10:24 02.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Промышленная политика. Создание экономики инновационного типа

Всероссийская политическая партия "Единая Россия"
VII Съезд

Стратегия партии

Промышленная политика. Создание экономики инновационного типа
Формирование и проведение национальной промышленной политики – необходимое условие создания экономики инновационного типа


Несмотря на продолжающийся в течение восьми последних лет рост экономики, его качество не отвечает задачам создания экономики инновационного типа. В структуре производства и экспорта преобладает продукция низкой степени передела, в основном топливно-сырьевых отраслей. До сих пор не удалось достичь качественных сдвигов в повышении конкурентоспособности продукции большинства обрабатывающих отраслей промышленности.

Сформировавшаяся в России модель экономического роста в целом пока неблагоприятна для обрабатывающего сектора. Уровень рентабельности и соответственно инвестиционной привлекательности отраслей, производящих продукцию высокой степени переработки, существенно уступает сырьевым отраслям. Возникает замкнутый круг: низкая эффективность производства, неустойчивое финансовое положение предприятий – и как следствие отсутствие инвестиций и дальнейшее снижение конкурентоспособности. Разорвать этот круг можно, если удастся создать условия для масштабных вложений частного сектора в техническое перевооружение и модернизацию производства.

Партия "Единая Россия" считает, что одним из важнейших условий ускорения экономического роста и изменения его качества на основе перехода от доминирования сырьевых источников развития к приоритету промышленности высоких технологий является формирование и проведение национальной промышленной политики.

Концепция национальной промышленной политики

Хорошо известно, что главный инструмент экономического роста - это рынок. В свою очередь основным механизмом рынка выступает конкуренция.

Рынок диктует простые требования к любому производству: выигрывают предприятия, продукция которых является более качественной и дешевой по сравнению с продукцией их конкурентов.

При этом в условиях глобализации совершенно не важно, продаются ли эти товары на внешнем или внутреннем рынках.

По мнению "Единой России", под промышленной политикой следует понимать политику поддержки конкурентоспособности отечественной высокотехнологической продукции на внутреннем и международных рынках.

Промышленная политика не должна выступать в качестве ограничителя свободных рыночных отношений. Ее задача - ускорение структурных изменений в экономике, направленных на увеличение доли высокотехнологичных производств, основанных на использовании новых научных знаний.

В этих условиях совершенно необходимо, чтобы участниками разработки и реализации национальной промышленной политики выступали не только федеральные власти, но и регионы, бизнес, научные, общественные организации и другие институты гражданского общества.

Ключевым звеном этой работы является государственное стратегическое планирование. Речь идет о выработке таких подходов, которые позволили бы обеспечить достижение поставленной цели в перспективе, с учетом потребностей и возможностей всех отраслей экономики. Стратегическое планирование призвано объединить интересы всех субъектов промышленной политики в единый вектор экономического роста, придав при этом дополнительный импульс развитию отраслей, предприятий и регионов с наибольшим потенциалом промышленного роста.

Почему вчера было рано, а завтра может быть поздно?

На сегодняшний день достигнута определенная финансовая стабильность, обеспечен устойчивый рост ВВП. Одновременно в значительной мере решены задачи преобразований форм собственности и частично - структурной перестройки. Без этих изменений реализация активной промышленной политики не могла быть осуществлена.

Бюджетная система России надежна, минимальные социальные обязательства государства выполняются. Уже не стоит вопрос, где взять средства, а стоит вопрос, как эти средства использовать.

Но и сегодня тезис о необходимости концентрации административных, финансовых и материально-технических ресурсов на поддержке отечественного производства в сфере высоких технологий встречает противников, в том числе и среди приверженцев радикально-либеральной экономической доктрины в Правительстве. Их позиция построена на ошибочном отождествлении национальной промышленной политики с отраслевым лоббизмом, либо с гигантскими расточительными проектами советского типа.

Столь же ошибочна позиция ряда их оппонентов, тяготеющих к традициям государственного сектора экономики, ведомственного администрирования, бюджетного дотационного механизма поддержки заведомо бесперспективных предприятий.

Граждане часто слышат от Правительства, что огромные средства, которые сегодня поступают в бюджет, необходимо размещать в ценных бумагах иностранных государств или складывать в копилку для будущих поколений. У Партии "Единая Россия" другая позиция. Она состоит в том, что мы должны оставить будущим поколениям не мешки с деньгами, а благоустроенную страну, работающие предприятия, развитую социальную сферу, в общем все то, без чего Россия не может называться могучей и процветающей державой.

Национальная промышленная политика - это не столько вопрос распределения финансовых ресурсов, сколько обеспечения оптимального баланса интересов ключевых отраслей, определяющих экономический рост, создание условий для их комплексного взаимодополняющего развития.

В настоящее время Правительством принят ряд программных документов, определяющих стратегию развития таких отраслей российской экономики, как энергетика, металлургия, транспорт, авиация, автомобилестроение, электроника, нанотехнологии. Однако указанные отраслевые стратегии представляют собой только фрагменты промышленной политики.

При отсутствии системного, комплексного подхода к развитию промышленности в целом попытки прямой финансовой поддержки отдельных отраслей промышленности мало что дают в плане преодоления растущего отставания России от развитых стран в сфере наукоемких технологий, приводя лишь к неоправданным расходам бюджетных средств. Но это - не аргумент в пользу отказа от проведения активной промышленной политики, а еще одно свидетельство необходимости придать ей новое качество.

Выбор приоритетов промышленного развития

Выбор приоритетов промышленной политики должен осуществляться в соответствии с возрастанием значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью. При определении приоритетов следует также учитывать складывающееся в современном мире разделение труда.

Подавляющее большинство отечественных промышленных производств относятся к третьему и четвертому технологическим укладам и соответствуют технологиям, созданным в 30 - 60-е годы ХХ века. Лишь незначительное число промышленных предприятий может быть отнесено к пятому технологическому укладу, опирающемуся на инженерные решения, основанные на электронике, телекоммуникациях, оптоволоконных и лазерных устройствах и биотехнологиях 80-х годов. В то же время развитые страны мира уже начали переход к шестому технологическому укладу, основанному на широком применении микро- и наноэлектроники, генной инженерии, нетрадиционной энергетики и информационных сетей, следующих после Интернет-поколения. По прогнозам экспертов, годовой объем рынка высокотехнологической продукции и услуг вырастет за ближайшие 15 лет с 2,9 до 10 - 12 трлн. долларов США, а объем рынка топливо-энергетических ресурсов всего лишь с 0,7 до 1,2 - 1,4 трлн. долларов.

В условиях накопившегося технологического отставания от развитых стран нерационально пытаться создать или восстановить весь спектр наукоемких технологий. Необходимо в первую очередь поддерживать и развивать промышленные отрасли, в которых Россия либо уже является, либо реально может стать мировым лидером, а также критически важные для национальной безопасности.

К ним относятся энергетическое и атомное машиностроение, авиационная и космическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, судостроение, станкостроение, биотехнологии и медицинская промышленность. От уровня развития этих отраслей зависит технологическая независимость страны, конкурентоспособность нашей промышленности.

Одновременно следует в отраслях, связанных с переработкой природных ресурсов (химия, нефтехимия, металлургия, лесная промышленность), мерами государственного регулирования всемерно поддерживать усилия частного бизнеса по повышению глубины переработки сырья и ограничивать вывоз непереработанного сырья.

Инструменты промышленной политики

Промышленная политика реализуется через систему мер государственного регулирования:
  • законодательное и нормативно-правовое регулирование, в том числе налоговое, тарифное, таможенное, антимонопольное регулирование;
  • создание благоприятного инвестиционного климата средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики;
  • развитие дорожной сети, энергетики, связи, других объектов инфраструктуры;
  • федеральные целевые программы (прежде всего это ФЦП в области развития транспортной инфраструктуры, энергетики, национальной технологической базы и др.);
  • государственная поддержка экспорта;
  • защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, использование антидемпинговых процедур;
  • использование частно-государственного партнерства в форме особых экономических зон, концессионных соглашений, крупнейших инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда. При партнерстве такого рода государство вкладывает бюджетные средства в создание инфраструктуры, а бизнес - в развитие производства;
  • развитие сети лизинговых компаний с государственным участием, в задачу которых входит обеспечение отраслей промышленности и транспорта высокотехнологичным оборудованием;
  • подготовка кадров;
  • техническое регулирование;
  • политика закупок для государственных и муниципальных нужд.
Для оборонно-промышленного комплекса, имеющего принципиальное значение для развития ряда высоких технологий, особую роль традиционно выполняет государственный оборонный заказ.

При этом, по мнению "Единой России", не следует забывать о том, что главным субъектом промышленной политики является не чиновник, распределяющий ресурсы, а эффективный и динамичный частный бизнес, выступающий локомотивом модернизации промышленности, внедрения новых технологий. Задача государства - создать необходимую правовую среду и производственную инфраструктуру для развития частного бизнеса, служащую снижению издержек и повышению конкурентоспособности.

Снятие минерально-сырьевых, инфраструктурных и трудовых ресурсных ограничений развития промышленности

Национальная промышленная политика должна учитывать наличие нарастающих ресурсных и инфраструктурных ограничений развития и находить адекватные меры для их преодоления.

Минерально-сырьевая база

Следует принимать во внимание, что Россия, являясь крупнейшим в мире производителем и экспортером минерального сырья (включая нефть, газ и уголь), в то же время по внутреннему подушевому потреблению многих его видов отстает от государств, вступивших в стадию постиндустриального развития. К тому же в отличие от таких государств Россия нуждается в минерально-сырьевом обеспечении не только для поддержания и реконструкции имеющейся производственной, транспортной, коммунальной и жилищной инфраструктуры, но и для создания новых инфраструктурных систем, обладающих весьма значительной материалоемкостью.

В настоящее время минерально-сырьевое обеспечение экономики страны находится под влиянием следующих нарастающих негативных факторов:
  • многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых находятся на стадии падающей добычи (все крупнейшие месторождения нефти и газа Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота и платины, рудные месторождения Среднего и Южного Урала);
  • добыча большинства полезных ископаемых в течение последних двух десятилетий не компенсируется приростом запасов ни на эксплуатируемых, ни на новых объектах;
  • отсутствует освоенная минерально-сырьевая база некоторых отраслей промышленности, потребности которых покрываются за счет импорта как сырья, так и изделий (руды марганца, хрома, титана, олова, тантала, ниобия, циркония);
  • некоторые полезные ископаемые при значительных запасах добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается за счет импорта (свинец, вольфрам).
Суммарное воздействие перечисленных факторов создает угрозы для одновременного обеспечения потребностей растущей экономики и стабилизации валютных поступлений от сырьевого экспорта.

Ослабление действия негативных факторов и снижение уровня угроз могут быть обеспечены при управлении развитием отечественной минерально-сырьевой базы на программно-целевых основах, обеспечивающих поддержание баланса в системе: геологическое изучение – потребление – воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.

Исчерпание изученных и легкодоступных источников минерального сырья требует увеличения объемов бюджетного финансирования поисково-оценочных геологоразведочных работ на территориях, прилегающих к старым промышленным районам с высоким уровнем потребления минерального сырья (Средний и Южный Урал).

В целях развития сырьевой базы металлургической промышленности следует предусмотреть:
  • разработку программ освоения с использованием механизмов частно-государственного партнерства нового горнопромышленного района, обладающего значительными разведанными и прогнозными запасами руд чёрных и цветных металлов на севере Ямало-Ненецкого автономного округа (проект "Урал промышленный – Урал Полярный"), а также комплексного освоения рудной базы в зоне Байкало-Амурской магистрали;
  • подготовку и принятие законодательных актов, направленных на совершенствование налогообложения добычи твердых полезных ископаемых.
Электроэнергетика

Дальнейшее развитие промышленности уже сегодня тормозится ограничениями подачи электроэнергии, особенно в зимний период. Только по ОЭС Урала дефицит генерирующих мощностей к 2030 году может составить 45 ГВт. Существующий дефицит энергии блокирует не только развитие производительных сил, но и жилищного и социального сектора.

Выход из положения видится в опережающем развитии атомной энергетики. Партия "Единая Россия" уже обеспечила выделение финансовых средств на строительство энергоблока нового поколения БН-800 на Белоярской АЭС (Свердловская область). Мы будем добиваться включения в Программу развития атомной энергетики и в новую Стратегию развития энергетического комплекса России до 2030 года строительства Южно-Уральской АЭС на базе комбината "Маяк", Томской АЭС на базе Сибирского химического комбината; пятого энергоблока БН-1600 на Белоярской АЭС.

Сейчас около половины всех потребляемых в стране энергетических ресурсов расходуется в жилищно-коммунальном хозяйстве. Соответственно этот сектор экономики имеет максимальный потенциал энергосбережения, и нормативному регулированию энергосбережения в ЖКХ следует уделить приоритетное внимание. Государство не должно допускать эксплуатацию оборудования, инженерных систем, зданий и сооружений, если они по существу уничтожают энергоресурсы страны.

К сожалению, надо признать, что принятый в 1996 году закон "Об энергосбережении", призванный оградить экономику от расточительности, бесхозяйственности и "дедовских" технологий, практических результатов не принес. Он крайне несовершенен и требует безотлагательной корректировки.

Закон "Об энергосбережении" должен установить меры стимулирования энергоэффективности, определить механизмы финансирования программ энергосбережения, учесть особенности энергосбережения в организациях бюджетной сферы, установить меры административного и экономического воздействия в случаях нерационального потребления энергетических ресурсов.

Для энергоемких металлургических производств необходимо разработать механизмы создания энергометаллургических комплексов (объединений) на основе совместного использования ресурсного потенциала российских металлургических и энергогенерирующих компаний и с участием государства в развитии инфраструктуры.

Автомобильные дороги

В условиях экономического роста возрастает роль автомобильного транспорта, - три четверти всех грузов перевозятся автомобилями. Вместе с тем автомобильные дороги являются сегодня одним из наиболее узких мест в транспортной системе страны. Состояние дорожной сети вызывает экономические потери в размере 1,6 трлн. рублей в год, или 6процентов ВВП. В период с 2000 по 2004 год объемы финансирования дорожного строительства упали в реальном исчислении вдвое, а физические объемы строительства - в 2,5 раза.

Перелом к лучшему наступил в 2005 году. В результате усилий депутатов Государственной Думы, членов фракции "Единая Россия" в последние два года отмечается рост финансирования дорожной отрасли примерно в полтора раза ежегодно.

Однако принципиальных изменений можно ожидать лишь при переходе к трехлетнему финансовому планированию и заключению многолетних контрактов на весь объем подрядных работ, вплоть до ввода объекта в эксплуатацию. Необходимо также расширить частно-государственное партнерство, в том числе привлечение средств Инвестиционного фонда для строительства ряда платных дорог.

Развитие дорожной отрасли нуждается в законодательном обеспечении. Это одна из немногих инфраструктурных отраслей, работа которой не регламентируется законами. Правительству необходимо в кратчайшие сроки завершить разработку и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов "Об автомобильных дорогах" и "О платных автомобильных дорогах".

Учитывая острую нехватку современной дорожной техники следует наращивать мощности лизинговых компаний с государственным участием для модернизации дорожно-строительных организаций, расширить субсидирование кредитов на приобретение дорожной техники, предусмотреть выделение бюджетных средств на эти цели.

Земли промышленности

Неурегулированность прав на землю под промышленными предприятиями в течение длительного времени сдерживала приток инвестиций и затрудняла привлечение кредитных ресурсов для модернизации производства. Возможности выкупа в собственность земель промышленных предприятий были ограничены высокими ставками выкупных платежей.

Депутаты Государственной Думы, члены фракции "Единая Россия" неоднократно обращали внимание Правительства Российской Федерации на необходимость радикального снижения ставок выкупных платежей. В принятия результате внесенного Правительством федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" совокупные максимальные затраты промышленных предприятий на выкуп земельных участков в целом по стране снизятся с 740 до 190 млрд. руб., то есть примерно в 4 раза.

Подготовка квалифицированных кадров для промышленности

Растущий дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, усугубляемый развалом системы начального профессионально-технического образования, становится одним из главных тормозов промышленного роста.

Чтобы сохранить конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, промышленному предприятию необходим компетентный персонал, постоянно развивающий свои знания, умения, навыки и способности. Для решения кадровых вопросов современное производство может пойти несколькими путями.

Первый путь – это поиск на рынке труда специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, подготовленных в системе государственных образовательных учреждений. Второй предполагает создание корпоративного образования, то есть обучение, переподготовку и повышение квалификации сотрудников компании за счет работодателя. Третий - развитие системы образовательных кредитов, погашаемых работодателем.

Соотношение указанных вариантов может меняться в весьма широких пределах в зависимости от региона, отрасли, масштабов предприятий. Но во всех случаях необходимо создание системы оценок качества профессиональной подготовки на основе профессиональных образовательных стандартов. Такая система явится звеном обратной связи между работодателем и учебным заведением, с помощью которой будут в профессиональном образовании будет формироваться конкурентная среда.

Необходимо введение налоговых льгот для организаций, готовящих специалистов рабочих профессий в системе собственных ПТУ.

Формирование государственного и корпоративного заказа на специалистов должно увязываться с региональными стратегиями развития промышленности.

Государственная инвестиционная политика. Стимулирование частных инвестиций

Инвестиционная политика играет огромную роль в реализации приоритетов развития высокотехнологичного промышленного производства.

Значительные средства, накопленные за последние годы в Стабилизационном фонде, золотовалютных резервах, накладывают повышенные обязательства на государство в части активизации инвестиций.

Изъятые из экономики в виде налогов и пошлин средства должны быть возвращены производственному сектору при соблюдении ограничений, ставящих заслон чрезмерному росту денежной массы.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны: создан Инвестиционный фонд, принят ряд поправок в налоговое законодательство, начата работа по развитию государственного венчурного финансирования, созданию Банка развития, начато финансирование развития инфраструктуры особых экономических зон.

В результате активной работы депутатов Государственной Думы – членов фракции "Единая Россия" с Правительством РФ в процессе принятия федерального бюджета на 2007 год удалось существенно подкрепить финансами отдельные направления промышленной политики.

Так, в проекте федерального бюджета на 2007 год общий объем государственных капитальных вложений составляет более 500 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше чем в 2006 году. Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) составит свыше 540 млрд. рублей или в 1,4 раза больше чем в 2006 году. С 2007 года начинается реализация ряда новых ФЦП. Следует отметить программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года", по которой только на 2007 год выделяется 18 млрд. рублей. Это программа предусматривает работы по реактору на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС.

На 25 процентов возрастают в 2007 году затраты из федерального бюджета на строительство и содержание автомобильных дорог.

Режим особых экономических зон промышленно-производственного типа

В 2005 году при активной поддержке депутатов Государственной Думы, членов фракции "Единая Россия" был принят и вступил в силу Федеральный Закон "Об особых экономических зонах". Закон направлен на развитие частно-государственного партнерства, при котором государство вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а бизнес - в создание "фабрик знаний" и наукоемких производств.

Для создания новых машиностроительных производств предполагается широко использовать особые экономические зоны промышленно-производственного типа. В 2006 году созданы две таких зоны: по производству бытовой техники в Липецкой области (п. Матырский) и по производству автокомпонентов в Татарстане (г. Елабуга).

Одна из основных задач, стоящих перед особыми экономическими зонами, - внедрение наукоемких технологий для выпуска конкурентоспособной продукции. За рубежом продукция, выпускаемая в особых экономических зонах, предназначена в основном на экспорт; средства же, полученные от экспорта, инвестируются в национальную экономику.

Поддерживая развитие особых экономических зон, необходимо более четко определиться с тем, какие цели мы ставим перед особыми экономическими зонами промышленно-производственного типа и в, частности, внедрение каких технологий и выпуск какой продукции мы хотим стимулировать. Недопустимо, чтобы дело ограничилось созданием привилегированных условий для отдельных предприятий, в то время как их аналоги за пределами особых экономических зон могут находиться в кризисном состоянии.

Необходимо выработать четкие критерии отбора предложений о создании особых экономических зон с учетом таких показателей, как доля экспортируемой продукции и наукоемких обрабатывающих производств, создание производства новых товаров, выравнивание социально-экономической дифференциации в развитии регионов.

Одним из крупнейших среди особых экономических зон промышленно-производственного типа обещает стать проект "Титановая долина" в Верхней Салде. Уникальное производство изделий из титана высокой степени обработки для нужд авиационной промышленности и других отраслей машиностроение во многом будет ориентировано на экспорт. Именно проекты такого уровня будет поддерживать "Единая Россия".

Стимулирование частных инвестиций средствами налоговой, таможенно-тарифной и финансово-кредитной политики

Достигнутая финансовая стабилизация позволяет частично отказаться от доктрины "нейтралитета" системы налогообложения в отношении различных отраслей обрабатывающей промышленности. Для отраслей, относимых к категории стратегических и критических, необходимо разработать законодательные механизмы, позволяющие использовать следующие меры стимулирования обновления и развития производства:
  • расширение возможности применения механизма налоговых каникул;
  • применение ускоренной амортизации с коэффициентом 3 на вновь вводимое в эксплуатацию оборудование;
  • расширение перечня высокотехнологичного импортного оборудования, ввозимого без взимания импортных пошлин;
  • расширение возможности поддержки организаций-экспортеров наукоемкой промышленной продукции путем выделения финансовых средств на государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам под экспортные контракты;
  • реструктуризация просроченной задолженности по налогам и сборам для предприятий отраслей, относимых к категории стратегических и критических.
Для стимулирования масштабного внедрения наукоемких технологий предлагается использовать дифференцированное применение льготы по налогу на прибыль. Речь идет об освобождении от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции. При этом должен быть обеспечен уровень производства, отвечающий лучшим известным технологиям или превосходящий их. В целях использования данного правового механизма следует разработать и принять законодательные акты, устанавливающие перечни наилучших существующих технологий, их идентификационные признаки и показатели.

Технологическая модернизация машиностроения

Увеличение в структуре производства доли высокотехнологической продукции требует модернизации и технического перевооружения отраслей промышленности, в первую очередь, машиностроения. Без технического перевооружения отечественное машиностроение не сможет удержать позиции в конкурентной борьбе даже на внутреннем рынке. Тем более что предстоящее вступление в ВТО еще больше откроет наш рынок для зарубежных машиностроительных компаний.

Не случайно в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году поставлена задача скорейшего обновления технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью.

Решение в кратчайшие сроки проблем обновления парка технологического оборудования машиностроительных предприятий может быть достигнуто при оптимальном сочетании импорта и закупок продукции отечественной станкоинструментальной промышленности.

В последнее время Правительство Российской Федерации приняло ряд решений по полному освобождению от таможенных пошлин до 1000 видов технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Тем не менее, осуществление технологической модернизации отечественного машиностроения исключительно за счет импорта оборудования неприемлемо, так как привело бы к потере технологической независимости страны.

Для целей модернизации отечественного машиностроения должны использоваться следующие основные меры.

1. Привлечение зарубежных инвесторов к созданию машиностроительных производств на территории России. Наиболее активно этот процесс идет в автомобильной промышленности. В 2005 году предприятия с иностранным участием, осуществляющие промышленную сборку, произвели 157 тыс. автомобилей. К 2010 году производство иностранных моделей в России возрастет до 1 млн. автомобилей. При этом более 50 процентов комплектующих должны производиться в нашей стране.

Сегодня ставится задача привлечь зарубежных инвесторов в стратегические отрасли российского машиностроения (судостроение, авиастроение, энергетическое машиностроение). Такое партнерство создает возможность заимствования современных технологий с последующим выходом российских предприятий на технологический уровень мировых производителей.

В этих целях Правительству Российской Федерации необходимо завершить разработку и еще в 2006 году внести в Государственную Думу проект федерального закона об участии иностранных акционеров в капитале российских стратегических организаций. В отношении участия иностранных инвесторов в капитале российских авиастроительных организаций в 2006 году принята поправка в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации", допускающая по решению Президента РФ долю иностранного участия более 25 процентов.

2. Развитие лизинга дорогостоящего технологического оборудования путем создания специализированных лизинговых компаний с государственным участием.

Партия исходит из того, что проблемы модернизации той или иной отрасли не могут решаться в отрыве от развития других отраслей. Важно не увлечься точечной поддержкой узкопрофильных производств. На современном этапе резкое увеличение производства в конкретной сфере обрабатывающей промышленности невозможно без адекватного увеличения предложения со стороны поставщиков необходимых материалов и комплектующих.

Из этого следует, что и модернизация производства должна носить всеохватывающий комплексный характер и подчиняться строгим законам стратегического планирования. Таким образом, проблемы поддержки отраслей должны решаться комплексно, в рамках национального проекта модернизации.

Промышленная политика и структурная перестройка

Государство заинтересовано в структурной перестройке обрабатывающей промышленности, укрупнении компаний, создании машиностроительных холдингов.

Сегодня крупные компании имеются преимущественно в отраслях, перерабатывающих сырье, (металлургия, химия, нефтехимия). В соответствующих сегментах мирового рынка могут конкурировать не более 50 российских компаний. Особо низкой конкурентоспособностью в этом отношении характеризуются лесопромышленный комплекс, в котором насчитываются более 30 тысяч компаний, и сфера машиностроения и металлообработки (более 50 тысяч компаний).

Только крупные компании могут реально участовать в частно-государственном партнерстве в целях создания промышленной инфраструктуры. Крупная компания может быть точкой роста, ядром, к которому прикрепятся десятки малых и средних компаний, образуя промышленный кластер.

Крупные компании в состоянии реализовать инвестиционные программы технологической модернизации, внедрять современные системы стандартизации и управления качеством.

Важной особенностью последних лет стали активные действия российских компаний по приобретению за рубежом производственных активов, причем не только предприятий сырьевой направленности, но и сфер высокого передела. Очевидно, что эта тенденция будет усиливаться, поскольку позволяет предприятиям укрепить их позиции на внешних рынках, перенять новые технологии. Следует поддержать курс на вертикальную интеграцию – это хороший импульс к повышению конкурентоспособности, поскольку позволяет усилить контроль над издержками и делает компании менее чувствительными к колебаниям рыночной конъюнктуры.

Следует учитывать, что крупный бизнес несет основное бремя социальных обязательств перед наемными работниками. Крупные компании создают собственные системы негосударственного пенсионного обеспечения, вкладывают значительные средства в подготовку квалифицированных кадров.

Интеграция организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в общие задачи машиностроительного комплекса

В настоящих условиях эти предприятия не могут быть загружены исключительно оборонным заказом. Необходимо интегрировать их в общий машиностроительный комплекс.

В рамках федеральных целевых программ должна быть обеспечена стыковка нужд гражданского сектора промышленности с организациями ОПК, где сегодня в основном сосредоточены высокие технологии.

В отношении предприятий ОПК, непосредственно связанных с обеспечением национальной обороны, должны сохраняться особые меры государственного протекционизма, регулирования и поддержки.

Другие предприятия должны в значительной мере использоваться как "фабрики" новых технологий для использования в гражданском секторе промышленности.

Обеспечение инновационного прорыва российской экономики, перехода к экономике, опирающейся на научные знания

Одним из условий для этого является создание разветвленной инновационной инфраструктуры, в том числе особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков в сфере высоких технологий. В федеральном бюджете на 2007 год на взнос в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" выделяется 11,1 млрд. рублей, на создание инфраструктуры технопарков - около 2 млрд. рублей.

Для поддержки малого и среднего бизнеса, работающего на прорывных направлениях технологии в условиях риска, с 2007 года в бюджете предусмотрено создание венчурных фондов. Средний и малый бизнес должен выполнять роль ускорителя процесса внедрения новых технологий, имея возможность отработки их на небольших партиях продукции, что не может быть осуществлено в краткие сроки компаниями-гигантами.

При этом поддержка небольших предприятий не является затратной и обременительной для государства. Наиболее эффективной для развития этого сегмента экономики является вовсе не бюджетная дотация, а наличие объективной и актуальной информации о потенциальных рынках сбыта, потребителях.

Защита и эффективное использование интеллектуальной собственности

В 2006 году достигнут значительный прогресс в сфере правового регулирования вопросов использования и введения в коммерческий оборот интеллектуальной собственности, особенно созданной за государственной счет. Вопросам интеллектуальной собственности посвящена четвертая часть Гражданского кодекса, принятая Государственной Думой в период осенней сессии 2006 года.

Региональные аспекты промышленной политики

Национальная промышленная политика должна учитывать региональные (часто уникальные) условия и особенности развития производительных сил.

Национальная промышленная политика должна сочетаться со стратегиями развития промышленности отдельных регионов. Она призвана содействовать модернизации традиционных для региона базовых отраслей промышленности, использовать существующие конкурентные преимущества региона и заложить основу для развития наукоемких технологий. Она может способствовать достижению новых качественных результатов при интеграции промышленных стратегий субъектов Федерации в рамках федеральных округов.

Для ряда промышленно развитых регионов, таких, как Урал, Западная Сибирь, эта интеграция должна быть направлена на снятие ресурсных, энергетических и транспортных ограничений дальнейшего развития.

О тарифной политике естественных монополий.

Известно, что с ростом тарифов конкурентные преимущества отечественной промышленности из года в год снижаются. Обоснованное установление тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожный транспорт имеет стратегическое значение для экономики России.

Вместе с тем при наличии значительных средств в федеральном бюджете можно принять решение о выделении бюджетных средств на инвестиционную составляющую тарифов естественных монополий. Это уменьшит рост тарифов, затормозит инфляционные процессы и увеличит долю государства в этих компаниях.

Дискуссионным является вопрос о государственном протекционизме при закупках оборудования, материалов и услуг для нужд инвестиционных программ естественных монополий. Такой подход противоречит принципам ВТО. Тем не менее, представителям государства в органах управления естественных монополий следовало бы усилить контроль за содержанием инвестиционных программ естественных монополий, обеспечить большую прозрачность при проведении торгов по закупкам оборудования и материалов и большую информационную доступность для российских поставщиков. Тем самым можно обеспечить более полную загрузку заказами российских машиностроительных и металлургических предприятий.

Важнейшей государственной задачей в настоящее время является реализация реформы технического регулирования

Реформа технического регулирования, начатая в 2003 году, является одним из резервов ускорения экономического и научно-технического развития, повышения конкурентоспособности национальной экономики, снятия барьеров в международной торговле, защите внутреннего рынка.

Федеральным законом "О техническом регулировании" установлено, что все обязательные к исполнению требования к безопасности товаров и процессов их производства могут быть установлены только техническими регламентами. До 2010 года Государственная Дума должна принять 300-400 технических регламентов, что примерно соответствует числу видов экономической деятельности в реальном секторе.

Однако их подготовка, в том числе в сфере машиностроения, металлургии, строительства идет со значительным отставанием. До настоящего времени ни один технический регламент не принят федеральным законом. Основной проблемой является отсутствие как в нашей стране, так и за рубежом практики принятия технических регламентов актами высшей юридической силы - законами.

Кроме того, на повестке дня стоит гармонизация российских стандартов с международными стандартами. В России общий фонд 25,5 тысяч стандартов. Средний уровень гармонизации с международными стандартами всего 40 процентов. В результате зачастую наши предприятия проигрывают тендеры на поставки своей продукции за рубеж из-за отсутствия гармонизации с международными стандартами.

Осуществляя реформу технического регулирования следует решить задачу установления технологически и экономически обоснованных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Здесь должен быть достигнут оптимальный баланс между конкурентоспособностью отечественной промышленности и ограничением ущерба для окружающей среды.

Совершенствование государственного управления в сфере промышленности

В современной российской экономике государственный сектор играет заметную роль, которая еще больше возросла в последние два-три года.

Таким образом, одним из актуальных направлений национальной промышленной политики является повышение качества администрирования. Это касается всех уровней и ветвей власти и подразумевает обеспечение высокой конкурентоспособности предприятий и организаций, подконтрольных государству, при сокращении административных и, что не менее важно, временных издержек, связанных с процессом управления.

Прежде всего, это управление казенными и государственными унитарными предприятиями, а также акционерными обществами, где государство осуществляет полномочия собственника.

В целом для организаций всех форм собственности основная форма государственного управления – это создание и своевременная корректировка нормативной правовой базы.

Недостатком государственного управления в промышленной сфере является несвоевременность подготовки и издания федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, необходимых для реализации мер государственной поддержки промышленности, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете на очередной год. В результате возникают высокие административные барьеры, не позволяющие многим промышленным предприятиям реально использовать выделяемые государственные средства. Эти недостатки касаются вопросов поддержки экспорта, реализации мероприятий федеральных целевых программ.

Резюмируя изложенное, Партия "Единая Россия" считает, что осуществление указанных мер промышленной политики заложит основу для преодоления технологического отставания России от мировых экономических лидеров и создаст предпосылки для ускорения экономического роста и - на его основе – решения важнейших социальных задач.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме