной системы реализации рыбной продукции путем создания современной инфраструктуры рынка этой продукции, развития экспортного потенциала;

развитие интернет-аукционов по торговле рыбными товарами и создание рыбной биржи.

Реализация мер по развитию рыбохозяйственного комплекса приведет к увеличению улова рыбы и добычи морепродуктов с 3 млн. тонн в 2004 году до 5 млн. тонн в 2010 году, что позволит сократить долю рыбной продукции импортного производства на внутреннем рынке соответственно с 31 процента до 15 процентов, а к 2015 году – свести к необходимому минимуму.

В ближайшие десятилетия основной прирост пресноводной и морской рыбной продукции будет обеспечиваться за счет развития рыбоводных хозяйств, а не промысла. Тем более что природные условия России способствуют этому. Прибрежная зона нашей страны включает участки, пригодные для искусственного воспроизводства водных биоресурсов – побережья западной части Баренцева моря, южной части Белого моря, Курильских островов, Сахалина и Приморья. Объем выращиваемой товарной рыбы уже в ближайшее время может быть увеличен со 100 до 500 – 600 тыс. тонн.

3. Устойчивое развитие сельских территорий, в том числе:

повышение уровня жизни сельского населения;

поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение ландшафта сельской местности.

Цель устойчивого развития сельских территорий заключается в преодолении бедности путем роста доходов от сельского хозяйства, расширении несельскохозяйственной занятости населения, улучшении доступа сельских жителей к услугам отраслей социальной и инженерной инфраструктуры.

Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте возрастет к 2010 году до 85 процентов, доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 35 процентов, удельный вес жилой площади в сельской местности с гарантированным доступом к инженерной инфраструктуре достигнет 60 процентов.

Партия особо подчеркивает, что суть и глубинный смысл ее агропромышленной политики – не защита отечественных производителей и даже – не сельского хозяйства в целом. Развивая агропромышленный комплекс, мы тем самым берем под защиту треть населения страны, проживающего на селе. Не может быть и речи о модернизации общества, пока село будет пребывать в состоянии постыдной бедности, в каком оно находится сегодня. Будет нормально развиваться производство – будут строиться дороги, возводиться детские сады и школы, больницы. Словом, начнется нормальная жизнь.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме