10:24 02.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Вопросы местного самоуправления

Всероссийская политическая партия "Единая Россия"

VII Съезд

СТРАТЕГИЯ ПАРТИИ

Вопросы местного самоуправления

Местное самоуправление - важнейшая и неотъемлемая часть российской политической системы. Это не только самый первый, самый приближенный к людям уровень власти, обеспечивающий основы существования граждан, но и важнейшая составляющая отечественного гражданского общества. Местное самоуправление - "приводной ремень" суверенной демократии, реально обеспечивающий адаптацию государственной политики, федеральных программ, политических и экономических моделей к российскому обществу. Развитием местного самоуправления в значительной мере определяется успех приоритетных национальных проектов, изменения в демографической ситуации, вызревание институтов гражданского общества, уровень доверия граждан к государству и органам власти. Успех реформы местного самоуправления, в особенности состояние муниципальной экономики, является важнейшим фактором конкурентоспособности страны. Эффективное экономическое освоение территорий - условие укрепления суверенитета и демократии. Дееспособность и состоятельность местного самоуправления напрямую влияет на социальное самочувствие и гражданскую активность населения, в том числе - на явку избирателей во время выборов.

Для партии успех реформы и осуществление её с учетом потребностей местного самоуправления является приоритетом и предметом особой заботы. "Единая Россия" строит свою работу на основе постоянного и последовательного взаимодействия с органами местного самоуправления. Партия принимает активное участие во всех местных выборах. Она активно работает с уже избранными руководителями и депутатами органов местного самоуправления. В целях действенного участия в реформе Партия создала "Всероссийский совет местного самоуправления", общественную организацию, объединяющую актив местного самоуправления страны.

Партия осознает, что в местном самоуправлении скопилось немало проблем, многие из которых приобрели хронический характер. Более того, реформа местного самоуправления выводит из тени проблемы, к которым, казалось, местное самоуправление притерпелось, объективно ведет к обострению ряда хронических и возникновению новых недугов местного самоуправления.

Мы отдаем себе отчет в том, что лишь семь процентов муниципалитетов готовы к реализации закона о местном самоуправлении в финансово-экономическом отношении. Мы констатируем, что значительное количество поселений не располагает достаточным для эффективного функционирования и развития экономическим, кадровым и гуманитарным потенциалом, зачастую вновь избранным руководителям местного самоуправления не хватает знаний и опыта.

По данным Счетной палаты Российской Федерации только у двух процентов муниципалитетов расходы обеспеченны их собственными доходными источниками. У большинства муниципальных образований реальные расходы превышают доходы более, чем 2 раза. Налоги, зачисляемые в местный бюджет, не способны обеспечить необходимые доходы и не способствуют заинтересованности органов местного самоуправления в развитии экономики муниципальных образований.

Растет зависимость муниципалитетов от вышестоящих бюджетов. В то же время межбюджетные отношения далеки от совершенства. Существующие методики расчета не учитывают всех расходных обязательств муниципальных образований, размер трансфертов определяется, как правило, на основании практики предыдущих лет. Реально осуществляется неправомерная практика "планирования от достигнутого".

Тяжелым грузом легла на органы местного самоуправления обязанность финансировать ремонт и модернизацию жилищно-коммунального комплекса, которая находится в кризисном состоянии в результате многолетней безответственной политики государства. Для обеспечения этих обязательств с учетом кредиторской задолженности требуются средства, которых в местных бюджетах просто нет.

В сложившихся условиях местные власти не способны планировать и осуществлять социально-экономическое развитие муниципальных образований. Политика "затыкания дыр" приводит к дальнейшему ухудшению ситуации.

Все эти проблемы местного самоуправления - не "частности", которые могут быть устранены мерами декоративного характера. Это угрозы реформе, угрозы самому существованию местного самоуправления, и они могут быть преодолены только в процессе системной работы, в которой наравне участвуют муниципальные сообщества, эксперты, правительство, федеральные и региональные политические и административные элиты. Партия берется организовать эту работу.

Нам предстоит работа по формированию в стране организационно-правовых условий для развития местного самоуправления - работа многоаспектная, включающая в себя пересмотр /уточнение/ механизмов реализации ряда положений реформы. В ближайшее десятилетие эффективность развития местного самоуправления будет в значительной степени определять успех приоритетных национальных проектов, позитивные изменения в демографической ситуации и уровень доверия граждан к органам власти.

Политически и экономически взвешенное решение наделить весомыми полномочиями местные органы власти в стране принято. Работа по устранению избыточного государственного регулирования, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства существенно повысит ответственность и самостоятельность органов местного самоуправления за их развитие. В этих условия вполне оправдано закрепление за местными бюджетами налоговых поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса, причем с условием, что все дополнительные доходы, получаемые в этой связи местным бюджетом, не повлияют на нормативы отчислений из вышестоящих бюджетов. Все это станет возможно, если будет введено среднесрочное закрепление за муниципальными образованиями нормативов отчисления регулируемых налоговых источников, а в некоторых случаях - и минимального размера дотаций. В итоге мы будем иметь такую систему взаимоотношений органов власти на местах и такой общий климат требовательности и поощрения, которые бы обеспечили добросовестную конкуренцию между регионами, а также между муниципальными образованиями за привлечение капитала, рабочей силы, товаров и услуг. Это также будет способствовать устранению препятствий для реализации инвестиционных проектов, благоприятствовать развитию малого и среднего предпринимательства.

Назрела необходимость уже в ближайшее время:

в соответствии с новой региональной политикой, ориентированной на финансово-экономическую жизнеспособность (самостоятельность, самодостаточность) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внести отвечающие целям и приоритетам этой политики изменения в Бюджетный, Налоговый, Земельный, Водный, Градостроительный и Жилищный кодексы, а также в смежные законодательные акты;

в целях объективной оценки фактических расходных обязательств и доходов местного самоуправления поставить дело муниципальной статистики и мониторинга;

скорректировать /уточнить/ логику /нормы/ межбюджетных отношений, которые будут строиться на основе объективных расчетов законодательно установленных расходов муниципальных образований и создадут условия для существенного роста собственной доходной базы местного самоуправления. С 2009 года органы местного самоуправления необходимо наделить собственными финансовыми ресурсами в объеме, который соответствует объему их законодательно установленных расходных полномочий. Должна быть решена задача выравнивания уровня экономической состоятельности муниципальных образований. В этих целях на основе консультаций с муниципальным сообществом будут разработаны и внедрены эффективные и гибкие, а главное, стимулирующие муниципальную экономику, инструменты выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

определить механизм расчета минимальной финансовой обеспеченности расходных обязательств местного самоуправления в социальной сфере с позиции государственных гарантий конституционных прав граждан (социальных стандартов). За муниципальными образованиями на долгосрочной основе будут закреплены доходные источники для покрытия расходных обязательств в социальной сфере. Решение о закреплении этих источников за муниципальным уровнем бюджетной системы должно учитывать приоритеты региональной политики государства, а также опыт многих государств, признающих в качестве стратегического источника доходов местного самоуправления налог на недвижимость;

прогнозировать на долгосрочную перспективу развитие муниципальных образований на основе комплексной оценки их экономического и гуманитарного потенциала, закладывая в основу принципов территориальной организации самоуправления сложившиеся экономические, хозяйственные, социальные факторы, а также потенциал территорий. Принять закон "О программах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований", обязывающий все муниципальные образования, включая дотационные, разрабатывать и исполнять программы развития. Стратегии (комплексные программы) развития территорий станут основным инструментом управления муниципальными образованиями. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований станут основой политики пополнения бюджетов муниципальных образований. Широкое распространение получат индикативные подходы в управлении муниципальными образованиями, причем среди индикаторов ведущее место займут социальные и социокультурные показатели и стандарты, отражающие, в первую очередь, качество и образ жизни населения территорий. Эти программы станут составной частью межбюджетных отношений. Соответственно, необходимо разработать и внедрить методики бюджетирования, ориентированные на результат;

принять Федеральный закон "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального хозяйства". Государство обязано взять на себя часть расходов по реконструкции и модернизации ЖКХ, компенсировать проблемы, возникшие в результате многолетнего недофинансирования этой отрасли.

Осуществив эти новации, мы создадим исходные условия для развития и функционирования местного самоуправления, дадим толчок развитию России, существенно повысим уровень жизни ее граждан.

Таким образом, в ближайшие десять лет:

широкое распространение получат индикативные подходы в управлении муниципальными образованиями, причем среди индикаторов ведущее место займут социальные и социокультурные показатели и стандарты, т.е. отражающие, в первую очередь, качество и образ жизни населения территорий;

доходы муниципальных образований будут сбалансированы с реальными расходами (обязательствами и перспективными задачами развития) муниципальных образований; Не позднее чем в 2009 года органы местного самоуправления будут располагать собственными финансовыми ресурсами в объеме, который соответствует объему их законодательно установленных расходных полномочий, местные налоги будут составлять большую часть доходов местных бюджетов;

квалификация руководителей местного самоуправления позволит решать самые сложные задачи комплексного развития территорий. Активно будут формироваться деловые, интеллектуальные и административные элиты местного самоуправления. Федерация и субъекты Федерации окажут необходимую финансовую и организационную помощь в подготовке и переподготовке депутатов представительных органов местного самоуправления и муниципальных служащих. Организационную и методическую работу по обучению кадров возглавят формируемые в регионах советы муниципальных образований, а также общероссийское объединение муниципальных образований. Созданный партией "Всероссийский совет местного самоуправления", непосредственно, с учетом проблем, перспектив и потребностей конкретных муниципальных образований, будет участвовать в осуществлении реформы и решении задач местного самоуправления;

большинство муниципальных образований будут функционировать как конкурентоспособные и единые экономические зоны, характеризующаяся развитым рынком труда, общностью экономической, социальной и административной инфраструктуры;

в целом будет решена задача выравнивания уровня экономической состоятельности муниципальных образований. В этих целях на основе консультаций с муниципальным сообществом будут разработаны и внедрены эффективные и гибкие, а главное, стимулирующие муниципальную экономику, инструменты выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

стратегии и комплексные программы развития территорий станут основным инструментом управления муниципальными образованиями. На основе комплексных программ развития будут успешно осваиваться обеспечивающие конкурентоспособность модели и инструменты "экономик XXI века". Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований станут основой бюджетирования муниципальных образований.

Одновременно станут систематическими и обязательными консультации между органами государственной власти и субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления при формировании основ региональной политики, определении размера субвенций, направляемых в местные бюджеты для осуществления переданных государственных полномочий;

Партия убеждена: местное самоуправление - не "обоз", а "авангард" управления страной; не где-нибудь, но в городах, районах и поселениях решаются задачи будущности страны. Местное самоуправление - базовое звено суверенитета и демократии, и развитие местного самоуправления- приоритетная общенациональная задача. Реформа местного самоуправления, создание муниципальных образований на уровне поселений позволяют последовательно решать еще одну задачу – задачу экономического освоения территорий страны. Партия убеждена: местное самоуправление – не "обоз", а "авангард" в управлении страной; не где-нибудь, а в городах, районах и поселениях решаются задачи будущности страны. Местное самоуправление – базовое звено суверенитета и демократии. Развитие местного самоуправления является приоритетной общенациональной задачей.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме