12:00 28.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Иностранные банки начинают экспансию в Россию

Елена Панина: Иностранные банки начинают экспансию в Россию
22 ноября Центральный банк России проект "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год".

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина:

- Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год. В целом комитет поддерживает усилия Банка России по дальнейшему укреплению российской банковской системы. В то же время, у комитета имеется ряд замечаний к Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год.

Несмотря на достигнутые в 2006 году результаты в денежно-кредитной сфере, развитие российской банковской системы отстает от требований ускорения экономического роста. Практика показала, что применяемые Банком России меры по снижению являются недостаточно эффективными. По итогам 2006 года уровень инфляции может превысить принятые в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год 7-8,5 %.

Комитет считает, что одной из причин роста цен в российской экономике как общей тенденции (при наличии отдельных, как правило, конъюнктурных периодов замедления темпов их прироста) является недостаточно активная политика Банка России по развитию российской банковского системы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.

Несмотря на то, что Президент Российской Федерации обращал внимание на необходимость учитывать риски национальной экономики, связанные с укреплением рубля, этому вопросу не уделено должного внимания при разработке Основных направлений денежно-кредитной политики на 2007 год. Более того, заявлено, что Банк России не будет препятствовать повышению курса рубля. По-прежнему ставка делается на монетарные, я бы даже сказала ультрамонетарные методы в денежно-кредитной политике.

В настоящее время рост реального эффективного обменного курса рубля является значительным препятствием на пути качественного роста российской промышленности. Снижение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции ведет к сужению рынков ее сбыта, что чревато снижением темпов роста производства, в особенности в несырьевых обрабатывающих отраслях. Только за 9 месяцев 2006 года рост импорта составил 29%, а рост производства – около 5%. Аналогичная ситуация повторялась в предыдущие периоды, причем разрыв между этими показателями увеличивается.

Комитет отмечает, что дальнейшее замедление темпов роста промышленности из-за укрепления рубля может привести к снижению доходов населения и росту безработицы.
Комитет считает, что одной из причин роста цен в российской экономике и повышения уровня инфляции является недостаточно активная политика Банка России по развитию самой российской банковского системы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.

При избытке краткосрочной ликвидности банки ограничены в доступе к дешевым и долгосрочным ресурсам внутри страны и вынуждены привлекать заимствования извне. Банковский сектор по-прежнему слабо включен в финансирование производственных инвестиций (6,5 % по итогам 2005 года) и лишь 14 % кредитов были выданы предприятиям на срок более 3-х лет. Особо следует подчеркнуть, что при этом доминируют кредиты экспортно-ориентированным, главным образом сырьевым отраслям.

Тем не менее, в представленных Основных направлениях не нашли должного решения вопросы формирования долгосрочной ресурсной базы российских банков, не обозначены источники и пути увеличения их долгосрочных ресурсов, недостаточно проработаны меры, направленные на трансформацию через банковскую систему временно свободных денежных средств экономических агентов в долгосрочные инвестиции, прежде всего в промышленность, строительство и другие отрасли реального сектора экономики. В частности, речь идет о средствах страховых компаний, пенсионных фондов, бюджетных и внебюджетных фондов. Комитет считает, что данная задача должна решаться с использованием всего комплекса средств, находящихся в распоряжении Банка России.

В этой же связи Комитет считает экономически непродуманным предусмотренную в Основных направлениях возможность пересмотра Банком России в сторону повышения нормативов обязательных резервов кредитных организаций как одной из мер по ограничению прироста денежного предложения и снижению темпов инфляции.

Комитет поддерживает намечаемое Банком России дальнейшее снижение ставки рефинансирования Банка России (в 2006 году – 11 %), сближение процентных ставок по активам, номинированным в национальной и иностранной валютах, а также формирование условий для повышения роли процентных ставок при проведения денежно-кредитной политики.

Вместе с тем, в Основных направлениях не предусмотрены меры, которые оказывали бы влияние на снижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям реального сектора экономики (промышленности и других отраслей). Не предусмотрены также и меры по предотвращению сложившейся монополии на рынке процентных ставок по этим кредитам. Так, рыночные ставки по кредитам предприятиям составляют 18-20 %, что является недопустимым, особенно при кредитовании малого и среднего бизнеса. Это является одной из причин понижения в 2006 году темпов прироста кредитов нефинансовым организациям и роста заимствований за рубежом.

При разнице в процентных ставках в России и на международных финансовых рынках в текущем году у российских организаций сохранялась тенденция к росту внешних займов. Так, внешние обязательства нефинансовых организаций увеличились на 37,7 млрд. долларов США, банковского сектора – на 27,7 млрд. долларов США.

Такое положение не может считаться приемлемым. В течение последнего года иностранные банки активно наращивают свое присутствие в российском банковском сегменте экономики. Так, если на начало 2005 года доля иностранных инвестиций в совокупном капитале российских банков составляла 6,2 %, то к началу 2006 года она достигла 11,2 %, то есть выросла почти вдвое.

Следует учитывать, что иностранные банки имеют явные преимущества перед российскими банками по пассивам и высокий уровень развитости по предоставлению услуг, в том числе долгосрочных кредитов. Поэтому с ожидаемым вступлением России в ВТО позиции иностранных банков на российском рынке будут укрепляться (хотя и существуют ограничения на открытие в России филиалов иностранных банков), а проблема конкурентоспособности российской банковской системы – обостряться. По различным оценкам, доля нерезидентов в капитале российских банков может превысить 15 %.

Комитет считает, что без принятия кардинальных мер это может привести к росту влияния крупных зарубежных транснациональных компаний и повышению риска потери российской банковской системы независимости, как это произошло в Восточной Европе. На последнем Госсовете Президент России справедливо отметил, что конкурентоспособная банковская система – это неотъемлемая часть суверенитета России.

Одним из способов роста конкурентоспособности российских банков является их укрупнение. Такая тенденция уже наметилась: за 9 месяцев 2006 года количество кредитных организаций в России сократилось с 1270 до 1211, число прибыльных банков уменьшилось с 1226 до 1155, одновременно возросла доля убыточных банков с 44 до 53. К сокращению числа банков, прежде всего мелких (которые составляют практически половину всех кредитных организаций страны) приведет также и изменение с 1 января 2007 года требований к минимальному размеру собственного капитала банков (до 5 млн. евро в рублевом эквиваленте). Принимая в целом необходимость таких мер, отметим для сравнения, что число банков в США составляет по состоянию на 2005 год 7475, а в Германии – 2400.

При этом нельзя забывать о возможностях средних банков, многие из которых фактически выполняют функции расчетных центров или финансовых компаний (в условиях слаборазвитой сети филиалов банков – на каждые 100 тысяч жителей приходится в среднем 11 банковских отделений, это в разы меньше, чем в США и странах ЕС). То есть, проводя политику укрупнения российских банков, необходимо формировать механизмы и условия для расширения ими собственной филиальной сети, особенно в регионах России.
Комитет считает, что именно на комплексное решение указанных выше проблем и должны быть направлены усилия Банка России в 2007 году.

С учетом вышеизложенного комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год, представленные Центральным Банком Российской Федерации.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме