18:48 21.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Инструментами ВТО нужно еще научиться пользоваться
Член фракции "Единая Россия" заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексей Лихачев:
- ВТО – это , количество стран участниц на сегодняшний день 150. То есть это практически все независимые экономики, которые формируют правила мировой торговли. На долю стран участниц ВТО приходится 98% мирового торгового оборота. Вступление в эту организацию представляет собой длительный и непростой процесс, поскольку требуется очень большое согласование. Россия ведет эти переговоры достаточно давно около 14 лет, но это не самый большой срок таких переговоров. В чем риски нашего будущего членства в ВТО?
В любой организации существует входная плата за билет, в ВТО такой платой являются обязательства ее членов. Рамки этих обязательств и есть предмет многолетних переговоров. Вопрос обязательств это вопрос баланса интересов российских поставщиков и возможность . Только такой баланс способен придать импульс развитию нашей экономики. По моему мнению, условия, на которых Россия заключила соглашение с ВТО, как раз представляют вариант такого баланса
Риск первый - это обострение конкуренции практически во всех отраслях. Однако это процесс объективный: независимо от нашего членства в ВТО наши таможенные тарифы уменьшаются, а на российский рынок приходят иностранные производители. И в этом смысле участие России в процессе развития экономической глобализации неизбежно. В интересах потребителя приход новых товаров на наш рынок, стабильность цен и здоровая конкуренция за качество товара. Задача государства обеспечить, чтобы приход иностранных производителей не носил фатального характера для наших поставщиков услуг и производителей.
Второй риск – это необходимость срочного обновления всей экономической доктрины. Само по себе членство в ВТО не дает автоматического преимущества, нужно еще научиться пользоваться инструментами регулирования внутри самой ВТО. Это дело непростое, оно касается переосмысления нашей экспортной политики и создания государственных или даже общественно государственных структур, которые способны эффективно представлять интересы российской экономики на мировой торговой площадке.
Третий риск - это необходимость подобрать инструменты государственного протекционизма и сделать механизмы этого протекционизма более современным как на внешнем, так и на внутреннем рынке. ВТО организация экспортеров, поэтому дополнительную поддержку получают экспортеры не только энергоносителей, но и металлурги, нефтехимики, машиностроители и т.д. Другие отрасли могут ощутить на себе серьезную конкуренцию, это отрасли, связанные с рынком товаров народного потребления. Но чтобы этого не случилось, государство должно наводить порядок в экономике. Любой руководитель предприятия текстильной промышленности вам скажет, что ему наносят ущерб не марки "от кутюр" на нашем рынке, а нелегальный импорт, который приходит неправедными путями на территорию России. Поэтому очень важно навести порядок в таможенной политике перевести весь импортный поток в разряд "белого". Плюс ко всему в Думе дорабатывается "Закон о защитных мерах", депутаты "Единой России" принимают в нем самое деятельное участие. В случае наличия демпинга или нарастания потока серого импорта по заниженным ценам государство вправе принимать серьезные меры по ограничению этого импорта, увеличению таможенного тарифа.
Резюмируя негативную часть, я хотел бы перефразировать известную пословицу: если ты не занимаешься политикой, значит она займется тобой. Применительно к ВТО это звучит так: если мы спрячем голову в песок от вопросов обострения конкуренции, интернационализации рынка, то в конечном итоге мы просто потеряем конкурентное преимущество. Если же мы подойдем к проблеме активно, участвуя через ВТО в продвижении российских товаров и услуг, участвуя в образовании обновленных правил мировой торговли, мы сможем защитить свою экономику и получить прибыль от торговли.
Какие выгоды дает нам ВТО?
Первое. Мы участвуем в выработке стратегии формирования мировой торговли. Принципы эти формируются непросто: внутри ВТО много групп интересов, много разных точек влияния, но с учетом возрастающего авторитета России мне кажется, мы сможем сыграть свою роль в ВТО крайне эффективно.
Второе. В среднесрочной перспективе нам надо уменьшить количество дискриминационных мер против российского экспорта. Ущерб от них сегодня оценивается специалистами в 300 млрд долларов в год. И инструмент ВТО единственный способ борьбы с экономической дискриминацией России.
Третье. Политический эффект присоединения. Как сказал президент, это некий знак качества российской экономики, это признанная мировым сообществом ее рыночность, ее объективность и конкурентоспособность. В этом смысле это хороший сигнал нашим партнерам для проведения совместных проектов и инвестиционной деятельности. Это серьезная дополнительная гарантия, в которой мировая экономика увидит для себя возможность взаимодействия с экономикой российской.
Главная задача, которую нам нужно решить это вступление в союзы стран внутри ВТО. При этом не обязательно вступать в уже существующие группы (допустим в Кернскую группу, куда входят производители сельхозпродукции) можно переформатировать структуру ВТО и организовывать новые союзы. У нас есть ряд общих интересов со странами, демонстрирующими высокие темпы развития это – Китай, Индия, Бразилия. Таким путем Россия может продолжить свою историческую миссию соединительного моста между востоком и западом разными культурами и экономиками.
Международное значение вступления России в ВТО комментирует член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев:
- На саммите в Ханое было запротоколировано завершение двусторонних переговоров между Россией и США по вопросу вступления в ВТО. Нам предстоит еще разобраться с неожиданными претензиями Грузии и Молдавии, но я думаю, что здесь не будет больших проблем. Не позволит мировое сообщество тормозить искусственным образом вступление России в ВТО. Предстоят еще многосторонние переговоры рабочей группы в Женеве, на это по оценкам МЭРТ уйдет еще шесть месяцев. Китай вел такие переговоры 20 месяцев, тем не менее, задача вступления России в ВТО в конце будущего года представляется мне вполне выполнимой. Без сомнения вступление России в ВТО несет гораздо больше плюсов, чем минусов. Были проведены очень жесткие переговоры и ни по одной позиции, которая бы ущемляла интересы российских импортеров или производителей мы не уступили. В этом смысле итог переговоров существенно отличается от переговоров Украины, которая, стремясь попасть в ВТО любыми средствами раньше России, "сдала" ряд принципиальных для себя позиций. Это может негативно сказываться на украинской экономике. С Россией такого не произойдет. Во всяком случае, на этот счет есть твердые гарантии со стороны всех министерств и ведомств, участвовавших в переговорах. У нас есть достаточно консолидированная позиция российского бизнеса, который не видит во вступлении в ВТО никакой для себя угрозы, а видит расширение возможностей.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме