10:24 02.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Социальная политика и вопросы образования

Всероссийская политическая партия "Единая Россия"
VII Съезд

СТРАТЕГИЯ ПАРТИИ
Социальная политика и вопросы образования
Труд и социальная политика в интересах большинства


Целенаправленная политика государства в социальной сфере за последние 3 года позволяет утверждать, что ключевым источником экономического роста в нашей стране становятся инвестиции в человеческий потенциал. Доходы работающих россиян с каждым годом увеличиваются в среднем на 20-30 процентов. Растет общий уровень жизни в нашей стране. Реализация национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, аграрного комплекса и жилья определили магистральные направления развития нашей страны как мощного и динамичного социального государства. Страны, где жизнь человека, его права и социальные гарантии, его труд и его семья являются высшей ценностью государства и общества.

Вместе с тем, на фоне прогресса в развитии человеческого потенциала во многих странах мира ситуация в России по некоторым показателям остается весьма сложной. С 90-х годов позиции ключевых сфер нашей страны: науки, образования, медицины были фактически сведены к нулю. Большинство работающих граждан в эти годы на подавляющем большинстве предприятий имели многомесячную задержку в выплате заработной платы. В массовом порядке закрывались и перепрофилировались ведомственные дошкольные учреждения, объекты культуры и отдыха. В стране фактически перестали активно работать массовые гражданские институты, призванные сплотить общество и развивать гражданские инициативы. Все эти примеры имели далеко идущие негативные последствия.

До сих пор значительное число граждан находятся за чертой бедности, поскольку несколько лет роста не могли перекрыть потери в предыдущее десятилетие. Нерешенность на протяжении долгого времени многих проблем в таких сферах, как строительство, коммунальное хозяйство и ряд других, существенно ухудшают эффект экономического роста.

Поэтому новая, динамичная социальная политика молодого российского государства во многом зависит от активизации таких направлений государственных усилий, как улучшение систем образования и здравоохранения, поддержка аграрно-промышленного комплекса, повышение доходов населения, улучшение платежеспособного спроса в стране, ликвидация бедности, решения демографических проблем, совершенствование социальной и экономической инфраструктуры, развитие социального партнерства и предпринимательских инициатив, поддержка развития гражданского общества.

Среди неотложных задач - ориентация бюджетной, административной, налоговой политики на достижение социально-гуманитарных целей, на действительно приоритетное финансирование науки, образования, материнства и детства, здравоохранения, культуры. Немаловажным аспектом в развитии человеческого капитала является становление сильного социально ответственного государства, а также создание национальной модели общественного благополучия.

Социальная политика в российском государстве должна исходить из того, что выигрыш одних социальных групп или граждан не должен достигаться за счет потерь других, базовые социальные услуги должны быть бесплатными, большинство услуг - доступными, и только отдельные виды дополнительных услуг - предоставляться за счет софинансирования граждан и государства.

Социальное страхование и такие социальные услуги, как здравоохранение, образование, доступ к культурному наследию, поддержка материнства и детства и уход за больными и престарелыми, не должны сводится к положению товаров на рынке. Эти услуги играют центральную роль в распределении возможностей в жизни. Неравные возможности на образование или лечение перерастают в неравные возможности на развитие личности в общественной жизни и на рынке труда. Равный доступ к этим услугам с высоким качеством для всех является краеугольным камнем российской социальной политики.

Стратегия социальной модернизации должна в достаточной степени соответствовать интересам широких слоев населения. И здесь нам никуда не деться от необходимости государственной поддержки развития массовых гражданских институтов и широкой системы социального партнерства на всех уровнях. Наша задача как мощной политической партии – обеспечить эту поддержку.

Партия считает необходимым не только продолжить реализацию заявленных Президентом России национальных проектов, но и развивать их в других секторах социальной политики, таких как поддержка материнства и детства, развитие спортивно-оздоровительной инфраструктуры, создание достойных, качественных и безопасных условий труда, без которых решить комплекс социальных проблем в нашей стране представляется невозможным.

На сегодняшний день мы видим, что социальная политика государства во многом вынуждена сталкиваться с проблемами, которые годами не находили своего решения. Это касается в первую очередь наиболее социально уязвимых и нуждающихся в государственной поддержке групп населения. Между тем, постоянным и неизменным ресурсом, который позволил бы решать социальные проблемы, является достойный и качественный труд. Это то самое связующее звено, позволяющее распутать кажущиеся неразрешимыми противоречия современной социальной сферы. Без устойчивого повышения качества труда и квалификации трудовых ресурсов российское общество не сможет решить проблему удвоения валового внутреннего продукта и переориентации экономики с сырьевой на инновационную.

Многие высокотехнологические отрасли уже сейчас испытывают большой дефицит квалифицированных работников. За 90-е годы произошло разрушение системы подготовки и постоянного повышения квалификации работников в большинстве отраслях, и прежде всего производственных. Многие предприятия сталкиваются с ситуаций, когда спрос получаемых заказов не может быть удовлетворен из-за отсутствия квалифицированных работников на рынке труда. При этом тот факт, что многие высокие специалисты советского производства успешно нашли себя в бизнесе, служит дополнительным подтверждением того, что высококвалифицированный работник может позаботиться о себе и своей семье даже в самых сложных экономических обстоятельствах. Нельзя осуждать людей за то, что они вынуждены покидать свои предприятия из-за крайне низкой заработной платы и плохих условий труда. Наоборот, бизнес должен осознавать, что невозможно за низкую зарплату работать, производя серьезные, технологически сложные продукты. Это одна из проблем, которые существуют на сегодняшний день на пути построения высокотехнологичных производств в нашей стране.

Качественное улучшение условий и производительности труда позволит решать и другие стратегические проблемы страны. Структура нашего общества и экономики такова, что наемные работники составляют большинство экономически занятого населения. Поэтому налоговые платежи, бремя которых распространяется на эту категорию населения, способны дать долгосрочный финансовый и гуманитарный ресурс, обеспечивающий возможность успешного решения социальных проблем.

Например, говоря о программе развития здравоохранения необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования прежде всего работающего населения. А это значит, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно.

В связи с этим партия считает, что особое внимание, наряду с уже обозначенными национальными проектами, необходимо с особым вниманием отнестись к выработке партийного проекта "Достойный труд", связанного с достойными, качественными и безопасными условиями работы. Достойный – означает, что за него платят достойную заработную плату, уважаются и соблюдаются трудовые права граждан. Качественный – означает, что конкурентоспособность, производительность этого труда должна быть на общемировом уровне. Это должно быть задачей не только частного бизнеса, но и общегосударственной политики в целом. Безопасный – означающий что, высшая ценность труда – это человеческая жизнь. Поэтому организация труда и технологический прогресс должны исключать любую опасность производственных травм. Сегодня, к сожалению, в нашей стране все еще регистрируется колоссальный уровень производственного травматизма. По данным Международной организации труда в России из-за проблем, связанных с вредными и тяжелыми условиями труда ежегодно умирает до 180 тысяч человек. Непосредственно на рабочем месте в прошлом году умерло около 9 тысяч человек. Эти показатели сравнимы с гибелью населения целого города. "Единая Россия" решительно заявляет, что такого экономического роста, который приводит к гибели людей, нашей стране не нужно. Поэтому наша партия провозглашает стратегическую инициативу по разработке и внедрению проекта "Достойный труд". Он должен включать в себя легализацию и рост заработной платы, создание прямой заинтересованности производителей в повышении научного и технического потенциала своих работников, обеспечение всемерного соблюдения трудового права. Должна быть разработана система повышенной ответственности: от штрафов до возможности закрытия производства, если работодатель не желает производить замену оборудования на безопасное. Нам необходимо добиваться восстановления общенационального, единого рынка труда и единой системы занятости. Необходимо создавать эффективную систему обеспечения эффективной занятости. Российское общество должно изменить ситуацию, когда наиболее значимым психологическим фактором труда для лиц рабочих профессий является страх потери работы. Россияне должны трудиться для того, чтобы жить, а не для того чтобы выживать. В приоритетах партии значится формирование такой власти, которая будет развивать новые направления на рынке труда, создавать новые рабочие места, строить систему профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации, планирования и распределения трудовых ресурсов.

Государственная и экономическая политика должны солидарно содействовать развитию рынка труда, где должно быть все больше чередований между периодами учебы и периодами работы, и где много возможностей для карьерного роста трудящихся на своих предприятиях. Нам необходимо создать систему, которая бы стимулировала наемных работников к повышению качества своей трудовой деятельности. В Японии в ранг государственной политики была возведена политика создания "кружков качества и научного творчества". В Соединенных Штатах Америки на определенном этапе экономического развития целенаправленной государственной политикой стало вовлечение работников в число собственников предприятия через владение акциями предприятия. По нашему убеждению, демократия на производстве создает людей, не согласных подчиняться олигархическим интересам, на которые сами они воздействовать не могут. Эти люди являются действенной силой тех демократических ценностей, которые укрепились в нашей стране, и которые должны стать сильнейшей защитой от притязаний олигархии на главенствующую роль в развитии общества.

Партия "Единая Россия" считает, что под политикой экономического роста должно пониматься создание комфортных условий труда, творчества и предпринимательства во всей стране. Для нас рост экономики - это слагаемый результат многих факторов, вклад всех составляющих профессиональной и трудовой деятельности. Это вклад всех регионов. Но этот вклад требует объединения усилий всех тех, кто желает трудиться на благо страны.

Работающие по найму граждане должны иметь возможность влиять на свою трудовую деятельность. В том числе в интересах повышения своего профессионализма. Наградой за труд должна быть не только высокая зарплата, но и постоянное профессиональное совершенствование. Только тогда наемный работник будет трудиться не за страх, а на совесть, будет считать свой труд – достойным, жизнь – счастливой и испытывать гордость за то, что живет в России.

Для этого необходимо как можно плотнее соединить науку и производство, экономику и образование, квалификацию и производительность. Удельный вес трудоустроенных граждан после окончания профессионального обучения должен составлять не менее 75 процентов. При этом в стимулировании исследовательской и учебной работы должны быть заинтересованы и государство, и бизнес, и наемные работники. Только тогда конкуренция будет эффективно противостоять монополии и излишней концентрации на благо общества и экономической мощи страны. Только тогда работник и работодатель будут чувствовать в себе силы и возможности работать в самых передовых отраслях производства.

Для "Единой России" очевидно, что сильные профсоюзы являются неотъемлемой частью сильной национальной экономики. Во всем мире цивилизованность, мощь и стабильность экономики определяются сплоченностью и эффективностью рабочего движения. И Россия в этом процессе не может быть исключением. Мы уверены, что именно их работа вместе с работодателями должна формировать в стране ясные и эффективные условия трудовых отношений. Коллективные договоры и соглашения являются в этом процессе необходимым условием для установления справедливых и эффективных правил в трудовой жизни и экономическом развитии, устанавливая бесконфликтные условия труда на всей территории Российской Федерации. Поэтому для защиты долгосрочных интересов работодателей и работников в России просто необходимо мощное профсоюзное движение и передовое трудовое законодательство.

Повышение доходов населения

В основу роста материального благосостояния населения должно быть положено увеличение оплаты труда. Пособия, пенсии, стипендии являются лишь производным фактором от зарплаты. Здесь у государства в распоряжении есть 2 главных инструмента – рост минимального размера оплаты труда, и повышение заработной платы в бюджетном секторе, что, безусловно, будет оказывать давление на рост фонда оплаты труда в целом по стране.

Для партии "Единая Россия" принципиально важно продолжать курс на опережающий инфляцию рост доходов населения. Как показывает практика, наиболее медленное увеличение доходов в России происходит среди малообеспеченных слоев населения. Поэтому для нас принципиально важно в ближайшие 2-3 года гарантировать именно этим категориям граждан существенное улучшение их материального состояния.

МРОТ, являясь в настоящее время единственной конституционной гарантией по оплате труда, не выполняет своей основной функции, составляя лишь четверть от величины прожиточного минимума. Подобное положение дел не устраивает ни "Единую Россию", ни общество. Кроме того, существенное увеличение минимального размера оплаты труда должно стимулировать легализацию и рост заработной платы большинства отраслей, а, следовательно, и поступлений в бюджеты от налога на доходы физических лиц и ЕСН. Необходимо в ближайшие 2 года установить минимальный размер оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума, то есть 3,5 тыс. рублей в месяц. Для этого наша партия приняла решение уже в следующем году законодательно установить минимальный размер оплаты труда на уровне 2 тыс. рублей в месяц, повысив его за последние 2 года более чем в 2 раза. Кроме того, этим же законопроектом предусматривается, что со следующего года все без исключения регионы могут устанавливать у себя во внебюджетном секторе минимальную зарплату на уровне прожиточного минимума. И мы намерены через фракции "Единой России" в законодательных собраниях субъектов добиваться принятия указанных решений по всей стране. Таким образом, нам удастся добиться того, что в течение 2007 года минимальная зарплата в стране будет равна фактическому прожиточному минимуму в регионах. Это откроет для нас возможность обеспечить повышение федерального МРОТ до уровня прожиточного минимума в 2008 году. Практика показала, что в регионах, где минимальный размер оплаты труда был установлен на уровне или выше прожиточного минимума, поступления в бюджет значительно возросли. В дальнейшем также возможно введение минимальной почасовой заработной платы, позволяющей установить МРОТ на уровне прожиточного минимума, прежде всего во внебюджетном секторе, тем самым существенно легализовав фонд оплаты труда.

Повышение минимального размера оплаты труда будет способствовать поступлению дополнительных средств в бюджеты от налога на доходы физических лиц и ЕСН, а также выводу из тени до 30 процентов фонда оплаты труда.

Кроме того, мы впервые предлагаем ввести административную ответственность для работодателей за выплату заработной платы в размере, который ниже минимального размера оплаты труда.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года подчеркнул, что "необходимо подвести черту и под рядом других, накопившихся годами проблем. Прежде всего, это касается заработной платы учителей, врачей, работников культуры, науки и военнослужащих. Они должны, наконец, почувствовать преимущества от роста экономики в стране".

Реальный уровень оплаты труда в этих отраслях все еще ниже, чем в конце 80-х годов. А средняя зарплата в бюджетной сфере значительно ниже средней зарплаты по стране. В связи с этим необходимо в срок до 2008 года добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. В среднесрочной перспективе партия "Единая Россия" планирует принять соответствующие решения, которые позволят поставить знак равенства между зарплатой работников бюджетной сферы и уровнем дохода в среднем по промышленности. При этом надо иметь в виду, что ответственность за установление размера и своевременность выплаты зарплат большинству бюджетников лежит на властях регионов. И нужно выстраивать межбюджетные отношения таким образом, чтобы субъекты Российской Федерации также имели возможность повышать заработную плату в бюджетной сфере опережающими темпами.

Основным шагом для выполнения поставленных задач должен стать переход на новые отраслевые системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, согласованные с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Это позволит ускоренными темпами повышать тарифные ставки, размер которых ниже прожиточного минимума, а также ввести более справедливую оплату за особые условия труда.

Для реализации стоящих перед страной проблем необходимо ежегодное сокращение удельного веса граждан с доходами ниже прожиточного минимума не менее чем на 3 процента. При этом должен наблюдаться рост средней заработной платой по сравнению с прожиточным минимумом трудоспособного населения, опережающий показатели инфляции. Уровень безработицы в стране должен быть стабилен и не превышать 5-7 процентов.

Для партии "Единая Россия" принципиально важно поддерживать продолжающийся несколько лет подряд существенный рост фонда оплаты труда. Это позволит в условиях уменьшающейся инфляции обеспечивать рост доходов граждан в среднем в 2007-2009 г.г. на 15-20 процентов, а в отдельных отраслях на 20-25 процентов. Таким образом, средняя заработная плата в стране за грядущие 3-4 года должна составить не менее 20 - 25 тысяч рублей.

Партия "Единая Россия" считает существенное увеличить пенсионное обеспечение россиян крайне важной национальной задачей. В 2007 году средний рост пенсий за год составит более 450 рублей или 21,7 процента. С 1 апреля 2007 года базовую часть трудовой пенсии увеличат на 7,5 процента, а с 1 октября того же года еще на 13,2 процента. В итоге базовая часть трудовой пенсии должна составить к концу 2007 года 1260 рублей. В 2008 и 2009 году также запланирован рост базовой части пенсии на 21 и 18,9 процентов соответственно, которая составит к 1 августа 2008 года 1524 рубля, а к 1 августа 2009 года - 1812 рублей.

Чуть меньшими темпами будет расти страховая часть трудовой пенсии. К ее повышению в 2006 году на 6,2 процента добавится увеличение на 9,2 процентов с 1 апреля 2007 года, на 16,1 процента в 2008 году и на 12,4 процента в 2009 году.

В результате среднегодовой размер трудовой пенсии в 2007 году составит 3147 рублей, в 2008 году – 3 777 рублей, в 2009 году – 4 417 рублей. В ближайшие 2-3 года социальная пенсия, то есть выплата, меньше которой гражданин по достижении пенсионного возраста просто не должен получать, достигнет прожиточного минимума.

Планируется также увеличить сумму ежемесячных денежных выплат отдельным категориям федеральных и региональных льготников. Планируется, что все категории федеральных льготников, то есть инвалиды, ветераны, граждане, пострадавшие от радиационных аварий, герои Советского Союза и Российской Федерации, а также полные Кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда и полные Кавалеры ордена Трудовой славы получат прибавку к ежемесячным денежным выплатам с 1 апреля 2007 года. На эти нужды к 2009 году расходы федерального бюджета должны составить более 300 млрд. рублей по сравнению с нынешними 188 млрд. рублей.

В долгосрочной перспективе целью для работы "Единой России" по совершенствованию пенсионного обеспечения россиян в старости является создание такой системы, при которой пожилые граждане будут иметь пенсию не менее 40 процентов от их заработка с учетом инфляции, а их пенсионные накопления буду гарантированы Стабилизационным фондом и фондом будущих поколений. При этом отчисления на свою будущую пенсию будут ежегодно, в зависимости от времени выхода на пенсию граждан, приносить от 5 до 30 процентов роста их пенсии. Для достижения указанных целей необходимо сделать Пенсионный фонд эффективным участником инвестиционной политики страны, а граждан – заинтересованными инвесторами в свои будущие доходы. Ведь пенсия – это ничто иное, как страхование выпадающих доходов граждан по старости. Ряд предлагаемых в программе Партии мер, наряду с улучшением демографической ситуации, обеспечением общей финансовой стабильности в стране и повышением производительности труда позволят увеличивать пенсионные выплаты гражданам на 15-20 процентов каждый год, доведя к 2012-2014 году среднюю пенсию до уровня 40-50 процентов от заработной платы.

Совершенствование социальных институтов

В противовес идеям национализации и пересмотра итогов приватизации необходимо развивать идею народного капитализма, стимулируя работодателей к наделению работников акциями, получению ими процентов от прибыли, активному участию в управлении. Необходимо подготовить соответствующие законодательные инициативы.

Большая часть функций, которые сегодня регулируются государством в системе социально-трудовых отношений, должна быть передана на регулирование профсоюзам и объединениям работодателей через заключаемые ими соглашения. Государство должно максимально стимулировать социальных партнеров к заключению соглашений, коллективных договоров, вплоть до создания специальных преференций. Вопросы трудового и социального законодательства должны согласовываться с профсоюзами и объединениями работодателей, вопросы, касающиеся социальной защиты инвалидов – с общероссийскими объединениями инвалидов, вопросы защиты окружающей среды – с экологическими организациями.

Индикативное социальное планирование

Чтобы сделать политику государства понятной для граждан, в деятельность правительства должен быть внесен принцип индикативного планирования, когда кабинет министров будет заявлять социальные показатели, которые предполагает достичь по прошествии определенного времени. В их число могут войти продолжительность жизни, уровень рождаемости, уровень образования, доля заработной платы в себестоимости продукции, доля доходов населения в ВВП, сокращение разрыва между наиболее бедными и наиболее богатыми гражданами. Цели на год и на более отдаленные перспективы должны ежегодно заявляться Правительством и утверждаться Федеральным Собранием.

Государственные минимальные социальные стандарты

Передача субъектам Российской Федерации полномочий по оказанию социальной помощи, а также по обеспечению функций в системе образования и здравоохранения, формирует реальные риски разрыва единого социального пространства, когда степень социальной защиты человека по базовым показателям будет резко разниться в зависимости от территории, на которой он проживает. Чтобы не допустить этого, необходимо принятие специального закона "О государственных минимальных социальных стандартах", которые основывались бы на базовых конституционных правах и подкреплялись соответствующими бюджетными средствами.



Модернизация образования

Система профессионального образования за истекшее десятилетие показала свою востребованность и устойчивость. В экономике и социальной сфере России работает около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 30 % от общей численности занятых. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений в России становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних.

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного профессионального образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. А в России на сегодняшний день этот показатель колеблется на уровне 20 - 25 % занятого населения. При этом существующая система начального, среднего и высшего профессионального образования не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах, которые позволили бы в полном объеме и на высоком уровне обеспечивать потребности растущей российской экономики в квалифицированной рабочей силе.

Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, включает в себя, прежде всего, подготовку кадров по наиболее важным федеральным программам для наукоемких и высокотехнологических производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, а также контрольно-измерительной деятельности в различных отраслях. В то же время возрастание роли среднего профессионального образования в развитии региональных социально-экономических комплексов требует усиления его ориентации на специфику кадровых потребностей региональных рынков труда.

Свидетельством того, что России нужны не только блестящие умы, но и золотые руки, является тот факт, что за последние 5 лет прием студентов в ССУЗы вырос более чем на 25 %, а рост численности студентов колеблется в районе 20 %.

В соответствии с потребностями общества и экономики произошло существенное изменение профильной структуры подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Доля приема по специальностям экономического и гуманитарного профилей от общего приема возросла с 11 % в 1980 году до 36 % в 2000 году за счет сокращения доли приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям, соответственно с 53 до 37 % и с 12 до 5 %. Вместе с тем, в последнее время сформировалась тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля, которая будет существенно усиливаться с учетом необходимости массовой замены кадров высококвалифицированных рабочих, средний возраст которых в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности сегодня составляет 53-57 лет.

Развитие производства и социальной сферы в условиях глобальных процессов технологизации и информатизации требует подготовки специалистов среднего звена, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями и навыками. В соответствии с расширением потребности в среднем профессиональном образовании среднегодовой темп роста приема в ближайшие годы прогнозируется на уровне 3-4 %, а с учетом необходимости восполнения убыли и дальнейшего пополнения кадров высококвалифицированных рабочих может составлять 8-12 % в год.

Одной из стратегических задач развития профессионального образования в нашей стране является формирование образовательных учреждений нового типа – профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации, в соответствии с потребностями рынка труда.

К сожалению, за все время экономических реформ российская образовательная система продолжает страдать от несоответствия содержания среднего профессионального образования изменяющимся запросам личности и потребностям отраслей экономики и социальной сферы, развитию наукоемких и информационных технологий, международным требованиям к качеству производимой продукции и услуг. Во многих образовательных учреждениях отсутствует современная учебно-материальная база, особенно по высокотехнологичным специальностям. Все это сопряжено с низким уровнем социально-экономической поддержки студентов средних специальных учебных заведений. Кроме того, отсутствует целостность и взаимозависимость системы нормативно-правового и методического обеспечения преемственности начального, среднего и высшего профессионального образования, затрудняющая профессиональную и экономическую мобильность обучающихся.

Необходимо значительно усилить преемственность образовательных программ как с программами среднего профессионального образования, так и с требованиями профессий. При этом наиболее острыми проблемами остаются крайне низкая заработная плата педагогов и, прежде всего, мастеров производственного обучения, что приводит к старению и нехватке педагогических кадров.

На сегодняшний день благодаря усилиям фракции "Единая Россия" только формируются механизмы привлечения средств работодателей к финансированию системы начального профессионального образования и это направление нужно поддерживать на всех уровнях. Только таким образом можно рассчитывать на повышение привлекательности системы начального профессионального образования для потенциальных инвесторов.

Если общество в своем развитии собирается опираться на рост реального сектора экономики, на развитие отечественной промышленности, то нам не обойтись без развития многоуровневых учреждений профессионального образования как новых видов образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения.

Необходим рост подготовки высококвалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования в ближайшие 3-5 лет, что обусловлено сложившейся в настоящее время возрастной структурой кадров высококвалифицированных рабочих в промышленности. Средний возраст высококвалифицированных рабочих в различных отраслях промышленности составляет более 50 лет, а средняя продолжительность приобретения высокой квалификации выпускником технического училища после начала его работы – не менее 7 лет.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме