09:36 01.12.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Конкурентоспособная экономика – будущее России
Партия "Единая Россия" провозглашает стратегию качественного обновления страны как суверенной демократии с целью создания условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина. Древо суверенной демократии способно привиться отнюдь не на любой экономической почве. Реальным суверенитетом обладают сегодня лишь те страны, чьи экономики настолько масштабны, что позволяют направлять ресурсы на широкий спектр стратегических инициатив. Не даром, наиболее суверенные государства входят в первую десятку стран по размеру ВВП с учетом паритета покупательной способности. Сегодня Россия в составе этого глобального "совета директоров". Демократия как форма правления также приобретает устойчивость лишь при определенном уровне экономического развития. Сегодня Россия обладает размером душевого ВВП достаточным, чтобы создать базис для стабильной демократии.
Так что же, если политика есть концентрированное выражение экономики, мы уже суверенны и демократичны? Да, сегодня мы во многом сами определяем судьбу своей страны и используем основные принципы демократии в управлении. Вопрос в качестве и устойчивости этих характеристик. Не секрет, что в мире есть государства, способные более активно формировать международную повестку дня. Занимая менее 3% в глобальном продукте, мы пока не можем реализовать все свои стратегические задачи. Не является тайной и то, что экономическая основа нашего суверенитета крайне уязвима и зависит от неподконтрольной нам конъюнктуры рынков сырья. Уровень развития демократических институтов также оставляет желать лучшего: тот путь, на который страны со старой школой демократии потратили сотни лет, нам приходится преодолевать за десятилетия. Поскольку между качеством институтов и экономическим развитием существует тесная связь, для ускорения эволюции политической системы необходимо ускорять эволюцию системы экономической.
Рентно-сырьевая экономика не может лежать в основе суверенной демократии, поскольку не обеспечивает стабильность высокого уровня благосостояния и разлагает демократические основы правления, позволяя легко концентрировать капитал в одних руках. Сегодня нам предоставлен уникальный шанс, когда политическая консолидация общества совпала с временным экономическим благополучием. Однажды подобный шанс уже был упущен: жируя на высоких нефтяных ценах, СССР проспал начало экономического цикла, основанного на информационных технологиях. Мы не должны повторить эту ошибку и обязаны направить наши усилия на изменение экономического уклада нашей страны. Конкурентоспособная экономика – вот истинная задача, стоящая сегодня перед нами, вот ключ к сохранению и дальнейшему развитию суверенной демократии.
Удалось ли нам продвинуться в этом направлении, ведь благоприятные условия для рывка возникли не сегодня? По отдельным направлениям прогресс очевиден. Несомненным успехом является достижение макроэкономической стабильности. Уже шесть лет последовательно снижается инфляция, которая в этом году впервые в новейшей истории достигнет однозначных чисел. Неплохой рост из года в год демонстрирует ВВП. В разы увеличились доходы населения. Быстрыми темпами сокращается бедность. Размеры государственного долга кардинально уменьшились, хотя еще несколько лет назад страна находилась на грани банкротства. Международные резервные активы превысили 270 млрд. долларов. Мы перестали сравнивать по размеру бюджет России с бюджетами отдельных штатов США: с 2000 года поступления возросли в 6 раз в долларовом выражении. Иностранные инвестиции ускоренно накапливаются. Увеличивается капитализация фондового рынка. Значимым индикатором экономических достижений стало присвоение России кредитных рейтингов инвестиционного класса ведущими международными агентствами.
Есть успехи и в создании институциональной инфраструктуры. Региональное законодательство приведено в соответствие с федеральным. Совершенствуется институт защиты частной собственности, в том числе интеллектуальной. Цивилизованный вид принял институт банкротства. Вступило в действие новое антимонопольное законодательство. Выстроен сквозной механизм установления тарифов на услуги естественных монополий. Упрощены процессы лицензирования предпринимательской деятельности и регистрации организаций.
Ощутимые изменения произошли в бюджетной и налоговой сферах. Искушения потратить легкие деньги удалось избежать. Конъюнктурные доходы не были направлены на текущие расходы бюджета, что позволило сохранить положительную макроэкономическую динамику. Окончательно выстроена система федерального казначейства, гарантирующая контроль за расходованием средств и размерами принимаемых учреждениями обязательств. Усовершенствованы механизмы государственных закупок. Национальные проекты заложили идеологическую основу для перевода бюджетного процесса с затратного принципа на систему бюджетирования, ориентированного на результат. Выстроена система удовлетворения финансовых претензий к бюджету. Разграничение ответственности между уровнями власти и местного самоуправления сделало более прозрачными межбюджетные отношения. Ушла в прошлое практика необеспеченных финансовых мандатов.
Количество налогов и сборов снижено более чем в три раза. В России создана двухуровневая система налогообложения. В то время, когда из сектора добычи природных ископаемых изымается более 50% добавленной стоимости, в обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки – менее 20%. Тем самым сформирован действенный механизм по перераспределению рентных доходов между секторами экономики с целью частичной иммунизации от "голландской болезни". Заложена основа для реформирования налогового администрирования.
Государство активно занимается экономикой. Объем капитальных вложений превысит 15% расходной части федерального бюджета в 2007 году. Еще более масштабные средства заложены в инвестиционные программы государственных компаний. Предложена проектная методика размещения государственных вложений на основе принципов частно-государственного партнерства через механизм инвестиционного фонда. Запущены проекты по развитию инновационного сектора путем использования таких инструментов как свободные экономические зоны, российская венчурная компания, банки развития и государственные лизинговые организации. Осуществляется модернизация крупнейших естественных монополий. Под эгидой государства проведена реструктуризация ряда отраслей с созданием крупных компаний, способных конкурировать на международных рынках. Государство все более активно поддерживает отечественный бизнес зарубежом, в том числе путем предоставления гарантий и субсидий по экспортным операциям.
Все эти проекты стало возможным осуществить в кратчайшие сроки исключительно благодаря политической консолидации власти. Партия "Единая Россия" играла в них центральную роль, обеспечивая благоприятный законодательный режим для модернизационного рывка.
Позволили ли все эти достижения создать конкурентоспособную экономику? Нет. Зависимость от сырьевого сектора не снижается. Налицо ряд признаков "голландской болезни". Избыток нефтедолларов спровоцировал безудержную ревальвацию рубля, что ослабило конкурентоспособность несырьевых секторов. Импорт прирастает грандиозными темпами. Неконтролируемые заимствования в иностранной валюте сырьевыми компаниями еще более усугубляют проблему. Отсутствие со стороны государства жесткого контроля за бюджетами государственных компаний приводит к экономически неэффективному перераспределению ресурсов. При формировании бюджета на 2007 год существенно ослаблены ограничения на текущие расходы. Если еще несколько лет назад бюджет мог вполне существовать при цене 12 долларов США за баррель нефти марки "Юралс", то сегодня речь идет уже о 37 долларах. С учетом выданных социальных авансов фактическая уязвимость бюджетной системы еще выше. Общестрановой государственный долг растет, несмотря на сокращение долга государственного. Не удалось избежать и самого серьезного последствия "голландской болезни" - отказа от жестких структурных преобразований. Административная и судебная реформа не принесли ожидаемых результатов. Фактически свернута реформа пенсионной системы и ЖКХ. Затягивается реформа бюджетного процесса.
В результате, по индексу глобальной конкурентоспособности, рассчитанному Всемирным экономическим форумом, за последний год мы переместились с 53 на 62 место среди 125 стран. Обладая рядом сильных сторон, среди которых особенно выделяется макроэкономическая стабильность – здесь мы занимаем 33 позицию, по отдельным направлениям наши показатели удручающи. Так, по качеству институциональной среды мы занимаем 114 место в мире. По сути это означает, что конкурентоспособность экономики страны сдерживается низкой конкурентоспособностью государства.
Концепция конкурентоспособности государства находится в неразрывной и органичной связи с концепцией конкурентоспособности экономики. Неэффективное государство становится непреодолимым барьером на пути развития бизнеса. Эффективное – лучшим катализатором. Через повышение конкурентоспособности государства – к повышению конкурентоспособности экономики – вот цель, которую ставит перед собой "Единая Россия".
Первой задачей на этом пути является формирование институциональной среды в виде механизмов обеспечения прав собственности, системы национальной безопасности и противодействия коррупции, эффективной судебной системы. Незыблемость и всемерная защита института частной собственности как основы рыночной экономики – ключевой элемент идеологии "Единой России". Любые нарушения этого принципа, в том числе проявляющиеся в форме фиктивных банкротств, рейдерства и бюрократического беспредела, неприемлемы для партии. В отдельный приоритет программной платформы выделено антикоррупционное направление. Коррупцию не победить карательными мерами против отдельных коррупционеров. Партией взят курс на создание постоянно действующей системы, направленной на уничтожение самой возможности злоупотребления властью в личных интересах.
Вторая задача - макроэкономическая стабильность. "Единая Россия" выступает за последовательное снижение инфляции и, в то же самое время, недопущение неподконтрольного укрепления национальной валюты. Ключевым инструментом решения этих задач является фискальная политика. В этой связи на первый план выдвигается реформа бюджетного процесса, которая позволит раскрыть огромный источник дополнительных средств за счет отказа от неэффективных расходов. Тем самым удастся без ущерба для социальной политики избежать наращивания объемов затрат сверх уровня прироста ВВП и нейтрализовать инфляцию. Еще один инструмент - контроль за бюджетами естественных монополий и государственных компаний с целью ограничения тарифов и заимствований в иностранной валюте. В этом направлении необходимо задействовать потенциал Счетной Палаты РФ. Целесообразна также реформа Центрального Банка РФ с целью разделения функций макроэкономического регулирования, банковского надзора и получения прибыли. Экономика испытывает потребность в дополнительных инвестициях, причем инвестициях частных. Лучший инструмент для этого – оптимизация системы финансовых рынков.
Третья задача - формирование материальной инфраструктуры экономики. Действующие энергетическая и транспортная системы не удовлетворительны. Требуются дополнительные инвестиции со стороны государства и государственных компаний. Ответственно выступая за ограничение текущих расходов бюджета, "Единая Россия" настаивает на наращивании капитальных вложений в инфраструктуру с использованием проектных подходов и механизмов частно-государственного партнерства.
Четвертая задача – формирование условий для справедливой конкуренции. Конкурентоспособность – продукт конкурентной борьбы. Именно монополизм удерживает Россию в самом конце списка стран по таким показателям как производительность труда и энергоемкость ВВП. Действия государства по созданию промышленных гигантов также зачастую приводят к ограничению конкуренции. В этом году у федеральной антимонопольной службы появился действенный механизм в виде профильного закона. Государство должно обеспечивать справедливую конкуренцию и во внешней торговле. Не секрет, что на международных рынках успеха добиваются те компании, которые поддерживаются экономической и политической мощью своих государств. Сегодня Россия начинает использовать схожие механизмы для укрепления национального бизнеса и эту практику необходимо развивать.
Именно создание справедливой конкуренции – цель вступления в ВТО. Конкурентоспособную экономику невозможно создать, пока Россия является единственной из крупных стран, остающейся за рамками единого механизма взаимных торговых обязательств и разрешения противоречий. Уже сегодня, находясь по степени защиты внутреннего рынка на уровне большинства стран – членов ВТО, Россия не в состоянии создать предпосылки для изменения структуры экспорта, подвергаясь необоснованным дискриминационным мерам. Вступление в ВТО безусловно послужит стимулом для создания конкурентоспособной экономики и путем интенсификации конкуренции внутри страны. Несмотря на достаточно длительный адаптационный период, предстоит интенсивная работа по сглаживанию структурных последствий ужесточения конкуренции. "Единая Россия" к подобной работе готова.
Пятая задача – придание экономике инновационного характера. Именно инновации лежат в основе небывало роста производительности и конкурентоспособности, характерного для развитых экономик. "Существует поразительный разрыв между тем объемом общественных ресурсов, которые направляются на создание новых знаний, и тем результатом, который получается в форме инноваций" - такой вывод делают эксперты ОЕСР в своем последнем докладе по России. Наша страна вкладывает значительно больше бюджетных средств в науку, чем государства с сопоставимым уровнем ВВП, и содержит количество научных сотрудников, сравнимое с самыми развитыми государствами. А в результате - ничтожно малое количество зарегистрированных патентов, из которых лишь 5% приобретаются для коммерческого использования. Скромные успехи демонстрирует и бизнес, который берет на себя лишь треть от общих расходов на инновации, тогда как в развитых странах – две трети. Доля НИОКР в этих расходах – около 16% и демонстрирует тенденцию к снижению. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет не более 0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Товары с высокой долей добавленной стоимости в нашем экспорте в страны ОЕСР не превышают 1%. В качестве приоритетных задач для изменения ситуации необходимо выделить защиту интеллектуальной собственности, реформирование научных институтов, создание конкурентной среды и налогового стимулирования.
Велика роль государства и в создании инфраструктуры для коммерционализации инноваций. Страны, которым удалось сформировать потоковую систему венчурного финансирования, можно пересчитать по пальцам одной руки. Государственная венчурная компания – положительный шаг в этом направлении. Основой данного проекта должен стать принцип отделения чиновников от принятия решений о распределении средств. Только передача данных функций бизнесу в рамках частно-государственного партнерства способно привести к эффекту, подобному израильскому, когда 100 миллионов долларов государственных вложений привели к созданию отрасли с капитализацией в 8 млрд. долларов в течение нескольких лет. Однако необходимо понимать, что инновационная экономика создается во многом руками бизнес-сообщества. Не далек тот час, когда ужесточение конкуренции и технических требований к продукции со стороны государства создадут и у нас серьезную мотивацию бизнесу двигаться в этом направлении. Первые шаги, включающие создание крупными компаниями собственных научных институтов и приобретение зарубежных предприятий – носителей передового знания, наблюдаются уже сегодня.
На смену сырьевой ренте должна прийти рента интеллектуальная. Подобная задача требует новых подходов к управлению человеческим капиталом. Здесь Россия сталкивается с серьезными вызовами. По такому показателю как индекс человеческого развития ООН мы находимся среди 177 стран на 65 месте. Демографическая проблема, особенно показатели продолжительности жизни, камнем тянет нас вниз. Не даром задача сбережения населения является одним из трех приоритетов партийной платформы "Единой России". Системы здравоохранения, социальной защиты и образования, сформированные в условиях уже исчезнувших парадигм жизнедеятельности, нуждаются в принципиальной модернизации.
В целом было бы неверным считать, что конкурентоспособное государство – единственное условие конкурентоспособности экономики. Бизнесу отводится не меньшая роль. По показателям качества стратегического планирования и менеджмента, рассчитанным Всемирным экономическим форумом, отечественные компании находятся лишь на 78 месте среди 121 участника. В этой связи, крайне важно осознать, что конкурентоспособная экономика как цель достижима только в том случае, если к ней стремится не только государство, но и бизнес, и все общество в целом.
Актуальных задач много, однако где же то ключевое звено, потянув за которое можно размотать всю цепь стоящих перед обществом проблем? С точки зрения "Единой России" первым на повестку дня сегодня выдвигается вопрос совершенствования условий политической конкуренции. Точно также как конкурентоспособная экономика куется в условиях экономической конкуренции, конкурентоспособное государство рождается в условиях конкуренции политических идей. Период реанимации страны от последствий тех экспериментов, которые с ней проводили как левые, так и правые политические силы, завершен. Этап "собирания страны" окончен. "Единая Россия" являлась основным двигателем этого процесса, создавая благоприятную законодательную среду для действий исполнительной власти. Однако сегодня вопрос темпа отходит на второй план и вперед выдвигается вопрос качества принимаемых решений, что требует абсолютно нового формата политической деятельности. Именно качество должно придать новое измерение всем аспектам целеполагания государства и общества. Мы должны удваивать не экономику, а конкурентоспособность экономики. Мы должны преумножать не население, а интеллектуальный потенциал населения. Мы должны увеличивать не государство, а эффективность государства. Именно тогда суверенитет и демократия приобретут устойчивое развитие.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме